Тема: «Дедал и Икар».
Цель: расширить, дополнить и обобщить знания детей о мифах и легендах Древней Греции; развивать в детях познавательную активность к истории древнего мира; формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и поступки героев; развивать у детей философское видение мира; воспитывать в детях любовь к культуре прошлого, интерес к мифам Древней Греции.
чтение-4.doc
Министерство образования Республики Башкортостан
План – конспект
открытого урока
по литературному чтению в 4 классе
учителя начальных классов
МАОУ СОШ с. ЦУП им. М.Горького
Фазыловой Тагалили Акзамовны
Белебеевский район
Тема: «Дедал и Икар». Цель: расширить, дополнить и обобщить знания детей о мифах и легендах Древней
Греции; развивать в детях познавательную активность к истории древнего мира;
формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и
поступки героев; развивать у детей философское видение мира; воспитывать в детях
любовь к культуре прошлого, интерес к мифам Древней Греции.
Оборудование: выставка книг, картинки, карточки со словами, магнитофон, посуда.
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой под музыку
В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка»
1. Поделись улыбкою своей.
Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть! Давайте
подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить всем настроение.
Улыбнитесь друг другу.
2. Дыхательная гимнастика.
А теперь настроим свой голосовой аппарат на работу:
вдох носом, выдох через рот
вдох, задержка дыхания, выдох через рот
самолёты взлетают: ууу
машины едут: жжж
лошадки поскакали: цокцокцок
рядом ползёт змея: шшш
муха бьётся в стекло: ззз
II. Проверка домашнего задания.
1. Работа с иллюстрациями учебника.
Какие слова из текста подходят к рисункам на стр. 162, 165?
2. Инсценирование. Весь класс является членами жюри.
Прочитайте в тексте диалог Аида и Орфея так, чтобы голосом и интонацией
передать всю боль и страдание Орфея и власть Аида. (Читает 1 ученик)
3. Анализ чтения.
Как вы считаете, справился ученик с поставленной задачей?
Что больше всего взволновало в этом мифическом произведении?
III. Постановка темы и цели урока.
Ребята, а вам понравились мифы? Хотите познакомиться ещё с одним?
Ну что же на сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым мифом. (Открываю заранее напечатанную первую часть темы урока
«Дедал и Икар».)
IV. Вступительная беседа.
В те далёкие времена, когда люди только начинали изучать явления
окружающего мира, только приступали к его исследованию и объяснению, они
придумывали и рассказывали удивительные истории, в которых соединяли
правду и вымысел. Так сложилось множество мифов о богах, героях и
фантастических существах. В мифах наивно объяснялось устройство мира и
судьбы людей. Одним из таких и является миф «Дедал и Икар».
V. Подготовительная работа.
1. Вы уже много знаете о мифах, скажите, что такое миф?
(Мифы – это предания о богах, героях и существах, наивно объясняющих
устройство мира и судьбы человечества.)
К какому жанру близок миф? К сказке или рассказу?
Начнём знакомство с новым произведением. В нём вам встретятся
малознакомые слова. Давайте поработаем с ними.
2. Словарная работа.
объясните значения слов: пристанище – (кров), перевязью – (перевязал).
VI. Работа над произведением «Дедал и Икар».
1. Комбинированное чтение текста учителем и учащимися.
2. Проверка первичного восприятия.
Понравилась ли вам легенда?
Что особенно взволновало тебя в этом мифе?
3. Игра «Философский стол» с опорой на выборочное чтение.
Во все времена философы (как и боги) собирались вместе и рассуждали о
жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь
представьте себе, что все вы философы. Ваша цель: поговорить о
произведении, выразить свои мысли, дать характеристику главному герою.
Кем был Дедал?
Великий художник.
Чему он научил греков?
Строить прекрасные здания, высекать великолепные статуи,
изображающие людей в движении, придумал и сделал инструменты и
научил людей пользоваться ими.
То есть он был и мастер, и учитель.
