Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Оценка 4.8

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Оценка 4.8
Семинары
docx
русская литература
3 кл
12.02.2017
Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
выступление к литературной мастерской.docx
Выступление на тему:                               «Литературная мастерская»    Современное   общество   предъявляет   человеку   всё   более   высокие требования. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни.  Федеральный   компонент   государственного   стандарта   начального   общего образования   направлен   на   реализацию   качественно   новой личностно­ ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей   ФГОС   является развитие личности   школьника,   его   творческих способностей. Поэтому   развитие  творческого   мышления  учащихся   является   важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все   этапы   развития   личности   ребенка,   пробуждает   инициативность   и самостоятельность   принимаемых   решений,   привычку   к   свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно   создать   определенные   условия,   прежде   всего,   ввести   ребенка   в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности. Цель   представленной   работы – систематизировать   ряд   приёмов   и методов,   эффективно   влияющих   на   развитие   творческих   способностей учащихся 1­4 классов на уроках русского языка и литературного чтения.  Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки литературного  чтения в начальных классах, где дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Успешность   изучения   курса   литературного   чтения   обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.  Слайд___                Творчество ­ это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Использование творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка   заслуживает   самого   пристального   внимания,   так   как   обладает очевидными достоинствами.  Применение   на   уроках   выполнения   творческих   заданий   призвано,   в первую   очередь,   воспитывать   хорошего   человека,   гуманиста   и   ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают 1 сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать.  Любое   творчество   –   деятельность,   результатом   которой   является создание   чего­то   нового,   необычного.   Работая   на   уроках   литературы творчески, ребёнок создаёт своё, новое. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей творческие способности не проявляются, они спрятаны глубоко   внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.  2 1.Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие ­ одна из важнейших   и   основных   воспитания   и   развития. задач    Второе   условие   ­   раннее   начало     2.  .  Необходимо,   насколько   возможно,     окружить   ребёнка   такой   средой   и   такой   системой   отношений,   которые стимулировали   бы   самую   разнообразную   деятельность   и   способствовали развитию. эффективному          3.  Третье условие ­ упорный труд  .  Способности не получают в “готовом виде”.   Даже   при   наличии   гениальных   способностей   решающую   роль   играет труд. “Гений, ­ говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, ­ это на   один   процент   вдохновение,   а   на   девяносто   девять   процентов   потение”.    .  Принуждение ­ это враг творчества. Поэтому      4.Четвертое ­ это интерес только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей   деятельности   ребёнок   достигает   определённого   потолка,   а   потом поднимает его всё выше и выше. Творчество   обязательно   должно   пройти   несколько   этапов,исследования детского   творчества   позволяют   выделить   как   минимум   три   стадии развития   творческого   мышления:   наглядно­действенное,   причинное   и эвристическое, и это очень важно для малыша: если он понял, что и как нужно выполнить,   попытался   решить   проблему,   то   он   получит   свой   результат, который   непременно   должны   увидеть   (услышать,   прочитать)   как   можно большее людей. Оценивая детское творчество, и, высказывая своё суждение о нём, взрослый должен быть предельно деликатным, бережно относиться к восприятию мира маленькими   авторами,   не   подменяя   непосредственный   детский   взгляд   на окружающее своим пониманием тех или иных явлений. число     ТРАДИЦИОННЫЕ   ФОРМЫ, ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.   МЕТОДЫ,   ПРИЕМЫ   РАЗВИТИЯ            Для реализации путей развития творческих способностей учащихся мы должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературных произведений, чтобы младшие школьники постоянно находились  в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературного чтения   наиболее   ярко   через  метод   творческого   прочтения   произведения, при   котором   ребята   постоянно   находятся   в   ситуации   решения   творческих задач. 