Литературная гостиная
Оценка 4.7

Литературная гостиная

Оценка 4.7
Семинары
docx
русская литература
10 кл
13.09.2019
Литературная гостиная
Литературная гостиная "Его называли Колумбом Замоскворечья" дает возможность учащимся ближе познакомиться с обстановкой, царившей в пьесах А.Н.Островского, познакомиться поближе не только с героями пьес, но и прочувствовать колорит обстановки и взаимоотношений героев, что даст возможность учащимся погрузиться в необычную для них среду.
Островский. Литературная гостинная.docx
Учитель русского языка и литературы ФМЛ № 366 Шарко Д.Б. «Его называли Колумбом Замоскворечья» Литературный вечер о жизни и творчестве А.Н. Островского Цели: • Значение   А.   Н.   Островского   в   развитии   русской   драматургии   и   театра;   воспитание   эстетических • Развитие понятия о драматическом произведении, формирование устойчивого интереса к театру через идеалов у подростков. творческую деятельность учащихся. Оформление:   Левая   часть   сцены   оформлена   как   картинная   галерея.   Здесь   портреты   писателей   и художников   второй   половины   XIX   века.   В   центре   —   портрет   А.   Н.   Островского   работы   В.   Перова. Центральная часть сцены имитирует обстановку среднего достатка купеческого дома: стол, накрытый белой скатертью с вышивкой, книга пьес Островского; деревянные стулья, в углу — фикус, цветастые занавески, комод,   этажерка   с   безделушками.   На   стене   —   фотографии.   Рядом   —   ширма,   из­за   которой   виднеется кушетка с подушечками, на полу — небольшой коврик или половик. Правая часть сцены ­ русский лес: елочки, березки, цветы, небольшой пенек под деревом. Костюмы (или детали одежды): на девушках — длинные юбки со сборками, кофты с рюшами, шали. На юношах — рубахи, подпоясанные широкими поясами или ремнями, брюки заправлены в сапоги. На ведущих и посетителях музея — повседневная современная одежда. В сцене из «Снегурочки» Весна и Цветы в легких летящих платьях или пестрых сарафанах, на головах — венки из цветов, в руках тоже цветы. (Звучит музыка: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. На сцену выходят экскурсовод и посетители музея. Они останавливаются перед картинами,рассматривают их. На экране — портрет А. Н. Островского.) Экскурсовод: А теперь я попрошу вас, молодые люди, обратить особенное внимание на картину работы известного русского художника Валентина Перова. Перед нами портрет А. Н. Островского, написанный в 1871 году. Тогда за плечами драматурга уже были и слава, и известность, и сотни постановок его пьес на сценах столичных и провинциальных театров. Что увидел в нем Перов? Кто перед нами? Вглядитесь — и вы удивитесь явной непарадности этого портрета. Юный художник: Действительно, мало светлых тонов, обыденная поза, уставшее лицо, серьезный умный взгляд. Экскурсовод: Перед нами — работник, труженик, и даже руки, тяжело лежащие на коленях, как бы свидетельствуют об этом. Островского можно по праву назвать тружеником. Он писал непрерывно. Пожалуй, нет среди русских драматургов тех, кто мог бы соперничать с Островским в числе прижизненных постановок пьес. 44 пьесы писателя игрались постоянно, их названия не сходили с афиш. Девушка: На этом портрете драматург уже немолодой. Экскурсовод: Да, перед нами тот, кого запечатлела, кисть мастера в зрелые годы. Он уже занял особое место в русской культуре. Точнее, не занял, а основал. Так как именно А. Н. Островский открыл читателю и зрителю удивительный, дотоле неизвестный мир купеческого Замоскворечья. Ученик: Писателя считали летописцем этой жизни и по праву назвали «Колумбом Замоскворечья». Девушка:   Именно   он   показал   миру   нового   героя:   купца­старообрядца   и   купца­капиталиста,   купца, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Экскурсовод:   Островский   распахнул   настежь   дверь   в   мир   жестоких   нравов   и   «горячих   сердец», именуемый «купечество», который до этого был скрыт от любопытных глаз. Ученик: Он настолько откровенно рассказал обо всем читателю, что иногда просто поражаешься: как мог драматург настолько тонко изучить все детали купеческой