Литературно-музыкальная композиция
«ДОРОГИЕ МОИ, ХОРОШИЕ!» знакомит учащихся 11 класса с русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Активное участие в ней принимают школьники: читают стихи поэта, исполняют песни на его стихи, готовят Слово о поэте. Материал о жизни и творчестве Есенина можно предложить ученикам как основу, канву рассказа. Ими может быть подобран дополнительно свой материал.
esenin.docx
Литературномузыкальная композиция
«ДОРОГИЕ МОИ, ХОРОШИЕ!»
Видеоклип «Сергей Есенин»
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте необычайной судьбы и неповторимого
дара – Сергее Есенине. Этот поэт фантастически популярен, его любят и знают и
интеллектуалы, и самые простые люди. Все нашли в нем чтото близкое и созвучное своей
душе.
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был
так любим своим народом и популярен. В воспоминаниях о Есенине сейчас можно
прочитать всё. Но поразительно, что даже самый грязный поток этих воспоминаний о
Есенине не в силах ни очернить, ни изменить в наших глазах светоносный образ этого
поэта. Наперекор всему высвечиваются все его лучшие черты: гениальность, обаяние, ум,
человечность, мужская стать, искренность.
Галина Бениславская: «Сергей Есенин – весь стихия, озорная, непокорная. Буйный и
гибкий, как ветер. Захватывает именно его стихийность. Это как дождь с ветром, когда
капли не успевают падать на землю. Или это листья кружатся в водовороте и не могут
остановиться».
А А.Н.Толстой напишет: «Его поэзия как бы разбрасывание обеими пригоршнями
сокровищ его души». Наверное, поэтому его поэзия в свою очередь не может не вызывать
душевного волнения и сопереживания.
В записи звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»
Звучит музыка. Учащиеся выходят по одному и читают свои любимые стихи
Есенина. («Гой ты, Русь моя родная», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо матери»,
«Цветы мне говорят прощай», «Я спросил сегодня у менялы» и др.)
Слово о Сергее Есенине. Расскажите о вашем отношении к поэту. Поделитесь, что вас
прежде всего поражает, удивляет в Есенине? Что вызывает вопросы?
I.
Детство и юность поэта. Константиново.
На развитие есенинского дара повлияло всё: и местоположение села
Константиново на высоком обрывистом берегу реки, с березовыми рощами
вокруг, и впечатления детства с сенокосами, выездами в ночное, и та атмосфера
народной поэзии, в которой он рос.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…
Видеофильм «Константиново».
Древо есенинского рода было отмечено особой метой: оба деда, обе бабки, отец
и мать были людьми необычными: или с тонкой душевностью, или с сильным
характером, или с тягой к личной независимости, или с любовью к песне,
молитве – т.е. люди с особым художественным складом.
Всё это счастливым образом переплелось в Сергее. В нем были крестьянский
аристократизм (походка, одежда, ум, душевная чуткость, целеустремленность
натуры) да плюс к этому сверху – огромный поэтический дар.
1 «Бабушкины сказки», «Береза», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы
меха…» чтение стихов.
Дед по отцу – Никита Осипович умер до рождения внука. Умел читать, писать,
был трезвым, умным. Занимал в селе место старосты. Мечтал уйти в монастырь
– отсюда прозвище всех Есениных – «монах», «монашка».
Дед по матери – Федор Андреевич Титов, был коренастым, рыжебородым,
любил бить себя в грудь и похваляться. Лихой крестьянин, владелец нескольких
барж, не верил ни в черта, ни в бога. Это он в душу малого внучонка Сергушки
заронил с детских лет желание быть первым. С 3х до 7ми лет Сережа прожил в
доме этого деда и бабки Натальи.
Отец – Александр Никитич – мальчиком пел в церковном хоре, уехал в Москву,
работал приказчиком в мясной лавке. У него тонкое лицо, изящные усы, всегда
аккуратная, чистая одежда.
Мать – Татьяна Федоровна. Вышла замуж за Александра Есенина не по любви, а
по воле сурового отца. Татьяна была красивой, первой в деревне по красоте и
стати. Отец ее кнутом бил, а она не шла за Александра Есенина (говорила: не
люблю!)
