Тема: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка», «Воробей», «Слон».
Цель: познакомить детей с «Поэтической тетрадью»; познакомить со стихотворениями Саши Черного; выяснить особенности его творчества; учить вдумчивому чтению, внимательному отношению к авторскому слову; формировать навык сознательного выразительного чтения; воспитывать чувство любви к близким.
Оборудование: портреты Саши Черного, А.А.Блока, С.А.Есенина, рисунки воробья, слона, мягкая игрушка утенка.
Урок лит. чтения в 3 классе.doc
Тема: Саша Черный «Что ты тискаешь утенка», «Воробей», «Слон».
Цель: познакомить детей с «Поэтической тетрадью»; познакомить со
стихотворениями Саши Черного; выяснить особенности его творчества; учить
вдумчивому чтению, внимательному отношению к авторскому слову;
формировать навык сознательного выразительного чтения; воспитывать чувство
любви к близким.
Оборудование: портреты Саши Черного, А.А.Блока, С.А.Есенина, рисунки
воробья, слона, мягкая игрушка утенка.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
1. Минута приятных воспоминаний (закрыть глаза, вспомнить о чем – то
радостном, улыбнуться).
Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, полезное, интересное.
Я рада, что у вас прекрасное настроение и вы готовы подняться вверх на
одну ступеньку знаний.
II. Знакомство с новой «Поэтической тетрадью».
1. Беседа по вопросам:
Мы прочитали уже несколько «Поэтических тетрадей». Вспомните,
какими основными темами они объединены? (Это темы Родины и детства).
Почему сборники стихов в нашем учебнике названы так необычно?
2. Обобщение ответов учителем:
Это пошло с давних времен, когда книгопечатание было сложным и
дорогостоящим делом. Любители поэзии заводили для себя отдельные альбомы
или тетради, куда записывали понравившиеся стихотворения. Кроме того, на
литературных вечерах, которые были очень популярны в прошлых веках, сами
поэты записывали родившиеся строчки в альбомы молодых дам. Эта традиция
сохранилась и в дальнейшем. Поэтому, наверное, и составители наших
учебников, назвав сборники стихов «Поэтической тетрадью», собрали в них
лучшие произведения поэтов.
Как вы думаете, по какому принципу собраны произведения поэтов в одну
тетрадь?
Что объединяет поэтов?
Имя какого поэта вам запомнилось и почему?
Прочитайте наизусть какое – нибудь его стихотворение.
Вопросы после прочтения. Почему ты так прочитал? Что ты хотел
выразить при чтении? Какие чувства хотел передать своим чтением. III. Знакомство с новым автором.
1. Нацеливание.
Сегодня мы опять откроем «Поэтическую тетрадь». Давайте вспомним, что
значит читать «Поэтическую тетрадь»?
Наши задачи при чтении «Поэтической тетради» познакомиться с новыми
поэтами, их произведениями; выяснить особенности творчества каждого из них;
научиться выразительно читать.
Что значит выразительно читать? (Учиться передавать в чтении авторское
настроение.)
Обратите внимание на доску. Здесь написаны имена поэтов, произведения
которых помещены в «Поэтическую тетрадь».
Посмотрите на их портреты. Чей портрет привлек ваше внимание? Кого из
поэтов вы узнали?
Рассмотрите портрет Саши Черного, обратите внимание на годы его жизни.
2. Сообщение подготовленного ученика:
Саша Черный – необычное имя. Это псевдоним автора. Настоящее его имя
– Александр Гликберг. Родился он в Одессе, в семье аптекаря –
фармацевта. Учился в гимназии. Недолгое время работал мелким
чиновником. Но оставил это занятие ради литературы. С 25 лет началась
его литературная деятельность. Много сотрудничал в сатирических
журналах. За свою жизнь он написал множество стихотворений, рассказов
и сказок. Он много писал для детей. Этот человек, обычно замкнутый, с
детьми преображался: с ними он становился другим. И поэтому самые
теплые и лучшие стихи его – о детях и для детей. Этот поэт имел
необычайно острый ум – стихи его не лирические, а сатирические.
