Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.
Оценка 4.7

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
12.04.2019
Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.
Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей. Данная работа содержит общие рекомендации по проведению уроков, посвященных изучению литературы конца 20 начала 21 века. Автор обращает внимание на основные моменты, которые необходимо учитывать в ходе обзорных бесед об основных тенденциях развития современной прозы и поэзии. Кроме общих рекомендаций, в пособии содержатся разработки уроков по рассказу В.Кантора «Смерть пенсионера» и анализу стихотворения А.Иванова –Царевококшского «Прилетел Гусь на Русь» с электронными презентациями и текстами произведений. Уроки разработаны на основе современных педагогических технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков обучающихся, способствующих их дальнейшей успешной социализации и формированию высоких гражданских принципов. Произведения, предлагаемые для анализа, ранее не рассматривались в методической литературе и являются совершенно новыми, а потому представляющими интерес как для преподавателей, так и для обучающихся
Метод. рек. по современной литературе.doc
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение  «Комсомольский –на –Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В.Орехова» Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей. Преподаватель: Белинская С.А. г. Комсомольск – на – Амуре, 2018 Методические   рекомендации  «Литература   последних   десятилетий» предназначены для преподавателей литературы и содержат общие рекомендации по проведению уроков, посвященных изучению литературы конца 20 – начала 21 века и конспекты уроков. В приложениях содержатся тексты  произведений, предлагаемых к обсуждению с обучающимися  и электронные презентации к урокам .   Составитель: С.А. Белинская,  методист, преподаватель литературы. Рассмотрено на заседании МК ГЦ № 9 от 20.05.2018 Данная работа содержит общие рекомендации по проведению уроков, посвященных изучению   литературы     конца   20   начала   21   века.     Автор   обращает     внимание   на основные   моменты,   которые   необходимо   учитывать     в   ходе   обзорных   бесед     об основных   тенденциях   развития   современной   прозы   и   поэзии.   Кроме   общих рекомендаций,   в   пособии   содержатся   разработки   уроков  по   рассказу   В.Кантора «Смерть   пенсионера»   и  анализу   стихотворения   А.Иванова   –Царевококшского «Прилетел Гусь на Русь» с электронными презентациями и текстами произведений. Уроки разработаны на основе современных педагогических технологий, направленных   их на   развитие   коммуникативных   навыков   обучающихся,   способствующих   дальнейшей   успешной   социализации   и   формированию   высоких   гражданских принципов. Произведения, предлагаемые для анализа, ранее не   рассматривались в   являются   совершенно   новыми,   а   потому методической   литературе   и   представляющими интерес как для преподавателей, так и для обучающихся. ОГЛАВЛЕНИЕ № 1 2 Содержание Пояснительная записка Уроки 1,2 Современная литература (Общая характеристика) 3. Урок 3 «Есть ли существо гнуснее человека?» (Размышление над рассказом В.Кантора Страницы 1­2 3­4 5­9 «Смерть пенсионера») 4. Урок 4 Основные тенденции развития 10­13 современной поэзии. Анализ стихотворения А.Иванова – Царевококшского «Прилетел Гусь на Русь» 5. 6. Приложение 1. Стихотворения А.Иванова – 14­20 Царевококшского Приложение 2. Рассказ В.Кантора «Смерть 21­38 пенсионера». ­1­ Пояснительная записка. Нужно ли учителю литературы читать книги современных авторов? Необходимо ли ему быть в курсе   современной   литературной   ситуации?   Стоит   ли   выносить   произведения   современных авторов   на   урок   и   как   это   лучше   делать?   Над   этими   вопросами,   безусловно,   задумывается каждый преподаватель литературы. Во   всех   учебных   программах   и   учебниках   многие   годы   раздел   “Современная  литература” включал в себя произведения авторов, писавших в последней трети прошлого столетия. Это прозаики В.П. Астафьев, Ч.Т. Айтматов, В.В. Быков, поэты А.А. Тарковский, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, И.А. Бродский, драматурги А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, В.