Слайд № 1, 2
Литература занимает центральное место в формировании и
утверждении культурного самосознания российского общества,
это
ценностей,
духовнонравственных
олицетворение нации, отражение истории народа.
сокровищница
Изучение литературы способствует формированию у
подрастающего поколения нравственных начал,
которые
являются необходимым условием устойчивого развития и
безопасности общества и государства.
Качественное литературное образование необходимо каждому
гражданину России и должно стать государственным делом.
Предмет «литература» – один из главных предметов школьного
образования, объединяющий дисциплины гуманитарного цикла.
Он вводит ученика в соприкосновение со сферой нравственных
ценностей и способствует созданию культурно обусловленного,
этически надежного и социально продуктивного образа личности.
Изучение художественной литературы формирует творческое
(созидательное) мышление, которое совместно с образным и
словеснологическим мышлением
полагаются в основу
формирования личности.
Русская литература на протяжении тысячелетия была
важнейшим звеном, соединяющим культурные традиции народов
России – единого культурного пространства.
Предмет «литература» предполагает изучение в школе
общезначимого для всех народов России классического
художественнолитературного наследия.
Сложившаяся в настоящее время ситуация выявляет
следующие основные проблемы современного преподавания
литературы в школе:
1. Влияние современных внешних условий: проблема
противостояния литературы и телевидения, Интернета и, как
следствие, резкое снижение интеллектуального и нравственного
уровня учащейся молодежи изза отсутствия у многих современных школьников навыка и привычки к чтению
литературы.
2. Недостатки ФГОС. Негативные последствия внедрения ЕГЭ
по литературе. Обилие программ и учебников, в которых во
многом сохранились идеологические штампы и навязанные
интерпретации литературных произведений школьной программы.
3. Проблема подготовки учителей, перегруженность учителей
внеурочной отчетной деятельностью.
Современный учитель – это человек нового информационного
общества, владеющий новыми формами коммуникации, но это
также человек, призванный к общению с учениками, который сам
должен быть для учащихся образцом нравственной и словесной
культуры.
Обучение через отобранные художественные тексты школьной
программы по литературе должно давать образцы словесного
поведения и нести нравственный смысл: ученику надо дать
возможность размышлять над тем, «что есть истина», подлинное
добро, настоящая красота.
Именно тексты литературной классики встраивают сознание
школьника в отечественный культурноисторический контекст и
закладывают основы восприятия мира и традиционных ценностей.
В современном мире часто звучат вопросы:
Слайд № 3
Читать модно?
А литература современная есть?
Как отличить талантливо созданные произведения от
посредственных?
Остается ли литература искусством слова?... отражением
действительности?
А самый главный вопрос:
Какую литературу мы называем современной? С 1985(87)г. русская литература впервые после 70летнего
перерыва получила возможность быть единым целым: с ней
слились литература русского зарубежья всех трех волн русской
эмиграции после гражданской войны 19181920г., после Второй
мировой и брежневской поры.
Слайд № 4
В литературе появились новые произведения, которые
объединяло, по мнению литературоведов,
Слайд № 5
« пафос исследования причин и следствий глубоких социальных
деформаций»
Новая литература это новая философия жизни, которая
объдиняет в себе нравственные и философские аспекты нашей
жизни:
Слайд № 6
1. «Для чего я живу на земле?»
2. Расслоение читательского спроса и писательского
предложения
3. Возникли эстетические и рыночные критерии
4. Повышенный интерес к форме произведения, стилевым
проблемам
Современная русская литература – это литература последних
двадцати пяти лет жизни общества, которая рождается в
условиях коренных изменений в обществе, истории, жизни.
Классифицировать литературу конца 20 века следут
следующим образом:
Слайд № 7 Неоклассическая проза
• обращается к социальным и этическим проблемам жизни,
исходя из реалистической традиции;
• наследует «учительскую» и «проповедническую»
направленность русской классической литературы
Произведения, относящиеся к этому литературному
направлению:
Слайд № 8
Условнометафорическая проза
• Миф, сказка, научная концепция, фантасмагория образуют
причудливый, но узнаваемый современный мир;
• Духовная неполноценность, обесчеловечивание обретают
материальное воплощение в метафоре превращения людей в
разных зверей, хищников, оборотней;
• условнометафорическая проза в реальной жизни видит
абсурд, в будничном течении угадывает катастрофические
парадоксы
Произведения, относящиеся к этому литературному
направлению:
Слайд № 9
«Другая проза»
• Черты оппозиционности официозу, отказ от наследования
сложившихся стереотипов;
• Изображение мира социально «сдвинутых» характеров и
обстоятельств;
• Идеал либо подразумевается, либо маячит;
• Авторская позиция замаскирована;
• Порывает с традицией диалога авторчитатель • Царит случайность;
• Изображает разрушенный мир, быт, изломанную историю,
раздерганную культуру;
Литература постэкзистенциальная
В. Ерофеев, В. Пьецух, Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л.
