Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Оценка 4.7

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
20.09.2018
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых. Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.
Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс.docx
М.М. Пришвин «Ребята и утята» Тема урока:         Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:       создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и  опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать  бережное отношение к природе, к животным. Планируемые результаты обучения: Предметные:   умение выразительно читать произведение; умение делить  произведение на части и озаглавливать их, составлять план. Личностные:   умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту  окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания;  доброжелательное отношение к окружающему миру. Метапредметные:  Познавательные: умение анализировать средства выразительности  прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями,  справочниками, интернетом.  Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно  оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом  характера сделанных ошибок.  Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на  заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в  процессе сочинения продолжения прочитанного произведения. Тип урока:   урок изучения и первичного закрепления нового материала.  Формы организаций урока: общеклассные,  индивидуальные, работа в группах. Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:  компьютер и  проектор, мультимедийная презентация, портреты  писателя,  «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки), толковый словарь  И.С. Ожегова, Ушакова, выставка произведений М.М. Пришвина . Технологическая карта урока. I  .Самоопределение к деятельности.    1.Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: - Доброе утро! - Доброе утро солнцу и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой). Слайд 1       Осмысливать задание;       Выслушивать мысли каждого;       Отстаивать, доказывать свою точку зрения;       Не перебивать друг друга;       Соблюдать правила поднятой руки; 2.Проверка д/задания.   ­ Как называется наш раздел?  ( О братьях наших меньших.)    ­   Какое   произведение   учит   нас   ответственности   перед   братьями   нашими меньшими?  ( «Они и мы» Н.Сладков ) II   .Актуализвция знаний и фиксация затруднений в деятельности.                  1.Викторина по творчеству М.Пришвина.  ­ А сейчас мы узнаем  настоящие ли вы читатели. Вы уже не раз встречались с   произведениями   этого   автора.   Попробуйте     по   опорным   словам   узнать произведения и объяснить чему учит произведение. 1)      Журавль, лягушки, болото, хозяйка.    ­   «Журка»   человеку.  (   учит  любви   и   заботе   к   животным,   их   благодарность 2) Сумка, кусок черного хлеба, кусочек смолки, травки, заячья капуста.   ­   «Лисичкин   хлеб»  (   учит   раскрывать   тайны   природы,   доброму отношению ко всему живому).  3) Игра, лепестки, солнце, цветок. ­   «Золотой   луг»   (В   любом   незатейливом   растении   можно   увидеть необычное.) ­ А кто автор этих произведений? 2.Чтение  стихотворения ученицей:                                                                            «Старик»                                     (М. Цуранов) Всю жизнь бродил он по лесам  Деревьев знал язык,  Птиц различал по голосам  Знакомый мне старик.  Всегда он ведал наперед  Средь сосен и дубрав,  Где слаще ягода растет  И где полно грибов.  Никто не мог так передать  Красы полей и рек,  И  нам о лесе рассказать  Как этот человек…  ­  Давайте определим тему и задачи  нашего урока. (1.Узнаем: о жизни и творчестве писателя; 2.Познакомимся: с новым произведением.) Слайд 2 ­ Тема нашего урока: Знакомство  с творчеством М.Пришвина   3. Выставка книг. Слайд 3   ­   небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей библиотеке.  М.Пришвин     написал   много   книг   и   для   взрослых   и   для   детей.   Вот 4.Биография писателя.( работа в группах) ­ О творчестве русского  писателя вы узнаете из выдержек его биографии. Текст  для  1  группы: Слайд 4 Родился Михаил в селе Хрущево­Лёвшино Орловской губернии в  купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он  истратил.  Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в  деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. В  Германии он окончил университет, стал агрономом. ­ Что узнали о жизни М.Пришвина? Текст  для  2 группы: Слайд 5 Был агрономом, охотником,  учителем ,библиотекарем. Писать начал в  30 лет.     Он стал бродить по лесам, речкам и озерам, много путешествовать. Он  внимательно наблюдал  за всем, что происходило вокруг него. Пришвин  был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.   С детства любил охоту. Но охота была особенной: он охотился не за  птицами и зверем, а за открытиями. Вот как он писал: «Нужно было  найти такое в природе, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.» ­ Где любил путешествовать Пришвин? Чем любил заниматься? Текст  для  3 группы. (Учитель демонстрирует обучающимся Слайд 6 с фотографиями писателя (на природе,  рядом с любимыми собаками), его дома.)  . ­Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на эти  фотографии?   1.В какое время жил писатель? 2.С кем писатель на фото? 3 Каких животных особенно  любил автор?  (если возникли  трудности при выполнении задания,  воспользуйтесь карточкой, на  которой записаны незаконченные предложения  :        Писатель жил…..,  На фотографии у него …   Михаил Пришвин любил…. Учитель подводит итог :  ­­ Очень часто в произведениях Пришвина  читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает  писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его  друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их  «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я  на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне  запахи»  ­ Молодцы, вы справились с заданием. Узнали о жизни и творчестве писателя. – 5.Отгадайте, о ком будет произведение?         Вдоль по речке, по водице         Плывет лодок вереница         Впереди корабль идет         За собою всех ведет.                               ( утка с утятами) ­ Как вы думаете , кто главные герои этого произведения?  ­ Итак, главными персонажами нашего рассказа будет дикая  утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».  Слайд 7 Значит тема нашего урока: «Ребята и утята.» М.Пришвин.    IV    Первичная проверка понимания.  1)Чтение с пометами – Сейчас приготовьте карандаш.  Диктор будет читать этот рассказ, а вы  отмечать непонятные слова.  (Аудиоприложение к учебнику) (Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова) ­ Понравился рассказ? ­ Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?  ­ ­  Почему вы так считаете? Чему он учит? 2)Словарная работа: ­При чтении этого произведения попались “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. Поработаем  в группах.  Каждая группа получит  карточку и попробует справиться с заданием.      I  группа( Самостоятельная работа с толковым словарем Ожегова ) Слайд 8.  Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.  Кузница – помещение, где работают кузнецы.      II    группа( Самостоятельная работа с толковым словарем Ушакова ) Слайд 9.  Паровое поле – поле,. отдыхающее от посевов  Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.  III    группа ( Сам. работа. Найти  в интернете информацию ) Слайд  10      Чирок­свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на  небольших водоемах ( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение) 3.Музыкальная   физминутка «Ежики» Слайд  11. V   . Первичное  закрепление  изученного  материала. Чтение  текста  с  остановками. 1.Чтение текста с остановками. 1 остановка. (Вот тут их увидели ребята….) ­ Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?          (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? ­ На свободу. ­ Что значит для утят свобода? ­ Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?          (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Сколько надо было идти до озера? ­ Сколько это километров? ­ 3 версты ­ Чуть больше 3 километров. ­ Это много или мало для человека? ­ А для маленькой уточки? ­ Прочитай, как шла мать­уточка с утятами. ­ Почему уточка­мать шла позади утят? ­ Какие враги были у уток? (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Кто страшнее? ­ Почему?   2 остановка. (– Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…) ­ Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (­ Докажите строчками из произведения). ­ Зачем ребята это делали? ­ Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? ­ Просто так, для забавы. (­ Докажите строчками  из произведения.) ­ Могла ли утка кричать? (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях. ­ А какое чувство пережили утята? ­ Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? ­ А какое слово вы кричите, когда боитесь? ­ Мама ­ А ваша мама переживает за вас? ­ Как она ведет себя при этом? ­ Как в рассказе чаще всего называют уточку? ­ А какая она мама? ­ Вам ее жалко? ­ Мать. ­ Заботливая. ­ Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской   любви.   Очень   часто   мать   ценной   собственной   жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка­мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто­то обижает.   3 остановка(…и побежали с утятами на холм. )  ­Кто помешал мальчишкам? ­ Смогли ли они объяснить свой поступок? ­ Какое приказание дал им взрослый? ­ Докажите строчками из произведения. ­ Назовите слова, которые показывают строгость автора. ­ Что делали бы вы, оказавшись рядом? ­ Что можно сказать о ребятах?   4 остановка. ( Ребята надо мной засмеялись.) ­ Что сделала уточка­мать, когда ее детей отпустили?                (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Как шла уточка­мать в начале рассказа? ­ А почему сейчас она побежала вперед?                (Хотела быстрее увести детей от врагов.) ­ Как Пришвин попрощался с утятами? ­ Что он сделал при этом?                 (­ Докажите строчками из произведения.) ­ Что означает этот жест: снять перед кем­то шляпу?                  ­ Знак уважения. ­ Перед кем этот знак уважения? ­ Почему? ­ Как мальчишки на это прореагировали? Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше? Чтение (до конца.) ­ Что можно сказать о ребятах? ­ Как их назвал рассказчик? ­ Как можно назвать их по­другому? ­ Можно ли сказать, что ребята были жестокими? ­   Поэтому­то   автор   и   назвал   их   ласково,   понимая,   что   они   это   сделали неумышленно. ­ Что пожелали люди уточке? ­ Нужно ли было пожелание людей уточке? ­ Почему?              (­ Докажите строчками из произведения.) 2.Работа с пословицами  стр. 134. (Распределяет пословицы по группам.) - Найдите, к какому отрывку рассказа подходят эти пословицы. - Соотнесите пословицы с главным смыслом рассказа. - Поделитесь своей информацией (Человека судят по его поступкам). 3.Работа с иллюстрацией. с.134 Слайд 12. - Найдите и зачитайте предложение из текста, которое можно подписать под иллюстрацией с.134( «Снимайте живо все шапки, кричите «до свидания !» Снять шапку – это значит знак уважения ) 4. Работа  над пересказом текста. Слайд 13. (Обучающиеся в группах  готовят пересказ по плану по частям ) ­  План рассказа приведен в учебнике. Теперь поупражняемся в пересказе.  Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с  утятами? (Фиксирует слова на доске:  автор, Пришвин, рассказчик,  писатель) Маркером на доске. VI   .Закрепление. Сейчас   мы   проверим,   как   внимательно   вы   читали   и   как   поняли   это произведение Слайд 14. Работа  в парах по карточкам тестам  Вопрос Ребята  смогли объяснить свой поступок Ответ +/­ п/н 1. Произведения «Ребята и утята» ­ это сказка ­ 2. + Главными героями были дети и семья уточки 3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед ­ 4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами + 5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково ­ 6. ­ 7. Уточка бросила своих утят ­ 8. + Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ   1) Определение главной мысли рассказа.   ­ С творчеством какого писателя мы познакомились?  ­ Как автор назвал свой рассказ? Почему? ­ Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? ( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно   относиться   к   братьям   нашим   меньшим,   знать   их   жизнь   и воспитывать   в   себе   готовность   защищать   животных   и   оказывать   их помощь.)  6.Информация о домашнем задании. Слайд 15. - Подготовить пересказ текста от имени ребят по составленному плану с.132 -135. 6. Рефлексия. ­ Чему нас научил урок?   Слайд 16. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека». ­   Напишите   на   ладошках   то   качество,   которым   должен   обладать   человек, любящий   и   понимающий   природу.   (Забота,   любовь,   доброта,   смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание) Дети наклеивают ладошки на солнышко.                                   Анализ в конце Урок построен с применением технологии критического мышления и  психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего  урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов  дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и  самых слабых. Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно  связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как  направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на  языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников.  Планируемый объём учебного материала, и  сложность информации учтены с возрастными особенностями 8­летних  школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс

Литературное чтени М.М. Пришвин «Ребята и утята» 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2018