Класс, предмет 4 «А», литературное чтение
Тема: Лирика Ф.И Тютчева «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
Тип урока: «открытие нового знания»
Цель: расширить знания о творчестве Ф.И Тютчева, уметь сравнивать стихотворения.
Задачи:
-освоение знаний о творчестве Ф.И Тютчева, особенностях его лирики.
-овладение умениями сравнивать и анализировать лирические произведения, находить в тексте средства художественной выразительности.
-развитие навыков выразительного чтения, сопереживания лирическому произведению, воображения, мышления, речи .
Личностные планируемые результаты |
Метапредметные планируемые результаты |
Предметные планируемые результаты |
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; - Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания литературным произведениям; |
- Регулятивные: Осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения произведения - Познавательные: Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. - Коммуникативные: Доносить свою позицию до других, приводя аргументы; |
- определение смысла лирического произведения; - выразительное чтение, отражение настроения стихотворения; - осознание значимости чтения для личного развития; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, находить средства выразительности; |
Межпредметные связи: Русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир.
Оснащение урока:
Материалы для учителя: презентация, колонки, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Школа России»
Материалы для учащихся: учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 часть Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Школа России», раздаточный материал для рефлексии «яблоки».
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД
|
Методы обучения, КРР |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Приветствует обучающихся -Наш урок хочу начать с цитаты Роберта Фроста. Читает цитату на слайде. «Поэзия-это когда чувство находит свою мысль, а мысль находит слова.» Организует работу по объяснению смысла данного выражения. -Почему я начала именно с этой цитаты?
-Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
|
Приветствуют учителя.
Слушают учителя. Объясняют смысл цитаты Р.Фроста
- Поэзия, это чувства человека, которые она передаёт в словах на бумаге.
-Мы учимся правильно и выразительно читать, пересказывать тексты, находить главную мысль, понимать мысли и чувства авторов. |
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания литературным произведениям; |
Беседа
Рассуждение |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
|
Организую речевую разминку. Сейчас мы с вами проведем речевую разминку. А для чего, как вы думаете? - Обратите внимание на экран Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шу – шу – шу – я письмо пишу. Аш – аш – аш – у Марины карандаш. Организует чтение хором. Организует чтение с разной интонацией А теперь давайте попробуем прочитать этот отрывок с разными интонациями: с вопросительной, с сердитой, с веселой. - Молодцы, вы все справились с этим заданием. -Как называется раздел, который вы начали изучать? -Чему вы учитесь, читая лирические стихотворения? |
- Для того, чтобы правильно, быстро и бегло читать.
-слушают учителя
Читают с вопросительной, сердитой, веселой интонацией
Отвечают на вопросы учителя. -Поэтическая тетрадь. -Анализировать стихотворения, находить средства художественной выразительности, учимся понимать стихотворения. |
Доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;)
|
Коррекционный метод
Повторение
Беседа
|
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание
|
Читает отрывок из стихотворения «Люблю грозу в начале мая…» Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. -Кто написал это стихотворение?
-Какие произведения Федора Ивановича Тютчева вы знаете ?
-О чем писал Тютчев в этих стихотворениях, что он описывал?
-Какова тема нашего урока? -Верно. Откройте стр.138 и рассмотрите её. -Чему будем учиться?
|
Слушают стихотворение.
-Ф.И Тютчев.
-«Зима недаром злится», «Весенняя гроза», «Люблю грозу в начале мая», «Весенние воды» и др.
-Он писал о природе, о природных явлениях… -Ф.И Тютчеве
-Мы будем учиться понимать поэзию, выразительно читать стихотворения, находить средства художественной выразительности, сравнивать стихотворения. |
Осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме |
Беседа Демонстрация
Работа с учебником
Ведение разговора |
3.2. Открытие нового знания.
Физкультминутка
3.3.Первичное закрепление
|
-Перед чтением стихотворения вспомним о Ф.И Тютчеве. Организует рассказ. Фёдор Иванович Тютчев, русский поэт, родился в дворянском семействе. Малая родина поэта –Орловская губерния. Первоначальное воспитание Федор Иванович получил в доме отца. Домашний учитель Тютчева — Раич, разбудил в нем поэтическое дарование. Тетрадь со стихами Тютчева попадает в руки А.С.Пушкина. Александр Сергеевич публикует стихотворения поэта в своём журнале «Современник». Существенную часть своей жизни Федор Иванович Тютчев провел за границей, но душой он всегда был с Россией, не терял духовной связи с родиной. Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность природы у Тютчева. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением. Федор Иванович написал книги: «Я встретил вас…», «Времена года в картинах русской природы», «Листья», «Конь морской». Тютчев был одним из самых знающих, образованнейших, остроумных людей своего времени. Он был и остаётся великим русским поэтом, высоко чтимый потомками. -Что нового вы узнали о творчестве Тютчева? Организует работу с учебником. -Посмотрите на стр.138 и скажите, а какое название у первого стихотворения, которое мы будем изучать? Словарная работа -Но прежде чем приступить к чтению стихотворения, я предлагаю вам узнать трудные слова, которые встретятся нам в стихотворении: - “колышет”- слегка мирно колыхаться. - “невольно”- случайный, непроизвольный. Организует выразительное чтение стихотворения -Послушайте стихотворение. -О чем это стихотворение? -Какое впечатление произвело на вас стихотворение? -Какое настроение вызвало? -Какие картины предстали перед глазами? Организует чтение по цепочке. Организует чтение по строчке. -Прочитаем первое четверостишие. -Почему у земли печален вид?
