План – конспект урока
Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».
1. Ф.И.О. Костенко Наталья Владимировна
2. Место работы МКОУ Заливинская СОШ
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Литературное чтение
5. Класс: 1
6. Тема и номер урока в теме: Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка».
В теме урок №1
7. Базовый учебник: Литературное чтение. 1 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 2012.
8. Тип урока: Знакомство с новым материалом.
9. Цели:
· познакомить со сказками Е. Чарушина «Теремок» и русской народной сказкой «Рукавичка»;
· обучать плавному выразительному чтению;
· учить соотносить иллюстрацию с содержанием текста, рассказывать сказку на основе картинного плана, отвечать на вопросы по содержанию текста;
· развивать память, речь, мышление.
10. Задачи:
· учить отличать сказку от других произведений;
· давать характеристику сказочным героям;
· учить дополнять содержание текста.
11. Планируемые результаты
Предметные:
· называть героев сказки, характеризовать с помощью учителя их поступки;
· придумывать различные варианты окончания сказки;
· определять главную мысль сказки на основе пословиц.
Метапредметные:
· определять учебную задачу урока – читать сказку;
· сравнивать сказку в пересказе Е.Чарушина и русскую народную сказку на основе таблицы.
Личностные:
· проявлять интерес к чтению сказок;
· объяснять смысл пословиц «В тесноте, да не в обиде», «Согласие крепче каменных стен».
Межпредметные связи: Математика. Тема: «Сравнение».
12. Формы и методы обучения: индивидуальная, объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.
13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
14. Ресурсы урока:
· Аудиозапись сказки «Теремок»
· выставка книг со сказками (народными и авторскими);
· рисунки с изображением героев сказки «Теремок»;
· таблица сравнения;
· карточки с пословицами.
План – конспект урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность детей |
Время (в мин) |
|||||||||||||||||||||
I.
|
Организационный
|
У доски выставка книг.
Начинаем
наш урок. |
Приготовление к уроку. Приветствие учителя.
|
1
|
|||||||||||||||||||||
II. |
Артикуляционная гимнастика. |
А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Летела муха около уха Ж Ж Ж Летела оса около носа С С С С Ползла змея Ш Ш Ш Скакала лошадка Цок Цок Цок Рычал тигрёнок Р Р Р Летел комар и звенел З З З
|
Выполняют упражнения. |
1 |
|||||||||||||||||||||
III. |
II.Актуализация знаний. Постановка целей урока. |
Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».
Оцените последовательность своего пересказа. Знакомит учащихся с новым вариантом сказки «Теремок» в пересказе Е.Чарушина.
-Ребята, какие книги вы любите читать? - Сможете ли вы, прочитать, что здесь написано? (Нужно прочитать только заглавные буквы) рCауКзфАлэщтЗыядсмКчьюбИпайц,
- Это тема нашего урока. С какими сказками мы сегодня познакомимся? Откройте учебник на странице 32. |
Пересказывают русскую народную сказку «Курочка Ряба» Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).
Ответы детей.
Сказки
Угадывают сказку с помощью иллюстрации - «Теремок». Читают заголовок сказки «Рукавичка». |
10
|
|||||||||||||||||||||
IV. |
Организация познавательной деятельности.
|
Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Теремок». Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Диалог героев предложить прочитать учащимся. -Понравилась ли вам сказка?
|
Слушают
Читают
-Да!
|
15 |
|||||||||||||||||||||
V. |
Физкультминутка
|
Зайка серенький сидит И ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка прыг и ускакал! |
Приставляют кисти рук к голове, машут, изображая ушки. Трут себе ладони. Прыгают на месте. Садятся за стол. |
1 |
|||||||||||||||||||||
VI. |
Работа по теме урока. |
- Чем сказка «Теремок» в пересказе Е.Чарушина похожа на русскую народную сказку «Рукавичка»? Результаты сравнения занесите в таблицу.
- Ребята, узнайте произведение по отрывку. «Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает».
«Влез и этот. Уже их шестеро, и так им тесно, что не повернуться!» - Оцените свою работу.
