Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)
Оценка 5

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
17.03.2017
Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)
Видео к литературно-музыкальной гостиной "Знакомьтесь, Андрей Земсков"
СЦЕНАРИЙ.docx
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «ЗНАКОМЬТЕСЬ, АНДРЕЙ ЗЕМСКОВ» (звучит песня в исполнении А. Земскова «Уходящая сказка») Ведущий 1.  Здравствуйте, дорогие гости нашей литературной гостиной. Сегодня у нас в гостях поэт, бард, писатель   Андрей   Викторович   Земсков.   На   страничке   сайта   «Стихи.ру»   вы   написали: «Комсомольск­на­Амуре   (рождение),   Хабаровск   (жизнь),   Владивосток   (душа),   Харьков (продолжение следует)». Не расскажите почему? (слайд 1) Земсков А.В. Я родился на Дальнем Востоке и прожил там 45 лет почти безвылазно. Раннее детство провёл в Комсомольске­на­Амуре.   В   1978   году   мы   переехали   в   Хабаровск.   Там   я   окончил   школу: некоторое время работал печатником. В армию попал в стройбат, два года в тайге Бурятии вспоминаю   по­хорошему.   В   90­е   годы   в   Хабаровске   успел   поучиться   на   филолога   в педагогическом институте, поработать сторожем, кладовщиком и даже немного журналистом. А в самом начале века, в 2001 году, перебрался во Владивосток, потому что любил этот город. Его стихии – ветер, море, открытые просторы мне близки. Сейчас я живу в Харькове, но с Дальним Востоком связи не теряю. (слайд 2) (звучит песня А. Земскова «Время жить настоящим») Ведущий 1. Если бы вы родились не на Дальнем Востоке, вы бы стали автором­исполнителем? Земсков А.В. Трудно сказать… Свой характер мы носим с собой, как черепаха носит в себе свой мир. Где бы ни родился, куда бы ни ехал, всё равно ты   такой, какой есть. Везде натыкаешься на те же грабли. (смеется) Стихотворение «Мы дети детей Победы» (читает М. Неште)                     Мы – дети детей Победы, Родившихся в сорок пятом В стране, что стояла гордо На твёрдых своих ногах. Военной поры приметы, Привычные тем ребятам, Ложатся на гриф аккордом И в наших звучат стихах. В косую линейку пропись, В засохших чернилах вставка И карточки отменённой Квадратик, что хлебом стал, И стреляной гильзы окись Под вспоротым брюхом танка, И запах травы зелёной, Пробившейся сквозь металл. Мы – дети военных фильмов И книг о пиратских кладах. В индейской раскраске лица Ватаги на пустыре, С наборною ручкой финка И хмурый генсек в наградах – Всё это одна страница В потрёпанном букваре. 1 Мы – дети детей Победы. Мы кисточкой осторожно Снимаем наветы с круга Наивных времён, когда И радости все, и беды Делились, ­ и было можно Рассчитывать друг на друга, А прочее – ерунда. Ведущий 1. Хорошее стихотворение. Почему дети детей Победы? И как вы, вообще, стали поэтом? Земсков А.В. Мой отец 1945 года рождения, получается, что я и моё поколение ­ дети детей Победы. Стихи я начал писать в школе. Своего первого стихотворения не помню. Кажется, я этим всегда жил. Тогда это была подростковая лирика, какие­то шутки, пародии. К счастью, ничего из этого не сохранилось.   Когда   уходил   в   армию,   у   меня   оставалось   две   общие   тетради   стихов.   К  ним добавились армейские блокноты. Потом я всё это выбросил.  Ведущий 1. Бытует мнение, что таланты, склонности, увлечения передаются по наследству? Земсков А.В. Возможно, так оно и есть. Я не знаю. Мои предки по материнской линии – вятские крестьяне. Прапрапрадед был «богомазом» ­ расписывал деревенские церквушки. А петь любили все. Когда я был маленьким, мама пела мне перед сном казачьи народные песни. У нас был проигрыватель, и   первый   автор,   пластинку   которого   я   сам   брал   и   ставил,   был   Александр   Николаевич Вертинский. Мне тогда было лет 5­6 и песня «В синем далёком океане» казалась какой­то мистической. Интересно, с тех пор я Вертинского не переслушивал. Может, даже сознательно, хотелось сохранить то самое детское впечатление. На даче с бабушкой мы жили вдвоём.   