Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"
Оценка 5

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
19.04.2017
Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"
Форма проведения внеклассного мероприятия: литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление сознания личности ученика. Первая страница - блокадный Ленинград, дневник Тани Савичевой. Во время проведения таких внеурочных мероприятий мы используем большое количество доп.материала, не входящего в школьную программу по лит-ре и истории. Вторая страница композиции - Ольга Берггольц, голос блокадного Ленинграда. Мы услышим её стих-я в исполнении ребят и самой поэтессы. Особо хочется сказать о музыкальном сопровождении – будет звучать Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская».Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей" Форма проведения внеклассного мероприятия: литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне.
Литературно.docx
Литературно­музыкальная композиция о Великой Отечественной войне  "Строка, пробитая пулей" Форма проведения внеклассного мероприятия: литературно­музыкальная  композиция о Великой Отечественной войне. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, становление  сознания личности ученика. Обучающие цели:    углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне нашего  народа с фашистской Германией; познакомить учащихся со стихами, песнями, музыкальными  произведениями, посвящёнными Великой Отечественной войне; обучить учащихся умению использовать современные технические  средства (создание компьютерных презентаций в программе  MicrosoftPowerPoint, запись музыкальных произведений) для раскрытия  исторического материала. Развивающие цели:   развитие творческих способностей и творческого подхода к имеющимся историческим знаниям учащихся; развитие умения публичного выступления, выразительного чтения  стихов. Воспитывающие цели:     воспитание патриотических чувств российских школьников; формирование системы жизненных ценностей, основу которой должны  составлять любовь к Родине и уважение к её истории; обогащение духовного мира, формирование нравственных качеств  учащихся; воспитание чувства коллективизма, умения работать в команде. Оборудование:   Для подготовки к конкурсу: компьютеры с выходом в Интернет и  установленной программой MiсrosoftOfficePowerPoint. Для проведения конкурса: аудиомагнитофон; ноутбук,  мультимедийный проектор и большой экран Вступительное слово учителя. 2015 год – насыщен знаменательными датами и событиями. Среди них два особо  значимых – 70­летие Великой Победы и Год лит­ры. Наше мероприятие связано с ними.  Представляем вашему вниманию фрагмент  литературно­музыкальной композиции о  Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей".    Первая страница­   блокадный Ленинград, дневник Тани Савичевой. Во время проведения таких  внеурочных мероприятий мы используем большое количество доп.материала, не  входящего в школьную программу по лит­ре и истории. Вот и сегодня вторая страница  нашей композиции ­  Ольга Берггольц, голос блокадного Ленинграда, её 105­летие со  дня рождения тоже выпало на этот год. Мы услышим её стих­я в исполнении  ребят и  самой поэтессы. Особо хочется сказать о музыкальном сопровождении – будет звучать Седьмая симфония ор. 60 «Ленинградская»— одно из важнейших  произведений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, созданное в 1941 году Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского  радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции  были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15  ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру  симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из  военных частей Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все  артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек  противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры. Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи  филармонии.  Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к  своему городу и стране.  Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по  громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и  осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР  признались  Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы  ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже  смерть…  (Слайд 1)  .Тихо звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д.  Шостаковича. На её фоне ­ стихи А.Иоффе (Его узнал я не из книжки ­  Жестокое слово ­ война...). Чтец 1  Булатов Андрей Его я узнал не из книжки ­ Жестокое слово­война! Прожекторов яростной вспышкой К нам в детство врывалась она. Смертельными стонами стали, Сиреной тревоги ночной. В те же дни мы в войну не играли ­ Мы просто дышали войной. 1 ведущий:  (Слайд 2)  8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось  кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей 2 ведущий: (Слайд 3)  Дети в осаждённом городе: Их было около 400 тысяч.  