-Почему автор говорит, что воздух дышит весной? -Зачем автор дает словосочетание мертвый стебель?
-О чем говорит автор в первом четверостишии? -Прочитаем второе четверостишие. -Почему ещё природа не проснулась? -О чем говорит автор в словосочетании «редеющий сон»? -Кому природа невольно улыбнулась? Почему?
-О чем говорит автор в этом четверостишии? -Тютчеву удалось показать вам раннюю весну? Как?
-Почему в стихотворении так много глаголов?
-Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
-Какова главная мысль стих-я?
-С какой интонацией нужно прочитать это стих-е? -Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
-Я вижу, что вы стали, и я предлагаю вам встать и сделать вместе со мной физкультминутку
- А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь: “После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. - Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. -И следующее стихотворение будет о радуге. -А вы видели радугу? Какая она?
- Когда она появляется? Рассказ о радуге. Радуга – одно из самых изумительных явлений природы. Радуга
является спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, так и
после дождя. Словарная работа. -Я предлагаю вам узнать трудные слова, которые встретятся нам в стихотворении: “воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить. “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой формы. “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием. “изнемочь”- потерять силы, ослабеть. “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре). “всецело”- целиком, полностью. Организует выразительное чтение стихотворения -Послушайте стихотворение. -С чем Тютчев сравнивает радугу? -С помощью каких слов Тютчев описывает радугу, оживляет её?
-Как автору удается показать красоту и мгновенность радужного видения? Найдите в тексте.
-О чем просит читателя автор? Почему?
-Как вы думаете, зачем в стихотворении дважды повторяется слово лови?
-Каким настроением проникнуто произведение?
-Почему в стихотворении три восклицательных знака?
-Какую интонацию для прочтения стихотворения вы выберете? -Сейчас приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. -В чём сходство стихотворений? -В чём различия стихотворений?
-Давайте подумаем, как можно озаглавить первое стихотворение? -Как можно озаглавить второе стихотворение? |
Слушают учителя.
-О чем писал Тютчев, что он написал.
-«Ещё земли печален вид»
Слушают учителя, следят за чтением -О весне. О пробуждении природы. -Хорошее впечатление.
-Радостное , нежное. -Картины пробуждающейся природы.
Читают 1-ое четверостишие. -Потому что весна только начинается и ещё ничего не растет. -Потому что приближается весна.
-Он показывает борьбу весны с зимой. Стебель-это первые признаки весны. Мертвый из-за присутствующих морозов. -О пробуждении природы. Читают 2-ое четверостишие. -Потому что весна только наступила. -Сон уже не крепкий и природа скоро проснется. -Весне. Потому что природа ждет весну и пробуждения, оживления. -Природа ждет весну. -Тютчеву удается показать раннюю весну с помощью пейзажных зарисовок в стихотворении. -Глаголы описывают, как пробуждается природа в движении с помощью глаголов. -У автора приподнятое настроение, он в надежде на обновление, на приход весны. -Пробуждение природы ранней весной. -С веселой, радостной.
Читают выразительное стихотворение.
Выполняют физминутку с учителем.
Слушают учителя.
Говорят ответ: «Радуга»
-Да. Красивая, красочная, разноцветная. -Радуга появляется после дождя.
Слушают рассказ о радуге.
Предполагают значение слов.
Слушают стихотворение, следят за прочтением. -Тютчев сравнивает радугу с воздушной аркой. -Арка обхватила, изнемогла. воздушная, влажной синеве, радужном виденье. -Поэту удается показать красоту и мгновенность радужного ведения с помощью слов: лови скорее, смотри, ушло, какая нега для очей. -Автор просит читателя ловить мгновенье, когда на миг появляется радуга на небе, запомнить это явление природы. -Для того, чтобы мы обратили внимание на это мгновенье, на появление радуги. -Восторгом, наслаждением перед такой красотой, как радуга. -Восклицательные предложения используются автором для передачи восторга. - Восходящие интонации. Эмоционально-радостный тон. -Читают выразительно стихотворение.