На выходные в дачный посёлок съезжались соседи, и это был настоящий праздник. Вечером все взрослые собирались за общим столом во дворе. Я забирался на высокое крыльцо, как на сцену, и пел какие­то песни из кинофильмов. Собственно, желание петь со сцены у меня так и не прошло. Ведущий 1. Вы исполняете свои песни под гитару. Как она появилась в вашей жизни? Земсков А.В. Гитара появилась, когда я впервые услышал Владимира Семёновича Высоцкого. Я узнал его сначала   как   актёра,   когда   в   1979   году   на   экраны   вышел   фильм   «Место   встречи   изменить нельзя». Потом уже услышал его песни, начал собирать плёнки, переписывать тексты. Для меня Владимир Семёнович не просто любимый актёр и автор. Это близкий мне по духу человек. Благодаря ему я и полюбил авторскую песню. Первые аккорды мне показали в армии, там я начал писать песни. На всю роту у нас была одна гитара, которую мы купили вскладчину. И время, когда она оказывалась в руках, было дорого. Стихотворение «Сон» (читает А. Биктяшева)                      Мне снится сон: я выхожу на сцену, А в зале — пусто. Я уже привык За пустоту платить большую цену И в пустоте развязывать язык. Пусть микрофон заводится до свиста, Сбоит гитара — штекер из гнезда! Раз вышел — пой. Такая у артиста Работа: самолёты, поезда, Вчера — аншлаг, сегодня — не до жиру, Вчера богат, сегодня — ни гроша. 2 Легко по небу ехать пассажиру, Коль весь багаж его — одна душа! Мне снится сон, которым наказали, Должно быть, за гордыню и за лень... И вдруг проходит и садится в зале Владимира Семёновича тень! А я пою — нелепо, бестолково... Сквозь рампу вижу: заполняют зал Тень Башлачёва Саши, тень Талькова, А дальше те, кого не знаю сам: Бойцы с передовой зашли погреться ­ В окопах сорок первого метель. И мужики­старатели от сердца Кричат: «Давай сибирскую, земель!» Сержант­афганец и казак­амурец, Моряк Владивостока и поэт Передо мною то смеясь, то хмурясь В набитом зале. И допев куплет, Я рву струну и просыпаюсь тяжко... Господь послал на бис меня в конце. Я просыпаюсь. На спине тельняшка Мокра от пота. Трудный был концерт.  Ведущий 1. Откуда берутся песни, темы? Земсков А.В. Из жизни. Я чувствую людей, с которыми встречаюсь. У меня больше от души, чем от головы.  Это, наверное, плохо и иногда мне мешает, но нередко и выручает. Душа выбирает строчки,  города, людей. Так из всех городов выбрала Владивосток, хотя и Хабаровск, и Иркутск, и  Москва, и Питер – любимые города. Ведущий 1. У вас немало стихотворений, песен, посвященных литературным героям. Вы любите читать?  Земсков А.В. Всё прочитанное из детства и юности. Я был записан в две библиотеки и каждый день проводил с  книгой. Первой книгой, которую прочитал самостоятельно, была «Капитанская дочка»  Пушкина. Рассказы Шукшина прочитал и полюбил в 11 лет. В советские времена существовала  подписка на редкие книги за макулатуру. Мои родители подписались на «Библиотеку  приключений», которая до сих пор стоит у них на полке. Я читал по ночам «Трёх мушкетёров»,  «Остров сокровищ». Ведущий 1. Какие книги вы бы посоветовали ребятам? Земсков А.