Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Оценка 4.9
Лекции
doc
математика
Взрослым
11.02.2019
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных" по дисциплине ЕН.01 Математика для СПО по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). План лекции: Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными. Общие и частные решения. Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Линейные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами. Решение дифференциальных уравнений с разделяющимися переменными. Решение прикладных задач.
ЕН.01 Математика. Лекция 5.doc
ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
ЛЕКЦИЯ № 5
Тема: Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в
частных производных.
Цель занятия: приобретение базовых знаний в области фундаментального раздела
математики – математического анализа. Ввести понятие дифференциального уравнения,
рассмотреть основные виды ДУ и способы их решения. Формирование у обучающихся
интереса к профессии и профессиональных качеств – аккуратности, усидчивости,
дисциплинированности.
План лекции:
1. История ДУ.
2. Задачи, приводящие к ДУ.
3. Основные понятия ДУ. Общие и частные решения ДУ
4. Виды ДУ: ДУ с разделяющими переменными, однородные ДУ первого порядка, линейные
однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами, простейшие ДУ в
частных производных, ДУ линейные относительно частных производных.
1. История дифференциальных уравнений.
Теория ДУ возникла в конце XVII века под влиянием потребностей механики и других
естественных наук. В самостоятельный раздел математики её выделил прежде всего Леонард
Эйлер (17071783) гениальный математик, механик, физик.
Долгие годы Эйлер работал в Петербургской Академии наук. Он оказал решающее влияние
на развитие математики в Европе и во всем мире. Французский математик Пьер Лаплас считал
Эйлера учителем математиков второй половины XVIII века. Но оценка Лапласа оказалась
излишне скромной. История поставила Эйлера во главу математиков всех времен и народов.
В Швейцарии, на родине Эйлера, полное собрание его научных трудов начали издавать в
1909 году, а завершили издание лишь в 1975 году. Список трудов Эйлера содержит 860
наименований.
Леонард Павлович (так его называли в России) был непревзойденным нескучным
вычислителем. Неутолимо вычисляя при свечах, он потерял зрение сначала на правый, а затем
и на левый глаз. Последние годы он не менее плодотворно работал слепым. На сегодня так и не
издана большая часть из его 3000 писем.
В 1971 году Швейцария украсила 10франковые ассигнации портретом Л. Эйлера.
2. Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям.
Дифференциальное уравнение – основной математический аппарат в естествознании. Они
применяются в физике, астрономии, аэродинамике и теории упругости, химии, экономике,
биологии и медицине. Такой подход к изучению явлений природы впервые был предложен
итальянским ученным Г. Галилеем. Впервые его блестяще применил один из создателей
математического анализа И. Ньютон.
1 ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
Задачи, приводящие к обыкновенным дифференциальным уравнениям.
Решение задач методом математического моделирования сводится к отысканию неизвестной
функции из уравнения, содержащего независимую переменную, искомую функцию и
производные этой функции.
Существуют задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Рассмотрим одну из них.
1. Размножение бактерий. На опытах с бактериями установлено, что скорость размножения
бактерий пропорциональна их количеству, если, конечно, для них имеется достаточный запас
пищи.
Так как сами бактерии очень малы, а их количество велико, то можно считать, что масса
бактерий с течением времени меняется непрерывно. Тогда скорость прироста массы бактерий
называется скоростью размножения.
Если через число x(t) обозначить массу всех бактерий в момент времени t, то
dx
dt
будет
скоростью размножения этих бактерий. Так как скорость размножения
dx
dt
пропорциональна
количеству бактерий, то существует постоянная k такая, что
dx
dt
= kx.
По условию x(t) и x/(t) неотрицательные, поэтому коэффициент k тоже неотрицательный.
Уравнение
dx
dt
= kx является простейшим примером дифференциального уравнения. Оно
называется дифференциальным уравнением размножения. Искомым неизвестным уравнения (1)
является функция x = x(t), которая в уравнение входит вместе со своей производной.
Решением данного уравнения является функция вида
x = Cekt, где С – const.
t = С∙ ekt ∙ k = k(Cekt) = kx.