От младенцев до подростков. Детям было хуже, чем взрослым! Они не  понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему  постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ... Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. 3 ведущий:  (Слайд 4) С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а служащие и дети ­ по 125 грамм. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм С огнём и кровью пополам: Чтец 2Стихотворение О. Берггольц  Новосельцева Екатерина  Иду  в  темноте,  вдоль  воронок         Прожекторы щупают  небо         Прохожие.  Плачет  ребёнок И  просит  у  матери  хлеба.         А  мать  надорвалась  от  ноши         И  вязнет  в  сугробах  и  ямах.         – Не   плачь,  потерпи,  мой  хороший, –                 И  что­то  бормочет  о  граммах.         Их  лиц  я  во  мраке  не  вижу,         Подслушала  горе  вслепую.         Но  к  сердцу  придвинулась  ближе         Осада,  в  которой  живу  я. 4 ведущий: (Слайд 5) Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в  семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, чистый,  звонкий "ангельский" голос, обещавший певческое будущее. Ленинградская  школьница Таня Савичева.  1 ведущий: (Слайд 6)  Лето 1941­го года Савичевы собирались провести в  деревне под Гдовом, у Чудского озера. Утро 22­го июня, принесшее войну,  изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. 2ведущий:  (Слайд 7) Взрослые работали, но и Таня не сидела сложа руки.  Вместе с другими ребятами она помогала тушить "зажигалки", рыть траншеи.  Но кольцо блокады быстро сжималось. По плану Гитлера, Ленинград  следовало "задушить голодом и сровнять с лицом земли". 3 ведущий:  (Слайд 8) Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был  сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки,  мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в  которой девочка стала делать записи. (Слайд 9) В руках одной из девочек ­ листки, копирующие странички из дневника Тани Савичевой. Фразы из дневника ученица читает с этих листков. Каждый  раз, когда говорится о смерти одного из членов семьи Тани, ученик,  который сообщает об этом, делает шаг назад. В итоге, впереди остаётся  стоять только ученица со страничками дневника ("Осталась одна Таня").  После сообщения о смерти Тани, эта ученица тоже делает шаг назад.  Фотографии подлинных страничек дневника демонстрируются  одновременно в презентации на экране. 4 ведущий:  (Слайд 10) Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2  смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Таня:"28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра". 1 ведущий:  (Слайд 11) Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку  ­ сердце не выдержало. Таня: "Бабушка умерла 25 января 1942­го, в 3 часа дня".(Слайд 9) 2 ведущий:  (Слайд 12) В "Истории Адмиралтейского завода" есть такие  строки: "Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен.  Однажды он не пришел на смену ­ в цех сообщили, что он умер:". Таня:"Лёка умер 17 марта в 5 часов утра". 3 ведущий: Таня все чаще открывала свою записную книжку ­ один за другим  ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Таня: (Слайд 13) "Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. (Слайд 14) Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня. (Слайд 15) Мама ­ 13 мая в 7.30 утра" 4 ведущий:  (Слайд 16) Детская рука, теряющая силы от голода, писала  неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты  своего бытия ­ трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь  это, цепенеешь. Однажды девочка подвела страшный итог. Таня: (Слайд 17)"Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня" 1ведущий:  (Слайд 18) Таню, вместе с другими истощенными голодом  ленинградскими детьми, эвакуировали в Горьковскую область, в поселок  Шатки. Но она так и не смогла окрепнуть и 1 июля 1944 года умерла. 2 ведущий:  (Слайд19)Дневник Тани Савичевой был предъявлен на  Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Чтец 3Стихотворение Р.Рождественского (Разве для смерти  рождаются дети, Родина?) Лишонок Вячеслав Разве погибнуть (Слайд20, 21)  ты нам завещала,  Родина?  Жизнь  обещала,  Любовь обещала,  Родина.  Разве для смерти  рождаются дети,  Родина? Разве хотела ты  нашей  смерти,  Родина?  Пламя ударило в небо! —  Ты помнишь,  Родина?  Тихо сказала:  «Вставайте  на помощь»  Родина.  Славы  никто у тебя не выпрашивал,  Родина.  Просто был выбор у каждого:  Я или Родина.  Самое лучшее  и дорогое —  Родина.  Горе твое —  это наше  горе,  Родина.  Правда твоя —  это наша  правда,  Родина.  Слава твоя ­  это наша  слава,  Родина.  3ведущий: (Слайд 22) Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей  победы. Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и  подростки Ленинграда. Главным подвигом юных жителей города была учеба.  Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые  тяжёлые зимние дни. 4 ведущий: (Слайд 23) А ещё подростки дежурили и тушили зажигательные  бомбы на чердаках, ухаживали за ранеными и больными, вставали к станкам  на военных заводах. В 12­15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные  снаряды. 1 ведущий:  (Слайд 24) Чтобы дети могли работать за высокими станками и  сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки. 15 249 юных жителей города получили медаль "За оборону Ленинграда" 2 ведущий: (Слайд 25)  В осажденном Ленинграде, под свист снарядов и  грохот бомб, с проникновенной силой прозвучал голос Ольги Берггольц.  (Слайд 26 ) Все девятьсот дней героической обороны поэтесса была на  военно­литературном посту в Доме радио. У нее умер муж, ноги ее опухли от  голода, а она продолжала ежедневно писать и выступать. И на весь город  звенел её мужественный голос, полный лирической силы и неотразимый, как  свинец.(Слайд 27) Звучит запись блокадных стихов Ольги Берггольц в исполнении автора.  Участники тихо уходят со сцены.  Сценка "В блокадном Ленинграде".  (Слайд 28 )  Звучит метроном.  Две девочки в валенках, закутанные в платки. На столе на блюдце ­  кусочек черного хлеба. Свечка. На санках ­ бидон для воды.  Чтецы 4–7  Девочки читают по ролям стихи О. Берггольц  Кондакова Дарья  Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра.  Какие ж я могла найти слова? Я тоже ­­ ленинградская вдова. Мы съели хлеб, что был отложен на день, в один платок закутались вдвоем, и тихо­тихо стало в Ленинграде, Один, стуча, трудился метроном. И стыли ноги, и томилась свечка... Вокруг ее слепого огонька образовалось лунное колечко, похожее на радугу слегка. Когда немного посветлело небо, (Слайд 29 )   мы вместе вышли за водой и хлебом и услыхали дальней канонады рыдающий, тяжелый, мерный гул: то армия рвала кольцо блокады, вела огонь по нашему врагу. (Слайд 30)   Чтец 5 Стройнова Елизавета А город был в дремучий убран иней.  Уездные сугробы, тишина...  Не отыскать в снегах трамвайных линий,  одних полозьев жалоба слышна.  Скрипят, скрипят по Невскому полозья. (Слайд 31) На детских санках, узеньких, смешных,  в кастрюльках воду голубую возят,  дрова и скарб, умерших и больных...  Так с декабря кочуют горожане  за много вёрст, в густой туманной мгле,  в глуши слепых, обледеневших зданий  отыскивая угол потеплей.  Вот женщина ведёт куда­то мужа. (Слайд 32)   Седая полумаска на лице,  в руках бидончик ­ это суп на ужин.  Свистят снаряды, свирепеет стужа...  «Товарищи, мы в огненном кольце».  А девушка с лицом заиндевелым,  упрямо стиснув почерневший рот,  завёрнутое в одеяло тело  на Охтинское кладбище везёт. (Слайд 33)   Везёт, качаясь, ­ к вечеру добраться б... Глаза бесстрастно смотрят в темноту.  Скинь шапку, гражданин!  Провозят ленинградца,  погибшего на боевом посту.  Скрипят полозья в городе, скрипят...  Как многих нам уже недосчитаться!  Но мы не плачем: правду говорят,  что слёзы вымерзли у ленинградцев.  Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.  Нам ненависть заплакать не даёт.  Нам ненависть залогом жизни стала: объединяет, греет и ведёт. (Слайд 34)   О том, чтоб не прощала, не щадила,  чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,  ко мне взывает братская могила  на Охтинском, на правом берегу. Чтец 6Якупова Амина Я никогда героем не была,  не жаждала ни славы, ни награды.  Дыша одним дыханьем с Ленинградом,  я не геройствовала, а жила. (Слайд 35)   И не хвалюсь я тем, что в дни блокады  не изменяла радости земной,  что как роса сияла эта радость,  угрюмо озарённая войной. (Слайд 36)   И если чем­нибудь могу гордиться,  то, как и все друзья мои вокруг,  горжусь, что до сих пор могу трудиться,  не складывая ослабевших рук.  Горжусь, что в эти дни, как никогда,  мы знали вдохновение труда. (Слайд 37)   Чтец 7 Можайская Василина Сестра моя, товарищ, друг и брат, (Слайд 38)   ведь это мы, крещённые блокадой!  Нас вместе называют ­ Ленинград,  и шар земной гордится Ленинградом.  Двойною жизнью мы сейчас живём: (Слайд 39)   в кольце и стуже, в голоде, в печали,  мы дышим завтрашним,                       счастливым, щедрым днём, ­ (Слайд 40)   мы сами этот день завоевали.  И ночь ли будет, утро или вечер,  но в этот день мы встанем и пойдём  воительнице­армии навстречу  в освобождённом городе своём. (Слайд 41)   Мы выйдем без цветов,                        в помятых касках, в тяжёлых ватниках, в промёрзших                                   полумасках,  как равные, приветствуя войска.  И, крылья мечевидные расправив,  над нами встанет бронзовая Слава, (Слайд 42)   держа венок в обугленных руках.  Звучит Седьмая ("Ленинградская") симфония Д. Шостаковича.  Девочки задувают свечку, берут бидон и уходят.

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне "Строка, пробитая пулей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2017