Составила преподаватель информатики и ИКТ
Шумская Л.А.
Лекция №12: «Программирование линейных алгоритмов»
Цели занятия: познакомить со структурой линейных программ в Паскале, основными типами данных, назначением и синтаксисом операторов ввода/вывода, присваивания, сформировать правильный стиль оформления программ.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 10 кл. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю.– М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2015. – 264с.
2. Семакин И.Г. Информатика: учебник для 11 кл. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Шеина Т.Ю.– М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2015.– 224с.
3. Семакин И.Г. Основы программирования: учебник./ Семакин И.Г., А.П. Шестаков– М.: Мастерство, 2002. – 432 с. ISBN 5-294-00054-7
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в информационной деятельности / Е.В. Михеева. - 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 384 с.
ПАСКАЛЬ
Программирование линейных алгоритмов
Автор языка Паскаль
Структура программы на Паскале
Оператор ввода
Оператор присваивания
Оператор вывода
Правила записи арифметических операций
Порядок выполнения операций
Некоторые типы данных в Паскале
Встроенные функции
Задания для программирования
4
Язык программирования Pascal
Язык программирования Pascal был разработан профессором Цюрихского Федерального технологического института Никлаусом Виртом в 1970 г.
Профессор Никлаус Вирт -
— живая легенда в мире программирования, блестящий инженер и глубокий исследователь, удостоенный в 1984 г. премии им. Тьюринга среди прочего за разработку языка программирования Паскаль, с которым знаком каждый школьник.
Тьюринговская премия — аналог Нобелевской и высшая почесть в информатике.
В 2005 г. Никлаус Вирт посетил Россию. Он побывал с лекциями и встречами в С.-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Томске.
Язык программирования Pascal входит в группу широко распространенных языков.
Язык Паскаль был создан в конце 60-х годов Н. Виртом как специальный язык для обучения студентов. Однако вскоре из-за реализации в нем прогрессивных идей того времени получил распространение среди программистов.
Было время, когда Паскаль широко использовался для написания прикладных программ и даже как язык системного программирования. Программное обеспечение многих мини- и микрокомпьютеров было написано на Pascal.
Процесс решения задач на компьютере
это совместная деятельность человека и компьютера. Этот процесс можно представить в виде нескольких последовательных этапов:
постановка задачи;
математическое или информационное моделирование;
алгоритмизация;
программирование;
тестирование и отладка программы;
анализ результатов.
Структура программы
Program
Var <переменные>; {описание переменных}
begin
<программа>; {операторы}
end.
Имя программы, раздел описания переменных и каждый оператор отделяются друг от друга точкой с запятой. В конце программы после end – точка.
Блок-схема и линейная программа вычисления суммы 2-х чисел
Var a,b,c: integer;
Begin
Write(‘a=‘);
Readln(a);
Write(‘b=‘);
Readln(b);
C:=a+b;
Writeln(c);
End.
ОПЕРАТОР ВВОДА
READ(a); - переменной а присваивается, введенное с клавиатуры. Ввод заканчивается нажатием Enter.
READLN(a); – значение переменной а также вводится с клавиатуры, но курсор переходит на новую строку.
READLN(a, b); – значения переменных а и b задаются с клавиатуры. Переменные вводятся через пробел или после каждого значения нажимают Enter.
Если значения вводились через пробел, то после ввода следует нажать Еnter.
ОПЕРАТОР ВВОДА
При работе с простыми переменными рекомендуется использовать команду Readln (a);
Перед каждой командой ввода рекомендуется выводить на экран поясняющий текст с информацией о том, что именно нужно ввести.
Пример:
Запросить с клавиатуры значение переменной а.
Write (‘a=’);
Readln(а);
На экране появится а= и после знака равно будет мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры числа. После ввода числа необходимо нажать Enter.
ПЕРЕМЕННЫЕ
Переменная – величина, которая в процессе выполнения программы может менять свое значение.
Имена переменных состоят из латинских букв и цифр, начинаются только с буквы.
!!! Имена переменных не должны совпадать с операторами или служебными словами языка Паскаль!
Например, именем переменной не могут быть: begin, var, read и т.п.
ОПЕРАТОР ПРИСВАИВАНИЯ
Для изменения значений переменных используется оператор присваивания, в языке Паскаль он обозначается так:
<имя переменной>:=<выражение>;
Пример:
а:=2;
b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных
трех команд переменная S принимает значение равное 10.
ОПЕРАТОР ВЫВОДА
WRITE (x); - выводит на экран значение переменной х, курсор остается в этой же строке.
WRITELN (x); - выводит на экран значение переменной х, после вывода курсор переходит в начало следующей строки экрана.