Действительно,
dx = (Cekt) /
dt
2. Задача 1. Найти закон движения тела по оси Ox, если оно начало двигаться из точки М(4;0)
со скоростью v = 2t + 3t2.
При прямолинейном движении скорость есть производная от пути по времени. Обозначим путь
через x, имеем v =
dx
dt
; тогда
dx
dt
= 2t + 3t2. Получили дифференциальное уравнение.
3. Радиоактивный распад. Опытом установлено, что скорость распада радия в каждый
момент времени пропорциональна начальному количеству радия.
Таким образом, если через x(t) обозначить массу вещества, еще не распавшегося к моменту
времени t, то скорость распада
dx
dt
удовлетворяет уравнению:
dx
dt
= kx(t), где k –
некоторая положительная постоянная. . Знак минус показывает, что x(t) – убывающая
функция, следовательно
dx
dt
< 0.
2 ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
dx
dt
Уравнение
распада.
= kx(t) называется дифференциальным уравнением радиоактивного
3. Основные понятия дифференциального уравнения
Дифференциальное уравнение – равенство, содержащее производные или
yyyxF
,
,
,
,...
0
дифференциалы неизвестной функции.
общий вид дифференциального
уравнения, где x – независимая переменная, y – неизвестная функция, y её производная
первого порядка и т.д.
Решение дифференциального уравнения – функция, подстановка которой в это
уравнение обращает его тождество.
Общее решение – решение дифференциального уравнения, содержащее столько
произвольных постоянных, каков порядок уравнения.
Частное решение – это решение, получающееся из общего решения при конкретных
определенных значениях произвольных постоянных C. Для нахождения частных решений
задают начальные условия
Порядок дифференциального уравнения – наивысший порядок производных или
дифференциалов, входящих в это уравнение.
Степенью
дифференциального уравнения называют степень высшей производной. Например,
dy
d y
2
dx
dx
dy
dx
2
2
x
есть уравнение второго порядка первой степени; уравнение
0 есть уравнение первого порядка третьей степени; уравнение
является уравнением в частных производных.
2
2
y
0; y
0
e x
0
2
x
.
3
x
2
3
0
Дифференциальное уравнение первого порядка имеет вид:
F x y y
, 0 .
,
Уравнения первого порядка
Мы будем рассматривать только уравнения, разрешимые относительно производной:
(1)
f x y,
y
.
Интегральная кривая график функции y=F(x), построенный на плоскости xOy,
являющийся решением дифференциального уравнения.
Общему решению y=F(x,C)
соответствует семейство интегральных кривых, зависящих от постоянной С.
Теорема Коши: Если функция f(x,y) непрерывна и имеет непрерывную производную, то
решение дифференциального уравнения y’=f(x,y) при начальном условии f(x0)=y0 существует и
единственно, т.е. через точку (x0,у0) проходит единственная интегральная кривая данного
уравнения.
4.
Виды дифференциальных уравнений
Различают обыкновенные дифференциальные уравнения и дифференциальные
уравнения в частных производных.
3 ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
Обыкновенные дифференциальные уравнения уравнения, в которых одна независимая
переменная. Дифференциальные уравнения в частных производных – уравнения, в которых
независимых переменных две и более.
Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка
Обыкновенные дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися
переменными представлены в табл. 1
Таблица 1
Вид уравнения
Способ решения
P(x,y)dx+Q(x,y)dy=0,
если P(x,y) и Q(x,y) разлагаются на
множители,
зависящие каждый
только от одной переменной, т.е.