3 Слайд №2. Среди видов деятельности учащихся при реализации приёмов творческого   чтения   выделяется   выразительное   чтение   (в   идеале художественное), слушание художественного чтения, близкие к тексту и сжатые   пересказы,   художественное   рассказывание,   инсценировки, составление   сценариев,   рассматривание   иллюстраций   и   оценка   их, сочинения разного жанра по картинам и живым впечатлениям  Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность   основанная   на   вдумчивом   анализе   текста   содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения. Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно? 1. Необходимо   владеть   техникой   выразительной   речи,   т.е.   голосом, дыханием, дикцией. 2. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям. 3. Уметь   применять   интонационные   средства   выразительности   в   точном соответствии с задачей чтения. 4. Соблюдать законы жанра – произведения   разного  жанра  читаются по­ разному,   нельзя   использовать   одни   и   те   же   средства   речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п. 4 Говоря   о   приёме  досказывания  произведений,   методист   В.А. Никольский пишет, что «нередко писатель изображает мимику и жесты героя, предоставляя   читающему   догадываться   о   том,   что   в   этот   момент   герой переживает. В других случаях писатель дает намек на какие­то высказывания и действия героя, этого намека не развивая. За него это делает читатель». Пересказ всегда носит творческий характер, так как при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования.  Выделяются степени близости пересказа к оригиналу.    Первый тип     ­ пересказывающий стремится к возможно более точному воспроизведению слов писателя, его выражений, характерных оборотов речи, интонаций. Это пересказ, близкий к словам автора, имитирующий его слог.  Второй   тип      –   пересказчик   передает   в   общих   чертах   ход   событий, опуская все подробности, значительно отступая от авторской манеры речи. Это пересказ, близкий к плану произведения. Творческое рассказывание  произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика. Есть в методике литературы такие приемы, которые направляются заданиями творческого   характера   и   заставляют   ученика   в   какой­то   степени «пересоздавать» текст. Это инсценирование и устное словесное рисование. Прежде   всего,  инсценирование  побуждает   учеников   к   творческому «претворению»   литературных   образов   и,   как   все   приемы   активизации читательского   восприятия,   возбуждает   воображение   и   сопереживание.   Во­вторых,  инсценирование   обостряет   внимание   к   художественному   тексту. Инсценировка и её чтение в лицах оцениваются всем классом. Устное словесное рисование входит составной частью в анализ текста, служит   развитию   воображения,   наблюдательности,   обогащению   словаря школьника образными средствами языка художественного произведения. НЕТРАДИЦИОННЫЕ   ФОРМЫ   РАЗВИТИЯ   ЛИТЕРАТУРНО ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ На   уроках   литературного   чтения   дети   знакомятся   и   с   другими   жанрами фольклора ­ сказками, былинами, пословицами, поговорками, загадками. 5 Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок воспитывает их расширяет кругозор учащихся, патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, способствует развитию творческих способностей, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.  СЛАЙД №3.  В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить   4   группы   методов   и   приемов,   которые   нацелены   на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения: 1. Словесное развертывание образов произведения. 2. Театральная творческая деятельность. 3. Изобразительная творческая деятельность. 4. Музыкальная творческая деятельность.  1. Словесное развертывание образов произведения. Литературное произведение  ­ это искусство слова, поэтому с первого класса используется такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать ребятам мир своих чувств   и   учит   их   «метить»   этим   чувством   слова,   поэтому   необходимо развивать у детей «чувства слова» ­ основы литературы как вида искусства. Для   выявления   выразительных   возможностей   слова   дети   выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных   тайн   литературного   творчества:   к   тому   удивительному   явлению, когда   произведение   «вырастает»   из   «зерна»   одного­единственного   слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.  