жизни! Экскурсовод: Ничего удивительного здесь нет. Островский прошел три важнейшие школы в своей жизни (ребята в недоумении глядят друг на друга): первая — университет, давший знания в юриспруденции и истории. Вторая — театр, учивший ценить меткое слово и яркое сценическое действие. Третья, и, как для любого человека, главная, — сама жизнь. Девушка: Точно: юридическая практика отца писателя, знакомство с купцами, улицы Замоскворечья. Ученик: Служба в Московском совестном, а затем — в коммерческом суде. Практика — великая вещь! Экскурсовод: Обязанности у Островского были достаточно ответственные: он должен был принимать устные жалобы посетителей. А какие истории они ему рассказывали — произносили монологи и вступали в диалог! Юный художник: Практически готовые сюжеты для будущих «пьес жизни», не правда ли? . Девушка: Именно так. Я думаю, не случайно в литературе его царством стала драматургия —­ мир живого звучащего слова! Экскурсовод: Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете русскую литературу и жизнь замечательных ее людей. А вот известно ли вам, что молодой драматург начинал с подражания Н. В. Гоголю? Девушка: В чем именно? Экскурсовод:   С   легкой   иронии,   беззаботного   смеха   над   героями,   над   их   миром.   Приземленность   и простота персонажей Островского были забавны и трогательны. Вот, например, в «Записках замоскворецкого жителя» он писал  (На сцене появляется чтец. Он садится к столу, берет книгу, читает. Его чтение должно быть предельно выразительным, отражающим неповторимый стиль и авторскую иронию.) Чтец: Некоторые дамы имеют обыкновение изменять модным костюмам, прибавляя что­нибудь своего изобретения... чтобы понаряднее. А понаряднее значит у нас поразноцветнее. Нелишним считаю сказать, что некоторые дамы имеют к иным цветам особую привязанность. Одна любит три цвета, другая четыре; и что бы они ни надели, все любимые цвета непременно присутствуют на их костюме. Девушка: Ну точно как дамы города N из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя! Чтец: Но тем не менее цензура усмотрела в пьесах драматурга крамольные вещи! Так, в 1850 году разразился   настоящий   скандал.   Островский   опубликовал   пьесу   «Банкрот»   («Свои   люди   —   сочтемся!») Произведение было даже запрещено к постановке на сцене. Ученик: Интересно, что же такого запретного, вредного увидели критики в пьесе? Сюжет ее прост: жадность и самодурство губят главного героя Самсона Большова. По совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина он переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя банкротом. Девушка:   А   заканчивается   все   печально:   от   Большова   отказываются   все:   родная   дочъ,   ее   жених, знакомые. Все как в настоящей жизни! Ученик: Вот и я говорю: в чем же здесь криминал? Почему Николай I сразу же запретил пьесу, наложив резолюцию: «Напрасно печатано, играть же запретить во всяком случае». И 10 лет произведение находилось под арестом! Чтец:   Я   думаю,   надо   встретиться   с   героями   пьесы,   увидеть,   какую   грань   жизни   купечества реалистически   раскрыл   Островский.   (Все   уходят.   Чтец   —   в   стороне   от   места   основного   действия. Комментирует происходящее.) Сцена 1. « Свои люди — сочтемся!» (Сцена из действия 3, явление 4.) (Звучит русская песня «Черный ворон, друг ты мой залетный». На сцене Самсон Силыч Большов и Аграфена Кондратьевна, его жена, Подхалюзин, Липочка.) Подхалюзин: Тятенька, здравствуйте, наше почтение! Аграфена Кондратьевна  (причитает): Голубчик ты мой, Самсон Силыч, золотой ты мой! Оставил ты меня сиротой на старости лет! Большов: Полно, жена, перестань! Олимпиада   Самсоновна:   Что   это   вы,   маменька,   точно   по   покойнике   плачете!   Не   бог   знает   что случилось. Большов: Оно точно, дочка, не бог знает что, а все­таки отец твой в яме сидит. Олимпиада Самсоновна: Что ж, тятенька, сидят и лучше нас с вами. Большов: Сидят­то сидят, да каково сидеть­то! Каково по улице­то идти с солдатом! Ох, дочка! Ведь меня   сорок   лет   в  городе­то   все   знают,  сорок   лет   все   в   пояс   кланялись,  а   теперь   мальчишки   пальцами показывают. Аграфена Кондратьевна: И лица­то нет на тебе, голубчик ты мой! Словно ты с того света выходец!  