f(x)g(y)dx+(x)q(y)dy=0 (*)
или
ygxf
y
dx
dy
yq
)(
yg
)(
1 разделить переменные в уравнении (*)
xf
)(
x
)(
2 проинтегрировать
xf
)(
x
)(
3 привести к стандартному виду
y
yq
)(
yg
)(
)(
x
dy
dx
c
Однородные дифференциальные уравнения первого порядка в табл. 2
Вид уравнения
Q(x,y) – однородные
P(x,y)dx+Q(x,y)dy=0,
где P(x,y),
функции одного измерения,
т.е. если в функции заменить
x=tx, y=ty и преобразовать
вернемся исходному уравнению
Способ решения
Таблица 2
y ,
tx
xt
tx
'
'
t
y
xt
'
, выразить через дифференциалы
1 замена
dy
dx
2 решить полученное уравнение с разделяющимися
переменными
, тогда
dt
dx
tdx
xdt
dy
x
t
y
x
)(
x
Линейные дифференциальные уравнения первого порядка в табл. 3
3 вернуться к замене, подставить
y
4 привести к стандартному виду
t
c
Таблица 3
Вид уравнения
y
xQyxP
сгруппировать первое и третье слагаемые,
xQ
Способ решения
uv
1 замена
vu
y , тогда y’=u’v+v’u
uvxPuv
2
вынести v за скобки
xQuv
uv
3 в уравнении (**) приравнять скобку к нулю
0
u
переменными,
u
uxP
uxP
(**)
x
найти u:
4
решить полученное уравнение
c разделяющимися ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
4 значение u подставить в уравнение (**)
v
решить полученное уравнение c разделяющимися переменными,
xQx
x
v
c
найти v:
5 вернуться к замене
y
c
x
x
Обыкновенные дифференциальные уравнения второго порядка
Неполные дифференциальные уравнения второго порядка, допускающие пониженияв табл. 4
Вид уравнения
y
xf
Способ решения
Таблица 4
'
y
дважды проинтегрировать
dxxf
)(
dxy
dxy
xF
(
)(
1
y
2
xF
)(
c
)
dxc
)(
xF
cx
c
1
Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными
Вид уравнения
0
y
yp
где
p,
заданные числа
qy
q
–
коэффициентами в табл. 5
Способ решения
Таблица 5
1 составить характеристическое уравнение
k
0
pk
q
2
2 решить его, найти корни
3 в зависимости от вида корней, найти общее решение, т.е. если корни
1k и
2k
действительные и различные
ec
1
ec
2
xk
2
xk
1
k
1
2
k
R
, тогда
k
действительные и равные
1
kx
ec
c
1
xec
2
xk
2
xk
1
e
1
Rk
2
k
xc
2
,
мнимые
c
x
1
cos
y
или
2,1
k
i
x
sin
c
2
2,1
k
i
y
y
y
y
комплексные
x
e
c
cos
x
(
c
1
sin
x
)
2
Дифференциальные уравнения с разделяющимися переменными
Определение. Дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными называется
уравнение вида:
)(
ygxf
)(
y
или уравнение вида:
(2)
5 1
2
2
dy
dx
)(
0
)(
)(
ygx
(3)
Лекционное занятие № 5
ЕН.01 Математика
ygxf
)(
f
1
Чтобы уравнения (2) и (3) можно было проинтегрировать, необходимо привести их к
уравнениям с разделёнными переменными, т.е. при дифференциалах dx и dy должны быть
множители, зависящие соответственно от x и от y.
Решим уравнение (2) в общем виде:
dy
dx
dy
dy
yg
)(
dy
yg
)(
)(
ygxf
)(
ygxf
)(
)(
0)(
yg
dxxf
)(
dxxf
)(
dx
dx
:
dy
)(
yg
c
1
Пусть
)(
yG
)(
yG
c
1
)(
dxxf
)(
xF
, а
yG
)(
c
2
, тогда выражение
c
c
,1
c
2
)(
xF
c
xF
)(
c
является интегралом уравнения (2).
Остается проверить, что не потеряны решения при делении уравнения на выражения,
, где
или
2
)( yg
0
1
f
зависящие от переменных. Решим уравнение
. Если оно имеет решение, являющееся
и решением уравнения (2), то оно тоже будет присоединено к общему интегралу этого
уравнения.
Решим уравнение (3) в общем виде:
dy
ygxf
)(
0
)(
1
)(
x
f
)(
yg
2
1
)(
xf
)(
yg
2
1
)(
yg
1
)(
yg
2
yG
)(
уравнение с разделенными переменными
)(
x
f
2
xf
)(
1
c
ygxf
1
)(
)(
ygx
0)(
xF
)(
)(
0
0
dx
dy
dx
dy
dx
:
2
2
2
общий интеграл уравнения (3)
К полученному интегралу могут быть добавлены решения уравнений:
если они являются для заданного уравнения решениями.
