В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В документе говорится, что «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации».Современные педагогические технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса
Лекция.
Современные педагогические технологии
как фактор повышения эффективности образовательного процесса
Образование это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).
В программе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится:
«Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России
стать конкурентным обществом в мире 21 –го века. В условиях решения этих задач
важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь,
готовность обучаться в течение всей жизни». В документе говорится, что «школьное
обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно
ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные
ситуации».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования также
определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Новое
поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: основным
результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций)
и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Это значит,
что сегодня умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их
гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
Современные дети рациональны, они хотят понимать, зачем им нужно то или иное знание,
что даёт, где может пригодиться. Искушённые в различного рода развлечениях, играх, шоу,
они хотят, чтобы и на уроках было интересно. Имея доступ к информации через Интернет,
им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение
требует новых методов обучения. Жизнь диктует перемены, значит пришла пора учить по
новому.
В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с
изменением целей образования, разработкой ФГОС. Трудности возникают и в связи с тем,
что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных
предметов. Все эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и
методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный
процесс современных педагогических технологий, которые бы давали возможность
повышать качество образования, более эффективно используя учебное время, снижая
долю репродуктивной деятельности учащихся. Что же такое педагогическая технология?
На этот вопрос имеется множество порой не совпадающих друг с другом ответов.
Согласно словарю С.И. Ожегова, технология — это совокупность процессов в
определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Технология (от греч. techne искусство, мастерство, умение и ...логия, от греч. logos —
слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в какомлибо процессе. Отсюда,
педагогическая технология — это совокупность правил и соответствующих им
педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание
школьника. Педагогическая технология или технология обучения, является основной
(процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так, например, если
методическая система направлена на решение следующих задач: 1. Чему учить? 2. Зачем
учить? 3. Как учить?, то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с
одним существенным дополнением 4. Как учить результативно? Следует помнить, чтотехнология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей
методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой
совокупность психологопедагогических установок, определяющих выбор форм, методов,
способов, приёмов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается
эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний,
умений, навыков. Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом
Карлом ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику
современных технологий: Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к
учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся. Принцип 2:
учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху
вниз». Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью
учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости. Принцип 4:
разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход
должен быть вариативным для различных категорий учащихся (разноуровневое обучение).
Принцип 5: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства
(индивидуальное обучение). Принцип 6: обучать и помогать учащимся на уровне их
фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий
и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик
ответов учащихся при исполнении учебных задач. Принцип 7: способность к рефлексии и
оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности). В этом
контексте психолог выдвигает необыкновенное предложение, которое заключается в том,
что принятая система отметок заменяется набором критериев оценивания, разработанным
совместно учащимися и учителем (Амонашвили). Но предложенная система не заменяет, а
дополняет систему табелей (Монтессори). Принцип 8: стимулировать инициативу и
творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо
глубже, чем по традиционной методике. Принцип 9: способствовать действительному
формированию субъективности, которая выражается именно в положительном
отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении,
самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
Принцип 10: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию
социально интегрированной личности учащегося. Думаю, что без соблюдения каждого из
данных принципов не будет технологии, как педагогической системы, и речь пойдёт лишь о
методе работы учителя. Технология должна быть целостной — это означает, что она
должна отвечать всем выделенным принципам. Только в этом случае технология будет
совершенной, завершенной и эффективной. Многие авторские технологии, разработанные
учителями, часто не обладают свойством целостности: зачастую акцентируется внимание
на какомлибо достоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание остальные
признаки технологии. Много ли может быть технологий? В принципе технологий может
быть много, так как они могут различаться по разным основаниям — в зависимости от
базовой концепции, от целей, применяемых средств и пр. При этом каждой научной
концепции может соответствовать несколько технологий ее реализующих.
