В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо острый характер. Среди острых политических, экономических и социальных проблем, которые приобрела Россия на исходе ХХ - начале ХХI века, терроризм представляет одну из главных опасностей. Истоки российского терроризма теряются в глубине веков.Лекция по ПРОГРАММЕ подготовки педагогических работников по гражданской обороне в образовательных организациях
Проблема терроризма в России.docx
Проблема терроризма в России
В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо
острый характер. Среди острых политических, экономических и социальных
проблем, которые приобрела Россия на исходе ХХ начале ХХI века,
терроризм представляет одну из главных опасностей. Истоки российского
терроризма теряются в глубине веков. По иронии судьбы русская
интеллигенция еще в конце ХIХ века полагала, что только в форме
терроризма она способна защитить свое право на свободу и демократию.
Терроризм рассматривался как средство борьбы против самодержавия,
способ защиты права двигать историю. За всю историю русских
революционеров было совершено порядка трехсот террористических актов.
В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную
жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной
безопасности страны. Похищение людей, взятие заложников, случаи угона
самолетов , взрывы бомб на железных дорогах, в метро в общественных
местах, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и
их реализация в ходе политической борьбы, физическое устранение
политических соперников, покушения на представителей различных ветвей
власти и т.д. стали уже привычным явлением.
Отличительными особенностями российского терроризма являются:
наличие широкого спектра террористических организаций различного толка и
окраски (националистические, религиозные, левые и правые, неофашистские и
т.д.); относительная новизна этого явления для современной России;
различная оценка терроризма и террористов в зависимости от регионов и
субъектов Федерации (от национального героя до преступника), что связано с
ростом националистических и сепаратистских устремлений местных
этноэлит; невозможность выделения “чистых” типов терроризма.
В России происходит интеграция терроризма и организованной
преступности,
появляются примеры взаимодействия российских
террористических групп с подобными организациями на международном
уровне (обучение боевиков УНАУНСО на территории Чечни, участие
боевиков турецкой террористической организации “Серые волки” в боевых
действиях на Северном Кавказе, учебные лагеря Хаттаба на территории
Чечни и т.п.).
Опыт многих иностранных государств в борьбе с терроризмом, безусловно,
необходимо изучать, а изучив, использовать во благо обществу. Основными
направлениями деятельности в этой области являются совершенствование
правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими
федеральными органами, формирование специальных подразделений и
увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся
проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности. Политика большинства государств базируется на следующих принципах: не
делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на
страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся
в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания
террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие
с ними.
За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд
механизмов, методов, технологий государственного реагирования на
потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных
антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных,
в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного
процесса об освобождении заложников и др.).
Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность,
непримиримость и жесткость ответных действий, наличие хорошо обученных,
натренированных, технически хорошо оснащенных и экипированных
специальных подразделений. Но этого мало. Зачастую важнее бывает наличие
политической воли и готовности высшего руководства страны к решительным
действиям.
Проблему противодействия терроризму в России следует рассматривать
как важнейшую общегосударственную задачу.
Для эффективной борьбы с терроризмом, как представляется, необходим
системный подход к организации антитеррористической деятельности на
государственном уровне. Имеющееся в государстве достаточное количество
специализированных структур можно назвать подготовленными к борьбе с
терроризмом лишь условно,
поскольку они в большей степени
сориентированы на проведение силовых акций, когда преступление уже
совершено. Между тем, борьба с терроризмом это прежде всего
заблаговременная оперативная работа,
позволяющая выявлять
террористические организации на стадии возникновения, а террористические
акты пресекать на стадии планирования и подготовки. В современной России
право заниматься оперативной работой имеют подразделения ФСБ, МВД,
МО, ФСНП. При правильной постановке оперативной работы эти ведомства
могли бы обеспечить своевременный и в достаточном объеме сбор и
использование текущей оперативной информации, что позволило бы
предупредить совершение террористических актов на самой ранней стадии.
То, что происходит сейчас у нас в стране в борьбе с терроризмом (создание
мощных подразделений ОМОН, СОБР, спецназа и их привлечение к
ликвидации террористических формирований), напоминает борьбу с
бандформированиями после ВОВ в Западной Украине и на территории
Прибалтики, когда для ликвидации бандитизма приходилось проводить
чекистсковойсковые операции. Нечто похожее происходит в настоящее
время в Чечне, чуть ранее в Дагестане, других регионах Кавказа, в ряде стран
СНГ. К настоящему времени отсутствуют эффективные средства для
противодействия активным информационнопропагандистским компаниям
террористических, по крайней мере, наиболее значительных организаций,
активно использующих, в частности, такие средства, как мировая система
Интернет, собственные или независимые средства массовой информации,
контакты с теми или иными политическими кругами. Возникающая проблема
имеет ряд трудно разрешимых аспектов – как организационнотехнических,
так и политикоправовых (что, в последнем случае, связано с существующими
абсолютистскими интерпретациями института свободы печати, с двойными
стандартами в политике отдельных государств и т.п.).
