Литературное чтение 1 класс. конспект урока тема: сказки авторские, народные.
Оценка 4.8

Литературное чтение 1 класс. конспект урока тема: сказки авторские, народные.

Оценка 4.8
Документация
docx
чтение
7 кл
14.02.2022
Литературное чтение 1 класс. конспект урока тема: сказки авторские, народные.
конспект урока позволит учителю создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.
конспект урока Литературное чтение 1 класс.docx

Урок литературного чтения по УМК "Школа России". 1 класс.

Тема урока:

Сказки авторские и народные.

Е. И. Чарушин «Теремок».

Цель: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; уметь  делить текст на части и пересказывать их.

Личностные: представления о добре и зле.

Метапредметные.

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Теремок»; рисунки с изображением героев сказки; схема.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,       

Начинается урок.

Речевая разминка       

 На уроке литературного чтения нам нужны глазки, чтобы видеть, ушки, чтобы слышать, язык, чтобы читать и отвечать на вопросы учителя.

Ши-Ши-Ши - любят сказки малыши

Ша-ша-Ша - книга есть у малыша

Шо-Шо-Шо - мы читаем хорошо

Шу-шу –шу – я читаю и пишу

 

2. Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

– Расставьте буквы по порядку и прочтите слово.

https://lh4.googleusercontent.com/LqyyMVlZ8GE7zQ0yxUZ3eiLDgtadEz-N_VhCLHw6Cy8eBqYX6YurmzpkKkjLQCDuTU0UJJCzKB0ZxbR8DHbUIr-rFCtVtoqatb7xwRhfBW3Skia4nRdqzgnO1MII413NIbVZqshFMFtvMPKQhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s6BurLIp22c9SqR0l5t5Zqw&rev=1&h=116&w=208&ac=1Ответ: СКАЗКА.

Со сказками все дружат.

И сказки дружат с каждым,

Они необходимы,

Как солнышка привет,

Кто любит слушать сказки,

Тому они расскажут,

О том, что может было,

А, может быть и нет.

 

Сформулируйте учебную задачу урока.

Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была последовательной.)

– Какие сказки вы знаете?

– Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

-Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела.

-Как называются сказки, созданные писателями? (авторские)

-Давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Сказки. Загадки. Небылицы."   Учебник с.25.

-Как вы понимаете эту цель? Объясните.

-Чему ещё мы будем учиться?

Работа с учебником стр.27

Рассматривание книг со сказками.

3. Физкультминутка

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

 

4.Изучение нового материала

1) Вступительная беседа.

– Я вижу, что вы знаете много сказок. Это хорошо. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Сказки. Загадки. Небылицы»

– Наш урок будет посвящен первой теме этого раздела. Мы поговорим о сказках.

– Какие виды сказок бывают? (волшебные, бытовые, о животных).

– Почему одни сказки мы называем народными, а другие – авторскими?

2)Составление схемы.

 

https://myslide.ru/documents_4/2451092577bfa4d1842e4ac38437f5ae/img4.jpg

https://lh5.googleusercontent.com/44O62B3bOGkdEzH3acrhKMu64A586_GKdrykp8H68_RPu6JJ10kv_e7jlm_fkAfx5kmmK0aX_KOT3YZUOkyDpOC2fFcbk8cfU_pcYEmlTCZGxpAMPmPOwvz5RHxe1xpkIO8TLrtxXPRTTsJghttps://docs.google.com/drawings/image?id=sqsziJSmmkJFH02dQ_82AoQ&rev=1&h=70&w=260&ac=1

3) – Мы сейчас прочитаем сказку, содержание которой вам знакомо. Её рассказал детям известный писатель Евгений Иванович Чарушин

(Слово учителя о писателе, показ портрета).

С самого детства его окружала живая природа — родительский дом с огромным садом, домашний зоопарк с поросятами, кроликами, цыплятами и птицами, которых Чарушины вылечивали и выхаживали. Евгений Иванович вспоминал, как еще будучи ребенком он, слушая сказки, держал в руке карандаш и рисовал приходящие ему на ум сюжеты. 

Он рос добрым, отзывчивым, любящим животных мальчиком.

Когда вырос, исполнил свою заветную мечту, закончил академию художеств в Петербурге.