Чтение стихотворения «Хороша была Танюша…» (без последней строфы)
А дальше была шумная свадьба, но сразу же после нее Александр Есенин уехал
в Москву. Приезжал редко. Жизнь в доме свекрови была невыносимой, и
Татьяна с трехлетним сыном Сережей уходит в дом к своим родителям, а потом
тоже уезжает на заработки. При живых родителях мальчик остался сиротой. 5
лет он прожил в семье деда Федора и бабки Натальи. Мать свою принимал за
чужую женщину. Часто ему было до слез обидно, что у него нет мамы и папы.
Наверное, с детства в нем комплекс одиночества, душевная ранимость и
хрупкость.
А тут еще были у Сережи подеревенски грубые дядья. 3летнего ребенка дядя
Саша сажал верхом на лошадь без седла и пускал ее в галоп. Или бросал дитенка
в воду на середине реки, как щенка: «Плыви! Эх, стерва, ну куда ты
годишься?!» А этому «стерве» 4 года!
В детстве Сережа Есенин был лидером, вожаком, дрался со сверстниками,
удачливо ловил рыбу, хорошо плавал, лазил по деревьям, разорял птичьи гнезда,
таскал арбузы с чужих огородов, играл в бабки, переплывал Оку. Был горяч, но
слаб, затевал драки, а силенок было маловато ему первому и доставалось:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я шептал сквозь кровавый рот:
«Ничего… Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживет! »
В конце 1904 года Сергей пошел учиться в 4х годичное училище, которое
закончил с отличием. Затем учится в духовноприходской школе, что находится
2 в соседнем селе СпасКлепиках. Жил в интернате, часто приходил домой
пешком.
В 1912 году, когда Сергею было 17 лет, приезжает он в Москву. Поступил
работать в типографию. Вспоминает Анна Изряднова: «Пришел он кроткий,
застенчивый, стесняющийся всех и всего. По внешнему виду на деревенского
парня не был похож… на нем был надет коричневый костюм, высокий
крахмальный воротничок и яркозеленый галстук. С золотистыми кудрями он
был сказочно красив».
Привез в Москву деревянный сундучок, в котором лежали томики стихов Фета,
Тютчева и Кольцова, клеенчатую тетрадь со своими стихами и страстное,
затаённое в душе желание стать поэтом. Но, к его удивлению, стихи не были
поняты и приняты московскими литературными кругами. Всё чаще и чаще он
повторяет: «Поеду в Петербург, пойду к Блоку. Он меня поймет». В 1915 году
едет искать счастье. Не теряя ни одного дня, прямо с вокзала он отправился на
квартиру Блока. Сам хозяин, высокий, статный, открыл ему дверь. «Когда я
смотрел на Блока, с меня капал пот», скажет позднее Есенин. Есенинские стихи
Блоку понравились. Он знакомит Есенина с издателем Сергеем Городецким –
так началась поэтическая слава юного Есенина.
Сергей Городецкий вспоминает: «С первых же строк мне было ясно, какая
радость пришла в русскую поэзию… Он был очарователен со своим звонким,
озорным голосом, синеглазый, с барашком вьющихся льняных волос».
Чтение стихов «Край любимый, сердцу снятся…», «Сыплет черемуха» и др.
Песня «Не бродить, не мять в кустах багряных…» или «Королева».
Есенин и революция.
Есенин признавался, что «в годы революции был всецело на стороне Октября, но
принимал всё с крестьянским уклоном».
Ему кажется, что революция – это «прыжок в царство свободы». Но иллюзия
революционной свободы продлится недолго, скоро придут другие времена.
А пока, опьяненный свободой, Есенин мечтал о земном рае. Он создает цикл
своих революционнорелигиозных поэм. Поэт был на вершине своего здоровья,
физического расцвета, мужской красоты и обаяния. От его стройной фигуры
веяло изяществом и «ухватистой силой». У него волшебная способность –
говорить без слов: легким кивком головы, жестами рук, хитроватым прищуром
глаз. Он запоем создавал и читал всем, кто его слушал, свои религиозно
космические поэмы о революции. Он читал их друзьям, мог прямо за столом,
отодвинув чашки и тарелки, тряс кудрявой головой, бил кулаком по скатерти и
читал, читал:
Тучи – как озёра,
Месяц – рыжий гусь,
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Рюрик Ивнев: «Воздух революции как хмель ударил в головы Есенина и его
друзей. Они идут по улице: какието новые, взлохмаченные, в расстёгнутых
пальто… в глазах Есенина прыгают бесенята…»
3
II. III.
За 1917 год он написал 30 стихотворений и несколько поэм: «Преображение»,
«Инония», «Иорданская голубица» и др.