С. Розов и др.   В   настоящее   время   в   учебниках   появились   разделы  “Современная   литературная ситуация”, “Общая характеристика переломной эпохи” или “Литература конца XX века” но до них учащиеся, как правило, не успевают дойти, благополучно завершая свое литературное образование на изучении произведений о Великой Отечественной войне. Причины такого положения дел   различные.  Это и нехватка времени,и обязательный учебный план,  куда  входит классическая,  а не современная литература. Это и     все уменьшающееся количество часов, и отсутствие информации о книжных новинках, и неумение ее разыскать, и исчезающий у учеников интерес к литературе как таковой. Все это так, но ведь это от учителя зависит, будут ли ученики любить его предмет, и от учителя зависит,   насколько   он   разносторонний   и   интересующийся   культурой   человек.   А   потому знакомство с творчеством современных авторов   также необходимо, как и изучение русской классической литературы. На что же необходимо обратить внимание при подготовке к урокам по разделу «Современная литература»? Прежде всего на  переосмысление функции литературы, видоизменения читателя, изменение писательских   стратегий,   феномен   литературных   премий,   на   современные   журналы   и книгоиздательства.   В   ходе   знакомства   обучающихся   с   основными   тенденциями   развития современной поэзии и прозы важно обратить внимание на проблемы традиции и новаторства в литературе последних десятилетий. Одной  из   особенностей  современного  литературного  процесса   является  появление  большого количества писателей и поэтов, среди которых, безусловно, много по ­ настоящему талантливых, но немало и графаманов. В связи с этим перед преподавателями стоит еще одна,  ­2­ не менее важная, проблема  – помочь обучающимся  ориентироваться  в потоке литературной информации и выборе  произведений, которые смогут обогатить ум и душу читателя. Данное пособие   включает в себя материал для проведения уроков по изучению литературы последних десятилетий и предлагает методические разработки уроков по следующим темам (с электронными презентациями и текстами художественных произведений). Уроки разработаны на основе современных педагогических технологий (ТРКМ, технология кейс – метода, элементы технологии  проблемного обучения, ИКТ) и предлагают для обсуждения совершенно   новый   материал,   затрагивающий   хорошо   узнаваемые,   а   потому   актуальные   и понятные обучающимся проблемы. Темы №1,2 (Слайд 1) Современная литература (общая характеристика). ­3­ Цель:  ­познакомить обучающихся с современной литературной обстановкой. Задачи:   ­познакомиться с  творчеством современных писателей;    ­выявить тематику и проблематику современной прозы;  ­выявить проблемы традиции и новаторства в современной прозе: Прогнозируемые результаты:   ­ повышение интереса к  творчеству современных авторов;   ­ умение ориентироваться в современной литературной обстановке;   ­ развитее навыков монологической речи, умения высказывать свое мнение и аргументировать его;   ­ формирование  твердых нравственных устоев; Оборудование:  мультимедийное сопровождение; Ход урока:  1.Вступительное слово преподавателя. Сообщение целей и задач урока. 2. Лекция преподавателя. Сообщения обучающихся План: ­Переосмысление функции литературы Основные черты современной литературы; (Слайды 2­5, 43, 44.) ­Видоизменения читателя. Отношение к писательскому труду; (Слайды 7­8, 42) ­Ведущий фактор современного литературного процесса; (Слайды 10,11) ­Постреализм ; (Слайд12) ­Жанровое многообразие современной прозы; (Слайды 13­21) ­4­ ­Особенности финала; (Слайд 22) ­Своеобразие трактовки темы любви; (Слайд 23) ­Жанр антиутопии; (Слайды 24 ­26)  Сообщения обучающихся. Персоналии. Творчество  Д Быкова, В. Сорокина, Л.Петрушевской, Т.Толстой. ­Литературные премии; (Слайды 27 ­37) ­Современное книгоиздательство; (Слайды 38­41) ­Современные журналы; (Слайды 44­46) ­Некоторые прогнозы; (Слайды 49­52) ­Проблема героя в современной прозе; (Слайды 53­59)   Деятельность обучающихся:   На основе лекции, сопровождаемой слайдовой презентацией, обучающимся необходимо выделить ключевые проблемы современного литературного процесса и предложить свои варианты решения данных проблем (Технология кейс – метода)      Обучающиеся,   объединенные   в   группы   обсуждают   проблемы   и   готовят   презентации   или проекты по принятым ими решениям. ­5­ Тема № 3  «Есть ли существо гнуснее человека?»  (размышление над рассказом В.Кантора «Смерть пенсионера») Цель:  ­на   примере   данного   рассказа   познакомить   обучающихся   с   творчеством   современного писателя, В.Кантора Задачи: ­познакомиться с содержанием рассказа; ­выявить проблемы, затронутые автором, а также авторскую позицию; ­выразить свое отношение к затронутым проблемам и предложить пути их решения; Прогнозируемые результаты: ­ повышение интереса к предмету, к чтению художественной литературы; ­развитие навыков анализа художественного произведения; ­развитие навыков устной монологической речи, умения высказывать собственную точку зрения и аргументировать ее; ­формирование твердых нравственных устоев;    Оборудование: Тексы рассказа; Мультимедийное сопровождение; Ход урока: 1.Организационный момент. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и цели урока. 2.Знакомство с личностью автора и его творчеством. (Слайды 1­ 3). 3. Анализ рассказа. Перед нами  один из рассказов В. Кантора, опубликованный в журнале «Звезда» за 2008 год № 10. Хотелось бы сразу обратить внимание на название этого рассказа – «Смерть пенсионера». ­Какую же пищу для размышления дает нам название рассказа? ­6­ О ком пойдет речь? Учитывая   особенности   жанра,   можно   предположить,   что   в   основу   сюжета   будет   положен только рассказ о смерти пенсионера. ­Так ли это?  Нет, перед нами проходит  практически вся жизнь пенсионера Галахова, Причем     история   жизни   отдельно   взятого   человека   показана   через   призму     исторических событий (речь идет о перестроечном времени –  90 ­е – начало нулевых). Таким образом, автор расширяет границы и возможности жанра.  ­Для чего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к содержанию рассказа. Хотелось бы сказать несколько слов о своеобразии композиции. Перед нами рассказ в рассказе.   (Слайд №4) В последний день жизни Галахова  « давит невнятица прожитой им жизни». Вся его жизнь встает перед нашими глазами, и показана она как бы в двух временных пластах: в настоящем, где боль,  беспомощность, одиночество и безысходность, и в прошлом, где было казалось бы все – любовь. любимая работа, получаемое от работы удовлетворение, дети (вполне, кстати, состоявшиеся), брат, отец, мать.  ­Почему   же   при   воспоминаниях   о   прошлом   Галахова   «давит   невнятица»? Выстроим ассоциативный ряд (Слайд №5)  НЕВНЯТИЦА   ­     РАЗМЫТОСТЬ,   БЕСФОРМЕННОСТЬ,   НЕЯСНОСТЬ… БЕССМЫСЛЕННОСТЬ. ­Какое   слово   в   данном   ассоциативном   ряду   несет   на   себе   основную   смысловую нагрузку? (Бессмысленность). Попробуем разобраться. Бессмысленность – отсутствие смысла.  ­Но разве не было смысла в жизни нашего героя? Галахов   –   образованный   человек,     известный   и   уважаемый   профессор,   преподававший литературу в одном из Московских университетов, автор многих научных статей (и не только литературоведческих, но и очень актуальных в конце прошлого – начале 21 века статей о толерантности, добре, милосердии Ему даже сейчас снятся сны  о борьбе со всем Злом мира)). Он дал  путевку в жизнь не одному поколению  тех, кто призван «сеять разумное,  доброе, вечное». Вся жизнь Галахова – служение тем высоким нравственным  принципам, которые были, есть и всегда будут основным мерилом ценности человека. Автор приводит немало примеров, подтверждающих данный вывод. ­7­ ­Давайте посмотрим, как складывались отношения героя с окружающими его людьми. Все мы родом из детства. Все начинается с семьи. Семью Галаховых   можно было бы назвать вполне удачной,  в каком – т о смысле даже образцовой. Мать, отец, два сына, в семье любовь и взаимопонимание,  забота  родителей   о  нравственном  здоровье   детей.   