)(1 xf
0
g
)(2
y
0
,
и
Некоторые дифференциальные уравнения можно привести к уравнениям с
f
(
)
k
ax
by
axM
разделяющимися переменными. Например, уравнения вида:
y
by
где ba, и k – некоторые числа, приводят к виду (2) или (3) с помощью замены:
ax
k
by
yba
z
y
axP
или
by
k
k
(
)
(
)
z
,
Линейные однородные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами
Линейным дифференциальным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами
называют уравнение
6 ЕН.01 Математика
Лекционное занятие № 5
f x
,
y
(2)
a y
2
a y
1
в котором a1 и a2 являются константами.
Если правая часть (2) равна нулю, то уравнение называют однородным; в противном случае его
называют неоднородным.
Определение 1. Уравнение вида
y
q действительные числа, называется линейным однородным дифференциальным
где p и
уравнением (ЛОДУ) второго порядка с постоянными коэффициентами.
Для нахождения общего решения однородного уравнения
,0
(3)
yp
yq
y
a y
1
a y
2
0
(3)
следует найти два решения y1 и y2 , для которых определитель Вронского
y
1
y
1
y
y
2
2
;
0
2
0
1 1
C y C y
будет искомым общим решением.
такие решения называют линейно независимыми. Тогда линейная комбинация
y
Решения y1, y2 следует искать в виде y
Метод Эйлера для решения ЛОДУ с постоянными коэффициентами
Частные решения такого уравнения получают с помощью замены:
e kx .
2
kx
e
ke
2
ek
kx
y
y
y
kx
Подставляя в уравнение (3) выражения (*), получим:
2
ek
eq
:0
pk
e
,0
e
kx
kx
kx
kx
(*)
2
k
pk
q
.0
Уравнение (4) называется характеристическим для данного уравнения (3). Оно является
q
квадратным уравнением, поэтому в зависимости от величины дискриминанта
возможны три случая.
(4)
2
pD
4
.0D
Тогда корни характеристического уравнения (4) действительные и различные –
k
.2
1)
k Они дадут два линейно независимых решения:
1
этом случае по теореме 1 общее решение уравнения (3) можно записать в виде:
y
1
y
xke
2
xke
xk
.2
и
xk
1
y
2
1
. Следовательно, в
1
k
.2
2)
В этом случае
k Поэтому одно решение уравнения (3) будет
. В
xkxe
качестве второго, линейно независимого с первым, можно взять функцию
.
Следовательно, в этом случае по теореме 1 общее решение уравнения (3) можно записать в
виде:
1
y
2
y
1
xke
1
eс
2
eс
1
.0D
7 ЕН.01 Математика
xk
,1
xe
xk
1
с
y
eс
1
2
y
e
xk
1
(
с
1
xс
2
).
или
Лекционное занятие № 5
3)
.0D
В этом случае корни уравнения (4) комплексносопряженные:
k
2,1
y
1
.
i
cos
x
e
Тогда в
x
и
Следовательно, в этом случае по теореме 1 общее решение уравнения (3)
x
2
e
sin
x
.
качестве линейно независимых решений можно взять функции
y
можно записать в виде:
y
ec
2
x
или
Пример 1. Найти фундаментальную систему решений и общее решение:
3
ec
cos
1
x
e
y
c
(
1
sin
,
x
c
x
sin
.0
x
cos
x
x
).
2
y
y
y
2
Подставляя
Решение.
характеристическое уравнение:
2
3
ek
0
:0
ke
2
e
e
kx
kx
kx
kx
y
e
kx
ke
y
,
kx
,
y
2
ek
kx
в заданное уравнение, получим
2
3
k
2
k
01
D
344
16
;0
k
1
42
6
;1
k
2
42
6
1
3
.