(Классификация по Селевко: 9 типов, 60 видов). На сегодня это наиболее часто
используемые педагогами технологии. Среди них вы узнали те, которые уже осваиваете и
те, которые хотели бы освоить. Скажу только, что для успешной реализации Программы
формирования УУД в рамках ФГОС, всё больший вес приобретает сегодня использование
технологий личностноориентированной направленности.
Об изменении форм и содержания образования, о самореализации и саморазвитии наших
учеников – мы, учителя, слышали не раз. Но как создать эти самые условия для
самореализации, как вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс? Внашей школе эта проблема рассматривается в контексте Программы развития уже с
2003 года и реализуется в направлениях, которые отражают специфику работы
педагогического коллектива. Это направления «Совершенствование системы работы с
одарёнными детьми» и «Программа по преобразованию методической деятельности
учителей в поисковоисследовательскую и исследовательскую». Предпосылками к
внедрению новых технологий в школе стали: система методической подготовки учителей,
корректировка организации учебного процесса, анализ итогов выступления учащихся на
олимпиадах и результаты аттестации учащихся, и, конечно же, инициатива и
заинтересованность самих учителей по применению новых технологий, их оценка
целесообразности, условий применения на практике и анализа итогов применения. Исходя
из этого, мы определили для себя следующие основные задачи:
сформировать у учителя определенное представление о современных технологиях
обучения;
раскрыть связь технологии и методики обучения;
обеспечить совершенствование профессиональных умений учителей;
развить творческое отношение учителей к внедрению новых технологий.
Решение этих задач мы видим, в первую очередь, в повышении профессиональной
компетентности учителя. Здесь важную роль играют курсы повышения квалификации, в
том числе и дистанционные, информационное пространство и сетевое взаимодействие
учителей и, конечно же, сама личность учителя. Поэтому при планировании
методической работы на год учитываются предложения учителей по включению в план
работы тех вопросов, которые вызывают сложность, проблем, требующих обсуждения,
проработки. Кроме того, анализируются отчеты учителей по темам самообразования,
практикуется форма самоанализа урока.
Таким образом, мы подошли к механизму подготовки и обучения учителей и
механизму внедрения новых технологий, которые включают в себя, по нашему мнению,
теоретические и практические этапы. Первый их них – поиск и ознакомление с
современными педагогическими технологиями, анализ их содержания и возможной
эффективности их применения. Чтобы методическая работа носила непрерывный
характер, чтобы в педагогической среде поддерживалась творческая атмосфера, мы
практикуем работу «творческих групп» учителей. Задача группы – через «мозговой
штурм» проработать, понять особенность технологии, рассмотреть те приемы, которые
эффективно используются в обучении. На втором этапе происходит анализ возможности
в учебном процессе непосредственно в нашей школе,
применения
прогнозируется
определяется
целесообразность их применения в учебном процессе.
Вся эта работа реализуется через:
лекции;
мастерклассы;
ролевые игры;
марафоны открытых педагогических знаний;
проблемные творческие семинары разных уровней;
открытые заседания методических объединений по проблемным вопросам;
творческие отчеты методических объединений;
занятия – практикумы;
открытые уроки в рамках предметных недель.
В результате ознакомления с особенностями, сущностью, возможностями разных
технологий, а потом и с применением технологий в практике работы учителей были
проведены практические занятия с презентацией опыта работы по той или иной
технологии, мастерклассы, представлены методические разработки уроков, творческие
возможная оценка результатов их применения и
технологииотчеты МО. Наиболее эффективной формой работы в этом направлении мы считаем
педагогические практикумы. Начинали мы работу в этом направлении с азов. Первые
занятия были посвящены истории возникновения педагогических образовательных
технологий, анализу содержания понятия «технология обучения». На занятиях были
представлены и систематизированы
предметно – ориентированные технологии,
отработаны методы и приемы технологий, продемонстрированы отдельные элементы
уроков в рамках предметноориентированных технологий.
