Литературно-музыкальная композиция
«ДОРОГИЕ МОИ, ХОРОШИЕ!» знакомит учащихся 11 класса с русским поэтом Сергеем Александровичем Есениным. Активное участие в ней принимают школьники: читают стихи поэта, исполняют песни на его стихи, готовят Слово о поэте. Материал о жизни и творчестве Есенина можно предложить ученикам как основу, канву рассказа. Ими может быть подобран дополнительно свой материал.
Литературномузыкальная композиция
«ДОРОГИЕ МОИ, ХОРОШИЕ!»
Видеоклип «Сергей Есенин»
Сегодня на уроке мы будем говорить о поэте необычайной судьбы и неповторимого
дара – Сергее Есенине. Этот поэт фантастически популярен, его любят и знают и
интеллектуалы, и самые простые люди. Все нашли в нем чтото близкое и созвучное своей
душе.
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был
так любим своим народом и популярен. В воспоминаниях о Есенине сейчас можно
прочитать всё. Но поразительно, что даже самый грязный поток этих воспоминаний о
Есенине не в силах ни очернить, ни изменить в наших глазах светоносный образ этого
поэта. Наперекор всему высвечиваются все его лучшие черты: гениальность, обаяние, ум,
человечность, мужская стать, искренность.
Галина Бениславская: «Сергей Есенин – весь стихия, озорная, непокорная. Буйный и
гибкий, как ветер. Захватывает именно его стихийность. Это как дождь с ветром, когда
капли не успевают падать на землю. Или это листья кружатся в водовороте и не могут
остановиться».
А А.Н.Толстой напишет: «Его поэзия как бы разбрасывание обеими пригоршнями
сокровищ его души». Наверное, поэтому его поэзия в свою очередь не может не вызывать
душевного волнения и сопереживания.
В записи звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»
Звучит музыка. Учащиеся выходят по одному и читают свои любимые стихи
Есенина. («Гой ты, Русь моя родная», «Разбуди меня завтра рано», «Письмо матери»,
«Цветы мне говорят прощай», «Я спросил сегодня у менялы» и др.)
Слово о Сергее Есенине. Расскажите о вашем отношении к поэту. Поделитесь, что вас
прежде всего поражает, удивляет в Есенине? Что вызывает вопросы?
I.
Детство и юность поэта. Константиново.
На развитие есенинского дара повлияло всё: и местоположение села
Константиново на высоком обрывистом берегу реки, с березовыми рощами
вокруг, и впечатления детства с сенокосами, выездами в ночное, и та атмосфера
народной поэзии, в которой он рос.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит…
Видеофильм «Константиново».
Древо есенинского рода было отмечено особой метой: оба деда, обе бабки, отец
и мать были людьми необычными: или с тонкой душевностью, или с сильным
характером, или с тягой к личной независимости, или с любовью к песне,
молитве – т.е. люди с особым художественным складом.
Всё это счастливым образом переплелось в Сергее. В нем были крестьянский
аристократизм (походка, одежда, ум, душевная чуткость, целеустремленность
натуры) да плюс к этому сверху – огромный поэтический дар.
1«Бабушкины сказки», «Береза», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы
меха…» чтение стихов.
Дед по отцу – Никита Осипович умер до рождения внука. Умел читать, писать,
был трезвым, умным. Занимал в селе место старосты. Мечтал уйти в монастырь
– отсюда прозвище всех Есениных – «монах», «монашка».
Дед по матери – Федор Андреевич Титов, был коренастым, рыжебородым,
любил бить себя в грудь и похваляться. Лихой крестьянин, владелец нескольких
барж, не верил ни в черта, ни в бога. Это он в душу малого внучонка Сергушки
заронил с детских лет желание быть первым. С 3х до 7ми лет Сережа прожил в
доме этого деда и бабки Натальи.
Отец – Александр Никитич – мальчиком пел в церковном хоре, уехал в Москву,
работал приказчиком в мясной лавке. У него тонкое лицо, изящные усы, всегда
аккуратная, чистая одежда.
Мать – Татьяна Федоровна. Вышла замуж за Александра Есенина не по любви, а
по воле сурового отца. Татьяна была красивой, первой в деревне по красоте и
стати. Отец ее кнутом бил, а она не шла за Александра Есенина (говорила: не
люблю!)