Важной вехой в биографии Чарушина стало знакомство с Самуилом Яковлевичем Маршаком, который убедил художника в том, что он должен начать писать сам. Это оказалось непростым делом, но Евгений Чарушин продолжал упорно работать и еще до войны уже успел издать десятки своих книг, продолжая при этом иллюстрировать и других детских писателей — Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Самуила Маршака. 

Мир животных — был и его миром, вот почему его рисунки были такими живыми, яркими, талантливыми, вот почему не одно поколение юных читателей завороженно рассматривало его рисунки и зачитывалось его рассказами.

- Какое произведение (и какого жанра) мы с вами уже читали…? 

 («Как мальчик Вова научился говорить букву «р»)

Иллюстрации-подсказки

Чтение учителем произведения.

-Назовите заголовок. («Теремок»)

- Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это сказка)

-О ком эта сказка?

- О животных

4)Выразительное чтение сказки по ролям.

Проверка понимания услышанного

– Понравилась вам сказка?

– Каких героев мы здесь не увидели?

– Знаете ли вы, чем закончится сказка?

-Назовите имена действующих лиц в том порядке, как они появляются в сказке.

  • мышка-норушка
  • лягушка-попрыгушка

зайчик – на горе увёртыш .

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности

  • лисичка-сестричка
  • волчок-серый бочок
  • медведь косолапый

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

-  Какие особенности в своем поведении проявляют герои этой сказки?

(Вежливость, воспитанность, гостеприимство, взаимопомощь, дружелюбие).

5)Выборочное чтение.

– Найдите в тексте отрывок, в котором есть внешнее описание теремка.

– Найдите в тексте и прочитайте слова мышки.

– Найдите в тексте слова лягушки, когда она просилась в теремок. Прочитайте.

– Найдите в тексте все слова зайца. Прочитайте их.

6)Инсценирование сказки «Теремок».

 Обсуждение.

-         Как вели себя все животные?

(гостеприимно, вежливо, культурно; медведь — глупый, не подумал, не дождался ответа — сломал домик).

 (мышка — тонко пищала, лягушка — хорошо квакала, волк- говорил басом, заяц- скакал, лиса- говорила ласково, певуче, медведь- когда домик сломался, сделал такой вид, что ничего не понял)

-         Чему учит сказка?

(вежливости, дружбе, взаимопомощи, коллективизму).

Работа в паре.

– Соберите пословицу. Зачитайте её классу.

По ходу работы на доске вывешиваются карточки с текстом получившихся у ребят пословиц:

                                                             В тесноте, да не в обиде.
                                                Знает сорока, где зиму зимовать.
                                                 Согласие крепче каменных стен.

– Какая из записанных на доске пословиц больше всего подходит к этой сказке?

– Как вы её понимаете?

5. Подведение итогов

– Как называется сказка, с которой сегодня познакомились?

– Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)

6.Рефлексия

В конце урока предложить каждому ученику выбрать ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Приложение

(окончание сказки «Теремок»)

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, а ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!

Стали пятеро жить. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок остановился и заревел:
- Теремок-теремок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок.
- А я медведь-косолапый!.
- Иди к нам жить.
Медведь и полез в теремок.

Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
-Я лучше у вас на крыше буду жить.
-Да ты нас раздавишь!
-Нет, не раздавлю.
-Ну так влезай!

Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Но потом договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить.
Принялись они бревна носить, доски пилить - новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

 

Используемая литература

1.   Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразовательных  учреждений : 1 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2020.

2.Литератцрное чтение. Методические рекомендации.1 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.а.Стефаненко. М.- Просвещение,2012.

3.Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Методическое пособие. –М.:Вентана – Граф,2006г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературного чтения по УМК "Школа

Урок литературного чтения по УМК "Школа

Тому они расскажут, О том, что может было,

Тому они расскажут, О том, что может было,

Мы сейчас прочитаем сказку, содержание которой вам знакомо

Мы сейчас прочитаем сказку, содержание которой вам знакомо

Чтение учителем произведения. -Назовите заголовок

Чтение учителем произведения. -Назовите заголовок

Соберите пословицу. Зачитайте её классу

Соберите пословицу. Зачитайте её классу

Русская народная сказка «Теремок»

Русская народная сказка «Теремок»

Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? —

Я, волчок-серый бочок. — А ты кто? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022