Затем были проведены
теоретические занятия по темам: «Компетентности и компетентностный подход в
современном образовании», «Интерактивные формы и методы работы на уроках»,
«Деятельностный подход в обучении школьников», «Метод проектов и его роль в развитии
интеллектуальных способностей школьника», которые проводили как специалисты в этой
области, так и учителя – практики. Параллельно шло ознакомление со структурой
содержания личностно – ориентированных технологий, с их методами, приемами и
средствами обучения. Интерес вызвали технология развивающего обучения Занкова,
которую первыми освоили и до сих пор используют учителя начальных классов, метод
проектов, информационно коммуникативные, игровые технологии, технология развития
критического мышления.
Хорошее подспорье для учителей – это разработанные на федеральном уровне
образовательные системы и сопутствующие им УМК: «Гармония», «Школа 2100», «Школа
России», «Перспективная начальная школа», «21 век» и др., которые разрабатывают свои
технологии и методики. Не все педагоги определяются с выбором.
Как результат работы в этом направлении можно считать проведение мероприятий как
республиканского, так и городского уровня. (Проведено за 10 лет 19 семинаров и
«Круглых столов»). Такая методическая работа мотивирует учителей на поиск
эффективных технологий, дает возможность анализировать и обобщать опыт, как
следствие, повышает успеваемость и качество обучения ( с 32% в 2006г. до 48% в 2012), а
самое главное раскрывает творческий потенциал учителя, способствует процессу
сближения учителя и учеников,
Таким образом, с одной стороны, применение новых технологий происходит как
осознанный учителем процесс повышения качества обучения, а с другой – как
принципиально новое конструирование учебного процесса, новый способ постановки
педагогических целей, которые, в свою очередь, предполагают совершенно новые
результаты обучения учащихся. Наша задача – построить методическую работу и
образовательный процесс таким образом, чтобы наши учителя могли сказать: «Работаю
так, что ребята сами открывают новое знание». Только тогда мы и сможем сказать, что
создали условия для самореализации личности ученика.
Конечно же внедрение современных образовательных и информационных технологий не
означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания. Повторюсь
ещё раз: педагогическая технология являться составной частью методической системы.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока.
Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать
готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть
педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Не всякая
технология может быть применена каждым учителем, много зависит от опыта работы
учителя, его педагогического мастерства, методической и материальной обеспеченности
педагогического процесса и др.
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди
множества технологий «свою», поновому взглянуть на собственный опыт работы.
МОИ СОВЕТЫ по выбору технологии
(Как выбрать технологию)1. ИЗУЧИ особенности
2. ПОЙМИ, во имя чего она применяется
3. ПРОАНАЛИЗИРУЙ возможности её использования в своей школе
(Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического
процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология
не выполнит своего назначения и не даст должного результата.
“Запрограммированный” и означает, что прежде чем применять ту или иную
технологию, необходимо изучить все ее особенности, на что она направлена, во имя
чего она применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие
задачи она может помочь решить в определенных условиях учителю.)
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по
новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде
всего, измениться самому.
Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую
технологию, — это человек, владеющий педагогическим мастерством.
Требования ФГОС НОО к структуре и содержанию современного урока
всей
лозунг
на
протяжении
«Образование
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004
года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на
кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго
поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни»
пришёл
жизни».
Методологической основой ФГОС является системнодеятельностный подход, который
нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как
основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать
принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в
рамках системнодеятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами
методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на
первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта
жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей
деятельности, своей жизни. Он:
ставит цели,
решает задачи,
отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная
деятельность является универсальным средством развития.
Что значит "деятельность"?
целеустремленная система;
есть обратная связь;
всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей
системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом
виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами
обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире
и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой
деятельности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая.
Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты освоенный опыт специфической для данной предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты освоенные универсальные учебные действия,
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки
обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Новый результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и
технологии обучения
Меняется и представление об уроке.
Что же такое современный урок?
Великие умы прошлого и великие умы настоящего размышляют над этим вопросом.
