Лекция № 12 Программирование линейных алгоритмов

  • ppt
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лекция № 12 Программирование линейных алгоритмов.ppt

Составила преподаватель информатики и ИКТ
Шумская Л.А.

Лекция №12: «Программирование линейных алгоритмов»

Цели занятия: познакомить со структурой линейных программ в Паскале, основными типами данных, назначением и синтаксисом операторов ввода/вывода, присваивания, сформировать правильный стиль оформления программ.
Задачи:
Образовательные: научиться составлять программы в линейной структуры; рассмотреть Правила записи арифметических выражений, операторы ввода, вывода, присваивания.
Развивающие: развивать алгоритмическое и логическое мышление, навыки общения с компьютером, умение анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать.
Воспитательные: воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию, информационную культуру обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивость.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 10 кл. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю.– М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2015. – 264с.
2. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 11 кл. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю.– М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2015.– 224с.
3. Семакин И.Г. Основы программирования: учебник./ Семакин И.Г., А.П. Шестаков– М.: Мастерство, 2002. – 432 с. ISBN 5-294-00054-7
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в информационной деятельности / Е.В. Михеева. - 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.

ПАСКАЛЬ

Программирование линейных алгоритмов

Автор языка Паскаль
Структура программы на Паскале
Оператор ввода
Оператор присваивания
Оператор вывода
Правила записи арифметических операций
Порядок выполнения операций
Некоторые типы данных в Паскале
Встроенные функции
Задания для программирования

4

Язык программирования Pascal

Язык программирования Pascal был разработан профессором Цюрихского Федерального технологического института Никлаусом Виртом в 1970 г.

Профессор Никлаус Вирт -

— живая легенда в мире программирования, блестящий инженер и глубокий исследователь, удостоенный в 1984 г. премии им. Тьюринга среди прочего за разработку языка программирования Паскаль, с которым знаком каждый школьник.
Тьюринговская премия — аналог Нобелевской и высшая почесть в информатике.
В 2005 г. Никлаус Вирт посетил Россию. Он побывал с лекциями и встречами в С.-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Томске.

Язык программирования Pascal входит в группу широко распространенных языков.
Язык Паскаль был создан в конце 60-х годов Н. Виртом как специальный язык для обучения студентов. Однако вскоре из-за реализации в нем прогрессивных идей того времени получил распространение среди программистов.
Было время, когда Паскаль широко использовался для написания прикладных программ и даже как язык системного программирования. Программное обеспечение многих мини- и микрокомпьютеров было написано на Pascal.

Процесс решения задач на компьютере

это совместная деятельность человека и компьютера. Этот процесс можно представить в виде нескольких последовательных этапов:
постановка задачи;
математическое или информационное моделирование;
алгоритмизация;
программирование;
тестирование и отладка программы;
анализ результатов.

Структура программы

Program ; {Заголовок программы}
Var <переменные>; {описание переменных}
begin
<программа>; {операторы}

end.
Имя программы, раздел описания переменных и каждый оператор отделяются друг от друга точкой с запятой. В конце программы после end – точка.

Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2-х чисел

Var a,b,c: integer;

Begin

Write(‘a=‘);
Readln(a);
Write(‘b=‘);
Readln(b);
C:=a+b;

Writeln(c);

End.

ОПЕРАТОР ВВОДА

READ(a); - переменной а присваивается, введенное с клавиатуры. Ввод заканчивается нажатием Enter.

READLN(a); – значение переменной а также вводится с клавиатуры, но курсор переходит на новую строку.

READLN(a, b); – значения переменных а и b задаются с клавиатуры. Переменные вводятся через пробел или после каждого значения нажимают Enter.
Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Еnter.

ОПЕРАТОР ВВОДА

При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln (a);
Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.

Пример:
Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Write (‘a=’);
Readln(а);
На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.

ПЕРЕМЕННЫЕ

Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение.

Имена переменных состоят из латинских букв и цифр, начинаются только с буквы.

!!! Имена переменных не должны совпадать с операторами или служебными словами языка Паскаль!

Например, именем переменной не могут быть: begin, var, read и т.п.

ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ

Для изменения значений переменных используется оператор присваивания, в языке Паскаль он обозначается так:
<имя переменной>:=<выражение>;

Пример:
а:=2;
b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных
трех команд переменная S принимает значение равное 10.

ОПЕРАТОР ВЫВОДА

WRITE (x); - выводит на экран значение переменной х, курсор остается в этой же строке.

WRITELN (x); - выводит на экран значение переменной х, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.