ОПЕРАТОР ВЫВОДА
В качестве параметров в круглых скобках может быть указан текст сообщения (текст записывается в апострофах ' ') и имя переменной (записывается без апострофов), значение которой нужно вывести. Между выводимыми элементами ставится запятая.
Пример:
Writeln('Мне 16 лет'); На экране появится: Мне 16 лет
a:=1;
Writeln('Я учусь на ', а,' курсе ГПОУ ДЭМТ');
На экране появится: Я учусь на 1 курсе ГПОУ ДЭМТ
х:=3; у:=6;
Writeln(х+у,' рублей');
На экране появится: 9 рублей
Правила записи арифметических операций
Математика | Паскаль |
Сложение |
|
Вычитание |
|
Умножение |
|
Деление |
|
Порядок выполнения операций
Операции в скобках
Умножение (*) и деление (/)
Целочисленное деление (DIV и MOD)
Сложение (+) и вычитание (-)
Какие типы у переменных?
Когда мы выполняем операцию деления или извлекаем квадратный корень, то результат наших вычислений - …?
- вещественное число, состоящее из целой и дробной части.
Диапазон
Занимаемая память
-32768…+32767-2147483648…+2147483647
2 байта4 байта
Обозначение
INTEGERLongInt
Наименование
ЦелыйДлинный целый
10-38 – 1037
6 байт
1 из 256 символов
1 байт
REAL
CHAR
STRING
Вещественный
Символьный
Строковый
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (сокращение от английского слова variable – переменная) и размещается перед основным блоком программы (перед первым BEGIN). После имен переменных через двоеточие указывается их тип. Константы описываются в разделе с рубрикой CONST, там же указывается их значение.
VAR a, b: real; i, j: integer;
CONST g=9.81; …..
1.
2.
Некоторые типы переменных
Можно ли в Паскале вычислить …
X2 =?
Sin(x)=?
Корень квадратный?
Модуль числа…?
Да! В Паскале имеются следующие встроенные функции:
Встроенные функции
Обращение | Действие | Тип аргумента | Тип результата |
PI | Вызов числа « пи » - 3,14159… | - | Вещ. |
SIN(X) | Синус веществ. х | Вещ. | |
COS(X) | косинус | ||
ARCTAN(X) | арктангенс | ||
SQR(X) | Квадрат х | Цел./Вещ. | |
SQRT(X) | Квадратный корень | Вещ. | |
ABS(X) | Абсолютная величина (модуль х) | Цел./Вещ. | |
ROUND(X) | округление | Вещ. | Цел. |
TRUNC(X) | Отбрасывание дробной части х | ||
EXP(X) | ех | ||
LN(X) | Натуральный логарифм | ||
RANDOM | Случайное число из диапазона(0-1) | - | Вещ. |
RANDOM(X) | Случайное число из диапазона (0-х-1) | Цел. | |
Задача 1
Даны катеты прямоугольного треугольника a и b. Вычислить площадь треугольника и его периметр.
S = ? S=ab/2
p = ? P=a+b+c a c
С=?
b
Проверка: для а=3 и b=4 площадь (S) = 6.0
периметр (p) = 12.0
1. Проработать лекционный материал.
2. Решить задание по вариантам (согласно первой букве фамилии):
А, Ц, С, Ч, П ,Э,М – 1 вариант;
Б, Ж, Х, Т, Ш, Ю, Л – 2 вариант;
В, З, Н, У, Щ, Я, Р, – 3 вариант;
Г, И, О, Ф, Е, Д – 4 вариант.
3. Решить задачи.
Домашнее задание
Написать1) блок-схему; 2) программу.
Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1) При А=2;
2) При А=5;
3) При А=7.
Вариант 1
Написать1) блок-схему; 2) программу.
Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1) При А=2;
2) При А=5;
3) При А=7.
Вариант 2
Написать1) блок-схему; 2) программу.
Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1) При А=2;
2) При А=5;
3) При А=7.
Вариант 3
Написать1) блок-схему; 2) программу.
Вычислить площадь заштрихованной фигуры:
1) При А=2;
2) При А=5;
3) При А=7.
Вариант 4
Задачи
В углу прямоугольного двора размером AхB стоит прямоугольный дом размером CхD. Подсчитать площадь дома, свободную площадь двора и длину забора. Примечание: в углу, где дом, забора нет.
Радиус окружности равен R. Вычислить длину окружности и площадь круга. Результаты печатать с 5 знаками после десятичной точки.
Автомобиль t1 часа ехал со скоростью v1 км/час и t2 часа со скоростью v2 км/час. Вычислить среднюю скорость автомобиля (она равна суммарному пути, деленному на суммарное время).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.