Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»
Оценка 4.8

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
МХК +1
9 кл—11 кл
12.04.2017
Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»
Данную разработку урока можно отнести к нетрадиционной форме урока и провести в 9 - 11 классах после изучения темы "Поэзия серебряного века". На этом уроке учащиеся смогут увидеть яркую индивидуальность поэтессы Серебряного века, познакомятся с малоизвестными фактами из её биографии, послушают песни на слова Марины Цветаевой, прочтут её замечательные стихи.«Я – бренная пена морская»
Урок-портрет о М. Цветаевой.docx
МБОУ «Никольская СОШ» Учитель русского языка и литературы Гарнюк Оксана Викторовна  Литературно­музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Я – бренная пена морская»   Оформление кабинета: на стене портрет М.И. Цветаевой. Возле него  листья клёна, гроздь  рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами, цветы на пианино. На маленьком столике сборники стихов А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой. Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, пианино. Аудитория: 9­11 классы Цель: показать яркую индивидуальность поэты (поэтессы) Серебряного века. Ход  1 чтец: 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского  университета, директора Румянцевского Музея и основателя московского музея изящных   искусств, и Марины Александровны Мейн, родилась дочь Марина. (слайд первый) 2чтец   Красною нитью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. (за пианино сидит маленькая девочка и перебирает  клавиши) 3­чтец. «Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я,  мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и  вполне отчётливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и  знала»,­ и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «до, Муся, до, а это ре, до­ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». 1 Звучит музыка Е. Доги, из кинофильма «Гонки по вертикали». Зажигают свечи. 4­й чтец.  Кто создан из камня, кто создан из глины, ­ А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя­ Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… ­ В купели морской крещёна – и в полёте Своём – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена –  Высокая пена морская! 5­й чтец. Шло время, и Марина мз круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в  невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке  постепенно угасает, особенно после смерти матери. Неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли её в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому  творчеству захватывает её целиком. (Слайд второй) Звучит музыка   Ф.Шопена 6­й чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы­польки Марии Лукиничны Бернацкой,  умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – тёмноокое, с тяжёлыми веками,  печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым,  горечью тронутым ртом…»   (Третий слайд) 1­й чтец  Продолговатый твёрдый овал, Чёрного платья раструбы… Юная бабушка! – Кто целовал  Ваши надменные губы? Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица –  Локоны, в виде спирали. Тёмный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И не возможностей ­сколько ­? В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька! 2 День был невинен, и ветер был свеж, Тёмные звёзды погасли. ­Бабушка!­ Этот жестокий мятеж В сердце моём не от вас ли?.. 2­й чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл А.С. Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой  и мятежной души. (Четвёртый  слайд)  Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили. Такой уж почёт, что ближайшим друзьям –  Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева – ручищи по швам – Жандармские груди и рожи. Не диво ли – и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что­то, на что­то, на что­то похож Почёт сей, почётно – да слишком! Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх по поэте печётся! Почётно­ почётно­ почётно – архи­ Почётно, ­ почётно – до чёрту. Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного  ­ выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего  мужа России. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе  «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв» (Пятый слайд) 3­й чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе  и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым,  Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и  другими талантливейшими людьми конца 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои стихи,  являвшиеся выражением её чувств  и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки,  посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку: (Шестой слайд) Чтец: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно­единственное движение губ, Имя твоё – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут, 3 В лёгком щёлканье ночных копыт Громкое имя твоё гремит. И назовёт его нам в висок Звонко щёлкающий курок. Имя твоё, ­ах, нельзя! – Имя твоё – поцелуй в  глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твоё – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. 4­й чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её  мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Звучит музыка  А.Петрова и кинофильма «Жестокий романс» (Седьмой слайд)          Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» 5­й чтец. Я с вызовом ношу его кольцо! ­ Да, в Вечности – жена, не на бумаге!­ Чрезмерно узкое его лицо Подобное шпаге. Безмолвен рот его губами вниз, Мучительно – великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно­ бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны. В его лице я рыцарству верна, ­Всем вам, кто жил и умирал без страху!­ Такие  ­ в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху. Звучит песня в исполнении Аллы Пугачёвой на стихи Цветаевой  «Мне нравится , что вы  больны не мной» (   Восьмой  слайд) 1­й чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и  крохотная  дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает:  «Это было время расцвета  Марининой  красоты. Цветком, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, вьющимися у  висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос.  Ясная зелень глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе  что­то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её  – во внутреннем». (Звучит музыка)  2­й чтец.  Тихо плещется море. Тёмно синее небо, мерцающие звёзды и стихи. В огромном липовом саду – Невинном и старинном­ 4 Я с мандолиною иду В наряде очень длинном. Вдыхая тёплый запах нив И зреющей малины, Едва придерживая гриф Старинной мандолины. Пробором кудри разделив… Тугого шёлка шорох, Глубоко вырезанный лиф И юбка в пышных сборах. Мой шаг изнежен и устал, И стан, как гибкий стрежень, Склоняется на пьедестал, Где кто­то ниц повержен. Упавшие колчан и лук На зелени так белы! И топчет узкий мой каблук Невидимые стрелы… 3­й чтец. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно  обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.  (Звучит романс А. Петрова «Под маской плюшевого пледа) Гаснут свечи. Зажигается свет. 4­й чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на три  с половиной  года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на  дорогу и машинописный сборник стихов: Я эту книгу прочитаю ветру И встречным журавлям. Давным­давно – перекричать разлуку –  Я голос сорвала. Я эту книгу, как бутылку в волны, Кидаю в вихрь войн, Пусть странствует она – свечой под праздник – Вот так: из длани в длань. О ветер, ветер, верный мой свидетель, До милых донеси, Что еженощно я во сне свершаю Путь с Севера на Юг. 5­й чтец. И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции М. Цветаева  постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты  непередаваемой тоски и грусти:  Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи сердце… Ты, в погудке дождей и бед – То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. (Девятый  слайд) 5 6­й чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, сто  сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию ( муж и старшая дочь к тому времени  были уже на родине) Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились  на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная   тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы…  думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. 5­й чтец. «Я раскрываю листок. В нём две строки от друзей: «Марина погибла два года назад,  тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина.» Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту  бездну…» (Десятый слайд __  Гаснет свет, зажигается свеча под портретом Марины Цветаевой. Конец. 6

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой «Я – бренная пена морская»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017