ОПЕРАТОР ВЫВОДА

В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Пример:
Writeln('Мне 16 лет'); На экране появится: Мне 16 лет

a:=1;
Writeln('Я учусь на ', а,' курсе ГПОУ ДЭМТ');
На экране появится: Я учусь на 1 курсе ГПОУ ДЭМТ

х:=3; у:=6;
Writeln(х+у,' рублей');
На экране появится: 9 рублей


Правила записи арифметических операций

Математика

Паскаль

Сложение
C=a+b


C:=a+b;

Вычитание
c=a-b


C:=a-b;

Умножение
C=ab или x=5a


C:=a*b; или x:=5*a;

Деление
X=a:c


x:=a/c;

Порядок выполнения операций

Операции в скобках
Умножение (*) и деление (/)
Целочисленное деление (DIV и MOD)
Сложение (+) и вычитание (-)

Пример:
А * А + В /4 – 12 * С
1 4 2 5 3

A + ((C – D) / (2 + K) – 1) * B
6 1 3 2 4 5

Какие типы у переменных?

Когда мы выполняем операцию деления или извлекаем квадратный корень, то результат наших вычислений - …?

- вещественное число, состоящее из целой и дробной части.

Диапазон

Занимаемая память

-32768…+32767 -2147483648… +2147483647

2 байта 4 байта

Обозначение

INTEGER LongInt

Наименование

Целый Длинный целый

10-38 – 1037

6 байт

1 из 256 символов

1 байт

REAL

CHAR

STRING

Вещественный

Символьный

Строковый

Раздел описания переменных начинается со слова VAR (сокращение от английского слова variable – переменная) и размещается перед основным блоком программы (перед первым BEGIN). После имен переменных через двоеточие указывается их тип. Константы описываются в разделе с рубрикой CONST, там же указывается их значение.

VAR a, b: real; i, j: integer;

CONST g=9.81; …..

1.

2.

Некоторые типы переменных

Можно ли в Паскале вычислить …

X2 =?
Sin(x)=?
Корень квадратный?
Модуль числа…?

Да! В Паскале имеются следующие встроенные функции:

Встроенные функции

Обращение

Действие

Тип аргумента

Тип результата

PI

Вызов числа « пи » - 3,14159…

-

Вещ.

SIN(X)

Синус веществ. х

Вещ.

COS(X)

косинус

ARCTAN(X)

арктангенс

SQR(X)

Квадрат х

Цел./Вещ.

SQRT(X)

Квадратный корень

Вещ.

ABS(X)

Абсолютная величина (модуль х)

Цел./Вещ.

ROUND(X)

округление

Вещ.

Цел.

TRUNC(X)

Отбрасывание дробной части х

EXP(X)

ех

LN(X)

Натуральный логарифм

RANDOM

Случайное число из диапазона(0-1)

-

Вещ.

RANDOM(X)

Случайное число из диапазона (0-х-1)

Цел.

Задача 1

Даны катеты прямоугольного треугольника a и b. Вычислить площадь треугольника и его периметр.
S = ? S=ab/2
p = ? P=a+b+c a c
С=?

b
Проверка: для а=3 и b=4 площадь (S) = 6.0
периметр (p) = 12.0

1. Проработать лекционный материал.
2. Решить задание по вариантам (согласно первой букве фамилии):
А, Ц, С, Ч, П ,Э,М – 1 вариант;
Б, Ж, Х, Т, Ш, Ю, Л – 2 вариант;
В, З, Н, У, Щ, Я, Р, – 3 вариант;
Г, И, О, Ф, Е, Д – 4 вариант.
3. Решить задачи.

Домашнее задание

Задание

Составить программы для вычисления значений математических выражений:

                                                                                                                                                                                                                             

 b)

 a)

c)

d)

e) 

Написать 1) блок-схему; 2) программу.

Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1)     При А=2;
2)     При А=5;
3)     При А=7.

Вариант 1

Написать 1) блок-схему; 2) программу.

Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1)     При А=2;
2)     При А=5;
3)     При А=7.

Вариант 2

Написать 1) блок-схему; 2) программу.

Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1)     При А=2;
2)     При А=5;
3)     При А=7.

Вариант 3

Написать 1) блок-схему; 2) программу.

Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1)     При А=2;
2)     При А=5;
3)     При А=7.

Вариант 4

Задачи

В углу прямоугольного двора размером AхB стоит прямоугольный дом размером CхD. Подсчитать площадь дома, свободную площадь двора и длину забора. Примечание: в углу, где дом, забора нет.

Радиус окружности равен R. Вычислить длину окружности и площадь круга. Результаты печатать с 5 знаками после десятичной точки.

Автомобиль t1 часа ехал со скоростью v1 км/час и t2 часа со скоростью v2 км/час. Вычислить среднюю скорость автомобиля (она равна суммарному пути, деленному на суммарное время).

Спасибо за занятие!

Посмотрите также