-Стихотворения о природе. -В первом стих-и автор описывает пробуждение весны. Во втором стих-и автор описывает радугу. -«Приход весны», «Пробуждение»….
-«Радуга», «Воздушная арка», «Радужное виденье»…. |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
-Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания литературным произведениям;
Доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения.
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; |
Рассказ
Рассказ
Демонстрация
|
Рассказ
Работа с книгой
Беседа
Словарная работа
Анализ произведения
Ведение разговора
Беседа
Анализ произведения
Ведение разговора
Рассказ
Словарная работа
Анализ произведения
Ведение разговора
Беседа
|
||||
3.5.Повторение и включение в систему знаний |
-О ком мы говорили сегодня на уроке? -О чем писал Тютчев? -Когда появляется радуга? -Какие стихотворения мы читали и анализировали? - О чем первое стихотворение? -О чем второе стихотворение? -Ф.И.Тютчев-поэт-пейзажист, изображающий картины природы в своей лирике. -Какая природа в стих-ях Тютчева? |
-Ф.И Тютчев -О природе. -После дождя. -«Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». -О пробуждении природы . -О природном явлении – радуге.
-Живая, олицетворенная как живое существо. |
Осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения произведения |
беседа
повторение
|
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ |
-Наш урок подходит к концу -Скажите, какой был для вас этот урок? -Вам понравилось ваше участие в уроке? -У вас на столах лежат три листочка. Красный листочек -это значит был активен на уроке, хорошо работал. Желтый листочек- были трудности, что-то было непонятно. Зеленый листочек-мало работал на уроке, могу лучше. -Попрошу вас встать и прикрепить листочки к нашему дереву. -Сегодня вы были очень активны. -Урок окончен! Встаньте! Спасибо за урок, до свидания! |
Ответы детей.
Оценивают свою работу на уроке.
-До свидания! |
Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;) -Доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей;) |
Беседа
-Самооценка |
Самоанализ урока
1.Программа: Школа России
2.Класс: 4
3.Тема урока: Федор Иванович Тютчев
4.Цель урока: расширить знания о творчестве Ф.И Тютчева, уметь сравнивать стихотворения.
5.Тип урока: открытие нового знания
6.Задачи:
-освоение знаний о творчестве Ф.И Тютчева, особенностях его лирики.
-овладение умениями сравнивать и анализировать лирические произведения, находить в тексте средства художественной выразительности.
-развитие навыков выразительного чтения, сопереживания лирическому произведению, воображения, мышления, речи .
7. На каждом этапе урока формировались УУД:
личностные:
ЛУУД-Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формировались на этапе открытие нового знания с помощью методов: беседа, ведение разговора, анализа произведения.
ЛУУД-Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; формировались на этапе актуализации знаний, открытие нового знания, первичное закрепление с помощью методов: беседа, ведение разговора, анализа произведения, выразительного чтения.
ЛУУД-Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания литературным произведениям; формировались на этапе открытие нового знания, первичное закрепление, повторение и включение в систему знаний с помощью методов: беседа, ведение разговора, анализа произведения, рассказа.
метапредметные:
Регулятивные:
Осознавать познавательную задачу, строить речевое высказывание в устной форме, делать обобщение, выводы, проявлять индивидуальные творческие способности в процессе выразительного чтения произведения ; формировались на этапе актуализации знаний, открытие нового знания, целеполагания, повторение и включение в систему знаний, рефлексии с помощью методов: беседы, ведения разговора, анализа произведений, повторения, самооценка.
Познавательные:
Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений), контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения; формировались на этапе актуализации знаний, открытие нового знания, первичного закрепления с помощью методов: выборочного чтения, самооценки.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других, приводя аргументы; формировались на этапе мотивации, актуализации знаний, открытие нового знания, первичное закрепление, повторение и включение в систему знаний с помощью методов: беседа, ведение разговора, сравнения произведений, анализа произведений, повторения.
Предметные результат:
Решались на всех этапах урока с помощью различных методов.
-определение смысла лирического произведения;
-выразительное чтение, отражение настроения стихотворения;
-осознание значимости чтения для личного развития;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение элементарными приемами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, находить средства выразительности;
8. Владение материалом урока было соответствующим. Использовалась информация, соответствующая возрастным особенностям. Слайды презентации, соответствуют теме урока. Презентация активизировала восприятие и память у детей на уроке. Использовались коррекционно-развивающие технологии на уроке: речевая разминка. Утомление детей предотвращено физкультминуткой. Соблюдались нормы СанПиН.
9. Я считаю, что цель урока была достигнута с помощью различных методов, используемых учителем. Критерием оценивания являются освоенные, демонстрируемые знания, а также сформированные УУД через различные виды деятельности учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.