Но 1917 год – год иллюзий и надежд – заканчивается.
1918 год – разгром Учредительного собрания, забастовки, дезертиры,
анархисты, погромщики. Разруха, голод по всей России. Террор, грабежи.
Есенин чувствует, что время набухает кровью. Революционный пафос уходит из
его лирики. Появляются ноты отчаяния и гибели: «Где ты… Где моя родина?
Тайна твоя великая есть. Гибнет край мой! Гибнет Русь моя!»
На душе страшно, одиноко, многое непонятно.
Песня «Письмо к женщине».
Имажинизм.
Стремительно меняющаяся реальность заставляла поэта искать новый
поэтический язык, новые ритмы. В 1919 году эти искания привели его в группу
имажинистов. Главный пункт программы – заявить о себе так, чтобы заткнуть
всем рты. Кому всем? А другим литературным группам. И закружилась
карусель. В Москве 1919 год. Люди падали в обморок от голода, задыхались в
тифу, замерзали в нетопленых, разоренных домах – и в этой же Москве царил
веселый творческий угар литературной интеллигенции – пир во время чумы.
Имажинисты дразнили гусей, «дендировали» по городу в цилиндрах и
смокингах.
Слово «имажинизм» произошло от английского «имейдж» образ. Членами этой
литературной группы были поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Николай
Эрдман, Александр Кусиков и др. Имажинисты считали создание
художественного образа самоцелью. Сейчас эти имена давно забыты и
представляют интерес лищь для теоретиков литературы.
Сумбурная жизнь. Пьянки, драки, освистывание друзейимажинистов. Есенин,
когда хотел «пошуметь», чтобы запомнили, шумел со своими «собратьями». Но
там, где оставался самим собой, в одну секунду привлекал всеобщее внимание,
как нечто удивительное, явно не от мира сего. И шумевшая полупьяная публика
в недоумении и восторге замолкала, когда светловолосый крепкий юноша
выбегал на эстраду и хрипловатым голосом, не в такт жестикулируя, бросал в
прокуренный зал:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрёт меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.
Очень скоро Есенин понимает, что его надежды на имажинизм не оправдались.
Впоследствии он назовет их «пустозвонной братией», «кривлянием ради
кривляния». «У моих друзей нет чувства родины в широком смысле этого
слова», скажет он. Он порывает с имажинизмом. С его уходом эта
литературная группа распалась навсегда.
4 IV.
19211922 годы. Годы НЭПА. Трудное для всей страны время, трудным оно
оказалось и для Есенина. Он пишет ряд стихотворений и объединяет их в цикл
«Москва кабацкая».
Песня в аудиозаписи «Всё живое особой метой».
Если внимательно прочитать стихи этого цикла, то можно ясно увидеть: за
внешней бравадой и удалью хулигана скрывались грусть и обида, и
пронзительная нежность ко всему живому, и великое сострадание, и
проникновенная любовь к родине.
«Живу я както побивуачному, без приюта и пристанища, потому что домой
стали ходить разные бездельники… Я не знаю даже, как отделаться от такого
головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».
Песня в аудиозаписи «Мне осталась одна забава».
Есенин и Айседора Дункан. Заграница.
В 1921 году Есенин знакомится со знаменитой американской танцовщицей
Айседорой Дункан. Ему было 26 лет, ей – 45. Она была очень хороша собой.
Великая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, пережившая
страшную трагедию (двое ее детей погибли в Париже в автомобильной
катастрофе), и великий поэт – эти два очень одиноких, раздираемых страстями
человека многое дали друг другу, хотя немало друг друга и мучили.
Они были похожи редкой широтой души, щедростью и мотовством.
Разговаривали больше жестами и взглядами. Но их соединение было
соединением динамитной шашки и горящего фитиля, в чем они убедились очень
скоро.