Подхалюзин: Э, тятенька, бог милостив! Все перемелется — мука будет. Что же, тятенька, кредиторы­ то говорят? Большов: Да что: на сделку согласны. Что, говорят, тянуть­то, еще возьмешь ли, нет ли, а ты что­нибудь чистыми дай, да и бог с тобой. Подхалюзин: Отчего же не дать­с! Надать дать­сГ Амного ли, тятенька, просят? Большов: Просят­то двадцать пять копеек. Подхалюзин: Это, тятенька, много­с! Большов: И сам, брат, знаю, что много, да что ж делать­то? Меньше не берут. Подхалюзин: Как бы десять копеек, так бы ладно­с. Семь с половиною на удовлетворение, а две с половиною на конкурсные расходы. Большов: Я так­то говорил, да и слышать не хотят. Подхалюзин: Зазнались больно! А не хотят они восемь копеек в пять лет? Большов: Что ж, Лазарь, придется и двадцать пять дать, ведь мы сами прежде так предлагали. Подхалюзин: Да как же, тятенька­с! Ведь вы тогда сами изволили говорить­с, больше десяти копеек не давать­с. Вы сами рассудите: по двадцати пяти копеек денег много. Большов: Да что ты мне толкуешь­то: я и сам знаю, что много, да как же быть­то? Потомят года полтора в яме­то,  да каждую неделю будут  с солдатом  по улицам  водить,  а еще,  того гляди,  в острог переместят: так рад будешь и полтину дать. От одного страма­то не знаешь, куда спрятаться. Аграфена Кондратьевна: Эдакое божеское попущение! Ах ты, господи боже мой! Ах ты, голубчик ты мой! Подхалюзин: Э, маменька, бог милостив, как­нибудь отделаемся! Не вдруг­с! Аграфена Кондратьевна: Дай­то господи! А то уж и я­то, на него глядя, вся измаялась.  Большов: Ну, как же, Лазарь? Подхалюзин: Десять копеечек, извольте, дам­с, как говорили. Большов: А пятнадцать­то где же я возьму? Не из рогожи ж мне их таять. Подхалюзин: Я, тятенька, не могу­с. Видит бог, не могу­с! Большов: Что ты, Лазарь, что ты! Да куда ж ты деньги­то дел? Подхалюзин: Да вы извольте рассудить: я вот торговлей завожусь, домишко отделал. Большов: Выручайте, детушки, выручайте! Подхалюзин:   Вот   вы,   тятенька,   изволите   говорить,   куда  я   деньги   дел?   Как   же­с?   Рассудите   сами: торговать начинаем, известное дело, без капитала нельзя­с, ваяться нечем; вот домик купил, заведеньице всякое домашнее завели, лошадок, то, другое. Сами извольте рассудить! Об детях подумать надо. Олимпиада Самсоновна: Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие­нибудь. Подхалюзин: Вы, тятенька, извольте рассудить: нынче без капитала нельзя­с, без капитала­то немного наторгуешь. Олимпиада  Самсоновна:  Я   у вас,  тятенька,   до  двадцати лет  жила  —  свету   не  видала.   Что   ж,  мне прикажете отдать вам деньги да самой опять в ситцевых платьях ходить? Большов: Что вы! Что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро. Люди ли вы?.. Олимпиада Самсоновна: Известное дело, тятенька, люди, а не звери же. Большов: Лазарь! Да ты вспомни те, ведь я тебе все отдал, все дочиста; вот что себе оставил, видишь! Ведь я тебя мальчишкой в дом взял, подлец ты бесчувственный! Поил, кормил вместо отца родного, в люди вывел. А видел ли я от тебя благодарность какую? Видел ли? Вспомни то, Лазарь, сколько раз я замечал, что ты на руку не чист! Что ж? Я ведь не прогнал тебя, как скота какого, не ославил на весь город. Я тебя сделал главным приказчиком, тебе я все свое состояние отдал, да тебе же, Лазарь, я отдал и дочь­то своими руками. А не случись со мною этого попущения, ты бы на нее и глядеть­то не смел. Подхалюзин: Помилуйте, тятенька, я все это очень хорошо чувствую­с! Большов: Чувствуешь ты! Ты бы должен все отдать, как я, в одной рубашке остаться, только бы своего благодетеля выручить. Да не прошу я этого, не надо мне; ты заплати за меня только, что теперь следует.. . Подхалюзин: Отчего бы не заплатить­с, да просят цену, которую совсем несообразную. Большов: Да разве я прошу! Я из­за каждой вашей копейки просил, просил, в ноги кланялся, да что же мне делать, когда не хотят уступить ничего? Олимпиада Самсоновна: Мы, тятенька, сказали вам, что больше десяти копеек дать не можем, — и толковать об этом нечего. Большов: Уж ты скажи, дочка: ступай, мол, ты, старый черт, в яму! Да, в яму! В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, обберут тебя дочиста. И придется тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву­реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят. (Все молчат.) А вы подумайте, каково мне теперь в яму­ то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка­то теперь за сто верст покажется. Вы подумайте только,   каково   по   Ильинке­то   идти.   