Эффективным   для   понимания   и   нахождения   художественных   средств является   такой   прием,   когда   мы   не   заменяем   слово,   а   «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» ­ как ты это представляешь. Для   воспитания   внимания   к   слову   предлагается   детям   составить кроссворд   по   прочитанному   произведению   или   использовать   готовые кроссворды.  6 Слайды №4­9(С.Маршак) Возможно,   использовать   в   работе   над   словом   следующие   задания: Слайды № 9­25 2. Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения. Игра­драматизация. Чтобы   максимально   задействовать   творческий   потенциал   учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по­своему выражает замысел автора.   В   зависимости   от   задач,   степени   активности   и   самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации: Слайд № ­ анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; ­ чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; ­ чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев; ­ постановка «живых картин» к произведению; ­   составление   сценария   спектакля,   устное   описание   декораций, костюмов, мизансцен; ­ драматические импровизации; ­ развернутые драматические представления.        На урок литературного чтения мы стараемся увлечь детей игрой­ драматизацией с первых уроков, раскрываем ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно начинают эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки,   так   распределяются   роли.   Голос   за   кадром   читает   сказку,   а   дети­ актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах. Также можно осуществить постановку сказки с помощью кукол.  7 Креативная игра­драматизация способствует приобретению детьми навыков активного   и   творческого   коллективного   взаимодействия.   В   отличие   от традиционной   игры­драматизации,   где   заучиваются   роли   и   разыгрываются сцены по определенному сценарию.  Одним  из важных  этапов работы  на уроке литературного  чтения является   отработка   мимики,   жестов,   движений.  Достичь   успеха   здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции.  Примерные     Задания: 1). Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто­нибудь видел мой бантик?». 2).   Изобразить   зайчика,   который   радуется,   когда   мальчик   дарит   ему морковку и говорит «спасибо».  3). Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга. 4).  Изобразить   маленькую   мышку,  испуганную   кошкой.  Она   услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры. Более   сложная   форма   драматизации   ­  чтение  по   ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.  Чтение   по   ролям   возможно   при   работе   над   любым   произведением,   в котором   имеются   диалоги.   Может   быть   прочитан   и   отрывок   произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Можно использовать такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика,   сидящих   за   одной   партой   или   даже   целый   ряд.   Это   позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед   чтением,   раскрепощает   детей.  Содержание   учебников   «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет систематически проводить работу по   освоению   чтения   по   ролям.   В   учебниках   2­4   классов   регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная   с   3   класса,   можно   усложнить   прием   чтения   по   ролям,   предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и   показать   выражения   лиц   и,   если   это   возможно,   жесты   героев.   Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, нужно учить детей, отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях. Слайд №  8 3.   Изобразительная   творческая   деятельность   на   уроках литературного чтения. Детям   очень   нравится   что­то   выдумывать,   проявляя   оригинальность, нешаблонность.   Например,   нарисовать   птицу   счастья,   придумать   фамилию отрицательному герою (Федотка Нытиков, Петя Ленивцев,  Витя Командиров), изобразить  несуществующее   животное, дать  ему  имя  (Волкобык,  Динозверь, Котозавр, Короводракон,  Показ рисунков учащихся….к произведениям….. Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: ­ рисование эпизода, который больше понравился; ­ рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;  ­ изображение настроения эпизода, произведения или персонажа; ­ составление рисованного диафильма; ­ аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; ­ составление картинного плана.  4. Музыкальная творческая деятельность на уроках литературного чтения. СЛАЙД №   Музыкальная   творческая   деятельность   использует   приемы: прослушивание   и   обсуждение   музыкальных   иллюстраций,   сочинение мелодии   к   стихотворению   (песня,   вокал­настроение),   музыкальная характеристика персонажей, создание музыкальных реплик и диалогов, подбор музыкальных отрывков к образу героя.  