Габышев …
Постмодернизм
1971 – возник термин «постмодернизм»
• образ мира выстраивается на основе внутрикультурных
связей;
• воля и законы культуры выше воли и законов
«действительности»;
• произведение – не готовая вещь, а процесс взаимодействия
художника с текстом, текста – с пространством культуры, с
материей духа, текста с художником и сами собою.
Произведения, относящиеся к этому литературному
направлению:
Слайд № 10
Такое разделение литературы было осущетвлено в начале 2000,
а что же сейчас, какую классификацию современной русской
литературы можем мы предложить учащимся.
Слайд № 11
За пятнадцать лет многое изменилось, но классификация
осталась прежней.
Современная русская литература
Автобиографическая проза Литература русской эмиграции
Неореализм
Военная проза
Историческая проза
Постмодернизм
Фантастическая и утопическая проза
Как вы можете заметить, практически ничего не изменилось в
классификации жанров и направлений, но изменилось время, и
читательский интерес тоже. Что же привлекает сегодня наших
детей?
Хочу предложить вам высказывание одного из подростков:
Слайд № 12
Как вы видите, подростки имеют своё мнение, охват читаемой
литературы самый разнообразный, но их тоже можно понять.
Огромное количество литературы, обилие авторов и жанров и
совсем не окрепшая психика. Поэтому большинство выбирают то,
что читают все. Что же например?
Слайд № 13
Книга рассказывает о приключениях мальчика с волшебным даром
в школе волшебства «Хогвартс».
Слайд № 14
Роман «Сумерки» стал очень известен после его экранизации,
Сюжет оказался настолько интересным, что подростки всего мира
начали читать продолжение книги «Новолуние», Также в серию
входят «Затмение», «Рассвет» и «Солнце полуночи»
Огромное влияние на литературные предпочтения подростков
оказывают различные субкультуры. , лат. sub — под, + культура) в
Субкультура (подкульт рауу
социологии и культурологии — часть общественной культуры,
отличающаяся от преобладающей.
В более узком смысле термин означает социальные группы
людей — носителей субкультуры.
Самые популярные среди подростков это эмо, готы, панки и
реперы.
Слайд № 15
Культура Эмо отдалённо напоминает сентиментализм, и в том и
другом стиле в основе всего лежат чувства, причём чувства,
преобладающие над разумом.
Слайд № 16
К литературным предпочтениям Готов относится роман Брема
Стокера «Дракула», или как его ещё называют «Библия Готов»
Слайд № 17
Панккультура это одна из ярчайших субкультур современности.
Яркая причёска, громкая музыка, но при этом панковская
культура, как ни странно, придерживается классической
литературы, а также читает серии книг «Сталкер».
Слайд № 18
И одна из последних, но очень важных субкультур это реперы,
создатели нового вида поэзии. В основе этого вида чтения лежит
ритмичная музыка, под которую в ритм читаются стихи, причём
правила написания стихов нестрогие, главное, чтобы была рифма.
Такая литература прочно вошла в нашу современную жизнь. Как
же быть нам, учителям, как преодолеть нежелание читать
классику, как вернуть подростков из мира грёз и фантастики?
В последнее время споры о том, каких писателей следует изучать
в школе, ведутся очень активно. Так, в конце позапрошлого года много шуму наделало известие,
что в новую программу по литературе для общеобразовательных
учебных заведений на 2013/2014 учебный год якобы включены
произведения современных российских авторов (Улицкая и
Пелевин), а некоторые классики (Куприн и Лесков) исключены. В
действительности классиков из школьной программы изгонять
никто не собирался, речь шла о некоем проекте, вынесенном на
обсуждение, но вопрос, надо ли изучать современных писателей в
школе или нет, пока остается открытым. А сейчас изучение
современной литературы в школе почемуто заканчивается 80ми
годами XX века — произведениями Василия Шукшина, Федора
Абрамова, Валентина Распутина. На практике же учителя порой
едва успевают рассказать о литературе военного периода. То, что
в школе называется современной литературой, в лучшем случае
является литературой второй половины XX века. Правда, в
некоторых школьных учебниках для 11го класса все же
присутствует обзорная статья о современной прозе, драматургии
и поэзии, но чаще всего это довольно сухое перечисление авторов
и
тенденций.
Некоторые педагоги сетуют на перегруженность программы. Для
сравнения: дореволюционным гимназистам на словесность (некий
симбиоз русского языка и литературы) отводили 13 учебных часов
в неделю, а сейчас среднестатистический одиннадцатиклассник в
общеобразовательной школе занимается русским языком два часа
и литературой — три часа в неделю. Если же выпускник
занимается по углубленной гуманитарной программе, то он может
рассчитывать на пять часов литературы. Очевидно, что при таком
количестве часов изучать современников подробно не
представляется целесообразным. Но причина не только в нехватке
часов. Ни среди чиновников от образования, ни среди учителей
нет единого мнения относительно изучения в школе современной
литературы.