Это   все   равно,   что   грешную   душу   дьяволы,   прости   господи,   по мытарствам тащат. А там мимо Иверской, как мне взглянуть­то на нее, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда — ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаем... А что ему за это было? А там Присутственные места, Уголовная палата... Ведь я злостный — умышленный... ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.) Подхалюзин: Что вы, что вы, тятенька? Полноте! Бог милостив! Что это вы? Поправим как­нибудь. Все в наших руках! Большов: Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь. Подхалюзин: И денег дадим­с, только бы отвязались! Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю. Большов: Эки года! Есть ли в вас христианство? Двадцать пять копеек надо, Лазарь! Подхалюзин: Нет, это, тятенька, много­с, ей­богу много! Большов: Змеи вы подколодные! (Опускается головой на стол.) Аграфена  Кондратьевна:   Варвар   ты,   варвар!   Разбойник   ты   эдакой!   Нет   тебе   моего   благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами­то, иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник! Подхалюзин: Полноте, маменька, бога­то гневить! Что это вы клянете нас, не разобрамши дела­то! Олимпиада Самсоновна: Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклять в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей­то бог не дал. Аграфена Кондратьевна: Сама ты молчи, беспутная! И одну­то тебя бог в наказание послал. Олимпиада Самсоновна: У вас все беспутные — вы одни хороши. На себя­то посмотрели бы, только что понедельничаете, а то дня не пройдет, чтоб не облаять кого­нибудь. Аграфена Кондратьевна: Ишь ты! Ишь ты! Ах, ах, ах!.. Да я прокляну тебя на всех соборах! Олимпиада Самсоновна: Проклинайте, пожалуй! Аграфена Кондратьевна: Да! Вот как! Умрешь, не сгниешь! Да! Олимпиада Самсоновна: Очень нужно! Большов (встает). Ну, прощайте, дети. Подхалюзин: Что вы, тятенька, посидите! Надобно же как­нибудь дело­то кончить! Большов: Да что кончать­то? Уж я вижу, что дело­то кончено. Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет! Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят со мной, то и делают. Прощайте, пора мне! Подхалюзин: Прощайте, тятенька! Бог милостив — как­нибудь обойдется! Большов: Прощай, жена! Аграфена Кондратьевна: Прощай, батюшко Самсон Силыч! Когда к вам в яму­то пущают? Большов: Не знаю! Аграфена Кондратьевна: Ну, так я наведаюсь: а то умрешь тут, не видамши­то тебя. Большов:   Прощай,   дочка!   Прощайте,   Алимпияда   Самсоновна!   Ну,   вот   вы   теперь   будете   богаты, заживете   по­барски.   По   гуляньям   это,   по   балам   —   дьявола   тешить!   А   не   забудьте   вы,   Алимпияда Самсоновна,  что есть  клетки с железными  решетками,  сидят  там  бедные­заключенные.  Не забудьте нас, бедных­заключенных. (Уходит с Аграфеной Кондратъевной, затем уходят и Липочка  с Подхалюзиным. Звучит песня «Жалобно стонет ветер осенний». Муз. Д. Михайлова, сл. М. Пугачева.) Чтец: Вот такая история. Большов жил нечестно и сам спровоцировал на предательское жульничество Подхалюзина. Жизненные принципы, согласно которым действовал Большов в отношении других, обернулись против него самого. Девушка: И что же теперь будет с героем Островского? Самое страшное: позор, предательство дочери, равнодушие окружающих, злорадствующих некогда богатому и властному купцу... Что может быть ужаснее. Ученик: Недаром говорят: в жизни за все надо платить. Вот й приходится теперь Большов платить за не­ справедливость, грубость, равнодушие по отношению к другим людям, с которыми