урок в 11 классе на тему "Лирика Пастернака". Организационном моменте Приветствовала учеников, проверила готовность к уроку, пожелала успеха. Разделила на группы по стратегии «Выбери меня»
По методу «Поп-корн» организовала проверку домашнего задания. Группам дала задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,
ученики составили постеры и выступали с ним перед классом.
Пастернак.docx
Дата: Класс: 11 урок 20
Тема: . Лирика Б.А.Пастернака
Цель урока: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков.
Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание
условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Ожидаемый результат:
Учить выявлять приметы стиля в стихотворениях поэта, учить умению соотносить эмоциональнообразные
впечатления от текста.
Вызвать личные ассоциации и попытку учащихся творчески пересоздать внутренний мир лирического героя и
от своего ощущения выйти к осмыслению личности поэта.
закрепить умение анализировать поэтический текст..
Деятельность учителя
наглядност
Деятельность
обучающихся
и
Ученики
осмысливают
поставленную
цель. Дети
делятся на группы
с помощью
наводящих
вопросов
учителя.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников,
проверяет готовность к уроку, желает успеха. Разделение на
группы по стратегии «Выбери меня»
10
мин.
II. Проверка пройденного материала.
По методу «Попкорн» учитель организует проверку домашнего
задания.
Вопросы:
1 Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой
целью автор использует лексический повтор? (Выделяется
ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).
2 С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).
3 Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело
по всейземле, Во все пределы… – жизнь также полна бурь
и ненастий; Пастернак родился в феврале).
4 Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел
как свечка)
15
мин.
III. Актуализация знаний
Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,
составить постеры и выступить с ним перед классом. Работа с группами.
–Знакомство с лирикой Пастернака мы начали со стихотворения «Зимняя ночь».
Вопросы:
1 Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический
повтор? (Выделяется ключевое слово, на которое нужно обратить внимание).
2 С чем ассоциируется горящая свеча? (Жизнь).
3 Случайно ли автор выбирает зиму, февраль? (Мело, мело по всейземле, Во все пределы… –
жизнь также полна бурь и ненастий; Пастернак родился в феврале).
4 Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»? (Сгорел как свечка)
– Давайте запишем на доске слово «судьба» и в процессе урока попытаемся понять, что стало
судьбой для Пастернака?
Поэзия Б.Пастернака необыкновенно лирична. В попытке поймать неуловимое поэт изображает
постоянно и непрерывно движущийся мир.
Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой, и даже композиция его стихов
сходна с музыкальной.
Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью, заметно влияние отца художника,
краски природы метафоричны и напоминают стиль художника – импрессиониста.
Вспомните, какое направление в живописи называется импрессионизмом. (ответ учся)
Среди русских импрессионистов мы можем вспомнить имена М.Врубеля, М.Нестерова, К
Коровина, Б Кустодиева, К.Сомова.
Групповая работа
Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает сборники избранной лирики
Б.Пастернака и считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта.
1
группа . Чтение наизусть и анализ стихотворения «Февраль.Достать чернил и плакать»,
соотнесение стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи прилетели» . Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт
чувство радости поэта, влюблённого в природу.В словах «Достать чернил и плакать» говорится
о слезах восторга, восхищения миром природы).
С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается выразительность,
импрессионичность?
Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны ли они с впечатлениями, вызванными
строками Пастернака?
Слово учителя.
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Поэт – как колокол на башне вечевой…
Тема поэта и поэзии звучала поразному в творчестве многих поэтов. Сегодня мы обратимся к
стихотворению Б. Пастернака «Определение поэзии» из раздела «Занятие философией».
2
группа. Чтение и восприятие стихотворения «Определение поэзии»
Согласны вы с мнением поэта? Чем является поэзия для вас?
Чтение слов Д. Лихачева о поэзии Пастернака.
3
группа. Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест».
(выступление учся)
Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский,
Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.
И если Пушкин говорил:
« Я Вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…»,
то у Маяковского:
« Пришла, взяла сердце
И пошла играть, как девочка мячиком…»
Совсем поиному у Сергея Есенина:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить…»
Любовь Анна Ахматова представляла такой:
« То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком на белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…
Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»
Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных
– тяжёлый крест». Чтение наизусть.
Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?
Исследовательская работа в группах.
– Мы продолжаем знакомство с лирикой Пастернака. Наша задача исследовать еще одно стихотворение «Золотая осень». Учащийся читает стихотворение.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик березы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
– Пастернак – натура многогранная, поэтому рассмотрим это стихотворение с нескольких сторон.
Для исследования стихотворения мы разделились с вами на группы:
художники (найти примеры использования красок, пейзажные зарисовки),
1
2 музыканты (найти звуковые образы),
3
исследователи слова (найти примеры использования выразительных средств).
Чтение слов Д Лихачева о поэзии Пастернака.
3
группа.Чтение и анализ стихотворения « Любить иных – тяжёлый крест». . Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский,
Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.
И если Пушкин говорил:
« Я Вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…»,
то у Маяковского:
« Пришла, взяла сердце
И пошла играть, как девочка мячиком…»
Совсем поиному у Сергея Есенина:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь,
Первый раз отрекаюсь скандалить…»
Любовь Анна Ахматова представляла такой:
« То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком на белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…
Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»
Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.Пастернака «Любить иных
– тяжёлый крест».
Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Внутренний
обсуждают тему, а
внешний
наблюдает за их
действиями.
10
мин.
IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское
движение» проводит закрепление урока.
Групповая работа
Стихотворение «Достать чернил и плакать» часто открывает
сборники избранной лирики Б.Пастернака и считается одним из
наиболее показательных для ранней манеры поэта.
1
группа.Чтение наизусть и анализ стихотворения
«Февраль.Достать чернил и плакать», соотнесение
стихотворения и картины А.Саврасова «Грачи
прилетели» .
Какие мысли и чувства рождает это произведение?
(Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта,
влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и
плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром
природы).
С помощью каких изобразительно – выразительных
средств достигается выразительность, импрессионичность?
Какие впечатления вызывает картина Саврасова? Сходны
ли они с впечатлениями, вызванными строками Пастернака?
2 группа.Чтение и восприятие стихотворения «Определение
поэзии»
Согласны вы с мнением поэта? Чем является
поэзия для вас? 5
мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с
пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание
себе с точки зрения изученного на уроке.
Что нового я узнал на уроке?
За что я могу похвалить себя?
Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете
поддерживать учащихся? Как вы
планируете стимулировать способных
учащихся
оценивание. Как вы
планируете увидеть
приобретенные знания
учащихся?
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут
телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
межпредметные связи, соблюдение
СанПиН ИКТ компетентность. Связи
с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что
было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная
дифференциация? Выдерживалось ли
время обучения?
Какие изменения из данного плана я
реализовал и почему?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли
очень хорошо( с учетом преподавания и
учения)?
Какие два обстоятельства могли бы
улучшить урок( с учетом преподавания и
учения)?
Что узнал об учениках в целом или
отдельных лицах?
Проводит рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
1.
2.
1.
2.
Лирика Б.А.Пастернака
Лирика Б.А.Пастернака
Лирика Б.А.Пастернака
Лирика Б.А.Пастернака
Лирика Б.А.Пастернака
Лирика Б.А.Пастернака
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.