В. Совсем маленьким школьникам посоветовал бы книгу «Человек­Горошина и Простак»  Александра Шарова. Мудрая сказка­притча о любви, верности, дружбе, о добре и зле. Ребятам  постарше рекомендую книги Владислава Крапивина. Кстати с Владиславом Петровичем мне  посчастливилось познакомиться лично благодаря песне «Мальчик со шпагой», которую я  написал под впечатлением от его книг. Стихотворение «Мальчик со шпагой» (читает Зубина А.) 3 Владиславу Крапивину Легион не сбивается с шага, Над колонной кружит вороньё… Повзрослевший мальчишка со шпагой, Ненадёжно оружье твоё. Сопредельности солнечных граней Разошлись на крутом вираже. Подорожник, приложенный к ране, Не спасает от смерти уже. Брось клинок свой, покуда не поздно, ­ Никому не страшна его сталь. Ты же видел, как в городе Грозном Струи пламени рвали асфальт, Как в Афгане внезапной атакой Отозвался немирный кишлак. Что ты скажешь, мальчишка со шпагой, Генералам без чести и шпаг? Он дрожит на ветру от озноба: «Да, оружье такое старо. Но, когда в мире властвует злоба, Кто­то должен стоять за Добро. Пусть перо расплевалось с бумагой, А театр перестроился в тир, Кто­то ­ с кистью, с гитарой, со шпагой ­ Всё же должен спасать этот мир». Ведущий 1. В стихах и в песнях вы часто поднимаете темы чести и отваги, темы справедливости. А в чём вы  видите предназначение поэта? Земсков А.В. Поэт – это обыкновенный человек, который живёт, чувствует, переживает, что происходит  вокруг. Мои стихи ­ это разговор с читателем, в котором я делюсь с ним тем, что меня волнует. (Зубина А. исполняет песню «Толкиену) Ведущий 1. В 2012 году вы на портале «Стихи.ру» опубликовали сказку «Возвращение сказки». Почему вдруг  сказка? Земсков А.В. Сейчас очень многим не хватает в жизни элементов сказки. Многие люди уходят в  реконструкции, ролевые игры. В этом есть и внутренний протест против бытового, будничного,  что окружает каждого. Люди стали приложением к быту, технике, интернету. Многое теряется  в жизни, хочется поискать в себе сказку, увидеть главные ценности. Так и возникла моя сказка. Инсценировка отрывка из сказки «Возвращение сказки» гл. 5. Отец: ­ Давным­давно на нашем Острове была совсем другая жизнь. Вернее, люди были другими. Помогали  друг другу, и горе, и радости пополам делили. Работали, растили детей, писали сказки, пели песни. В домах  двери не закрывали, потому что чужих не было. А у причала – того самого, где ты любишь бывать, ­ стоял  большой белый Корабль. На Корабле ходили в дальние морские путешествия ­ открывать новые земли,  неведомые страны. И я несколько раз ходил на нём… Наверное, каждый, кто хоть раз ступил на палубу этого  4 судна, никогда не забудет простора морской сини до горизонта, шума ветра в белых парусах, крика чаек над  головой. Это был непростой Корабль. Шер: ­ Что же случилось потом? На Остров напали пираты? Отец: ­ Нет, пираты не нападали на Остров… Сами люди, жители Острова изменились. В дальних  путешествиях они видели жемчужные россыпи, драгоценные камни, золото. Люди, живущие в дальних странах,  поклоняются этим сокровищам, убивают друг друга за то, чтобы взять себе лишний золотой слиток. Увы,  многие из нас захотели быть на них похожими… «Что плохого, если наш Остров станет ещё богаче?» –  говорили они. Однако наш Корабль не принимал ничего из того, что может вредить человеку. На нём нельзя  было увезти ни грамма золота, ни одной драгоценной жемчужины. Не принимал он и людей, в которых не  осталось доброты. На Острове начались ссоры, стали запираться двери. Команда Корабля пыталась убедить  людей, но в ответ над ними только смеялись. В конце концов жители Острова сказали: «Зачем нам это судно, на котором нельзя привезти себе счастье? Мы снарядим наши лодки, отправимся в дальние земли и привезём  сокровища. А эти зануды нам не нужны. Пусть садятся на свой Корабль и уплывают с Острова!» Шер: ­ А что за команда была на этом Корабле?  