А пока – апрель 1922 года – вместе с Айседорой Дункан Есенин едет в
заграничную поездку. Париж, Берлин, Италия, Америка…
Сразу же, на второй день после приезда, Есенин был приглашён в Дом искусств
на встречу с русской эмиграцией. Публика пыхтела сигарами, пахла потом и
дешёвыми духами, волновалась – ждала выступления совдеповского поэта
Сергея Есенина. Он вышел легкой уверенной походкой, одетый с иголочки,
оглядел публику. В зал следом за ним вошла Айседора Дункан. Есенин был в
светлом костюме, белых туфлях, Айседора – в красном платье. Зал загудел.
Ктото запел «Интернационал», ктото засвистел.
Есенин не то вскочил, не то взлетел на стул, закричал, что он, русский поэт, не
позволит смеяться над собой и Россией, что он тоже умеет свистеть похлеще
всех эмигрантов, вместе взятых. И вдруг, заложив в рот три пальца,
действительно засвистел, перекрыв весь шум. Потом подождал, когда шум
затихнет, и начал читать стихи. Читал много. Некоторые – на бис. А после строк
«говорят, что я скоро буду знаменитый русский поэт», зал взорвался
аплодисментами.
Когда Есенин читал свои стихи, он приходил в себя от усталости и хмеля. Он
сразу молодел, трезвел, становился то страшным, то обаятельным в своём
самозабвении. Вот почему эмигрантский люд в залах, ресторанах встречал его
почти враждебно – провожал восторженно и влюбленно. Есенин хорошо знал
свою силу.
Есенин читает «Монолог Хлопуши».
Но вскоре он начинает понимать, что никому здесь его стихи о России не нужны.
Им овладело почти маниакальное чувство – пока еще жив, скорее на родину,
5 разоренную, холодную, голодную. Он пишет, что здесь, на Западе, «ужаснейшее
царство мещанства, которое граничит с идиотизмом».
«Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет… пусть мы нищие,
пусть у нас холод, голод…, зато у нас есть душа, которую здесь за
ненадобностью сдали в аренду…»
И в другом письме:
«И правда, на кой черт людям нужна эта душа, которую у нас в России на пуды
меряют… с грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе:
застегни, Есенин, свою душу, это так же неприлично, как расстёгнутые брюки».
Песня «Над окошком месяц».
V.
Возвращение на родину.
3 августа 1923 года он наконец вернулся в Россию.
Говорят, что в стихотворении «Я иду долиной…» отражен автобиографический
факт из жизни Есенина: побывав за границей, он приехал к своим
односельчанам. И пришел на покос. Действительно, сердце поэта, захлёстнутое
радостью, было порусски неуёмным и размашистым.
Чтение стихотворения.
В сентябре 1924 года уезжает на Кавказ, в Баку. Подальше от скандалов,
надоевших и «прилипчивых» друзей. И только здесь на душе – отдых. «Так
много и легко пишется только раз или очень редко. Это просто потому что я
один и сосредоточен в себе».
«Работается и пишется мне дьявольски хорошо…»
«Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой шумной, глупой славы. Я
понял, что такое поэзия…»
Пишет множество стихов, поэму «Анна Снегина».
Он приедет в Баку еще раз, в 1925 году. Здесь он напишет цикл стихотворений
«Персидские мотивы» .
«Я спросил сегодня у менялы», «Шаганэ».
Также здесь Есенин напишет стихотворение, которое, пожалуй, не имеет себе
равных по популярности.
Звучит песня «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
В декабре 1925 года Есенин едет в Ленинград. Его жизнь оборвалась в ночь с 27
на 28 декабря. До сих пор точно не установлено, было это самоубийство или
убийство, но многие эксперты считают, что Есенин был убит. Он похоронен на
Ваганьковском кладбище в Москве.
Видеоролик «Есть одна хорошая песня у соловушки»
Сказка это, чудо ль,
Или это бред:
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землёй.
Что же ты наделал,
6 Синеглазый мой?
Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.
Ты играл снегами,
Ты и тут и там
Синими глазами
Улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.
Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.
Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.
Дождичек весенний
Окропил наш сад.
Песенный Есенин,
Синеглазый брат.
Вековая просинь,
Наша сторона…
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
В мыслях потемнело,
Сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Раскудрявый мой?!
Петр Орешин
Песня «Отговорила роща золотая».
7 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.