Лингвистический марафон по фразеологии для учащихся среднего звена школы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Заключительный урок русского языка в седьмом классе в форме лингвистического марафона позволит учащимся в игровой форме повторить изученное ранее по фразеологии , углубить знания и расширить словарный запас, а также развивать образное мышление и коммуникативные навыки.
Иконка файла материала Лингвистический_марафон_по_фразеологии.docx

Лингвистический марафон по фразеологии

 для учащихся среднего звена школы

Цели: повторить изученное ранее о фразеологии; углубить знания и расширить словарный запас учащихся; развивать образное мышление, коммуникативные навыки; способствовать творческому самовыражению, повысить интерес к изучению русского языка.

Оборудование и оформление: плакаты с высказываниями « Фразеология исследует  наиболее живой, подвижный  и разнообразный отряд языковых явлений». В.В. Виноградова и Л.В.Щербы «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль», маршрутные листы, иллюстрации, карточки с заданиями, конверты, маркеры и прочее.

Подготовительная работа:

1.     Команды выбирают лидеров, названия и подготавливают эмблемы, связанные с фразеологией.

2.     Повторяют раздел  «Фразеология» и знакомятся с их этимологией.

3.     Формируется судейская комиссия (жюри) из числа старшеклассников -олимпиадников и знатоков русского языка.

Разъяснение правил игры

Каждая команда получает свой маршрутный лист, в котором указаны станции в определённой последовательности.

В таблице маршрутного листа указаны баллы, которые команда может заработать на каждой станции.

Команда должна строго следовать маршруту, указанному в маршрутном листе.

На каждой станции руководитель чётко определяет задачу, следит за правильным выполнением и подводит итог.

Оптимальное время пребывания на станции – 7 минут.

Судейская комиссия выставляет в оценочную ведомость команд количество заработанных баллов.

На заключительном этапе подсчитывается общее количество баллов, заработанных командой на всех станциях.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

 

Руководитель: Итак, удачного старта, друзья!

 

Станция первая «Конструкторы».

Задание: собрать в правильной последовательности фразеологические сочетания и объяснить их одним словом.

Держать ушки             пистолетом.

Держать хвост             в руках.

Держать язык              по  ветру.

Держать нос                на макушке.

Держать себя             на привязи.

Держать камень         сухим.

Держать порох           за пазухой.

Правильно:

 

Держать ушки   на макушке (осторожничать).

Держать хвост   пистолетом  (не унывать).

Держать язык  на   привязи (помалкивать).

Держать нос   по  ветру (приноравливаться).

Держать себя     в руках (терпеть, крепиться).

Держать камень    за пазухой (злиться).

Держать порох    сухим (бдительность).

Станция вторая  «Реставраторы».

Задание: восстановить недостающие элементы в фразеологизмах, используя картинки-подсказки.

Правильно:

Без царя в голове; комар носа не подточит; молоко на губах не обсохло; как рыба в воде; когда рак на горе свистнет; курам на смех; ни в зуб ногой; как собака на сене; козёл отпущения; посыпать голову пеплом;  пустить козу в огород, львиная доля.

Станция третья  «Художники».

Задание: каждая команда вытягивает конверт с заданным фразеологизмом, который нужно изобразить на чистом листе. Фразеологизм на рисунке должен быть узнаваемым.

В конвертах скрыты следующие записки с фразеологизмами:

 

Как с гуся вода.

Сорвать маску.

Остаться с носом.

Обвести вокруг пальца.

Сесть в калошу.

 

Станция четвёртая  «Исследователи».

 

Задание: определить зашифрованные в картинках фразеологизмы, назвать и объяснить их значение.

На картинках фразеологизмы:

 

1.     Курам на смех. (Нелепый, бестолковый подарок)

2.     Как корова на льду (Неуклюжий)

3.     Клевать носом (Дремать).

4.     Волосы дыбом (Страх).

5.     Войти в историю. (Прославиться).

6.     Вогнать в краску. (Смутить).

7.     Витать в облаках. ( Придаваться несбыточным мечтам).

8.     Висеть на волоске. (Находиться в опасном положении).

 

Станция пятая «Актёры».

Задание: без слов, с помощью мимики и пантомимы  показать фразеологический оборот из конверта так, чтобы он был узнаваемым.

В конвертах записки со следующими фразеологизмами:

 

1.     Делать из мухи слона.

2.     Куры денег не клюют.

3.     Водить за нос.

4.     Мозолить глаза.

5.     Тянуть время.

 

Пока жюри подводит итоги марафона, один из подготовленных учащихся декламирует стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

Награждение победившей команды.

 

 

 

Нурманова Замира  Аблокуловна,

учитель  русского  языка и литературы

сош №  21 г. Ангрена Ташкентской обл.

Мой  контактный  телефон: +998909571197.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru