Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
20.09.2018
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс.docx
М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Тема урока:
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и
опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать
бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить
произведение на части и озаглавливать их, составлять план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту
окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания;
доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности
прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями,
справочниками, интернетом.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно
оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом
характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на
заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в
процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные, работа в группах.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портреты писателя,
«маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки), толковый словарь
И.С. Ожегова, Ушакова, выставка произведений М.М. Пришвина . Технологическая карта урока.
I .Самоопределение к деятельности.
1.Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: -
Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам,
- Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на
уроке.
Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой). Слайд 1
Осмысливать задание;
Выслушивать мысли каждого;
Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
Не перебивать друг друга;
Соблюдать правила поднятой руки;
2.Проверка д/задания.
Как называется наш раздел? ( О братьях наших меньших.)
Какое произведение учит нас ответственности перед братьями нашими
меньшими? ( «Они и мы» Н.Сладков )
II .Актуализвция знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1.Викторина по творчеству М.Пришвина.
А сейчас мы узнаем настоящие ли вы читатели. Вы уже не раз встречались
с произведениями этого автора. Попробуйте по опорным словам узнать
произведения и объяснить чему учит произведение.
1) Журавль, лягушки, болото, хозяйка.
«Журка»
человеку.
( учит любви и заботе к животным, их благодарность
2) Сумка, кусок черного хлеба, кусочек смолки, травки, заячья капуста.
«Лисичкин хлеб» ( учит раскрывать тайны природы, доброму
отношению ко всему живому).
3) Игра, лепестки, солнце, цветок. «Золотой луг» (В любом незатейливом растении можно увидеть
необычное.)
А кто автор этих произведений?
2.Чтение стихотворения ученицей:
«Старик»
(М. Цуранов)
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И нам о лесе рассказать
Как этот человек…
Давайте определим тему и задачи нашего урока.
(1.Узнаем: о жизни и творчестве писателя;
2.Познакомимся: с новым произведением.) Слайд 2
Тема нашего урока: Знакомство с творчеством М.Пришвина
3. Выставка книг. Слайд 3
небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей библиотеке.
М.Пришвин написал много книг и для взрослых и для детей. Вот
4.Биография писателя.( работа в группах)
О творчестве русского писателя вы узнаете из выдержек его биографии.
Текст для 1 группы: Слайд 4 Родился Михаил в селе ХрущевоЛёвшино Орловской губернии в
купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он
истратил.
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в
деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. В
Германии он окончил университет, стал агрономом.
Что узнали о жизни М.Пришвина?
Текст для 2 группы: Слайд 5
Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в
30 лет.
Он стал бродить по лесам, речкам и озерам, много путешествовать. Он
внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него. Пришвин
был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её
птиц и зверей.
С детства любил охоту. Но охота была особенной: он охотился не за
птицами и зверем, а за открытиями. Вот как он писал: «Нужно было
найти такое в природе, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще
в своей жизни с этим не встречался.»
Где любил путешествовать Пришвин? Чем любил заниматься?
Текст для 3 группы.
(Учитель демонстрирует обучающимся Слайд 6 с фотографиями писателя (на природе,
рядом с любимыми собаками), его дома.)
.
Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти фотографии?
1.В какое время жил писатель?
2.С кем писатель на фото?
3 Каких животных особенно любил автор?
(если возникли трудности при выполнении задания, воспользуйтесь карточкой, на
которой записаны незаконченные предложения
:
Писатель жил…..,
На фотографии у него …
Михаил Пришвин любил…. Учитель подводит итог : Очень часто в произведениях Пришвина
читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает
писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его
друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их
«нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я
на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне
запахи»
Молодцы, вы справились с заданием. Узнали о жизни и творчестве писателя.
–
5.Отгадайте, о ком будет произведение?
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница
Впереди корабль идет
За собою всех ведет.
( утка с утятами)
Как вы думаете , кто главные герои этого произведения?
Итак, главными персонажами нашего рассказа будет дикая утка с утятами, а
произведение называется « Ребята и утята». Слайд 7
Значит тема нашего урока: «Ребята и утята.» М.Пришвин.
IV
Первичная проверка понимания.
1)Чтение с пометами
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы
отмечать непонятные слова. (Аудиоприложение к учебнику)
(Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)
Понравился рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Почему вы так считаете? Чему он учит?
2)Словарная работа:
При чтении этого произведения попались “хитрые слова”. Давайте прочитаем и
объясним значение этих слов. Поработаем в группах. Каждая группа получит
карточку и попробует справиться с заданием.
I группа( Самостоятельная работа с толковым словарем Ожегова ) Слайд 8.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. Кузница – помещение, где работают кузнецы.
II группа( Самостоятельная работа с толковым словарем Ушакова ) Слайд 9.
Паровое поле – поле,. отдыхающее от посевов
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
III
группа ( Сам. работа. Найти в интернете информацию ) Слайд 10
Чироксвистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на
небольших водоемах
( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)
3.Музыкальная физминутка «Ежики» Слайд 11.
V . Первичное закрепление изученного материала. Чтение текста с
остановками.
1.Чтение текста с остановками.
1 остановка. (Вот тут их увидели ребята….)
Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
( Докажите строчками из произведения.)
Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
( Докажите строчками из произведения.)
Сколько надо было идти до озера?
Сколько это километров?
3 версты
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
А для маленькой уточки?
Прочитай, как шла матьуточка с утятами.
Почему уточкамать шла позади утят? Какие враги были у уток?
( Докажите строчками из произведения.)
Кто страшнее?
Почему?
2 остановка. (– Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у
ребята…)
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
( Докажите строчками из произведения).
Зачем ребята это делали?
Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
Просто так, для забавы.
( Докажите строчками из произведения.)
Могла ли утка кричать?
( Докажите строчками из произведения.)
Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
А какое чувство пережили утята?
Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама
А ваша мама переживает за вас?
Как она ведет себя при этом?
Как в рассказе чаще всего называют уточку?
А какая она мама?
Вам ее жалко?
Мать.
Заботливая.
Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее
материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни,
собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени
можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам
трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала
уточкамать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам
грозит опасность или вас ктото обижает.
3 остановка(…и побежали с утятами на холм. )
Кто помешал мальчишкам?
Смогли ли они объяснить свой поступок?
Какое приказание дал им взрослый? Докажите строчками из произведения.
Назовите слова, которые показывают строгость автора.
Что делали бы вы, оказавшись рядом?
Что можно сказать о ребятах?
4 остановка. ( Ребята надо мной засмеялись.)
Что сделала уточкамать, когда ее детей отпустили?
( Докажите строчками из произведения.)
Как шла уточкамать в начале рассказа?
А почему сейчас она побежала вперед?
(Хотела быстрее увести детей от врагов.)
Как Пришвин попрощался с утятами?
Что он сделал при этом?
( Докажите строчками из произведения.)
Что означает этот жест: снять перед кемто шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
Почему?
Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение (до конца.)
Что можно сказать о ребятах?
Как их назвал рассказчик?
Как можно назвать их подругому?
Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
Поэтомуто автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали
неумышленно.
Что пожелали люди уточке?
Нужно ли было пожелание людей уточке?
Почему?
( Докажите строчками из произведения.)
2.Работа с пословицами стр. 134.
(Распределяет пословицы по группам.)
- Найдите, к какому отрывку рассказа подходят эти
пословицы.
- Соотнесите пословицы с главным смыслом рассказа. - Поделитесь своей информацией (Человека судят по
его поступкам).
3.Работа с иллюстрацией. с.134 Слайд 12.
- Найдите и зачитайте предложение из текста, которое
можно подписать под иллюстрацией с.134( «Снимайте
живо все шапки, кричите «до свидания !» Снять шапку –
это значит знак уважения )
4. Работа над пересказом текста. Слайд 13.
(Обучающиеся в группах готовят пересказ по плану по частям )
План рассказа приведен в учебнике. Теперь поупражняемся в пересказе.
Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с
утятами? (Фиксирует слова на доске: автор, Пришвин, рассказчик,
писатель) Маркером на доске.
VI
.Закрепление.
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это
произведение
Слайд 14. Работа в парах по карточкам тестам
Вопрос
Ребята смогли объяснить свой поступок
Ответ +/
п/н
1. Произведения «Ребята и утята» это сказка
2.
+
Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами +
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
7. Уточка бросила своих утят
8.
+
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо
беды ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ
1) Определение главной мысли рассказа.
С творчеством какого писателя мы познакомились?
Как автор назвал свой рассказ? Почему?
Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и
бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и
воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их
помощь.)
6.Информация о домашнем задании. Слайд 15.
- Подготовить пересказ текста от имени ребят по
составленному плану с.132 -135.
6. Рефлексия.
Чему нас научил урок?
Слайд 16. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее
в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».
Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек,
любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость,
сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)
Дети наклеивают ладошки на солнышко.
Анализ в конце
Урок построен с применением технологии критического мышления и
психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего
урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов
дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и
самых слабых.
Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно
связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как
направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на
языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и
сложность информации учтены с возрастными особенностями 8летних
школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.