Автор  почти   ничего  не говорит   о   семье,   в   которой   вырос   Павел   Галахов,   но   по   отдельным   деталям   нетрудно воспроизвести общую картину. ­  Найдите примеры из текста,  благодаря которым  можно воспроизвести  духовную атмосферу дома Галаховых  (работа с текстом) ­  Павел   Галахов   всегда   готовился   к   встрече   с   собственным   сыном,   обдумывал   тему   для разговора, как это делал его отец ,и ему всегда было интересно с отцом (взимопонимание);   ­   Сейчас   Павел   регулярно   посещает   больного   отца,   ежедневно   звонит   ему,   выделяет   из нищенской   пенсии   (пенсия   такая,   что   впору   было   идти   побираться»)   тысячу   рублей   на содержание отца (а до выхода на пенсию платил   6 тысяч рублей сиделке, ухаживающей за отцом); ­В доме Галахова  много книг, можно предположить, что любовь к чтению у героя от родителей; ­Павел всегда вставал на защиту младшего брата и любил возиться с ним; ­Павел расстался с двумя первыми женами, но никогда не забывал своих детей, сделав все для того, чтобы они стали успешными в жизни; ­Незадолго до смерти Павлу приснилась умершая мать, которая была обеспокоена судьбами близких и дорогих ей людей; ­Вызывает подлинное восхищение красота чувства Павла Галахова к Даше; Таким образом, можно говорить о высоких нравственных принципах, на которых был воспитан герой. (Слайд №6) И этими же принципами он руководствовался в течение всей своей жизни. ­Поищем подтверждения в тексте.    ­8­ (Чтение и комментарий отдельных эпизодов) (Слайды №7 ­10) Подведем итог. Павел Галахов – воплощение лучших нравственных качеств человека (Слайд №11) ­Почему   же   героя   «давит   невнятица   жизни»?   И   как   понимать   вопрос,   который задает себе Галахов незадолго до смерти: «Есть ли   существо, гнуснее человека»? Давайте   посмотрим,   как   сложилась   жизнь   героя. комментируют слайд)  (Слайд№12)   (Обучающиеся Анализируя   жизненные   итоги   главного   героя,   невольно   вспоминаешь   новеллу   И.Бунина «Темные аллеи». Но там – то все понятно. «Яблоко от яблони недалеко падает», «За все в этой жизни   рано   или   поздно   надо   платить   по   счетам»   ­   те   нравственные   уроки,   которые преподносит Бунин своим читателям. ­Но за что платит Галахов и уместно ли сравнение его  с яблоней? Конечно, нет. Он просто не вписался в новую, перестроечную жизнь, которая перевернула все с  ног на голову (Слайды №13­21) Хотелось бы обратить ваше внимание на вопрос, с которого начинается внутренний монолог Павла Галахова. ­Есть ли существо гнуснее человека? ­Как бы вы ответили на этот вопрос? (Письмо по кругу)  Письменное рассуждение с опорой на текст и примеры из жизни. Подведение итогов. Трудно ответить на этот вопрос однозначно.  Человек бывает ничтожен ,мелочен, жаден   (Цезариус, брат Галахова), неблагодарен (дети Павла Галахова),жесток и бессердечен (жители африканского племени, о котором рассуждает герой,   неонацисты,   пришедшие   к   власти   на   Украине).   Если   брать   эти   примеры,   ответ положительный. Но  человек   может     может  быть   и   другим,   совершая   поступки,   достойные   уважения   (Сам Галахов, Даша, проявившая искреннее участие к бомжу). Тогда ответ отрицательный. Но и те, и другие  живут в одинаковых  условиях.  Воспитаны  одним и тем же обществом, почему же они столь не похожи друг на друга? В чем корень зла? (В самом человеке). ­9­ Основная мысль, к которой подводит нас автор, стара как мир: все начинается с человека, который (если это человек с большой буквы) в любых обстоятельствах должен оставаться Человеком.  (Примеры из литературы) ­10­ Тема №4 Основные тенденции развития современной поэзии (Слайд 1) Цель: ­ познакомить учащихся с творчеством современных поэтов; Задачи: ­познакомиться с  основными тенденциями развития современной поэзии; ­ познакомиться с творчеством современных поэтов; ­проанализировать стихотворение А.Иванова – Царевококшского «Прилетел Гусь на Русь»; Прогнозируемые результаты: ­повышение интереса к современной поэзии; ­развитие навыков анализа лирического произведения; ­формирование активной гражданской позиции; Оборудование:­ текст стихотворения;                            ­ Мультимедийное сопровождение; Ход урока: 1. Вступительное слово преподавателя. Сообщение  целей и задач урока. 2. Лекция преподавателя. Выступления обучающихся. План: ­О жанре (изменения в жанре, начиная с первой половины 19 века и заканчивая началом 2000­х) (Слайды  2­7); ­Жанровое своеобразие современной поэзии: *классическое направление (Л.Лосев; С.Гандлевский); (Слайды 8­9) *жанр считалки (О.Николаева); (Слайд 10) *Элегия и духовный стих (С.Кекова); (Слайд 11) *авангард (Л.