Так как корни действительные и различные, то фундаментальную систему решений этого
уравнения составят функции:
x
3
e
x
e
,
y
y
1
Тогда общее решение данного уравнения можно записать в виде линейной комбинации:
2
.
y
x
ec
1
ec
2
x
.3
x
3
x
3
.
x
e
,
y
y
1
e
;
y
x
ec
1
ec
2
2
y
y
y
6
.0
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение:
9
Решение. Характеристическое уравнение:
9 2
k
6
k
D
36
Корни этого уравнения будут действительными и равными:
.01
36
.0
k
1
k
2
06
18
1
3
.
Тогда фундаментальную систему решений этого уравнения составят функции:
x
3
y
1
e
;
y
2
xe
x
3
.
8 ЕН.01 Математика
Общее решение запишется как линейная комбинация этих решений:
Лекционное занятие № 5
x
3
y
ec
1
Ответ:
c
2
xe
y
ec
1
x
.3
x
3
x
.3
xec
2
Решение ДУ первого порядка.
Пример 1: Решите дифференциальное уравнение:
Этапы
реше
ния
Математические
действия
y
22y
Комментарии
0
1
2
3
dy
dx
dy
dx
22y
22y
dx
dy
22
y
dx
22
y
dx
: у
2
dy
dy
2
y
2
dx
2
2
dy
dx
2
y
2
dx
y
1
y
Cx
dy
2
1
Cx
2
1
y
dy
dx
y
Если ДУ содержит y, то его нужно заменить на
.
Если в ДУ уже присутствуют знаки дифференциалов, то этот
пункт пропускают (поэтому в нумерации этапов поставлен 0).
Все дальнейшие действия направлены на то, что бы с одной
стороны (слева) от знака равно стояла функция зависящая
только от y , а справа – функция, зависящая только от x .
Примечание:
1) начинать разделять переменные нужно с расставления
знаков дифференциалов: dy должен оказаться слева, а
dx справа;
2) постоянные множители лучше собирать справа (со
стороны «х»).
Сейчас слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y (и это хорошо), а справа – функция, которая
зависит от y и x (и это плохо: мешает 2y ).
Сейчас слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y (и это хорошо), справа – функция, которая
зависит только от x (и это хорошо).
Мы получили уравнение с разделёнными переменными
(слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y , справа – функция, зависящая только от x )
После того, как получили ДУ с разделёнными переменными –
интегрируем.
Примечание: обратите внимание на то, что константу
интегрирования C записываем только с одной стороны
(справа)
Все дальнейшие действия направлены на то, что бы найти y .
9 ЕН.01 Математика
1
Cx
y
2
Полученное решение называется общим решением
дифференциального уравнения (ОРДУ)
Лекционное занятие № 5
Пример 2: Решите дифференциальное уравнение:
Этапы реше
Математические действия
5
y
y
Комментарии
0
1
2
ния
dy
dx
y5
dy
dx
y5 dx
dy
5
ydx
5
ydx
у:
5
dx
dy
dy
y
dy
dx
y
5
dy
dx
y
5
.
dy
dx
y
Если ДУ содержит y, то его нужно
заменить на
Если в ДУ уже присутствуют знаки
дифференциалов, то этот пункт
пропускают (поэтому в нумерации этапов
поставлен 0).
Все дальнейшие действия направлены
на то, что бы с одной стороны (слева) от
знака равно стояла функция зависящая
только от y , а справа – функция,
зависящая только от x
Примечание:
1) начинать разделять переменные
нужно с расставления знаков
дифференциалов: dy должен оказаться
слева, а dx справа;
2) постоянные множители лучше
собирать справа (со стороны «х»).
Сейчас слева от знака равно стоит
функция, которая зависит только от y (и
это хорошо), а справа – функция, которая
зависит от y и x (и это плохо: мешает y ).
Сейчас слева от знака равно стоит
функция, которая зависит только от y (и
это хорошо), справа – функция, которая
зависит только от x (и это хорошо).
Мы получили уравнение с
разделёнными переменными (слева от
знака равно стоит функция, которая
зависит только от y , справа – функция,
зависящая только от x )
После того, как получили ДУ с
разделёнными переменными –
интегрируем.