3. Дополнение учителя:
Обратите внимание на строчки, написанные напротив его имени: «С
шуткой о серьёзном». Как вы думаете, почему я обозначила творчество
поэта именно так? Сегодня мы убедимся в этом.
IV. Работа с учебником.
1. Беседа по вопросам.
Откройте учебник. Найдите стихи Саши Черного. Обратите внимание, есть ли
названия к стихам.
Как можно догадаться, о чем будет стихотворение?
Что привлекает ваше внимание в стихах?
Что объединяет их?
В «Поэтической тетради» помещены 3 стихотворения Саши Черного. Давайте
послушаем их. 2. Чтение стихов. (1 читает учитель, два ученики).
3. Обмен впечатлениями:
Понравились ли вам стихи?
Какое больше понравилось? Почему?
Можно ли сказать, что это стихи – шутка?
Но только ли шутит поэт?
V. Анализ первого стихотворения.
1. Прочитать стихотворение про себя.
2. Чтение цепочкой по строкам.
3. Ответы на вопросы:
О чем поэт с нами говорит?
К кому обращается поэт в первой строчке?
Как понимаете слово тискаешь?
В каких строках он предупреждает об этом? Прочитайте.
Автор обращается к нам с просьбой, чтобы мы не обижали малышей. И
какую историю предлагает представить себе, чтобы убедить нас в этом?
Что значит в свой черед?
Почему такое интересное сравнение использует поэт? Обратите внимание
на иллюстрацию.
Как обычно поступают дети, когда попадают в беду?
Как об этом пишет поэт?
Да, действительно, и утенку страшно оказаться в ваших руках. Дочитайте
произведение до конца.
В каких словах и о чем серьёзном говорит, шутя, поэт в этом
четверостишии?
Как вы понимаете эти строки?
VI. Работа над выразительным чтением.
1. Обобщение ответов учителем:
В этих стихах поэт говорит о серьезном отношении к братьям нашим меньшим.
Попробуйте передать шуточный совет поэта в своем чтении.
2. Чтение 2 учеников.
Удалось ли ребятам передать шуточный совет поэта в своем чтении?
Вы сказали, что эти стихи – шутка. Мы улыбались, читая их. Но здесь есть ещё
что – то такое, что заставило нас улыбаться и воспринимать эти стихи как
шутку. (Это необычайный язык).
Найдите слова: тискаешь, задравши, брыкаться, снеси, капут…
Как бы вы назвали эти слова? (Поэт говорит привычным для нас разговорным
языком.)
Какие слова вы назвали бы главным в стихотворении? Почему?
Давайте подумаем, с каким настроением надо читать это стихотворение? В
каком темпе? Прочитайте выразительно.
VII. Чтение стихотворений «Воробей», «Слон». 1. Самостоятельное чтение этих стихотворений.
Я предлагаю ещё раз прочитать два других стихотворения.
2. Ответы на вопросы:
Какое вам больше понравилось? Прочитайте.
Сравните эти стихотворения. Чем они похожи?
Есть ли в этих стихотворениях разговорные слова? В каком больше?
Вернемся к строчкам, которые записаны на доске. Можно ли так сказать о
творчестве поэта?
VIII. Обобщение.
1. Ответы на вопросы:
Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые детские
стихи?
Чему нас учат стихи Саши Черного?
Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями?
2. Дома: Выбрать из 3 стихотворений то, которое вам больше всего понравилось,
и выучить его наизусть. Белебеевский район
План – конспект
открытого урока
по литературному чтению
в 3 классе
учителя начальных классов
Максимгорьковской средней школы
Фазыловой Тагалили Акзамовны Республика Башкортостан
Лит.чтение в 3 классе
Лит.чтение в 3 классе
Лит.чтение в 3 классе
Лит.чтение в 3 классе
Лит.чтение в 3 классе
Лит.чтение в 3 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.