Рубинштейн); (Слайд 12); *жанр фрагмента – философское размышление (В .Строчков); (Слайд 13) ­Поколение нулевых. Новые явления в поэзии; ­11­ (Слайд 14) ­Творчество Д. Воденникова (сообщение обучающихся); (Слайд 15) ­Творчество В. Полозковой (сообщение обучающихся); (Слайд 16) ­Ироническая поэзия В.Вишневский; (слайд 17) ­Ироническая поэзия. И.Иртеньев; (Слайд18); ­Соединение иронии с гражданственностью. Д.Быков; (Слайды 19­20) ­Гражданская поэзия.И.Кабыш; (Слайд 21) ­Поэты, заслужившие имя в 60 – е годы 20 века. А.Вознесенский; (слайды 22­25) 3. Анализ стихотворения А.  Иванова –Царевококшского «Прилетел Гусь на Русь». Хотелось бы представить вашему вниманию творчество Алексея Иванова­ Царевококшского, (Слайд26) который в настоящее время проживает в Ирландии, в городе Кингстон, работает в центре психологической реабилитации  после тяжелых черепно – мозговых травм. Алексей родился в столице республики Мари –Эл Йошкар –Оле, в семье военнослужащего. 20 лет   мотался   с   отцом   по   гарнизонам,   один   из   которых   находился   на   Дальнем   Востоке, неподалеку от нашего города, в поселке Большая Картель. Именно здесь он закончил среднюю школу, а затем учился в Марийском государственном университете на сельскохозяйственном факультете   (1993),   в   1996   закончил     юридический   факультет   в   Марийском   филиале Московского Открытого социального университета, факультет Здоровья и социальной помощи в Казанском университете. С 2007 года живет и работает в Ирландии Стихотворение «Прилетел Гусь на Русь…» (2012)(Слайд 27) ­Какое чувство(а) вызвало у вас это стихотворение? (При ответе на данный вопрос обращаемся к Словарю настроений  ) (Слайд 28) Итак, чувство неоднозначное: Это и нежная, трепетная любовь к Родине  (Слайд 29) ­12­ И чувство вины перед ней, и затаившаяся в глубине души надежда на возвращение на Родину. Попробуем разобраться в нашем восприятии. Обратимся к названию стихотворения «Прилетел Гусь на Русь». Совершенно очевидна связь с фольклором.  (Слайд30)  (Русь – «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»; Гусь ­ сказочный  персонаж, гуси – лебеди, летящие   над   матушкой   Русью).   И   эта   связь   прослеживается   и   дальше,   в   содержании стихотворения. ­Найдите фольклорные выражения. (Слайд 31) (Денно, сокрушался, выходил в никуда, возвращался ни с чем – пойти туда, не знаю куда, принести то, не знаю что) . ­Какова роль этих  ассоциаций? Возвращение в детство, в сказку – отсюда нежная трепетная любовь. (Слайд32) ­И эта любовь становится еще более ощутимой, потому что рядом с этими фольклорными образами возникает еще один.  ­Какой? (Слайд33) Образ мамы. Но именно этот образ венчает смену настроения и появляется чувство вины. Вины перед мамой, за то, что не всегда был послушен, часто огорчал ее. ­А еще?  За что просил прощения Гусь, что хотел утопить в стакане горькой? (Слайд 34) Конечно, это вина перед Родиной     (Родина для каждого из нас начинается с детства, с родного  Очага,  с   мамы),  которую  оставил  в   годину  сложных   испытаний,  потянувшись  к теплу, к лучшей доле. с большой буквы. ­Почему? (Слайд35) Гусь   –   перелетная   птица,   Гусь   –   это   потерявшейся   в   нелегкое   перестроечное   время Человек, не сумевший найти и реализовать себя дома, на Руси и улетевший на чужбину. ­13­ ­Сумел ли он найти лучшую долю в теплых краях, там, где тепло, а значит, сытно? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Наверное, да, раз прилете на Русь, Гусь все же возвращается туда, где  ярче светит  солнце. Но откуда же  это «Прости»? И зачем эта надежда   на   возвращение?   Разве   уезжают   оттуда,   где   хорошо?     И   почему   же   тогда «иноземная доля прожигает пустоты на сердце»? (Слайд36) Размышляя   над   ответом   на   этот   вопрос,   вспоминаешь   стихотворение   А.Вознесенского «Безотчетное» (Слайд 37) Самостоятельная работа: Сформулируйте общую идею этих стихотворений. (Без Родины человек – сирота, он лишен духовной опоры, а потому   не может до конца ощущать себя счастливым.)

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.

Литература последних десятилетий. Методические рекомендации для преподавателей.

Литература последних десятилетий.  Методические рекомендации  для преподавателей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2019