Слайд № Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно, работе с   пословицами,   загадками,   русскими   народными   сказками,   а   также   с былинами и легендами.  9 Работа над загадками  ­ это упражнение в самостоятельном развитии мышления,   сообразительности,   воображения.   Загадки   учат   детей   говорить ярко,   образно,   просто.   Сочиняя   загадку,   дети   получают   возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном   в   воображении   предмете.  Еще   одна   особенность   этого   жанра    ­    это   форма   поэтического   творчества   загадка      ,   это   всегда   короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст.  Слайд____ Работа на уроке проводится в несколько этапов    : отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное.   Цель   последнего   этапа   –   научить   пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.  При работе над загадками формируется способность к воссоздающему воображению,   когда   по   нескольким   признакам   ребенок   моделирует   образ предмета   или   явления.  Когда   дети   затрудняются   в   создании   загадки, использую таблицы– помощницы.    Слайд _   Работа строится по плану:  Выбор объекта (Расческа)  Заполняется   левая   часть  (На   что похожа?)  Заполняется   правая   часть  (Чем отличается?)  Вставить слова «как …, но не…»  Прочитать готовую загадку.  «Как забор, но нельзя лазить.  Как пила, но не пилит.  Как трава, но не растет.» На что похоже? КАК  Забор Пила Трава Чем отличается? НО НЕ Нельзя лазить Не пилит Не растёт Можно составлять загадки, используя правила: 1 правило:  Есть и у первого предмета, и у второго, и у третьего предмета:  «Есть у шарика, есть у мышки, есть у тыквы – хвостик»;  «Есть у елки, есть у ёжика, есть у портнихи – иголки».  2 правило:  И то свойство предмета есть,  и другое свойство предмета есть,  но не предмет:  10 «И круглый, и желтый, и горячий, но не солнце – блин, колобок».  3 правило:  Объект есть, а функции объекта нет:  «Ноги есть, а не ходит»  (Стол, шкаф)  «Зубы есть, а не кусается» (Расчёска, грабли)  4 правило    :  Не объект, а свойства эти есть:  «Не крокодил, а зелёный»  (Лук, кузнечик) «Не кенгуру, а всегда с сумкой (Почтальон)   Слайд____ Любят  дети и уроки – сказки.  Сказка   сопровождает   человека   всю   жизнь:   учит   добру,   мудрости,   вере   в человека, учит удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нём..   Работа   со   сказкой   пробуждает   читательскую   активность, заинтересованность, сказка дает ответы на вопросы, которые волнуют каждого ребёнка. Сочинительство   сказок  –   это   один   из  эффективных   приемов  для развития   творческих   способностей   детей,   способствует   самовыражению младшего школьника.  Составление   сказок   развивает   наблюдательность   и   любознательность, воспитывает   патриотические   чувства   и   доброе   отношение   к   окружающему миру, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется   словарный   запас   детей.  Учащиеся   учатся   излагать   свои   мысли устно   и   письменно.   Прежде   чем   писать   собственную   сказку,   целесообразно использовать   приемы,   которые   помогут   постепенно   ввести   детей   в   роль «сказочника» . Слайд__ Приемы, помогающие постепенно ввести учащихся в роль сказочника: Как сделать, чтобы медведь из сказки  «Маша и медведь» сам  отпустил Что   может   сделать   Колобок,   чтобы   и   песенка   была     услышана,   и   он Прием   решения   сказочных   задач,  который   помогает   детям,   минимально изменяя сюжет сказки, найти неожиданное решение сказочной задачи: o Машу домой? o живым остался? o o Что  нужно   сделать  бабушке Красной шапочки, чтобы её  не съел волк? Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?  11 А   если   бы   людоед   не   превратился   в   мышку,   как   бы   Кот   в   сапогах Как   сделать   так,   чтобы   яичко   не   разбилось,   хотя   мышка     все   равно o побежит и хвостиком махнет?  o оказался победителем?   Прием  сказка шиворот­навыворот  помогает детям  составить пародию на знакомое произведение. o Белоснежке,   встретила   в   дремучем   лесу   не   семь   гномов,   а   семь великанов... o Волк хотел съесть козлят, но они захватил его  в  плен... o Жила­была злая  Желтая Шапочка и встретила она доброго волка... o Золушка   стала   ленивой   и   капризной,   а       мачеха       заботливой   и трудолюбивой…  Прием «коллаж из сказок» ­   интересные действия в известной сказке.   