Развитие современного терроризма характеризуется также
формированием таких негативных явлений, как многоплановость его
разрушительного воздействия на различные сферы общественной жизни, что
объясняется целым рядом обстоятельств и, прежде всего, тем, что
происходит процесс расширения круга объектов непосредственного
террористического воздействия,
в том числе объектов большого
сосредоточения людских масс, объектов повышенного экологического риска,
усиления разрушительного потенциала самих средств террористической
деятельности и т.п.
Естественно, что столь серьезные изменения в устремлениях
террористических формирований, а также в потенциальных и реальных
последствиях их деятельности выдвигают целый ряд новых требований к
организации и содержанию противодействия терроризму на всех уровнях и во
всех аспектах этого противодействия, в том числе в сфере профилактики
терроризма, борьбы с носителями террористических угроз, а также в области
минимизации последствий террористических акций.
Рассмотренные выше, и некоторые другие, изменения в современном
терроризме существенно затрудняют ведение результативной деятельности по
ограничению и тем более по устранению террористических угроз как в целом
– в мире, так и собственно в России. Действующие механизмы
противодействия терроризму в различные годы на протяжении последних
десятилетий оказывались недостаточно эффективными как с точки зрения их
организации, адекватности используемых антитеррористических мер, так и в
плане обеспечения необходимого взаимодействия участвующих в борьбе с
терроризмом государственных органов.
Современные масштабы и характер террористической опасности делают
неприемлемой с позиции достижения положительных результатов в борьбе с
терроризмом ставку на использование одних спецслужб и
правоохранительных органов как субъектов противодействия данной угрозе.
Со второй половины ХХ столетия во многих зарубежных странах происходил
процесс осознания и закрепления, как на государственном, так и
общественном уровнях необходимости ведения борьбы с терроризмом как
общегосударственной задачи. Этот процесс сопровождался постепенным созданием общегосударственных систем борьбы с терроризмом на основе их
многосубъектности,
расширения круга участников противодействия
терроризму, уточнением сфер ответственности и компетенции основных
участников этой системы,
формированием различных механизмов
координации взаимодействия структурных элементов системы друг с другом,
а также с общественными организациями.
Формирование общегосударственной системы борьбы с терроризмом
началось в России значительно позже, нежели во многих зарубежных странах,
что в первую очередь объясняется и более поздним возникновением
значительных угроз терроризма для Российской Федерации по сравнению с
целым рядом иностранных государств.
Материалы, демонстрирующие неприятие обществом идеологии насилия,
социальную изоляцию экстремистов и неотвратимость жесткого наказания
для лиц, вставших на путь экстремистской деятельности, способствуют
снижению террористической угрозы.
Информационные материалы должны быть нацелены на повышение уровня
правовой ответственности подростков. Зачастую их невежество и правовой
нигилизм способны вызвать социальную напряженность, гражданское
неповиновение, массовые беспорядки.
Необходимо вскрывать и разоблачать перед школьниками способы
маскировки истинных террористических устремлений. Часто под внешне
привлекательными лозунгами защиты прав человека, укрепления демократии,
обеспечения национальных, социальных интересов скрывается попытка
вовлечь людей в конфликты, взращенные на идеологии национализма и
шовинизма, религиозной вражды. Такого рода социальные столкновения по
своим последствиям наиболее разрушительны и оставляют моральные травмы
в исторической памяти народов.
Стратегия национальной безопасности России, разработанная и принятая в
стране до 2020 года, получила дальнейшее развитие. Ее дополнила новая
Концепция противодействия терроризму. Документ утвержден президентом
РФ Дмитрием Медведевым 5 октября 2009 года. Основная ценность
концепции в систематизации борьбы с терроризмом. По сути, документ
создает основу системной антитеррористической политики.
Лекция. Проблема терроризма в России
Лекция. Проблема терроризма в России
Лекция. Проблема терроризма в России
Лекция. Проблема терроризма в России
Лекция. Проблема терроризма в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.