Известно, что книга играет важную роль в духовном развитии человека. Особенно велико её значение в период интенсивного становления личности - в детские годы. Книги, прочитанные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе, запоминаются на всю жизнь. Одной из таких книг является замечательный приключенческий роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Не случайно после выхода данной книги в свет подростки взахлёб зачитывались этим произведением, старались быть похожими на главного героя, тем самым исподволь формируя в своём характере такие качества, как отвага, решимость принимать на себя ответственность в трудных ситуациях.
Воспитательное значение романа для подрастающего поколения было очень велико. Поэтому его сразу же включили в круг детского чтения. По мотивам произведения создавались театральные постановки, был снят приключенческий художественный фильм. Знаменитые иллюстраторы работали над оформлением «Пятнадцатилетнего капитана». Многочисленные детские хрестоматии считали честью включить в свои издания самые волнующие для подростков фрагменты невероятной истории Дика Сэнда. И конечно же, появилось большое количество самых разнообразных викторин по этому произведению, в которых с удовольствием участвовали дети на протяжении двух столетий.
Лев Николаевич Толстой писал: «Литературные викторины - это отличный способ для читателей развивать свой интерес к литературе и стимулировать их к чтению. Они могут помочь им находить новые книги и авторов, которые они могут полюбить».
Литературная викторина по роману Жюля Верна
«Пятнадцатилетний капитан».
Игровое занятие литературно-творческого кружка «Лукоморье» в 6 классе.
Цели:
в игровой форме проверить знания учащихся прочитанного произведения;
дополнить интересными фактами биографические сведения о писателе;
способствовать формированию читательского интереса у учащихся;
развивать речь, память;
воспитывать коллективную деятельность и познавательную активность.
Оборудование и оформление:
портрет Жюля Верна, увеличенная обложка книги «Пятнадцатилетний капитан», рисунки ребят к произведению, карточки с анаграммами, набор иллюстраций, жетоны, другое…
Предварительная подготовка:
· Ребята самостоятельно прочитали роман Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».
· Участники викторины разделились на несколько команд и выбрали капитанов.
· Команды придумали названия и подготовили эмблемы.
Правила игры,
ü Игра командная.
ü Игра состоит из пяти туров.
ü В заключительном туре участвуют только капитаны команд
ü Отвечает команда, первая поднявшая руку. За правильный ответ или верно выполненное задание команде вручается знак отличия в виде жетона. В случае ошибки может ответить следующая команда.
ü Выигрывает команда, набравшая большее количество жетонов.
Эпиграф на доске:
«Тот, кто с детства знает, что труд есть
закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб
добывается в поте лица, тот способен к подвигу,
потому что в нужный день и час у него найдутся
воля его выполнить и силы для этого».
Жюль Верн.
Руководитель кружка:
Ребята! Для того, чтобы совершить захватывающее путешествие в неизведанные края, не обязательно куда-то ехать. Эту замечательную возможность дарят нам книги. Одна из них - приключенческий роман всемирно известного писателя Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».
Сегодня мы вместе с отважным мальчиком-капитаном отправляемся в морское странствие, полное неожиданностей и опасностей.
Итак, свистать всех наверх! Полный вперёд!
Тур первый. «Вспомнить всё!»
Дать правильный ответ на вопрос.
1. Как называлась шхуна, на которой начались приключения пятнадцатилетнего капитана и его команды ? ( «Пилигрим»)
2. У каких берегов потерпел крушение «Пилигрим»? ( У берегов экваториальной Африки)
3. Для чего матросы на шхуне надевали сапоги с шипами на подошвах? (Для разделки убитого кита)
4. Какую птицу индейцы называли «солнечным лучом», «солнечными кудрями», «букетом из самоцветов» и т.д.?
( Колибри)
5. С какой целью «Пилигрим» снаряжался в Сан-Франциско?
( Для охоты на китов в южных морях)
6. Как звали капитана «Пилигрима»? (Гуль)
7. Судно, потерпевшее крушение называлось…(«Вальдек»)
8. Как звали собаку Дика? ( Динго)
9. Кто спас Дика Сэнда, рискуя собственной жизнью?
