Конспект урока по тем ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ Третий урок данной темы . Конспект состоит из : целей , задач на повторения , объяснение нового материала , задач формирование умений и навыков , подведения итогов урока и домашнего задания .
Урок 14.docx
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
Ц е л и : продолжить формировать умение решать уравнения, сводящиеся к линейным.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
Устная работа.
1. Показать, что следующие уравнения не имеют решений, и объяснить почему:
а) х + 3 = х;
б) х – 1 = х + 1;
2. Определить, равносильны ли уравнения и почему:
а) 5х + 1 = 2
б) 2х – 1 = 4
в) 3х + 1 = 10
г) 2х + 3 = 2х – 4 и
и
и
и
х + 5 = х;
10х + 2 = 4;
2х = 6;
х = 3;
в) 2х = 2(х + 1);
г) х2 + 4 = 0;
д) (–х)2 + 1 = 0.
1
3
x
2
7
д)
II. Математический диктант.
и
21х = –6.
В а р и а н т 1
1. Придумайте и запишите какоенибудь линейное уравнение с одним неизвестным х.
2. Как называется уравнение –2х = 17?
3. При каком условии уравнение сх = 5 имеет единственный корень? Запишите этот
корень.
4. Решите уравнение 0,2х = –1.
5. К обеим частям уравнения прибавили число –3. Какими являются полученное и
исходное уравнения?
6. Решите уравнение 2х + 1 = 3х – х.
7. Решите уравнение 5 – х = 2х + 2.
В а р и а н т 2
1. Придумайте и запишите какоенибудь линейное уравнение с одним неизвестным у.
2. Как называется уравнение 17х = –2?
3. При каком условии уравнение ау = 3 не имеет корней?
4. Решите уравнение –0,3х = 1.
5. Обе части уравнения умножим на число –7. Какими являются полученное и исходное
уравнения?
6. Решите уравнение х + 3 = 5 + х – 2.
7. Решите уравнение 2 – 2х = –2х + 3.
III. Формирование умений и навыков.
1. Решите уравнение.
а) (5х – 3) + (7х – 4) = 8 – (15 – 11х);
б) (4х + 3) – (10х + 11) = 7 + (13 – 4х);
в) (7 – 5х) – (8 – 4х) + (5х + 6) = 8;
г) (3 – 2х) + (4 – 3х) + (5 – 5х) = 12 + 7х.
Решение:
а) (5х – 3) + (7х – 4) = 8 – (15 – 11х);
5х – 3 + 7х – 4 = 8 – 15 + 11х;
5х + 7х – 11х = 8 – 15 + 3 + 4;
х = 0.
б) (4х + 3) – (10х + 11) = 7 + (13 – 4х);
4х + 3 – 10х – 11 = 7 + 13 – 4х; 4х – 10х + 4х = 7 + 13 – 3 + 11;
–2х = 28;
х = 28 : (–2);
х = –14.
в) (7 – 5х) – (8 – 4х) + (5х + 6) = 8;
7 – 5х – 8 + 4х + 5х + 6 = 8;
– 5х + 4х + 5х = 8 – 7 + 8 – 6;
4х = 3;
3
4 .
х =
г) (3 – 2х) + (4 – 3х) + (5 – 5х) = 12 + 7х;
3 – 2х + 4 – 3х + 5 – 5х = 12 + 7х;
– 2х – 3х – 5х – 7х = 12 – 3 – 4 – 5;
–17х = 0;
х = 0.
2. Среди данных уравнений выберите те, которые имеют тот же корень, что и уравнение
2х – 3 = 5х + 6:
а) 19 (2х – 3) = 19 (5х + 6);
б) 5х – 2х = 6 – 3;
3
2
x
11
6
5
x
11
.
в)
Решение:
2х – 3 = 5х + 6;
2х – 5х = 6 + 3;
–3х = 9;
х = –3.
а) 19 (2х – 3) = 19 (5х + 6);
2х – 3 = 5х + 6;
х = –3, так как уравнение равносильно исходному.
При решении данного уравнения важно заметить, что разделить обе части
| : 19
уравнения на 19 рационально, а выполнить умножение числа на скобку – нет.
б) 5х – 2х = 6 – 3;
3х = 3;
х = 1.
3
2
x
11
6
5
x
11
| ∙ 11;
в)
2х – 3 = 5х + 6;
2х – 5х = 6 + 3;
х = –3,
так как уравнение равносильно исходному.
в) 5 – х = 6 – х;
О т в е т : а); в); х = –3.
3. Среди данных уравнений укажите те, которые не имеют корней:
а) 5х – 10 = 4х;
б) 3х + 7 = 3х + 11;
Решение:
а) 5х – 10 = 4х;
5х – 4х = 10;
х = 10.
в) 5 – х = 6 – х;
–х + х = 6 – 5;
0 ∙ х = 1 – нет корней.
б) 3х + 7 = 3х + 11;
3х – 3х = 11 – 7;
0 ∙ х = 4 – нет корней.
д) | x | + 1 = 0.
| x | = –1 –
нет решений,
х = 8 или х = –8.
г) | x | = 8;
г) | x | = 8;
д) | x | + 1 = 0.
так как | x | ≥ 0. № 238. Решение:
Если т 0, то тх = 5 имеет единственный корень х = 5 : т.
Если т = 0, то уравнение примет вид 0 ∙ х = 5, оно не имеет корней.
Не существует такое значение т, чтобы уравнение имело бесконечно много корней.
№ 239. Решение:
Если х = –5, то р ∙ (–5) = 10 – верное равенство.
Найдем р:
Если х = 1, то
Если х = 20, то
р = 10 : (–5);
р = –2.
р ∙ (–1) = 10;
р = 10 : (–1);
р = –10.
р ∙ 20 = 10;
р = 10 : 20;
р = 0,5.
О т в е т : –2; –10; 0,5.
Обращаем внимание учащихся, что это уравнение с параметром р.
№ 242. Решение:
а) (х + 5) (х + 6) + 9 = 0;
х2 + 6х + 5х + 30 + 9 = 0;
х2 + 11х + 39 = 0;
х2 = –11х – 39.
Слева стоит выражение, значение которого не отрицательно. Если х – положительное
число, то –11х < 0 и –11х – 39 < 0, значит, х2 = –11х – 39 – неверно для любого
положительного х, значит, уравнение не может иметь положительный корень.
б) х2 + 3х + 1 = 0.
Если х > 0, то каждое слагаемое в левой части уравнения положительно, значит, и вся
сумма положительна, следовательно, х > 0 не может являться корнем данного уравнения.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: № 136, № 137, № 138
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ урок 3
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ урок 3
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ урок 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.