он так же был когда­то бесчестен и суров. Чтец: Эту горькую правду жизни раскрыл и сумел показать Островский. Автор не осуждает героев: он предлагает читателям и зрителям размышлять над происходящим, самим решать, кто прав, а кто виноват, делать собственные выводы. Девушка: Вот, например, как в драме «Гроза». Сколько мнений и выводов было сделано! А перечитывая произведение в наше время, мы многое понимаем по­своему. Кто­то осуждает Катерину Кабанову, кто­то ее жалеет. Но ведь все равно прав был Островский, увидевший в трагедии героини ту же причину, что и в пьесе «Свои люди — сочтемся!»:  самодурство, равнодушие,  несправедливость и жестокость, скрывающиеся  за показным гостеприимством и радушием, приводят к горьким последствиям, в данном случае — к гибели девушки. (На экране слайды или фрагменты фильма о Поволжье. Могучая красавица Волга, крутые берега, зелень лесов, высокое небо над водой... Звучит запись русской песни «Среди долины ровныя...») Сцена 2. «Гроза» (Действие 1, явление 7 ) (Выходят Катерина и Варвара. Катерина подходит к краю сцены, смотрит вдаль. Варвара садится неподалеку. Музыка становится тише.) Катерина: Отчего люди не летают? Варвара: Я не понимаю, что ты говоришь. Катерина: Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда   стоишь   на   горе,   так   тебя   и   тянет   лететь.   Вот   так   бы   разбежалась,   подняла   руки   и   полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.) Варвара: Что ты выдумываешь­то? Катерина (вздыхая): Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Варвара: Ты думаешь, я не вижу? Катерина: Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много­много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую­нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было! Варвара: Да ведь и у нас то же самое. Катерина: Да здесь все как будто из­под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где­нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась  тогда,  чего просила, не знаю;  ничего  мне не надобно,  всего у меня  было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие­то необык­ новенные,   и   все   поют   невидимые   голоса,   и   кипарисом   пахнет,   и   горы   и   деревья   будто   не   такие,   как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. (Варвара подходит к ней, обнимает. Героини уходят.) Девушка: Да, несладко героиням Островского. Все как­то грустно выходит! Чтец:  В пьесах Островского, несмотря на драматизм событий, много смешного. Но и иронией автор выявляет и подчеркивает недостатки или пороки своих персонажей, а через них — общества в целом. Вот, к примеру,   в   той   же   «Грозе»   второстепенный   персонаж   —   Феклуша­странница   —   олицетворяет   пустоту, никчемность «темного царства» необразованного купечества. Ученик (смеется): Ну не смешно ли: свекровь Катерины верит в то, что в Москве время быстрее бежит, чем в Калинове! Девушка: А рассказ Феклуши о том, что есть царство, где живут люди с песьими головами! И верят же ей, от « большого ума »! Чтец: Но тематика творчества А. Н. Островского выходит за рамки социально­бытовой драмы. В 1873 году   им   была   написана   пьеса,   занимающая   особое   положение:   это   драматическая   сказка   в   стихах «Снегурочка». Это не просто сказка. Это произведение, в котором автор символически формулирует свою философию жизни, человека, философию любви. Девушка: Кто бы мог подумать! Ведь всем известна одноименная грустная народная сказка. Чтец: Вот именно. Это старинная легенда о девушке, которая не знала любви. А потом полюбила всем сердцем и погибла! Ученик:  А знаменитый русский композитор Римский­Корсаков написал оперу, сам составил либретто, которое Островский одобрил. Чтец:  Сюжет   «Снегурочки»   давал   композитору   возможность   воспеть   жизнь   народа,   простую, бесхитростную, в согласии с природой. Девушка:  Островский интересно построил конфликт пьесы: противопоставление природных стихий — Мороза и Солнца проходит через все произведение. А дальше автор переносит его на мир людей. Ученик: Снегурочка не может выбрать золотую середину: для нее жить, не зная любви, невозможно. Девушка: Узнав чудо настоящего чувства, она погибает. Сцена 3. «Снегурочка» (Звучит   запись   фрагмента   из   оперы   Римского   Корсакова   «Снегурочка».   