Найдите эпитеты в первом абзаце. Великий художник, великолепные статуи, прекрасные здания.
Чему научил греков племянник Дедала?
Почему Дедалу пришлось бежать из Афин?
Где Дедал нашёл себе пристанище? Как звали критского царя?
Почему Минос не мог отпустить Дедала?
Так как он был знаменитый строитель и художник.
Зачитайте эпизод, рассказывающий о том, как жилось Дедалу у Миноса.
Каким словом автор передаёт душевное состояние героя?
Тосковал.
Подберите синонимы к этому слову.
Томиться, скучать, печалиться, изнывать, мучиться, грустить
Как вы считаете, какое слово больше всего подходит, чтобы передать любовь
к родному краю?
Посмотрите, как удачно автор из такой большой группы слов – синонимов
подобрал только одно слово «тосковал», чтобы передать душевную боль,
муку, страдание, любовь к Родине.
Что решил предпринять Дедал, чтобы вырваться из плена Миноса?
Зачитайте эпизод, рассказывающий о том, как Дедал учил летать своего сына
Икара?
Как Дедал относился к своему сыну?
Что же случилось с Икаром? Найдите этот эпизод и зачитайте.
4. Дискуссия учащихся о причине смерти Икара.
Почему Икар погиб?
Мог ли он остаться живым?
Виновато ли искусство отца в смерти сына? Ведь если б он не сделал крылья,
то сын остался бы живой.
А вы обвиняете отца?
Так какой вывод мы сделаем из нашего спора?
Надо прислушиваться к советам взрослых, не быть беспечным, человек
должен отвечать за свои поступки и думать о последствиях.
Какое решение принял Дедал?
А люди?
Значит, какая главная идея произведения? В каких строчках мифа она
заключена?
Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила
мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.
Как же люди воплотили мечту о покорении воздуха, о просторных, небесных
дорогах в наше время?
VII Физминутка. Раз мы говорим о богах, о звёздном небе и о месте человека в ней, я буду
называть слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе,
то вы делаете наклон вперёд. Если слова характеризуют отрицательное
отношение к работе, то вы присаживаетесь.
Добросовестно, аккуратно, коекак, небрежно, без интереса, увлечённо, спустя
рукава, с любовью, по приказу, тщательно, старательно.
5. Работа по вопросу № 3 на стр. 172 учебника.
Какие подлинные географические названия встречаются в этом мифе? О чём
это говорит? (Афины, Акрополь, остров Крит)
6. Устное составление плана.
Составьте перечень основных событий. Озаглавьте их.
На доске запись:
1) Жизнь Дедала в Афинах.
2) Дедал у критского царя.
3) Дедал вырвался из плена.
4) Мечта людей о покорении воздуха.
Познакомься с планом этого мифа. Одного пункта здесь не хватает.
Определи, какое важное событие не отражено в плане? Назови его. Дополни
план этим пунктом. (Гибель Икара)
4. Работа над композицией текста.
Поговорим о композиции произведения.
Попробуем разделить легенду на части по другому принципу. Я назову вам
новые литературные понятия, а вы приведите примеры из текста.
Учитель
Экспозиция.
Это введение в рассказ.
Где и когда происходят
события?
Завязка.
Начало развития
действия в рассказе.
Обычно начинается со
слов однажды.
Кульминация
Самое напряжённое
действие, заставляющее
переживать,
Ученики
События происходят в далёкие времена в Афинах.
Здесь вначале жили главные герои.
Племянник Дедала упал с горы и разбился. Дедалу
пришлось бежать из Афин. Нашёл пристанище у
критского царя Миноса. Дедал сделал крылья себе,
своему сыну Икару. И научил его летать.
Дедал летел осторожно и оглядывался на сына. А
Икару захотелось подняться высоко – высоко. И в ту
минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся
высоко вверх. Под жаркими лучами солнца воск волноваться.
Развязка.
Завершение всех
действий в рассказе.
растаял, перья распались и разлетелись. Икар упал и
исчез в глубине моря.
Дедал проклял своё искусство. Но люди запомнили
этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта
о покорении воздуха, о просторных, небесных
дорогах
VIII. Обобщение.
1. Слово учителя.
Сегодня мы закончили изучение мифов Древней Греции. Каких мифических
героев вы запомнили?
2. Кроссворд.
Разгадав кроссворд, вы узнаете имя ещё одного мифического героя.
1) Сын Данаи и Зевса. (Персей)
2) Жена певца Орфея. (Эвридика)
3) Дочь эфиопского царя, которая была обречена на съедение морскому
чудовищу. (Андромеда)
4) Покровитель путешественников, торговли, гимнастики, юношества,
придумавший числа и азбуку. (Гермес)
5) Бог, правящий землёй и небом, людьми и богами. (Зевс)
6) Хозяин сада, неласково встретивший Персея. ( Атлант)
7) Великий художник, который первый стал изображать людей в движении и
делать статуи. (Дедал)
8) Повелитель подземного царства. (Аид)
1
2
3
4
5
6
7
8
3. Сообщение ученика о Прометее.
Однажды самый главный бог древних греков Зевс прогневался на людей и
задумал уничтожить весь людской род. Но титан Прометей решил помочь
людям и подарил им огонь. Он похитил у богов искру огня и принес её людям.
Прометей научил людей строить дома, дал паруса их кораблям. Он рассказал людям, как приготовить лекарства из трав, научил добывать и использовать
металлы, скрытые в земных недрах. Боги прогневались на Прометея за то, что
он сделал людей такими сильными и мудрыми, и жестоко покарали его,
навечно приковав к скале. Прометея подвергли страшным мучениям. От него
требовали покаяния и отречения от любви к людям. Но он не сдался, не
покорился.
В образ Прометея люди вложили свои лучшие качества: мудрость,
стойкость, самоотверженность и доброту. (Показ рисунков).
4. Просмотр фрагмента из мультфильма.
IX. Итог.
Если в ясную, звёздную ночь мы посмотрим на небо, то увидим много
созвездий. Разобраться в созвездиях нам помогает карта звёздного неба.
Понемногу мы начинаем различать их и говорим: вот созвездие Андромеды,
Персея, Пегаса, там сверкает яркими звёздами созвездие Ориона. А эти две
яркие звёзды – Кастор и Поллукс из созвездия Близнецов. Всё это
неподвижные звёзды. Они всегда светят на небе в одном и том же месте.
Между ними двигаются планеты. Вот сияет белым светом планета Юпитер,
вот светится красноватый Марс и жёлтый Сатурн. Утром, перед восходом
солнца, или вечером, после его захода, мы можем любоваться ярко
сверкающей планетой Венера. Но что это за названия: Андромеда, Персей,
Геркулес, Юпитер, Марс, Венера? Всё это имена богов, богинь, героев и
героинь Древней Греции и Древнего Рима, и в их честь так названы созвездия
и планеты.
Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать
древнегреческие мифы?
Мифы созданы не каким – нибудь одним человеком – их на протяжении
долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник – греческий
народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире,
все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало помалу мифы эти
стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями
искусства. На протяжении многих веков замечательные художники и
скульпторы, писатели и поэты использовали сюжеты древних миров в
живописи, скульптуре, музыке, литературе.
(Показ рисунков, посуды).
X. Домашняя работа.
1. Перелистать страницы раздела «Золотая колесница». 2. Нарисовать рисунок к любому эпизоду мифа. Подобрать к своему рисунку
слова из текста.
3. Задание 5 на стр.172.
4. Составить устный рассказ о Дедале по плану, составленному во время
урока.
1) Великий художник.
2) Мастер и учитель.
3) Знаменитый строитель.
4) Тоска и любовь к Родине.
5) Мечта о свободе.
6) Любящий отец.
7) Отчаяние.
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Литер. чтение 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.