Макаренко, Сухомлинский, Ушинский, Максименко. Поташник, Хуторской…
«Современный урок – это урок, соответствующий времени…Время – это
состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих
человека…»
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели
деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму
деятельность, рефлексию полученных результатов.Новый образовательный результат разворачивается и через определенную
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные,
интерактивные, исследовательские, проектные
последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре
учебной деятельности.
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения учебной задачи.
3. Урок моделирования и преобразования модели.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
5. Урок контроля и оценки.
Формы организации учебных занятий.
(4 слайда)
Структура урока введения нового знания на основе деятельностного подхода
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется
его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную
деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной
деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего
реального “Я” с образом “Я идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе
нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их
реализации.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему
самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и
фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” “могу” “хочу”) и его
самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или
его обосновании.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого обучающиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место
шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и
т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения те
конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной
задачи и задач такого класса или типа вообще.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих
учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего
затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели
и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на
первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с
помощью исследовательских методов.
5.Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются
различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант,
который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий
используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение
уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее
затруднения.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах)
решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения
вслух.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия
хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для
каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую
познавательную деятельность.
8.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование
изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны,
автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к
введению в будущем новых норм.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется
рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение
соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
УчительУченик
Создание проблемной ситуации Принятие проблемной ситуации
Выявление проблемы
Управление поисковой деятельностью Самостоятельный поиск
Обсуждение результатов
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
(оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень
активности учащихся в учебном процессе.4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную
формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит
специальное формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для
этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие учитель – ученик через
отношения и совместную деятельность.
Технологическая карта урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей
эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и
возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных
программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный
учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных
умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго
поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта урока
Тема урока __________________________________________________________________
Цели для ученика
1.
2.
3.
Цели для учителя
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Тип урока
Форма урока
Опорные понятия, термины
Новые понятия
Формы контроля
Домашнее заданиеЭтап
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Используемые
методы,
приемы,
формы
Формируемые
УУД
Результат
взаимодействия
(сотрудничества)
Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» широкая и
основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических
поисках.
Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:
целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных
школьников;
конструирование (отбор) содержания образования;
совершенствование форм и методов обучения;
психологопедагогического сопровождение образовательного процесса.
Психологопедагогическое сопровождение как условие успешности обучения
учащихся в начальной школе.
(выступление Волковой И. Н., заместителя директора по НМР МОУ ЦПМСС «Лабиринт»
на республиканском научнопрактическом семинаре 29.11.2012 г.) В контексте решения
задач модернизации российского образования актуальной является проблема создания
условий для успешного обучения и развития учащихся. Одним из решений этой проблемы
является организация психологопедагогического сопровождения школьников в процессе
обучения. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является
реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей
становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственносоставляющей
психологической
образования.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю
образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают
психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание
психологически
среды.
Слайд 2
образовательной
комфортной
безопасной
ядра
и
В связи с этим целью психологопедагогического сопровождения в школе является –
создание психологопедагогических условий для развития личности учащихся и их
успешного обучения.
Слайд 3
Для успешного обучения и полноценного развития обучающихся педагогупсихологу,
совместно с педагогическим коллективом необходимо решить следующие задачи:
Выявление психологопедагогического статуса каждого школьника и отслеживание
динамики его психологического развития с целью своевременной профилактики и
эффективного решения проблем, возникающих в обучении, общении и психическом
состоянии.
Создание системы психологопедагогической поддержки первоклассников в период
первичной школьной адаптации, позволяющей им приспособиться к школьным
требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и
деятельности.
Создание специальных социальнопсихологических условий,
позволяющих
осуществлять развивающую работу с детьми, испытывающими проблемы в
психологическом развитии, обучении.
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению.
Психологическое обеспечение образовательных программ.
Слайд 4, 5
В рамках психологопедагогической работы осуществляются следующие направления
деятельности:
Психологопедагогическая диагностика, направленная на выявление статуса
школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности
определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития
умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным
ориентирам и требованиям общества.
Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией
помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги,
обучающиеся, родители. Психологическое просвещение – формирование психологической культуры,
развитие психологопедагогической компетентности педагогов, родителей и
обучающихся.
Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим
трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении,
обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме
групповой и индивидуальной развивающей работы.
Экспертная деятельность экспертиза (образовательных и учебных программ,
проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности
специалистов образовательных учреждений).
Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает
преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа,
средняя школа и после школьное образование).
Программа обеспечивает
сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Слайд 6
Универсальные учебные действия (УУД) способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 7
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по
общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию
учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию
в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные действия УУД
обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности
универсальных учебных действий является диагностическая система психологического
сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных
учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение,
смыслообразование и нравственноэтическая ориентация определяют личностную
готовность к обучению ребенка в школе.
Слайд 8, 9I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в ноябредекабре
месяце одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается
в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психологопедагогической диагностики, направленной на
определение школьной готовности ребенка. как правило, диагностика состоит из двух
составных частей. Сначала осуществляется общая экспрессдиагностика, позволяющая
судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых
универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим
чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он
направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй
диагностический срез осуществляется в апреле.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих
первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ
повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по
организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.
Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам
тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий
и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на
данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам
диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к
комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой
является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового
ФГОС в 1 классе.
II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно
назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного
этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями
первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и
трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по
выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со
стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение
учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями
школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели
обучения.
4. Организация психологопедагогической поддержки школьников. Такая работа
проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время.
5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимыев определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на
предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение,
формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления
межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в
усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция
школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию
познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на
повышение уровня их школьной готовности, социальнопсихологическую адаптацию в
новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление
итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации
первоклассников.
III этап – психологопедагогическая работа со школьниками, испытывающими
трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении
второго полугодия 1го класса и предполагает следующее:
1. Проведение психологопедагогической диагностики, направленной на
выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных
учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по
результатам диагностики.
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и
возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа
по проблеме профилактики профессиональной деформации;
4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные
трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же –
методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики
преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те
моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать
различные школьные трудности.
5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками,
испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья) в ОО, осуществление психологомедико
социального сопровождения.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в
течение полугодия и года в целом работы.
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит
повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой
проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного
развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной
системы. С целью координации действий педагогов в работе с учащимися, определения
причин выявленных трудностей и поиска способов их разрешения во всехобщеобразовательных учреждениях г. Волжска созданы и успешно функционируют
психологомедикопедагогические консилиумы. Консилиум делает знания об учащихся
наиболее многосторонними, более объективными, способствует индивидуальному подходу
к школьникам, нуждающимся в особой поддержке.
Слайд 10
Анализируя деятельность ПМП к школ города, следует отметить, что с каждым годом
педагоги ОО чаще стали осуществлять индивидуальный подход не только к детям с
девиантным поведением и находящимся в социально опасном положении, а также к детям,
имеющим проблемы в обучении.
Таким образом, несмотря на существующие определенные трудностиэто и отсутствие во
многих учреждениях узких специалистов, и недостаточные знания педагогов в области
психологии и коррекционной педагогики, постепенно приходит понимание необходимости
в индивидуальном подходе к детям, имеющим проблемы в развитии, испытывающим
трудности в обучении и поведении. Все это, несомненно, приводит к поиску решений:
привлечению узких специалистов Центра, обучению учителей на курсах повышения
квалификации с целью приобретения специальных знаний, организации деятельности
внутри школ таким образом, чтобы каждый ребенок был максимально адаптирован в
окружающем социуме.
Список литературы
1. Левитес Д.Г. Практика обучения: образовательные технологии. М.: Издательство
Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998, С.141143.
2. Новые педагогические технологии: Пособие для учителя / Под общ. ред. Е.С. Полат. М;
1997
3. Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения. М.: Высшая школа, 2004,
242с.
4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.
СПб.: КАРО, 2005, 368с.