Чтение стихотворения «Хороша была Танюша…» (без последней строфы)
А дальше была шумная свадьба, но сразу же после нее Александр Есенин уехал
в Москву. Приезжал редко. Жизнь в доме свекрови была невыносимой, и
Татьяна с трехлетним сыном Сережей уходит в дом к своим родителям, а потом
тоже уезжает на заработки. При живых родителях мальчик остался сиротой. 5
лет он прожил в семье деда Федора и бабки Натальи. Мать свою принимал за
чужую женщину. Часто ему было до слез обидно, что у него нет мамы и папы.
Наверное, с детства в нем комплекс одиночества, душевная ранимость и
хрупкость.
А тут еще были у Сережи подеревенски грубые дядья. 3летнего ребенка дядя
Саша сажал верхом на лошадь без седла и пускал ее в галоп. Или бросал дитенка
в воду на середине реки, как щенка: «Плыви! Эх, стерва, ну куда ты
годишься?!» А этому «стерве» 4 года!
В детстве Сережа Есенин был лидером, вожаком, дрался со сверстниками,
удачливо ловил рыбу, хорошо плавал, лазил по деревьям, разорял птичьи гнезда,
таскал арбузы с чужих огородов, играл в бабки, переплывал Оку. Был горяч, но
слаб, затевал драки, а силенок было маловато ему первому и доставалось:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я шептал сквозь кровавый рот:
«Ничего… Я споткнулся о камень,
Это к завтраму всё заживет! »
В конце 1904 года Сергей пошел учиться в 4х годичное училище, которое
закончил с отличием. Затем учится в духовноприходской школе, что находится
2в соседнем селе СпасКлепиках. Жил в интернате, часто приходил домой
пешком.
В 1912 году, когда Сергею было 17 лет, приезжает он в Москву. Поступил
работать в типографию. Вспоминает Анна Изряднова: «Пришел он кроткий,
застенчивый, стесняющийся всех и всего. По внешнему виду на деревенского
парня не был похож… на нем был надет коричневый костюм, высокий
крахмальный воротничок и яркозеленый галстук. С золотистыми кудрями он
был сказочно красив».
Привез в Москву деревянный сундучок, в котором лежали томики стихов Фета,
Тютчева и Кольцова, клеенчатую тетрадь со своими стихами и страстное,
затаённое в душе желание стать поэтом. Но, к его удивлению, стихи не были
поняты и приняты московскими литературными кругами. Всё чаще и чаще он
повторяет: «Поеду в Петербург, пойду к Блоку. Он меня поймет». В 1915 году
едет искать счастье. Не теряя ни одного дня, прямо с вокзала он отправился на
квартиру Блока. Сам хозяин, высокий, статный, открыл ему дверь. «Когда я
смотрел на Блока, с меня капал пот», скажет позднее Есенин. Есенинские стихи
Блоку понравились. Он знакомит Есенина с издателем Сергеем Городецким –
так началась поэтическая слава юного Есенина.
Сергей Городецкий вспоминает: «С первых же строк мне было ясно, какая
радость пришла в русскую поэзию… Он был очарователен со своим звонким,
озорным голосом, синеглазый, с барашком вьющихся льняных волос».
Чтение стихов «Край любимый, сердцу снятся…», «Сыплет черемуха» и др.
Песня «Не бродить, не мять в кустах багряных…» или «Королева».
Есенин и революция.
Есенин признавался, что «в годы революции был всецело на стороне Октября, но
принимал всё с крестьянским уклоном».
Ему кажется, что революция – это «прыжок в царство свободы». Но иллюзия
революционной свободы продлится недолго, скоро придут другие времена.
А пока, опьяненный свободой, Есенин мечтал о земном рае. Он создает цикл
своих революционнорелигиозных поэм. Поэт был на вершине своего здоровья,
физического расцвета, мужской красоты и обаяния. От его стройной фигуры
веяло изяществом и «ухватистой силой». У него волшебная способность –
говорить без слов: легким кивком головы, жестами рук, хитроватым прищуром
глаз. Он запоем создавал и читал всем, кто его слушал, свои религиозно
космические поэмы о революции. Он читал их друзьям, мог прямо за столом,
отодвинув чашки и тарелки, тряс кудрявой головой, бил кулаком по скатерти и
читал, читал:
Тучи – как озёра,
Месяц – рыжий гусь,
Пляшет перед взором
Буйственная Русь.
Рюрик Ивнев: «Воздух революции как хмель ударил в головы Есенина и его
друзей. Они идут по улице: какието новые, взлохмаченные, в расстёгнутых
пальто… в глазах Есенина прыгают бесенята…»
3
II.III.