Отец: ­ Там были моряки, которые верили в Сказку и знали, что Остров не может быть Островом без неё. Этот  Корабль и был Сказкой. А настоящая Сказка никогда не может объединиться со злом, завистью, жадностью. У  нас была песня с такими словами: Весел и упрям – останься таким, Даже если – стоп, и дальше нельзя. Знай, что иногда сильнее враги, Но даже тогда – сильнее друзья!.. И пока беда сжимает кольцо, Сказку отыщи и выпусти вверх. Пусть она дождём омоет лицо, ­ Это твой последний успех… На Корабле хранилась вещь, которая соединяла его с Островом. Это был необычный Компас… Шер: ­ Компас!  Отец: ­ Да, Компас. Если он находился на Корабле, его стрелка всё время указывала на Остров. А если компас  был на Острове – стрелка указывала на Корабль. Шер: ­ А если Компас был не на Корабле и не на Острове? Если человек с Компасом плыл в лодке по морю и  не знал, где Остров и где Корабль? Отец: ­ Тогда Компас указывал то, к чему человек стремился, куда хотел попасть ­ на Остров или на Корабль.  К своему дому или к Сказке. Видишь ли, вся команда Корабля состояла из Хранителей Компаса. Компас  переходил из рук в руки, сам выбирая того человека в команде, который мог стать его Хранителем. Как  вдохновение приходит к художнику, чтобы тот написал картину, понимаешь? Шер: ­ А ты тоже был Хранителем Компаса?  Отец: (задумчиво) Однажды и у меня Компас был в руках. Знаешь, тот, кто хоть раз побывал на Корабле и кто  хоть раз держал в руках Компас, навсегда становится другим человеком. Сказка поселяется в нём. В ком­то её  больше, в ком­то совсем чуть­чуть, но она остаётся в человеке и меняет человека хоть на немного. Я видел  разных людей. Видел, как хорошего с виду человека Корабль не пускал к себе на борт. Такой человек мог  подняться на палубу, быть там какое­то время, но потом он испытывал страх и просто убегал с Корабля. И это  не был страх перед Кораблём, нет! Это был страх человека перед самим собой – жадным, завистливым. А  иногда было и наоборот. В одном далёком порту на наш Корабль пришёл бывший пират – неприятный с виду  человек. Угрюмый, грубый. Но он остался в команде, потому что Корабль принял его. Потому что внутри этого грубого человека жила добрая душа, способная хранить Сказку. Шер: ­ Что же случилось с Кораблём дальше? Отец: ­ Жители Острова изгнали его вместе с командой. Тех, кто кричал, чтобы Корабль уходил, было не так  много. Гораздо больше было тех, кто просто молчал… Молчал, потому что не хотел возражать кричащим. С  командой Корабля мог уйти любой, кто верил в Сказку. Ушли только несколько человек. Увы, я тоже верил в  Сказку и в то, что без неё на Острове не будет добра. Но я остался… У нас с женой – твоей покойной матерью ­ 5 был уютный дом, ты только что родился. Я просто не мог покидать вас ради какого­то Корабля. А теперь  только старые песни напоминают мне прежние времена… Ветошь цветных афиш, старые брюки­клёш, В будке возле ворот дремлет полкан седой. Что ж ты, дружок, молчишь, голос не подаёшь? Надо бы глоткой нам хлеб отработать свой. Надо бы кровлей кров перекроить, когда В трюме повис туман, будто бы на гвоздях. В бухте семи ветров замерли все суда. Вместо муссона в док тянет сырой сквозняк... Видно, не по штормам время пришло, дружок. Крутится календарь ­ сутки за полчаса. Только скрипит штурвал, боцман свистит в рожок, Рвутся с высоких мачт тонкие паруса. Синим по сентябрю в лоции жёлтый лист Вписан наш добрый путь, видимый лишь для глаз Самых прекрасных дам ­ тех, что не дождались, Самых крутых штормов, что не коснутся нас. Итак, Сказка покинула Остров. Что говорить… В путешествие на лодках за сокровищами так никто и не  собрался. На Острове поселились ссоры, злоба друг на друга. А потом с Чёрной Земли пришли пираты. Они  стали требовать от жителей Острова дань, забирать людей в рабство. И никто не пытается сопротивляться им.  