на основе новых героев  нужно придумать новые o Баба­Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку.  o Буратино,  Красную   Шапочку   и  Колобка   злой   волшебник   превратил   в мышек. Горевали они, горевали  и решили искать спасения. Встретили старика   Хоттабыча,  а он  забыл  заклинание.  o Буратино   оказался   в   домике   семи   гномов,   стал   восьмым       другом Белоснежки.  Сочинение сказки  по простым стишкам: Зайку бросила хозяйка,  Под дождем остался зайка,  Со скамейки слезть не смог –  Весь до ниточки промок.  o Проснулась хозяюшка ночью…  o Бежала собачка мимо…  Сочинение сказки по считалке: Чижик в клетке сидел,  Чижик громко песню пел,  Гу­гу­гу, чу­чу­чу,  Я на волю полечу.  o Один раз бабушка, покормив  чижика, забыла закрыть клетку…  Сочинение сказки по потешке: ­ Что ж ты, Еж, такой колючий?  ­ Это я на всякий случай:  Знаешь, кто мои соседи?  Лисы, волки и медведи!  12 o Все   ежи   на   свете   –   колючие,   что   не   дотронешься   даже.   А   одному маленькому ежику очень хотелось, чтобы его приласкали, погладили. И вот что он придумал…  Сочинение сказки по загадке: Висит без дела днем,  А ночью освещает дом.                                 (Лампочка)  o В одном доме появилась необычная лампочка: она зажигалась только для добрых людей…  Сочинение сказки по фразеологизму: Крокодиловы слезы o Каждое   утро   капризный   мальчик   лил   крокодиловы   слезы.   Это   всем ужасно надоело…  Помогает   при   сочинении   сказок   составление   «сказочного  ,  где   дети   записывают   зачины,   концовки,   сказочные   выражения,   средства передвижения, волшебные предметы.     словаря»   Прием   «фантастическое   явление».   Детской   фантазии   нет   границ.   Им нравится сочинять про то, чего нет в реальной жизни. Представь, что: o ты можешь уменьшиться до размеров муравья;  o из крана на кухне полился мандариновый сок;  o люди придумали таблетки от сна.  o из тучки вместо дождя полилось молоко?  o животные стали разговаривать на человеческом языке?  o наши родители вдруг стали малышами?  Бином фантазий Берем два произвольных слова, далёкие друг от друга, по­разному соединяя эти слова с помощью предлогов, по смыслу находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. Пример: книжка  и голубь  ­книжка с голубем;  ­голубь с книжкой;  ­книжка в голубе;  ­голубь в книжке;  ­голубь под книжкой;  ­книжка под голубем и т. д.  «Голубь   под   книжкой»   вызвал   представление   о   грустном   бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он 13 учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым!  14 Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.  Виды творческих работ с пословицей:     Коллективное составление поучительного устного рассказа по 1.           пословице.    Например,  анализируем   басню   Л.Н.Толстого   «Отец   и   сыновья»,   выявляя ее смысл, затем сопоставляем текст с пословицей, а потом по ней составляется свой поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого­нибудь в своей   правоте   с   помощью   примера.   Так   при   помощи   пословицы   «За   двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» необходимо убедить слушателей в   том,   что   если   браться   за   несколько   дел,   то   ни   одного   как   следует,   не сделаешь.    Выбрать   сказку,   к   которой   подходит   пословица   «Какова 2.           работа, такова и награда». П.   Ершов   «Конек­горбунок»,С.   Аксаков   «Аленький   цветочек»,   Л.  Крылов И. «Стрекоза и Толстой «Липунюшка», М. Михайлов «Два мороза»,    муравей».             С   первых   уроков   чтения   можно   применять   стихотворный   материал: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. _Сочинение – свобода для творчества. Мини –сочинение      Слайд_ ___     "Почему не летает птица курица?"             « Жили–были деревенские курицы. Однажды одна курица спросила:  "Почему петухи не летают, как мы, курицы?"        Другая курица ответила: "Они обломали крылья при драке с другими  петухами".        Третья предложила: "Почему бы и нам не подраться?" И они начали драться, обломали себе крылья и были довольны, что  больше им не надо летать.С тех пор курицы не летают». Веденова В.     "Размышления мухи, сидящей на потолке".    Слайд___          «      Я – муха, сижу на потолке, кровать внизу.­ Ой, какая у меня  большая квартира! И стол есть, и сахар в стакане после чая, и шкаф! ­ Ой, сколько вещей у меня! Надо гостей приглашать, ведь скоро у  меня день рождения! Поедим на славу! ­ Ну и жизнь! Всё есть! И варенье даже! Еды вдоволь! Как бы всё это  в живот влезло!­ Ой, как объелась­то! Как теперь летать буду? Ой– ой­ой    !»                         Золотарев Иван. 15     В   III   классе   ,по   сказке   В.М.   Гаршина   «Лягушка­путешественница» ученикам была предложена творческая работа – написать стихотворение     к слову лягушка  (погремушка, подушка, о лягушке. По найденной рифме   хохотушка и т.