На   сцену   выходят Снегурочка и Весна в окружении девушек­цветов. Они танцуют.) Весна: Снегурочка, дитя мое, о чем Мольбы твои? Великими дарами Могу тебя утешить на прощанье. Последний час Весна с тобой проводит, С рассветом дня вступает бог Ярило В свои права и начинает лето. (Подходит к Снегурочке, ласково ее обнимает.) Чего тебе недостает? Снегурочка: Любви! Кругом меня все любят, все счастливы  И радостны, а я одна тоскую;  Завидно мне чужое счастье, мама.  Хочу любить — но слов любви не знаю,  И чувства нет в груди; начну ласкаться —  Услышу брань, насмешки и укоры  За детскую застенчивость, за сердце  Холодное. Мучительную ревность  Узнала я, любви еще не зная.  Отец­Мороз, и ты, Весна­Красна,  Дурное мне, завистливое чувство  Взамен любви в наследство уделили;  В приданое для дочки положили  Бессонные томительные ночи И встречу дня без радости. Сегодня,  На ключике холодном умываясь,  Взглянула я в зеркальные струи  И вижу в них лицо свое в слезах,  Измятое тоской бессонной ночи.  И страшно мне: краса моя увянет  Без радости. О мама, дай любви!  Любви прошу, любви девичьей!  Весна: Дочка, Забыла ты отцовы опасенья.  Любовь тебе погибель будет.  Снегурочка:  Мама, Пусть гибну я, любви одно мгновенье  Дороже мне годов тоски и слез.  Весна: Изволь, дитя, — любовью поделиться Готова я; родник неистощимый Любовных сил в венке моем цветочном. Сними его! Присядь ко мне поближе! Весна садится на траву. Снегурочка подле нее. (Цветы окружают их). Смотри, дитя, какое сочетанье Цветов и трав, какие переливы Цветной игры и запахов приятных! Один цветок, который ни возьми, Души твоей дремоту пробуждая, Зажжет в тебе одно из новых чувств, Незнаемых тобой, — одно желанье, Отрадное для молодого сердца, А вместе все, в один венок душистый Сплетясь пестро, сливая ароматы В одну струю, — зажгут все чувства разом, И вспыхнет кровь, и очи загорятся, Окрасится лицо живым румянцем Играющим, — и заколышет грудь Желанная тобой любовь девичья. (Надевает венок на голову Снегурочки.) Снегурочка (оглядывается по сторонам): Ах, мама, что со мной? Какой красою Зеленый лес оделся! Берегами И озером нельзя налюбоваться. Вода манит, кусты зовут меня Под сень свою; а небо, мама, небо! Разлив зари зыбучими волнами Колышется. Весна: Снегурочка, прощай,  Дитя мое! Любовным ароматом  Наполнилась душа твоя. Кипучий  Восторг страстей тебя охватит скоро;  Красой лугов и озером зеркальным  Дотоле ты любуешься, пока  На юношу не устремятся взоры.  Тогда лишь ты вполне узнаешь силу  И власть любви над сердцем...  Предчувствие тревожит сердце мне.  Прощай, дитя, до нового свиданья,  И матери советов не забудь.  (Уходит вместе с цветами.)  Снегурочка: Какое я сокровище храню  В груди моей. Ребенком прибежала  Снегурочка в зеленый лес — выходит  Девицею с душой счастливой, полной  Отрадных чувств и золотых надежд.  Снесу мой клад тропинкой неизвестной;  Одна лишь я по ней бродила, лешим  Протоптана она между болотом  И озером. Никто по ней не ходит.  (Уходит.) (Звучит музыка: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. На сцену выходят все участники постановки.) Чтец: Когда­то в «Застольном слове о Пушкине» Островский сказал: «Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Всякий великий писатель оставляет за собой школу, оставляет   последователей,   и   Пушкин   оставил   школу   и   последователей.   Он   завещал   им   искренность, самобытность, он завещал каждому оставаться самим собой, он дал всякой оригинальности смелость, дал смелость русскому писателю быть русским». Девушка:  Эти  слова  Островского   дают   нам   ключ  к   пониманию   самобытности   его  творчества  и тех традиций, что живут в нашем театре по сей день! (Музыка звучит громче: С. В. Рахманинов. Концерт №2, ч. 1. Все участники кланяются зрителям. Уходят.)

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Литературная гостиная
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2019