описание Сторонники преподавания современников полагают: если не
упоминать современных писателей вообще, то у школьника может
возникнуть ощущение, что современной литературы вроде бы и
нет, а вся литература кончилась во второй половине XX века.
«Ученики не должны выпадать из литературного процесса, —
считает учитель русского языка и литературы лицея № 1586,
методист окружного управления образования Татьяна Чалкина.
— А ведь многие произведения классической и современной
сопоставимы».
литературы
Главный аргумент противников преподавания современной
русской литературы состоит в том, что прошло еще слишком мало
времени, чтобы оценить написанное современниками. Так,
известный российский писатель Леонид Юзефович выступает
против преподавания современной литературы в школе.
«Современную литературу преподавать в школе не нужно, —
говорит он. — Должен быть рубеж. Большое видится на
расстоянии. Так же, как глупо заканчивать преподавание истории
в школе вчерашним днем. Должен быть мораторий. Хотя,
безусловно, в современной русской литературе очень много
имен».
достойных
По мнению учителя с более чем двадцатилетним стажем, если в
современной литературе все понятно, если она близка к
современным реалиям, тогда зачем на таких уроках нужен
учитель, что он должен объяснять? Чтобы развиваться, ребенок
должен осваивать определенные высоты. Если человек хочет
развиваться, он всегда должен ставить себе планку. Классическая
литература такую планку ставит. Однако несмотря на отсутствие
в программе современных имен, некоторые учителя активно
включают в свои уроки произведения начала XXI века. «Мы
преподаем классическую литературу как проверенную временем,
а современную литературу можно включать в программу как
пример связи с жизнью, — отмечает учитель русского языка и литературы московской школы № 892 Татьяна Горячева. — Мы
выбираем те произведения современных авторов, которые
ложатся в тему».
К примеру, после изучения «Кавказского пленника» Льва
Толстого можно давать отрывки из романа Владимира Маканина
«Асан».
На уроках, посвященных «Войне и миру», использовать
произведение Алексея Козлачкова «Запах искусственной
свежести» о событиях афганской войны и проводить параллели
между князем Болконским и лейтенантом Травниковым: оба
перед лицом смерти размышляют о душе, чести и долге.
Поскольку современная литература никак не закреплена в
образовательном стандарте, то роль отборщика отводится
учителю. Из современных авторов учителя часто выбирают Дину
Рубину, Ольгу Славникову, Михаила Шишкина, Андрея
Геласимова, Захара Прилепина и даже скандального Владимира
Сорокина. По мнению учителейпрактиков, Геласимов интересен
подросткамдевятиклассникам, Дину Рубину обожают девочки,
особенно ее рассказ «Шарфик», у Прилепина очень хорошо
воспринимается
«Витек».
По мнению многих педагогов, чтение современных авторов может
вернуть интерес школьников к литературе вообще. Козырем
современных авторов является более простой язык и понятные
школьнику реалии — герой разговаривает по мобильному
телефону, зависает в ICQ и т.д.
«Сегодня, к сожалению, классику необходимо адаптировать для
сознания современного ученика, — говорит доцент кафедры
методики преподавания литературы МПГУ, автор учебных
пособий по литературе Наталия Попова. — Когда он читает
классику, то не понимает, что это тоже про него написано.
Учителю раз за разом приходится снимать исторический материал слой за слоем, чтобы ученик понял, что Обломов — это
современный герой, который не хочет зарабатывать деньги и
становиться эффективным менеджером. Ему просто противно все,
что сейчас происходит, поэтому он предпочитает лежать на
диване. Он учился и работал 12 лет, но ему все это опротивело.
Когда это начинаешь объяснять, то дети проникаются».
Что же можно и нужно читать на уроках, после уроков, что нужно
сделать, чтобы подростки перестали жить в Интернете? Всё, что
интересно и понятно детям. Я хотела бы предложить вам ещё
одно высказывание из Интернета, которое доказывает, что
подростки имеют на это своё мнение.
Слайд № 19
Прошли времена, когда читать среди молодежи было популярно.
Сейчас чтение это домашние задания по литературе или
инструкция к технике. Но при этом литература жива и есть те
подростки, которые читают её и развивают. Век технологий не
вытеснил чтение из жизни людей!
Как видите, дети читают, пусть не всегда то, что нужно, но то, что
им хочется, а это значит, что в наших силах помочь им сделать
правильный
Заканчивая своё выступление, я хочу предложить вам
стихотворение подростка, которое даёт нам уверенность в
будущем, даёт понять, что мы с вами ещё нужны детям.
выбор.
Слайд № 20
Слайд № 21
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Лекция "Современная литература"(литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.