д.)   Слайд_____ Лягушка­попрыгушка – По болоту хлоп­хлоп, Ножками шлеп­шлеп. Все подружки­веселушки – Это просто попрыгушки,                                                                                            Зеленые квакушки. Маковей В. У моей подружки Есть мягкая игрушка – Зеленая лягушка,  Ее зовут Квакушка.                       Золотарев И. Детям очень нравится сочинять стихи.      Обучение   стихосложению                 Слайд___ Работая   над   выразительным   чтением   стихотворений   известных   поэтов,  я  не только учу детей определять   логические ударения, паузы, темп, тон чтения, находить   эпитеты,     сравнения,   метафоры,   олицетворения       при   анализе поэтических текстов,   но и в  ходе интересных   игр и специальных упражнений я учу подбирать рифму к словам и  складывать рифмованные строчки.  o       «Доскажи словечко»: Ловкий ткач, хоть и без рук.  Как же звать его…(паук)  Сочини чистоговорку: o Чу­чу­чу – я зверей больных лечу. Ги­ки­ги­ки – поиграем мы в снежки. Арь­арь­арь – мы закончили букварь.  o      Подбери  рифму к слову: 16 клен (лен, бульон, батальон…)  даль (медаль, эмаль, февраль, жаль…)  o      Игра «Слоговой аукцион»  o ок – творожок, пирожок, снежок, лужок…  o      Игра « Четвертый лишний»  мимоза, заноза, коза, береза  сынок, ребенок, утенок, волчок  o    «Конкурс одной строки»  Я в школу быстрее птицы «лечу» …  Скорее друзей я увидеть хочу. (Артем Г.)  Скорей у доски отвечать я хочу. (Даша Л.)  Весна идет! Весна идет!..  Уже растаял толстый лед. (Аня Б.)  И птичка песенки поет. (Соня Г.)  o      Игра «Буриме» Двустишие: «тишина – весна»  Вмиг пропала тишина:  По земле пошла весна! (Рома Р.) Все умолкло. Тишина.  Где же ты, скажи, весна?(Аня Б.) Черверостишие: ­Пойду­найду­птичка­синичка  Я в парк пойду  И кормушку там найду.  Прилетай быстрее птичка,  Милая моя синичка.                         (Соня Г.)  ­Не шуми­ не буди­придет заберет  На уроке не шуми  И соседа не буди,  А то учитель подойдет  И дневник твой заберет. 17 (Дима В.)  o Допиши стишок по его началу  «Я торопился на урок,Но около ворот…»  Я торопился на урок, Но около ворот сидел щенок.  Он весь от холода промок.   Хотел я в школу взять его,  Но он не знает ничего.                             (Настя Г.) Я торопился на урок,  Но около ворот  Увидел я – сидит щенок.  Вот это поворот.  Щенка поднял я  И домой тихонечко отнес.  Так опоздал я на урок,  Зато теперь у нас есть пес. (Аня С.)  Слайд __ Синквейн­(с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.  • Синквейн   –   концентрация   знаний,   ассоциаций,   чувств;   сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.  • Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов   развития   образной   речи,   который   позволяет   быстро получить результат  Слайд__ • Правила составления синквейна.  ∙         первая   строка   –   одно   слово,   обычно   существительное, отражающее  главную идею; 18 • • • • ∙         вторая   строка   –   два   слова,   прилагательные,   описывающие основную мысль; ∙        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы; ∙         четвертая строка ­ фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;      ∙         пятая   строка   –   слова,   связанные   с   первым,   отражающие сущность темы.  Слайды  №   Тексты с дырками Заключение:       Творчество   это   созидание.Оно   поражадает   новые   духовные   ценности. Природа   щедро   наградила   каждого   здорового   ребёнка   возможностями развиваться,   чтобы   подняться   на   самые   высокие   ступени   творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.   Слайд_42___ «В  душе  каждого   ребенка   есть  невидимые   струны.   Если  тронуть  их умелой рукой, они красиво зазвучат».        В.А. Сухомлинский  Список используемых источников:  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. ­ М.: Росмэн, 2002. ­ 79с. 2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. ­ Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. ­ 222с.  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. ­ М., 1997.  19 4. Заика   Е.В.   Комплекс   интеллектуальных   игр   для   развития   мышления учащихся. // Вопросы психологии, 1990 № 6.  5. Иванова   Л.И.   Развитие   творческих   способностей   школьников.   // Начальная школа, 1994 № 11. 6. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9. 7. Левин В.А. Воспитание творчества. ­ Томск: Пеленг, 1992. ­ 192с. 8. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5. 9. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 1992 № 11­12.  20

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Литературная мастерская.Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017