Лингвистический марафон по фразеологии
для учащихся среднего звена школы
Цели: повторить изученное ранее о фразеологии; углубить знания и расширить словарный запас учащихся; развивать образное мышление, коммуникативные навыки; способствовать творческому самовыражению, повысить интерес к изучению русского языка.
Оборудование и оформление: плакаты с высказываниями « Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений». В.В. Виноградова и Л.В.Щербы «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль», маршрутные листы, иллюстрации, карточки с заданиями, конверты, маркеры и прочее.
Подготовительная работа:
1. Команды выбирают лидеров, названия и подготавливают эмблемы, связанные с фразеологией.
2. Повторяют раздел «Фразеология» и знакомятся с их этимологией.
3. Формируется судейская комиссия (жюри) из числа старшеклассников -олимпиадников и знатоков русского языка.
Разъяснение правил игры
Каждая команда получает свой маршрутный лист, в котором указаны станции в определённой последовательности.
В таблице маршрутного листа указаны баллы, которые команда может заработать на каждой станции.
Команда должна строго следовать маршруту, указанному в маршрутном листе.
На каждой станции руководитель чётко определяет задачу, следит за правильным выполнением и подводит итог.
Оптимальное время пребывания на станции – 7 минут.
Судейская комиссия выставляет в оценочную ведомость команд количество заработанных баллов.
На заключительном этапе подсчитывается общее количество баллов, заработанных командой на всех станциях.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Руководитель: Итак, удачного старта, друзья!
Станция первая «Конструкторы».
Задание: собрать в правильной последовательности фразеологические сочетания и объяснить их одним словом.
Держать ушки пистолетом.
Держать хвост в руках.
Держать язык по ветру.
Держать нос на макушке.
Держать себя на привязи.
Держать камень сухим.
Держать порох за пазухой.
Правильно:
Держать ушки на макушке (осторожничать).
Держать хвост пистолетом (не унывать).
Держать язык на привязи (помалкивать).
Держать нос по ветру (приноравливаться).
Держать себя в руках (терпеть, крепиться).
Держать камень за пазухой (злиться).
Держать порох сухим (бдительность).
Станция вторая «Реставраторы».
Задание: восстановить недостающие элементы в фразеологизмах, используя картинки-подсказки.
Правильно:
Без царя в голове; комар носа не подточит; молоко на губах не обсохло; как рыба в воде; когда рак на горе свистнет; курам на смех; ни в зуб ногой; как собака на сене; козёл отпущения; посыпать голову пеплом; пустить козу в огород, львиная доля.
Станция третья «Художники».
Задание: каждая команда вытягивает конверт с заданным фразеологизмом, который нужно изобразить на чистом листе. Фразеологизм на рисунке должен быть узнаваемым.
В конвертах скрыты следующие записки с фразеологизмами:
Как с гуся вода.
Сорвать маску.
Остаться с носом.
Обвести вокруг пальца.
Сесть в калошу.
Станция четвёртая «Исследователи».
Задание: определить зашифрованные в картинках фразеологизмы, назвать и объяснить их значение.
На картинках фразеологизмы:
1. Курам на смех. (Нелепый, бестолковый подарок)
2. Как корова на льду (Неуклюжий)
3. Клевать носом (Дремать).
4. Волосы дыбом (Страх).
5. Войти в историю. (Прославиться).
6. Вогнать в краску. (Смутить).
7. Витать в облаках. ( Придаваться несбыточным мечтам).
8. Висеть на волоске. (Находиться в опасном положении).
Станция пятая «Актёры».
Задание: без слов, с помощью мимики и пантомимы показать фразеологический оборот из конверта так, чтобы он был узнаваемым.
В конвертах записки со следующими фразеологизмами:
1. Делать из мухи слона.
2. Куры денег не клюют.
3. Водить за нос.
4. Мозолить глаза.
5. Тянуть время.
Пока жюри подводит итоги марафона, один из подготовленных учащихся декламирует стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».
Награждение победившей команды.
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и литературы
сош № 21 г. Ангрена Ташкентской обл.
Мой контактный телефон: +998909571197.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.