В своих бедах мы обвиняем покинувший нас Корабль, словно забыв, что сами и прогнали его. Даже старый  причал, возле которого стоял Корабль, стали называть приносящим несчастья. Дело в том, что доски причала  сделаны из того же дерева, что и Корабль, а значит, причал – часть Корабля, часть Сказки. Пираты и рассказали, что белый Корабль погиб. У берегов Чёрной Земли пиратский флот напал на него.  Раньше, когда Корабль и Остров были одним целым, пираты не решались нападать на нас. Теперь же они  атаковали. Команда сражалась до последнего человека и вся погибла. Но пиратам не удалось захватить  Корабль. Почему – этого они не рассказывали. Хотя это и так понятно. Корабль не пустил на борт пиратов,  растаял в море и стал Летучим Голландцем, кораблём­призраком. С ним ты и встретился сегодня, сынок.  Знаешь, я понимаю, почему впервые за столько лет Корабль так близко подошёл к Острову. Шер: ­ Почему, отец?  Отец: ­ Сказка не может существовать отдельно от жизни людей, как и жизнь не может быть без Сказки.  Кораблю нужен Остров с его причалом, а Острову – его Корабль. Людям понадобились годы унижений, а  Кораблю – годы одиноких скитаний, чтобы понять это. Нужно вернуть Сказку Острову. Но вернуть её сможет  только Хранитель Компаса. Только где он, тот Компас?.. Шер: ­ Он здесь. (С этими словами Шер достал из кармана куртки и положил перед отцом на стол подарок дельфина –  необычный Компас из белого тусклого металла. Отец долго смотрел на этот Компас, а потом сказал: Отец: ­ Стрелка должна указывать туда, где находится Корабль. Но в том направлении лежит Чёрная Земля,  откуда приплывают пираты. Это странно… Шер: ­ А что это за Чёрная Земля? Отец: ­ Это большой остров довольно далеко отсюда. В гавани на Чёрной Земле стоит весь пиратский флот.  Пираты устроили там свой город. День и ночь в этом городе гремит музыка и царит безумное веселье. В этом  городе всё продаётся и всё покупается. Пираты владеют всем островом, кроме… Шер: ­ Кроме чего, отец? 6 Отец: ­ На краю Чёрной Земли в море выдаётся скалистый мыс, на котором стоит древний каменный Маяк. Из  века в век, из года в год, в любую погоду каждую ночь Смотритель Маяка зажигает на нём свет. Он делает это  потому, что свет Маяка нужен всем людям и всем кораблям. Говорят, этот Смотритель бессмертен. Но никто  из пиратов никогда его не видел, потому что вход на Маяк закрыт людям с нечистой душой. Шер: ­ Как и на Корабль? Отец: ­ Да, как и на наш Корабль. Пираты владеют всей Чёрной Землёй, кроме этого Маяка. Шер: ­ Отец, я должен отправиться туда, куда указывает стрелка Компаса.  Нужно найти Корабль и вернуть  Сказку! Отец: ­ Что ж.  Значит, так тому и быть… (Он поднялся из­за стола, прошёл в угол и открыл кованный морской сундук. Из­под груды разных вещей он вытащил свёрток и положил его на стол рядом с Компасом). Отец: ­ Ты поплывёшь на нашей старой лодке. Тебе нужен будет парус. Вот он. (Отец развернул свёрток, и мальчик увидел белоснежную парусину). Отец: ­ Это та самая ткань, из которой сделаны паруса на нашем Корабле. Перед отплытием Корабля мы  ставили новые паруса, и немного парусины осталось лишней. Я взял её себе. Словно знал, что пригодится.  Такой парус поможет тебе, сынок. Ведущий 2. Шер, герой сказки, вернет сказку людям Острова. Мы познакомили сегодня вас с творчеством нашего земляка ­ Андрея Викторовича Земского, поэта, автора­ исполнителя. Он мечтает, чтобы сказка жила с нами. О его сказке мы узнали из произведений, прозвучавших  сегодня. А что для вас Сказка? Напишите. (раздать листочки­стикеры) Не забудьте подписать. Кто желает  может отставить отзывы 7

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)

Литературно-музыкальная гостиная "Знакомьтесь, Андрей Земсков" (7-9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017