За 1917 год он написал 30 стихотворений и несколько поэм: «Преображение»,
«Инония», «Иорданская голубица» и др.
Но 1917 год – год иллюзий и надежд – заканчивается.
1918 год – разгром Учредительного собрания, забастовки, дезертиры,
анархисты, погромщики. Разруха, голод по всей России. Террор, грабежи.
Есенин чувствует, что время набухает кровью. Революционный пафос уходит из
его лирики. Появляются ноты отчаяния и гибели: «Где ты… Где моя родина?
Тайна твоя великая есть. Гибнет край мой! Гибнет Русь моя!»
На душе страшно, одиноко, многое непонятно.
Песня «Письмо к женщине».
Имажинизм.
Стремительно меняющаяся реальность заставляла поэта искать новый
поэтический язык, новые ритмы. В 1919 году эти искания привели его в группу
имажинистов. Главный пункт программы – заявить о себе так, чтобы заткнуть
всем рты. Кому всем? А другим литературным группам. И закружилась
карусель. В Москве 1919 год. Люди падали в обморок от голода, задыхались в
тифу, замерзали в нетопленых, разоренных домах – и в этой же Москве царил
веселый творческий угар литературной интеллигенции – пир во время чумы.
Имажинисты дразнили гусей, «дендировали» по городу в цилиндрах и
смокингах.
Слово «имажинизм» произошло от английского «имейдж» образ. Членами этой
литературной группы были поэты Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Николай
Эрдман, Александр Кусиков и др. Имажинисты считали создание
художественного образа самоцелью. Сейчас эти имена давно забыты и
представляют интерес лищь для теоретиков литературы.
Сумбурная жизнь. Пьянки, драки, освистывание друзейимажинистов. Есенин,
когда хотел «пошуметь», чтобы запомнили, шумел со своими «собратьями». Но
там, где оставался самим собой, в одну секунду привлекал всеобщее внимание,
как нечто удивительное, явно не от мира сего. И шумевшая полупьяная публика
в недоумении и восторге замолкала, когда светловолосый крепкий юноша
выбегал на эстраду и хрипловатым голосом, не в такт жестикулируя, бросал в
прокуренный зал:
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сотрёт меня кличка «поэт»,
Я и в песнях, как ты, хулиган.
Очень скоро Есенин понимает, что его надежды на имажинизм не оправдались.
Впоследствии он назовет их «пустозвонной братией», «кривлянием ради
кривляния». «У моих друзей нет чувства родины в широком смысле этого
слова», скажет он. Он порывает с имажинизмом. С его уходом эта
литературная группа распалась навсегда.
4IV.
19211922 годы. Годы НЭПА. Трудное для всей страны время, трудным оно
оказалось и для Есенина. Он пишет ряд стихотворений и объединяет их в цикл
«Москва кабацкая».
Песня в аудиозаписи «Всё живое особой метой».
Если внимательно прочитать стихи этого цикла, то можно ясно увидеть: за
внешней бравадой и удалью хулигана скрывались грусть и обида, и
пронзительная нежность ко всему живому, и великое сострадание, и
проникновенная любовь к родине.
«Живу я както побивуачному, без приюта и пристанища, потому что домой
стали ходить разные бездельники… Я не знаю даже, как отделаться от такого
головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».
Песня в аудиозаписи «Мне осталась одна забава».
Есенин и Айседора Дункан. Заграница.
В 1921 году Есенин знакомится со знаменитой американской танцовщицей
Айседорой Дункан. Ему было 26 лет, ей – 45. Она была очень хороша собой.
Великая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, пережившая
страшную трагедию (двое ее детей погибли в Париже в автомобильной
катастрофе), и великий поэт – эти два очень одиноких, раздираемых страстями
человека многое дали друг другу, хотя немало друг друга и мучили.
Они были похожи редкой широтой души, щедростью и мотовством.
Разговаривали больше жестами и взглядами. Но их соединение было
соединением динамитной шашки и горящего фитиля, в чем они убедились очень
скоро.
А пока – апрель 1922 года – вместе с Айседорой Дункан Есенин едет в
заграничную поездку. Париж, Берлин, Италия, Америка…
Сразу же, на второй день после приезда, Есенин был приглашён в Дом искусств
на встречу с русской эмиграцией. Публика пыхтела сигарами, пахла потом и
дешёвыми духами, волновалась – ждала выступления совдеповского поэта
Сергея Есенина. Он вышел легкой уверенной походкой, одетый с иголочки,
оглядел публику. В зал следом за ним вошла Айседора Дункан. Есенин был в
светлом костюме, белых туфлях, Айседора – в красном платье. Зал загудел.