- Прочтите пословицы: • В тесноте, да не в обиде. • Знает сорока, где зиму зимовать. • Согласие крепче каменных стен. – Объясните смысл этих пословиц. – Какая из них подходит к сказке «Теремок» и к сказке «Рукавичка» больше всего?
Работа в тетради. Кому из героев сказки принадлежат слова? (с.31) |
Читают сказку, заполняют под руководством учителя таблицу. Делают вывод, какие сказки называются народными и какие авторскими.
Е.Чарушин «Теремок» Р.н.сказка «Рукавичка».
Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет).
Ответы детей: В тесноте, да не в обиде. Согласие крепче каменных стен.
Читают. Отвечают. |
10 |
|||||||||||||||||||||
VII. |
Рефлексия. Подведение итогов.
|
- Заселите героев сказки «Теремок» в теремок.
Мышка лягушка заяц
Лиса волк медведь
(мышка, лягушка, заяц, волк, медведь, кабан, петух, лиса и т.д.) - Оцените свою работу. -Определите, какая из пословиц отражает главную мысль сказок. Эту пословицу можно соотнести только со сказкой в пересказе Е.Чарушина «Теремок» или с русской народной сказкой «Рукавичка»? (с.37)
Игра «Чей это голос?». – Узнайте героев сказок о животных по их голосам: · голос тихий, дрожащий (заяц); · голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса); · голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь); · голос хриплый, грубый, «толстый» (волк); · голос тоненький, писклявый (мышка). -Покажите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
|
Работают у доски (выбирают героев сказки и распределяют вокруг теремка)
Оценивают (закрашивают кружок в нужный цвет). Согласие крепче каменных стен.- можно отнести к сказке «Теремок». В тесноте, да не в обиде.- можно отнести к сказке «Рукавичка».
Ответы детей
Показывают смайлики.
|
5 |
|||||||||||||||||||||
VIII. |
Домашнее задание. |
Выполнить иллюстрацию к сказке «Мой любимый сказочный герой». |
|
1 |
Литература:
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. В 2-х ч. -М.: Просвещение, 2012.
2.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс (Диск СО-РОМ), автор Л.Ф. Климанова.
3.Литературное чтение. Рабочая тетрадь 1 класс, М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип вид ресурсов |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)
|
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
|
1
|
сказки |
информационный |
аудиосказки |
http://allforchildren.ru http://muzofon.com/search/Аудио |
2 |
животные |
информационный |
иллюстрации |
http://forchel.ru |
3 |
животные |
информационный |
иллюстрации |
forum-grad.ru |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Евгений Иванович Чарушин (1901–1965) был писателем. Ещё в детстве Е. И. Чарушин полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи.
Принято считать, что свою деятельность в детской литературе Е. Чарушин начал как иллюстратор книг В. Бианки «Мурзук» (1927 г.) и А. Лесника «Волк» (1928 г.). Это не совсем точно. Как показано современным исследователем детской литературы Гр. Гродонским, первые свои литературные произведения Чарушин создал раньше, чем рисунки. В 1924 году он написал рассказы «Первый тетерев» (опубликован в 1930 г.), «У Ивана Ивановича» (1927 г.), «Облава» (1931 г.). Чуть позже были напечатаны в журналах рассказы «Медвежата», «Волчишко», «Ёж», «Щур». А в 1931 г. вышла первая книга Е. Чарушина «Волчишко и другие рассказы».
В дальнейшем Е. И. Чарушин совмещал обе свои профессии – писателя и художника. Ему принадлежат превосходные рисунки к книгам В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, К. Ушинского, С. Маршака.
Наиболее близки Е. Чарушину писатели В. Бианки и М. Пришвин. От Бианки у него интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит Е. Чарушина с М. Пришвиным, неустанно проповедовавшим идею единения человека и природы, необходимость «родственного внимания» человека к окружающему миру.
«Все мои рассказы, – говорил Е. Чарушин, – так или иначе связаны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте». Мир детства и мир зверей тесно сплелись в художественном мире писателя. «Больше всего я люблю, – писал Е. Чарушин, – изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных потому, что в них уже угадывается взрослый зверь».
Красный (отлично) |
Зелёный (хорошо) |
Синий (нужно постараться) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оцени себя
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.