Конспект урока по тем ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ Первый урок данной темы . Конспект состоит из : целей , задач на повторения , объяснение нового материала , задач формирование умений и навыков , подведения итогов урока и домашнего задания .
Урок 12.docx
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕС ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
У р о к №13
Ц е л и : ввести определение линейного уравнения с одной переменной (общий вид);
выяснить, сколько корней может иметь линейное уравнение; формировать умение решать
линейное уравнение переходом к равносильному уравнению, применяя свойства уравнений
и выполняя тождественные преобразования.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент
Устная работа.
1. Какие из чисел 3; –2; 2 являются корнями следующих уравнений:
а) 3х = –6;
б) 3х + 2 = 10 – х;
в) х + 3 = 6;
2. Являются ли уравнения равносильными? Если да, то сформулируйте, по какому
д) 10х = 5(2х + 3);
е) 10 + х = 13?
г) 4х – 4 = х + 5;
свойству уравнений.
а) 3х + 4 = 2
б) –3х + 12 + 2х = 4
в) 3х + 15 = 0
г) 0,5х = 0,08
д) 120х = –10
и
и
и
и
и
3х = –2;
2х + 12 = 3х + 4;
3х = 15;
50х = 8;
12х = 1;
3
4 x = 11
е)
II. Объяснение нового материала.
Рассмотрим уравнение 9х – 23 = 5х – 11. Применим известные свойства уравнений и
3х = 44.
и
получим равносильные уравнения:
9х – 5х = – 11 + 23;
4х = 12;
х = 3.
Уравнение, равносильное исходному, имеет единственный корень 3, значит, исходное
уравнение также имеет единственный корень 3.
Используя свойства уравнений, многие из них всегда можно привести к виду ax = b, где
х – переменная, а a и b – некоторые числа. Уравнения такого вида называются
линейными.
Важно подчеркнуть учащимся, что, используя буквенные обозначения, мы записали
целый класс уравнений.
3. О р г а н и з а ц и я и с с л е д о в а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и у ч а щ и х с я .
На этом этапе востребуется логический прием мышления – обобщение.
З а д а н и е . Привести уравнение к линейному виду, используя свойства уравнений:
а) 3х – 11 = 5х + 7;
б) 2 (х + 1) = 2х + 2;
в) –8х + 11 = 8 (3 – х).
Решение:
а) 3х – 11 = 5х + 7;
3х – 5х = 7 + 11;
–2х = 18.
б) 2 (х + 1) = 2х + 2;
2х + 2 = 2х + 2;
2х – 2х = 2 – 2;
0 ∙ х = 0.
в) –8х + 11 = 8 (3 – х);
–8х + 11 = 24 – 8х; –8х + 8х = 24 – 11;
0 ∙ х = 13.
Теперь, глядя на линейное уравнение, записать, чему равны коэффициенты a и b и
сколько корней имеет уравнение. Как это определили?
а) a = –2; b = 18 – один корень х = –9, определили, разделив обе части на (–2).
б) a = 0; b = 0 – бесконечно много корней, так как равенство 0 ∙ х = 0 верно при любом
значении х.
в) a = 0; b = 13 – нет корней, так как равенство 0 ∙ х = 13 неверно ни при каком значении
х.
Обобщая полученные данные, заполняем таблицу решения линейного уравнения в
общем виде:
Линейное уравнение
ax = b, где х – переменная, a, b – любое число.
b
a ;
Если a 0, то x =
если а = 0 и b = 0, то х – любое;
если а = 0 и b 0, то нет корней.
4. С о з д а н и е алгоритма решения уравнений, сводящихся к линейным.
Анализируя решенные примеры, приходим к выводу, что решение многих уравнений
сводится к решению линейных.
Учащиеся могут сами создать а л г о р и т м :
1й ш а г . Если выражения, стоящие в левой или правой части уравнения, содержат
скобки, то раскрываем их по правилам.
2й ш а г . Переносим слагаемые с переменными в левую часть уравнения, а без
переменных в правую.
3й ш а г . Приводим подобные слагаемые в обеих частях уравнения, приводя его к виду
ax = b.
4й ш а г . Решаем получившееся линейное уравнение, равносильное исходному, в
зависимости от значений коэффициентов a и b.
III. Формирование умений и навыков.
Задания, решаемые на этом уроке, направлены на усвоение определения линейного
уравнения и решение линейных уравнений в зависимости от значений коэффициентов a и b.
1. (Устно.) Назовите коэффициенты a и b линейного уравнения ax = b. Сколько корней
имеет уравнение:
1
8 x = –14;д) 0 ∙ х = 0;б) –3х = 18;г) 0 ∙ x =
1
3 ;е) –18х = –2?
а) 3х = 12;в) 1
2. Решите уравнение.
2
8 ; ж) –6 =
а) –8х = 24;г) –3x =
1
6
x;б) 50х = –5; д) –x = –1
3
5 ; з)
x
3
7
2
14
;
1
5 = –5x; и) –0,81х = 72,9.
в) –18х = 1;е)
3. Определите значение х, при котором значение выражения –3х равно:
а) 0; б) 6; в) –12; г)
IV. Итоги урока.
3
17
; д)
10
3 ; е) 2
2
5 . Домашнее задание: № 126, № 127, № 245, № 142.
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕС ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕС ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
ЛИНЕЙНОЕ УРАВНЕНИЕС ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.