10 Лекционное занятие № 5
Примечание:
1) если хотя бы одна первообразная
представляет собой логарифм, то
константу интегрирования записывают
как логарифм постоянной с тем же
основанием (в нашем случае Cln
2)обратите внимание на то, что
константу интегрирования Cln
записываем только с одной стороны
(справа)
Все дальнейшие действия направлены на
то, что бы найти y .
Для получения этого выражения
применили формулу
ln
ln
ln
b
a
)
a
b
Полученное решение называется общим
решением дифференциального
уравнения (ОРДУ)
3
xdy
2
0
ydx
Комментарии
ЕН.01 Математика
y
ln
5
x
ln
C
3
ln
y
ln
C
5
x
ln
5
y
C
x
y
C
y
5
xe
5
xCe
Пример
Этапы
реше
ния
1
2
3 : Решите дифференциальное уравнение:
Математические
действия
3
xdy
2
ydx
xdy
2
3
2
у
dy
3
x
1
dy
y
ydx
x:
dx
у:
2
x
3
dx
Все дальнейшие действия направлены на то, что бы с
одной стороны (слева) от знака равно стояла функция
зависящая только от y , а справа – функция, зависящая
только от x .
Примечание:
1)начинать разделять переменные нужно с расставления
знаков дифференциалов: dy должен оказаться слева, а
dx справа;
2) постоянные множители лучше собирать справа (со
стороны «х»).
Сейчас слева от знака равно стоит функция, которая зависит
от y и x (и это плохо: мешает x )
Сейчас справа от знака равно стоит функция, которая
зависит от y и x (и это плохо: мешает y )
Сейчас слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y (и это хорошо), справа – функция, которая
зависит только от x (и это хорошо).
Мы получили уравнение с разделёнными переменными
(слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y , справа – функция, зависящая только от x )
11 ЕН.01 Математика
2
x
3
2
1
3
x
1
y
1
y
dy
dy
dx
dx
ln
y
2
3
ln
x
ln
C
3
ln
y
ln
x
2
3
ln
C
ln
y
2
3
Cx
ln
2
3
y
2xCy
Cx
3
После того, как получили ДУ с разделёнными переменными
– интегрируем.
Лекционное занятие № 5
)
записываем только с одной стороны
Примечание:
1) если хотя бы одна первообразная представляет собой
логарифм, то константу интегрирования записывают как
логарифм постоянной с тем же основанием (в нашем
случае Cln
2) обратите внимание на то, что константу
интегрирования Cln
(справа)
Все дальнейшие действия направлены на то, что бы найти y .
Для получения этого выражения применили формулу
a
Для получения этого выражения применили формулу
ln
Т.к. равны логарифмы, равны основания логарифмов, то
будут равны и выражения, стоящие под знаком логарифма.
Полученное решение называется общим решением
дифференциального уравнения (ОРДУ)
ln
ab
ax
ln
ln
ln
x
a
b
Пример 4: Решите дифференциальное уравнение:
sin
xdx
dy
0
,
y
,1
при
х
3
Этапы
реше
ния
1
Математические
действия
sin
xdx
dy
2
dy
sin
xdx
dy
sin
xdx
Комментарии
Все дальнейшие действия направлены на то, что бы с
одной стороны (слева) от знака равно стояла функция
зависящая только от y , а справа – функция, зависящая
только от x .
Примечание:
1)начинать разделять переменные нужно с расставления
знаков дифференциалов: dy должен оказаться слева, а
dx справа;
2) постоянные множители лучше собирать справа (со
стороны «х»).
Сейчас слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y (и это хорошо), справа функция, которая
зависит только от x (и это хорошо)
Мы получили уравнение с разделёнными переменными
(слева от знака равно стоит функция, которая зависит
только от y , справа – функция, зависящая только от x )
После того, как получили ДУ с разделёнными переменными
– интегрируем.
12 ЕН.01 Математика
sin
Cx
dy
cos
y
xdx
3
4
1
cos
3
C
1
C
1
2
1C
2
cos
x
y
1
2
Лекционное занятие № 5
Примечание: обратите внимание на то, что константу
интегрирования C записываем только с одной стороны
(справа)
Полученное решение называется общим решением
дифференциального уравнения (ОРДУ)
Третий этап остаётся незаполненным в этом примере, т.к.
