Лекция на тему" Аналогии в математике" (10 - 11 классы,математика)
Оценка 4.7
Лекции
doc
математика
10 кл—11 кл
15.08.2018
Представленный материал имеет цель заинтересовать учителей математики отслеживанием аналогий в процессе изучения учебного материала.
В школьном курсе математики имеется богатый материал для работы по аналогии. Каждый учитель имеет возможность учить школьников обращать внимание на аналогичные формулы и методы решения, особое внимание уделять ложным аналогиям, которые часто приводят учеников к ошибкам.
аналогии.doc
1
ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛОГИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
КАК ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ
АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
«Я больше всего дорожу
Аналогиями, моими самыми верными учителями. Они знают все
секреты Природы и ими меньше всего следует пренебрегать”.
Ян Кеплер
Процесс реализации деятельностного подхода в обучении предполагает
использование особо значимых и ведущих приёмов мыслительной (учебной)
деятельности. Актуальность рассматриваемого подхода определяется
современными требованиями жизни к человеку как личности, способной
использовать механизмы работы сознания в качестве опорных средств своей
профессиональной деятельности.
В процессе изучения окружающего мира человек многократно замечал,
что если два предмета имеют некоторые общие признаки, и первый из них
имеет ещё признак Х, то делается предположение, что и второму предмету
присущ признак Х. Чтобы выяснить достоверность или ложность признаков
по аналогии, необходимо дополнительно исследовать этот вывод. Аналогия
открывает путь исследования и не имеет доказательной силы. Достоверный
вывод по аналогии открывается индукцией и завершается дедукцией.
Для себя я сделала вывод, что полезно познакомить учащихся с историей
некоторых открытий, совершаемых по аналогии. Наряду с другими, привожу
и такие примеры:
алмазные месторождения в Якутии были открыты по аналогии
геологической структуры ВосточноСибирской платформы Южно
Африканским плоскогорьем. Д.И. Менделеев предсказал свойства новых
элементов, используя свойства известных элементов аналогичных групп,
подметив то же соотношение количественных характеристик. Результат
оказался очень близок к предсказанному.
В математике существуют уникальные пары теорем, содержание которых
постигается в сопоставлении и может быть понято раньше, чем доказано.
Так в 5х классах, я знакомлю учащихся приёмом умножения на 11:
к умножаемому числу приписываем ноль и прибавляем к результату
первоначальное число ( 24*11 = 240 + 24 ). Обобщённое правило умножения
на 101, на1001 и т.д. предлагаю ученикам сформулировать по аналогии.
С семиклассниками вывожу формулу ( а+в )2 = а2 +2ав + в2, далее:
( а + в + с )2. По аналогии предлагаю учащимся записать результат для
( а + в + с +d )2, также и для ( а + в + с+ d +e )2. Для подтверждения
результата прошу учеников выполнить умножение многочлена на многочлен.
При повторении свойства параллелограмма: сумма квадратов сторон
параллелограмма равна сумме квадратов его диагоналей, ученики 10 2
класса на уроке геометрии формулируют аналогичное свойство
параллелепипеда:
сумма квадратов рёбер параллелепипеда равна сумме квадратов его
диагоналей.
Приведу ещё несколько примеров математических утверждений,
позволяющих получить обобщения по аналогии.
В 11 классе на уроке геометрии напоминаю ученикам, что середина
отрезка – его центр тяжести, точка пересечения медиан треугольника – центр
тяжести треугольника, точка пересечения медиан тетраэдра – его центр
тяжести. Предлагаю сформулировать следующую красивую теорему:
Вектор, соединяющий произвольную точку М пространства с
центром тяжести
отрезка половине
треугольника
тетраэдра четверти
, равен трети суммы векторов, соединяющих
отрезка
эту точку М с вершинами треугольника
тетраэдра
Изучение темы » Вписанная сфера» в 11 классе начинаю с повторения
известных теорем о вписанной окружности, даю домашнее задание ученикам
составить по аналогии теоремы для вписанной сферы
Ученики предлагают один из вариантов: центр окружности, вписанной в
треугольник, лежит в точке пересечения биссектрис треугольника;
центр сферы, вписанной в тетраэдр, лежит на пересечении
бисекторных плоскостей двугранных углов тетраэдра.
Обобщая, ученик приходит к самообучению, к углублению знаний, к
познанию диалектической картины мира, но нельзя забывать, что вывод,
полученный по аналогии, необходимо проверить, доказать. Приводим
контрпримеры:
5*3 = 3*5, но 53 ≠ 35 , а *в = в *а, но lg (ab) ≠ lg a * lg b.
В любой треугольник можно вписать окружность, но не в любой
четырёхугольник можно вписать окружность.
Применение обобщения связано с преобразованием мыслей, с умственным
экспериментированием; оно есть одно из средств самообучения,
переосмысливания структуры математического утверждения, своеобразной
«игрой разума». Очевидно, некритичное использование аналогии может
привести к ошибкам в суждениях. Приводя не только положительные
примеры, важно показывать, что истинность и ложность суждений идут в
мышлении рядом.
Результатом использования приёмов обобщения через аналогию явилось
развитие аналитического мышления, а это и есть основная цель изучения математики. Замечаю, что мои ученики овладевают способами сравнения
информации в предметных различных областях, используют аналогию для
запоминания формул, утверждений. Заметно повышается мотивация
изучения математики, устойчивый интерес к предмету и как результат
стабильное качество успеваемости.
3
Лекция на тему" Аналогии в математике" (10 - 11 классы,математика)
Лекция на тему" Аналогии в математике" (10 - 11 классы,математика)
Лекция на тему" Аналогии в математике" (10 - 11 классы,математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.