( Геркулес)
10. «Здесь…. В 120 милях от берега океана 3 декабря 1871 года…меня смертельно ранил и ограбил мой проводник…» Кто и о ком написал эту записку? (Самюэль Вернон о Негоро )
11. Как звали доктора, путешественника и исследователя, изучавшего Африку в романе «Пятнадцатилетний капитан» ? (Дэвид Ливингстон)
12. Кто такие мганги? ( Колдуны и лекари у африканских дикарей )
13. Чем «зарабатывал» на жизнь Негоро? (Работорговлей)
14. Какой болезнью заболел Джек, оказавшись в Африке? (Лихорадкой)
15. Кто убил Динго? (Негоро)
16. Кто из героев романа делал записи в своей записной книжке, даже оказавшись в плену? (Дик Сэнд)
17. Где пришлось ночевать героям романа во главе с Диком Сэндом после того, как они попали в ловушку? (В заброшенном термитнике)
18. Как называлось «осиное гнездо работорговцев»? (Казонда)
19. Как звали недотёпу-энтомолога в романе «Пятнадцатилетний капитан»? (Бенедикт)
20. В честь кого Дик Сэнд получил своё имя? (В честь прохожего, который нашёл его и принёс в детский дом)
Руководитель кружка: Молодцы, ребята! Замечательно! Вы внимательно читали роман. А знаете ли вы, что по статистике Юнеско, книги Жюля Верна занимают второе место по переводимости в мире, уступая лишь детективным произведениям Агаты Кристи?
В общей сложности Жюль Верн написал 66 романов. Некоторые из них были опубликованы только после его смерти?
Тур второй. «Герои и злодеи». Вспомнить персонажей романа по описанию.
1) «<…> было лет около пятидесяти. Несмотря на этот почтенный возраст, его нельзя было выпускать одного из дому. Скорее сухопарый, чем тощий, не то чтобы высокий, но какой-то длинный, с огромной взлохмаченной головой, с золотыми очками на носу – таков был <…>, Этому безобидному существу, видно, на роду было написано до самого конца своих дней оставаться большим ребёнком». (Кузен Бенедикт)
2) « <…> было около сорока лет. Худощавый, жилистый, черноволосый и смуглый, он, несмотря на большой рост, производил впечатление сильного человека.
<…> никогда не говорил о своём прошлом, о своей семье. Никто не знал, где он жил и что он делал раньше. <…> Окружающие считали его странным человеком». (Судовой кок Негоро)
3) « <…> был не очень высок, но крепко сколочен, темноволос, с голубыми решительными глазами. <…> Его умное лицо дышало энергией. Это было лицо человека не только смелого, но и способного дерзать. <…> В отличие от большинства своих сверстников <…> был скуп на слова и жесты. В возрасте, когда дети ещё редко задумываются о будущем, <…> осознал свою участь и пообещал «стать человеком». (Дик Сэнд)
4) Это был рослый мужчина, лет сорока на вид, с седеющими волосами и бородой, с живыми, быстрыми глазами и загорелый почти до черноты. Такой загар бывает у кочевников, вечно странствующих на вольном воздухе по лесам и равнинам. <…> носил широкополую шляпу, куртку из дублёной кожи, похожую на камзол и штаны. К высоким – до колен – сапогам были прикреплены большие шпоры, звеневшие при каждом шаге». (Гэррис)
5) « <…> было лет под сорок. На ней был пёстрый клетчатый платок и юбка, сплетённая из травы и расшитая бусами. Она напялила на себя столько ожерелий из бус, сколько удалось уместить не шее, на руках и ногах. Многоэтажная, сложная причёска обрамляла её обезьянье крохотное лицо».(Королева Муана)
6) « <…> не было ещё и пятидесяти лет, но на вид ему можно было дать все восемьдесят. На голове у него красовалось некое подобие тиары, увенчанной когтями леопарда и пучками белой шерсти. <…> Две вышитые жемчугом юбки из кожи антилопы куду опоясывали бёдра.
