Лекция "Основные структурные элементы урока"
Оценка 5

Лекция "Основные структурные элементы урока"

Оценка 5
Лекции
doc
русская литература +2
Взрослым
28.03.2021
Лекция "Основные структурные элементы урока"
Лекция "Основные структурные элементы урока"
Основные+структурные+элементы+урока.doc

Основные структурные элементы урока.

В структуре урока О. Н. Киселева выделяет следующие элементы:

− организационный момент;

− сообщение темы, целей, задач урока;

− подготовка учащихся к восприятию нового материала

(актуализация опорных знаний, умений, навыков);

− объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия);

− закрепление нового материала (применение знаний и формирование способа действия);

− повторение;

− контроль знаний, умений, навыков;

− проверка домашнего задания;

− задание на дом;

− подведение итогов урока.

Организационный момент - это короткая часть начала урока, функция которой отражена в названии. Чаще всего оргмомент содержит приветствие учителя, приветствие учащихся. Начало урока можно построить таким образом, что после объявления учителем темы урока следует предложение учащимся подумать, каких целей они должны достичь и какие задачи предстоит решить для достижения цели.

Объяснение нового материала (усвоение новых понятий и способов действия). Как уже было сказано выше, объяснение нового материала возможно при помощи дедуктивных или индуктивных методов. Чаще всего эти методы функционируют в смешанном виде.

√ Дедуктивный метод предполагает передачу информации о языковом явлении (ознакомление с общими положениями теории и способами действия, ею определяемыми). Мысль учащихся движется от усвоения данных в готовом виде знаний к их применению к частным случаям языка. Этот метод представлен в следующих трех разновидностях.

Объяснительно-иллюстративный метод. Учитель предъявляет готовую информацию – дает характеристику языкового явления и на конкретных примерах показывает, как эти знания применить на практике, а также знакомит со способами действия, представляет готовый алгоритм. Ученик слушает, осмысливает, запоминает.

Метод проблемного изложения материала. Этот метод служит школой приобщения учащихся к исследовательской работе по русскому языку. Объяснение материла учитель берет на себя, но строит его как поиск знаний, которыми школьникам необходимо овладеть, демонстрирует перед учащимися ≪самый путь научного мышления≫ (М. Н. Скаткин).

Метод самостоятельного изучения нового материала по учебнику. В данном случае в качестве информатора, несущего знания, выступает не учитель, а учебник. Учащиеся читают учебник и добывают новые знания самостоятельно. Этот метод, кроме общей задачи усвоения нового материала, решает также задачу обучения школьников методам самостоятельной работы с книгой как источником знаний по языку.

√ Индуктивный метод предполагает нахождение нового знания самими учениками в процессе анализа конкретных явлений языка, от которого они переходят к общему, к теоретическим вы-

водам и законам. Наиболее эффективными являются две разновидности индуктивного метода: эвристическая беседа и исследовательский метод.

Эвристическая беседа представляет собой диалог между учителем и классом. Он начинается с постановки задачи или проблемы, продолжается построением логически целостного рассуждения, сопровождающего самостоятельный анализ учащимися языковых фактов, и завершается выводами и обобщениями.

Исследовательский метод. Этот метод ставит задачу сформировать у учащихся теоретическое мышление в ходе самостоятельной работы по поиску и открытию языкового явления и определению его функции в речи. Путь постижения нового от конкретного к абстрактному сохраняется. Перед учащимися ставится учебная проблема. Им предлагается конкретный дидактический материал для ее разрешения. Пользуясь имеющимися знаниями, умениями и навыками, распространяя их на новую область, ученики проводят самостоятельное учебное исследование и приходят к выводам и обобщениям, разрешающим проблему.

 

Закрепление знаний, умений и навыков (применение знаний и формирование способа действия).

Цели этого структурного элемента – упрочить знание теоретических сведений о языковом явлении, выработать умения применять эти знания, обрести прочные навыки. Подведение итогов урока. Функция этого структурного элемента урока – выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации ставятся вопросы, требующие осмысленного ответа, например: От каких условий зависит выбор двоеточия в простом предложении? Как отличить глагол совершенного вида от глагола несовершенного вида? В какой последовательности следует разбирать какую-либо часть речи? Почему в предложениях с однородными членами между ними не всегда ставятся запятые? и т. п. Вопросы типа Что вы узнали на уроке нового? ставить нерационально: он является нецеленаправленным.

Методика формирования умения составлять план

Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

Виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

- в планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

- языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.

Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)


Основные структурные элементы урока

Основные структурные элементы урока

Закрепление знаний, умений и навыков (применение знаний и формирование способа действия)

Закрепление знаний, умений и навыков (применение знаний и формирование способа действия)

Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова

Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова