Литер. чтение 4 класс
Оценка 4.7

Литер. чтение 4 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
05.12.2018
Литер. чтение 4 класс
Тема: «Дедал и Икар». Цель: расширить, дополнить и обобщить знания детей о мифах и легендах Древней Греции; развивать в детях познавательную активность к истории древнего мира; формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и поступки героев; развивать у детей философское видение мира; воспитывать в детях любовь к культуре прошлого, интерес к мифам Древней Греции.
чтение-4.doc
Министерство образования Республики Башкортостан План – конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе учителя начальных классов МАОУ СОШ с. ЦУП им. М.Горького Фазыловой Тагалили Акзамовны Белебеевский район Тема: «Дедал и Икар». Цель: расширить, дополнить и обобщить знания детей о мифах и легендах Древней  Греции; развивать в детях познавательную активность к истории древнего мира;  формировать умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и  поступки героев; развивать у детей философское видение мира; воспитывать в детях  любовь к культуре прошлого, интерес к мифам Древней Греции.  Оборудование: выставка книг, картинки, карточки со словами, магнитофон, посуда. Ход урока. I. Организационный момент. Эмоциональный настрой под музыку  В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского «Улыбка» 1. Поделись улыбкою своей. ­ Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть! Давайте  подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.  Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить всем настроение.  Улыбнитесь друг другу. 2. Дыхательная гимнастика. ­ А теперь настроим свой голосовой аппарат на работу: ­ вдох носом, выдох через рот ­ вдох, задержка дыхания, выдох через рот ­ самолёты взлетают: у­у­у ­ машины едут:  ж­ж­ж ­ лошадки поскакали: цок­цок­цок ­ рядом ползёт змея: ш­ш­ш ­ муха бьётся  в стекло: з­з­з II. Проверка домашнего задания. 1. Работа с иллюстрациями учебника. ­ Какие слова из текста подходят к рисункам на стр. 162, 165? 2. Инсценирование. Весь класс является членами жюри. ­ Прочитайте в тексте диалог Аида и Орфея так, чтобы голосом и интонацией  передать всю боль и страдание Орфея и власть Аида. (Читает 1 ученик) 3. Анализ чтения. ­ Как вы считаете, справился ученик с поставленной задачей? ­ Что больше всего взволновало в этом мифическом произведении? III. Постановка темы и цели урока. ­ Ребята, а вам понравились мифы? Хотите познакомиться ещё с одним? ­ Ну что же на сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым мифом. (Открываю заранее напечатанную первую часть темы урока     «Дедал и Икар».) IV. Вступительная беседа. В те далёкие времена, когда люди только начинали изучать явления  окружающего мира, только приступали к его исследованию и объяснению, они  придумывали и рассказывали удивительные истории, в которых соединяли  правду и вымысел. Так сложилось множество мифов о богах, героях и  фантастических существах. В мифах наивно объяснялось устройство мира и  судьбы людей. Одним из таких и является миф «Дедал и Икар». V. Подготовительная работа. 1. Вы уже много знаете о мифах, скажите, что такое миф?  (Мифы – это предания о богах, героях и существах, наивно объясняющих  устройство мира и судьбы человечества.) ­  К какому жанру близок миф? К сказке или рассказу?  ­ Начнём знакомство с новым произведением. В нём вам встретятся  малознакомые слова. Давайте поработаем с ними. 2. Словарная работа. ­ объясните значения слов: пристанище – (кров), перевязью – (перевязал). VI. Работа над произведением «Дедал и Икар». 1. Комбинированное чтение текста учителем и учащимися. 2. Проверка первичного восприятия. ­ Понравилась ли вам легенда?  ­ Что особенно взволновало тебя в этом мифе? 3. Игра «Философский стол» с опорой на выборочное чтение. ­ Во все времена философы (как и боги) собирались вместе и рассуждали о  жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь  представьте себе, что все вы ­ философы. Ваша цель: поговорить о  произведении, выразить свои мысли, дать характеристику главному герою. ­ Кем был Дедал? ­ Великий художник. ­ ­ Чему он научил греков? ­Строить прекрасные здания, высекать великолепные статуи,  изображающие людей в движении, придумал и сделал инструменты и  научил людей пользоваться ими. ­ То есть он был и мастер, и учитель. ­Найдите эпитеты в первом абзаце. ­ Великий художник, великолепные статуи, прекрасные здания. ­ Чему научил греков племянник Дедала? ­ Почему Дедалу пришлось бежать из Афин? ­ Где Дедал нашёл себе пристанище? Как звали критского царя? ­ Почему Минос не мог отпустить Дедала? ­ Так как он был знаменитый строитель и художник. ­ Зачитайте эпизод, рассказывающий о том, как жилось Дедалу у Миноса. ­ Каким словом автор передаёт душевное состояние героя? ­ Тосковал. ­ Подберите синонимы к этому слову. ­ Томиться, скучать, печалиться, изнывать, мучиться, грустить ­ Как вы считаете, какое слово больше всего подходит, чтобы передать любовь к родному краю?  ­ Посмотрите, как удачно автор из такой большой группы слов – синонимов  подобрал только одно слово «тосковал», чтобы передать душевную боль,  муку, страдание, любовь к Родине. ­ Что решил предпринять Дедал, чтобы вырваться из плена Миноса? ­ Зачитайте эпизод, рассказывающий о том, как Дедал учил летать своего сына  Икара? ­ Как Дедал относился к своему сыну? ­ Что же случилось с Икаром? Найдите этот эпизод и зачитайте. 4. Дискуссия учащихся о причине смерти Икара. ­ Почему Икар погиб? ­ Мог ли он остаться живым? ­ Виновато ли искусство отца в смерти сына? Ведь если б он не сделал крылья,  то сын остался бы живой. ­ А вы обвиняете отца? ­ Так какой вывод мы сделаем из нашего спора? ­ Надо прислушиваться к советам взрослых, не быть беспечным, человек  должен отвечать за свои поступки и думать о последствиях. ­ Какое решение принял Дедал? ­ А люди? ­ Значит, какая главная идея произведения? В каких строчках мифа она  заключена? ­ Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила  мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах. ­ Как же люди воплотили мечту о покорении воздуха, о просторных, небесных  дорогах в наше время? VII Физминутка. ­ Раз мы говорим о богах, о звёздном небе и о месте человека в ней, я буду  называть слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе, то вы делаете наклон вперёд. Если слова характеризуют отрицательное  отношение к работе, то вы присаживаетесь. Добросовестно, аккуратно, кое­как, небрежно, без интереса, увлечённо, спустя рукава, с любовью, по приказу, тщательно, старательно. 5. Работа по вопросу №  3 на стр. 172 учебника. ­ Какие подлинные географические названия встречаются в этом мифе? О чём  это говорит? (Афины, Акрополь, остров Крит) 6. Устное составление плана. ­ Составьте перечень основных событий. Озаглавьте их. На доске запись: 1) Жизнь Дедала в Афинах. 2) Дедал у критского царя. 3) Дедал вырвался из плена. 4) Мечта людей о покорении воздуха. ­ Познакомься с планом этого мифа. Одного пункта здесь не хватает.  Определи, какое важное событие не отражено в плане? Назови его. Дополни  план этим пунктом. (Гибель Икара) 4. Работа над композицией текста. ­ Поговорим о композиции произведения.  ­ Попробуем разделить легенду на части по другому принципу. Я назову вам  новые литературные понятия, а вы приведите примеры из текста. Учитель  Экспозиция. Это введение в рассказ.  Где и когда происходят  события? Завязка. Начало развития  действия в рассказе.  Обычно начинается со  слов однажды. Кульминация  Самое напряжённое  действие, заставляющее переживать,  Ученики События происходят в далёкие времена в Афинах.  Здесь вначале жили главные герои. Племянник Дедала упал с горы и разбился. Дедалу  пришлось бежать из Афин. Нашёл пристанище у  критского царя Миноса. Дедал сделал крылья себе,  своему сыну Икару. И научил его летать. Дедал летел осторожно и оглядывался на сына. А  Икару захотелось подняться высоко – высоко. И в ту  минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся  высоко вверх. Под жаркими лучами солнца воск волноваться. Развязка. Завершение всех  действий в рассказе. растаял, перья распались и разлетелись. Икар упал и  исчез в глубине моря. Дедал проклял своё искусство. Но люди запомнили  этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных, небесных  дорогах VIII. Обобщение. 1. Слово учителя. ­ Сегодня мы закончили изучение мифов Древней Греции. Каких мифических  героев вы запомнили? 2. Кроссворд. ­ Разгадав кроссворд, вы узнаете имя ещё одного мифического героя. 1) Сын Данаи и Зевса. (Персей) 2) Жена певца Орфея. (Эвридика) 3) Дочь эфиопского царя, которая была обречена на съедение морскому  чудовищу. (Андромеда) 4) Покровитель путешественников, торговли, гимнастики, юношества,  придумавший числа и азбуку. (Гермес) 5) Бог, правящий землёй и небом, людьми и богами. (Зевс) 6) Хозяин сада, неласково встретивший Персея. ( Атлант) 7) Великий художник, который первый стал изображать людей в движении и  делать статуи. (Дедал) 8) Повелитель подземного царства. (Аид) 1 2 3 4 5 6 7 8 3. Сообщение ученика о Прометее. ­ Однажды самый главный бог древних греков Зевс прогневался на людей и  задумал уничтожить весь людской род. Но титан Прометей решил помочь  людям и подарил им огонь. Он похитил у богов искру огня и принес её людям.  Прометей научил людей строить дома, дал паруса их кораблям. Он рассказал людям, как приготовить лекарства из трав, научил добывать и использовать  металлы, скрытые в земных недрах. Боги прогневались на Прометея за то, что  он сделал людей  такими сильными и мудрыми, и жестоко покарали его,  навечно приковав к скале. Прометея подвергли страшным мучениям. От него  требовали покаяния и отречения от любви к людям. Но он не сдался, не  покорился.  В образ Прометея люди вложили свои лучшие качества: мудрость,  стойкость, самоотверженность и доброту. (Показ рисунков). 4. Просмотр фрагмента из мультфильма. IX. Итог.  ­ Если в ясную, звёздную ночь мы посмотрим на небо, то увидим много  созвездий. Разобраться в созвездиях нам помогает карта звёздного неба.  Понемногу мы начинаем различать их и говорим: вот созвездие Андромеды,  Персея, Пегаса, там сверкает яркими звёздами созвездие Ориона. А эти две  яркие звёзды – Кастор и Поллукс из созвездия Близнецов. Всё это  неподвижные звёзды. Они всегда светят на небе в одном и том же месте.  Между ними двигаются планеты. Вот сияет белым светом планета Юпитер,  вот светится красноватый Марс и жёлтый Сатурн. Утром, перед восходом  солнца, или вечером, после его захода, мы можем любоваться ярко  сверкающей планетой Венера.  Но что это за названия: Андромеда, Персей,  Геркулес, Юпитер, Марс, Венера? Всё это имена богов, богинь, героев и  героинь Древней Греции и Древнего Рима, и в их честь так названы созвездия   и планеты. ­ Зачем же нам сейчас, спустя два с лишним тысячелетия, вспоминать  древнегреческие мифы? ­ Мифы созданы не каким – нибудь одним человеком – их на протяжении  долгих веков творил, изменял, поправлял великий художник – греческий  народ. В них он воплощал всё, что было ему в те давние дни известно о мире,  все свои заветные чаяния, свои огорчения и надежды. И мало помалу мифы эти стали сокровищницей великолепных образов, прекрасными произведениями  искусства. На протяжении многих веков замечательные художники и  скульпторы, писатели и поэты использовали сюжеты древних миров в  живописи, скульптуре, музыке, литературе.  (Показ рисунков, посуды). X. Домашняя работа. 1. Перелистать страницы раздела «Золотая колесница». 2. Нарисовать рисунок к любому эпизоду мифа. Подобрать к своему рисунку  слова из текста. 3. Задание 5 на стр.172. 4. Составить устный рассказ о Дедале по плану, составленному во время  урока. 1) Великий художник. 2) Мастер и учитель. 3) Знаменитый строитель. 4) Тоска и любовь к Родине. 5) Мечта о свободе. 6) Любящий отец. 7) Отчаяние.

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс

Литер. чтение 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2018