<…> Его грудь была разукрашена сложным узором татуировки…» (Король Казонде Муани Лунга)
Руководитель кружка: Интересно, что первый приключенческий роман, написанный Жюлем Верном - «Пять недель на воздушном шаре», увидел свет ровно 160 лет назад, в 1863 году. Потом появились «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», «Вокруг света за 80 дней» и многие другие приключенческие и фантастические произведения писателя. Обязательно прочитайте их!
Тур третий «Объяснительный словарь».
Выбрать правильное значение слова из нескольких вариантов.
1) Каботаж –
А) курс корабля, проложенный под тупым углом к линии направления ветра;
Б) снасти, крепящие верхние части мачт и стеньги с одним из бортов судна;
В) плавание вдоль берегов и между портами своего государства , без захода в заграничные порты.
2) Нактоуз –
А) деревянный шкафчик, в котором устанавливается судовой компас, сверху он закрывается медным колпаком, под которым укреплены лампы;
Б) Ряды продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его площадь
В) Снасти, служащие для подтягивания парусов.
3) Вымбовка –
А) прибор для измерения скорости хода судна и пройденного расстояния;
Б) деревянный рычаг для вращения ручного ворота, при помощи которого поднимается якорь;
В) носовая часть верхней палубы.
4) Фактория –
А) торговое поселение, образованное иностранными купцами ( чаще всего европейскими) на территории другого государства или колонии;
Б) характер поверхности объекта, его рельефность;
В) препроводительная опись посланного товара с включением цены.
5) Пилигрим -
А) скиталец по разным странам;
Б) путешественник, отправляющийся в святое место;
В) верны А и Б варианты.
6) Ворвань –
А) место в трюме, куда закатывали бочки с солониной;
Б) так называли жидкий жир млекопитающих китов, тюленей, белух, моржей, дельфинов, а также белого медведя и рыб
В) название королевского пунша, который изготавливали специально для его величества Муани – Лунга.
Руководитель кружка: Я думаю, что секрет читательского успеха романов Жюля Верна в том, что автор с детства был одержим судоходством, бредил кораблями и даже сбежал из дома в одиннадцать лет, чтобы стать юнгой на шхуне «Корали» и почти было отплыл в Индию. К счастью для родителей, корабль ненадолго задержался в соседнем порту, где отец успел перехватить рвущегося к приключениям сына.
Тур четвёртый. «Секретный шифр»
Расшифровать анаграммы, кратко объяснить, как полученные слова связаны с содержанием романа.
НДЭС – (СЭНД )
НГДИО – (ДИНГО )
ЕОГОНР – (НЕГОРО )
ТЫИК – ( КИТЫ )
ПАСКОМ – (КОМПАС )
ДОСУДАЛВЕЦЕЛ – (СУДОВЛАДЕЛЕЦ )
Руководитель кружка: Надо сказать, что с возрастом Жюль Верн не отказался от своей мечты путешествовать под парусом. Когда он стал известным писателем, то первым делом купил себе небольшую яхту, которую назвал «Сен – Мишель»,в честь своего сына Мишеля. Писатель регулярно отправлялся в плавания вокруг Европы к Нормандским островам. Во время этих путешествий он написал большую часть своих знаменитых романов.
Тур пятый. «Отважные капитаны»
(Участвуют капитаны команд.) Расположить предложенные иллюстрации в соответствии с ходом повествования (событий) в романе «Пятнадцатилетний капитан»
Обратная связь.
Руководитель кружка: Ребята, давайте ещё раз прочитаем эпиграф на доске и сделаем выводы.
(Участники игры высказывают свою точку зрения)
Руководитель кружка:
-Да, друзья, все герои Жюля Верна, путешествуя, учатся. И мы с вами в какой-то мере тоже пилигримы, только в пределах книг и библиотек. Давайте же каждый день совершать удивительные открытия, которые не только украсят нашу жизнь, но и помогут преодолевать трудности на жизненном пути.
Подведение итогов игры, подсчёт отличительных знаков.
Награждение победившей команды книгами, всех участников – памятными дипломами.
Нурманова Замира Аблокуловна, учитель русского языка и литературы СОШ 21 города Ангрена Ташкентской области.
Мой телефон +9989 0 957 11 97.
.
,,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.