Ктото запел «Интернационал», ктото засвистел.
Есенин не то вскочил, не то взлетел на стул, закричал, что он, русский поэт, не
позволит смеяться над собой и Россией, что он тоже умеет свистеть похлеще
всех эмигрантов, вместе взятых. И вдруг, заложив в рот три пальца,
действительно засвистел, перекрыв весь шум. Потом подождал, когда шум
затихнет, и начал читать стихи. Читал много. Некоторые – на бис. А после строк
«говорят, что я скоро буду знаменитый русский поэт», зал взорвался
аплодисментами.
Когда Есенин читал свои стихи, он приходил в себя от усталости и хмеля. Он
сразу молодел, трезвел, становился то страшным, то обаятельным в своём
самозабвении. Вот почему эмигрантский люд в залах, ресторанах встречал его
почти враждебно – провожал восторженно и влюбленно. Есенин хорошо знал
свою силу.
Есенин читает «Монолог Хлопуши».
Но вскоре он начинает понимать, что никому здесь его стихи о России не нужны.
Им овладело почти маниакальное чувство – пока еще жив, скорее на родину,
5разоренную, холодную, голодную. Он пишет, что здесь, на Западе, «ужаснейшее
царство мещанства, которое граничит с идиотизмом».
«Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет… пусть мы нищие,
пусть у нас холод, голод…, зато у нас есть душа, которую здесь за
ненадобностью сдали в аренду…»
И в другом письме:
«И правда, на кой черт людям нужна эта душа, которую у нас в России на пуды
меряют… с грустью, с испугом, но я уже начинаю учиться говорить себе:
застегни, Есенин, свою душу, это так же неприлично, как расстёгнутые брюки».
Песня «Над окошком месяц».
V.
Возвращение на родину.
3 августа 1923 года он наконец вернулся в Россию.
Говорят, что в стихотворении «Я иду долиной…» отражен автобиографический
факт из жизни Есенина: побывав за границей, он приехал к своим
односельчанам. И пришел на покос. Действительно, сердце поэта, захлёстнутое
радостью, было порусски неуёмным и размашистым.
Чтение стихотворения.
В сентябре 1924 года уезжает на Кавказ, в Баку. Подальше от скандалов,
надоевших и «прилипчивых» друзей. И только здесь на душе – отдых. «Так
много и легко пишется только раз или очень редко. Это просто потому что я
один и сосредоточен в себе».
«Работается и пишется мне дьявольски хорошо…»
«Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой шумной, глупой славы. Я
понял, что такое поэзия…»
Пишет множество стихов, поэму «Анна Снегина».
Он приедет в Баку еще раз, в 1925 году. Здесь он напишет цикл стихотворений
«Персидские мотивы» .
«Я спросил сегодня у менялы», «Шаганэ».
Также здесь Есенин напишет стихотворение, которое, пожалуй, не имеет себе
равных по популярности.
Звучит песня «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
В декабре 1925 года Есенин едет в Ленинград. Его жизнь оборвалась в ночь с 27
на 28 декабря. До сих пор точно не установлено, было это самоубийство или
убийство, но многие эксперты считают, что Есенин был убит. Он похоронен на
Ваганьковском кладбище в Москве.
Видеоролик «Есть одна хорошая песня у соловушки»
Сказка это, чудо ль,
Или это бред:
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землёй.
Что же ты наделал,
6Синеглазый мой?
Отшумело поле,
Пролилась река,
Русское раздолье,
Русская тоска.
Ты играл снегами,
Ты и тут и там
Синими глазами
Улыбался нам.
Кто тебя, кудрявый,
Поманил, позвал?
Пир земной со славой
Ты отпировал.
Было это, нет ли,
Сам не знаю я.
Задушила петля
В роще соловья.
Кликну, кликну с горя,
А тебя уж нет.
В черном коленкоре
На столе портрет.
Дождичек весенний
Окропил наш сад.
Песенный Есенин,
Синеглазый брат.
Вековая просинь,
Наша сторона…
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
В мыслях потемнело,
Сердце бьет бедой.
Что же ты наделал,
Раскудрявый мой?!
Петр Орешин
Песня «Отговорила роща золотая».
78