при нахождении первообразных сразу получили y и
выражать его не нужно.
Предложенные в условии данные (
y
,1
при
х
подставляем в ОРДУ и находим С
3
)
Найденную константу интегрирования С подставляем в
ОРДУ
Полученное решение называется частным решением
дифференциального уравнения (ЧРДУ)
cos
y
2
x
.
Задание 5. Решить дифференциальное уравнение второго порядка понижением:
Решение: последовательно интегрируя, находим сначала первую производную:
2
xdx
y
2sin
Cx
1
cos
1
2
, а затем, интегрируя второй раз, и общее решение
1
4
CxCx
cos
2
2
1
y
(
1
2
2sin
dxCx
)
1
2
y
0
4
5
y
0
;3
dy
dx
, при
y
0
0
Задание 4. Решить задачу Коши для ЛОДУ второго порядка с постоянными коэффициентами:
yd
2
dx
Решение: для нахождения общего решения используем алгоритм решения ЛОДУ второго
порядка с постоянными коэффициентами:
а) составим характеристическое уравнение
k
б) решим его с помощью дискриминанта:
D
k
4
514
4 2
0
5
4
2
4
4
k
2,1
2
2
24
i
2
x
i
2
комплексные корни
)
y
e
x
(
c
1
cos
c
sin
x
в)
Для нахождения частного решения найдем значение первой производной
общее решение
2
x
x
2
2
y
y
y
e
e
e
Подставим начальные условия
cos
c
(
1
c
(2
1
c
cos
2(
1
x
sin
2
x
c
c
2
x
c
cos
x
)
x
sin
)
2
x
sin
y
0
2
2
x
x
2
e
sin
c
1
y
;3
c
1
c
x
0
2
0
x
sin
cos
c
2
cos
x
)
x
в систему уравнений
13 x
2
2
x
2
x
x
c
1
x
2
sin
sin
c
2
e
y
e
y
0
e
3
c
1
2
0
c
1
e
02
3
sin
0sin
c
1
2(
02
c
1
2(
c
1
cos
c
c
x
1
2
0sin
0
c
cos
2
20
cos
c
ЕН.01 Математика
x
cos
Подставим значения С в общее решение
y
0sin
x
3(2
sin6
e
cos
x
)
x
c
2
c
1
Лекционное занятие № 5
c
2
cos
x
)
c
2
cos
)0
c
1
c
2
3
6
частное решение (решение задачи Коши)
Домашнее задание.
Учить определения, составить опорную схему конспекта.
Конспект по данной теме, выучить все определения, повторить интегрирование, нахождение
производных
Контрольные вопросы
1 Понятие обыкновенного дифференциального уравнения
2 Порядок дифференциального уравнения
3 Общее и частное решение дифференциального уравнения
4 Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными
5 Однородные дифференциальные уравнения первого порядка
6 Линейные дифференциальные уравнения первого порядка
7 Дифференциальные уравнения второго порядка требующие понижения
8 Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными
коэффициентами
Список литературы:
1.
Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика: Учеб. для вузов: в 3т.5е изд.,
стер. М.: Дрофа . (Высшее образование. Современный учебник). Т.2. Дифференциальное и
интегральное исчисление. 2003. 509 с.
2.
Берман Г.Н. Сборник задач по курсу математического анализа: Учеб. пособие. 22
е изд., перераб. СПб: Профессия, 2003. 432 с.
3.
Данко П.Е. и др. Высшая математика в упражнениях и задачах (с решениями): в
2 ч./ Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я.6е изд.М.: ОНИКС 21 век, ч.2. 2002.416
с.
Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисление: Учеб. пособие: в
2х т. Изд. стер. –М.: Интеграл – Пресс. Т.1. 2001. 415 с.
4.
5.
Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике, 1 часть. – 2е изд., испр.
– М.: Айриспресс, 2002. – 288 с.: ил.
14
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Лекция № 5 "Обыкновенные дифференциальные уравнения. Дифференциальные уравнения в частных производных".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.