Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 86.
Тема раздела: ДЕНЬ СМЕХА
Тема: Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
Проверка домашнего задания.
Выставка иллюстраций. Выразительное чтение.
II. Развитие
умений.
2 4 2 3 2 1 4
Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
1. Работа с текстом до чтения.
– Прочитайте название, фамилию автора. Вы согласны с утверждением, которое
автор вынес в заглавие рассказа? Почему? Объясните.
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2014
1– Прочитайте формулировку темы урока. Как бы вы ответили на этот вопрос? А
хотите знать, что думает об этом писатель Виктор Драгунский?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение части 1 (дети читают самостоятельно, про себя).
2. Выявление первичного восприятия.
– В части 1 сначала смеются Дениска и Мишка. Над чем?
– Нужно ли пояснить, кто такие лемуры? (Лемур – полуобезьяна с длинным
хвостом и удлинёнными задними конечностями. Живёт в тропических лесах.)
– А в конце этой части Дениска смеётся один. Почему?
– Можете ли уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора?
3. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение).
При чтении части 2 в конце нужно провести диалог с автором:
После предложения «Они оба на меня смотрели и хохотали» (Они смеялись
почемуто или над кемто?)
«…мы этого ещё не проходили» (А Дениске было смешно? Почему?)
«…такого скоро выгонят из школы» (Вы поняли, почему Дениска ушёл? Что он
чувствовал?)
При чтении части 3 нужен небольшой комментарий:
«…я могу уйти из дома прямо на целину» (Что такое целина, куда собрался
Дениска? Это освоение никогда не паханной земли в Казахстане, Поволжье,
Сибири. В 1954–1960 годы в эти места ехали люди, особенно молодёжь, чтобы
осваивать, покорять дикие степи, пахать землю и выращивать урожай хлеба.)
– Вот как Дениска обиделся на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он
даже собирался уйти из дому на целину!
4. Обобщающая беседа.
а) – Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу? (Слушаем версии
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
© ООО «Баласс», 2014
24. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
детей.) А почему всётаки он обиделся? (Принял задачу на свой счёт, решил,
что несправедливо папа про него говорит; обиделся, что папа с Мишкой
смеялись.)
б) – Почему папа первый подошёл к Дениске, нашёл его за вешалкой? (Папа
понял, что Дениска обиделся, чувством юмора он ещё не обладает в полной
мере. Папа старается смягчить ситуацию и помочь сыну научиться смеяться над
собой.)
в) – Есть ли у Дениски чувство юмора? (Не совсем.) А у его отца? (Конечно.
Задачку придумал смешную и полезную.)
г) – Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (Задача заставила сына
задуматься о своём обычном поведении и критически взглянуть на себя со
стороны.)
5. Самостоятельное перечитывание текста про себя, выполнение заданий по
вариантам.
I вариант: выписать ключевые слова.
II вариант: составить простой план.
Проверка по окончании работы.
3. Работа с текстом после чтения.
1. Итоговая беседа.
– Как бы вы теперь ответили на вопрос темы урока?
– Как вы думаете, кому живётся лучше: человеку, обладающему чувством
юмора, или тому, кто не имеет этого чувства?
– А у вас есть чувство юмора?
– Чему научил вас рассказ В. Драгунского?
2. Рассказ учителя о В. Драгунском.
В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и
© ООО «Баласс», 2014
3эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы,
бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый это
был Дед Мороз. В. Драгунский одно время работал клоуном в
цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном – в лохматом рыжем
парике. Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт
выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение. Когда у В.
Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные
истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы», потом «Он живой и
светится», «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом». Всего
В. Драгунский написал около 90 рассказов.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Пересказать рассказ, используя план и опорные слова.
2. Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора?
Примечание.
В учебнике помещено несколько рассказов В. Драгунского. Все они написаны от
лица их главного героя – Дениски Кораблёва.
После чтения рассказа «Надо иметь чувство юмора» можно провести
специальный обобщающий урок, посвящённый личности и характеру Дениски.
Материалы к уроку учитель найдёт в статье И.И. Тихомировой «Герои
персонажи детских книг на уроках чтения», которая опубликована в журнале
. Итог.
ΙΙΙ
IV. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014
4«Начальная школа: плюс – минус», № 10/1999, с. 28–32. Этот урок можно
провести и позже – после чтения рассказа «Арбузный переулок».
© ООО «Баласс», 2014
5