Цели мероприятия:
· расширение знаний учащихся о великом писателе Н.В.Гоголе;
· привитие познавательного интереса к произведениям Н.В.Гоголя;
· развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи мероприятия:
· совершенствование деятельности по организации творческой работы учащихся;
· совершенствование методов взаимодействия с учащимися.
Оборудование мероприятия:
· портрет Н.В.Гоголя;
· выставка книг-произведений Н.В.Гоголя;
· художественная выставка репродукций по произведениям Н.В.Гоголя;
· плакат “Я решился собрать в одну кучу всё дурное в России... и за одним разом посмеяться над всем”;
· плакат “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”;
· DWD-диски с кинофильмами.
I. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, цели, задач мероприятия.
Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию начала 19 века, вновь перелистаем страницы гениальной комедии Н.В.Гоголя, побываем в уездном городишке N, “до которого три года скачи, не доскачешь”, совершим небольшое путешествие по его неухоженным улицам, найдём объяснение странной вещи: “как фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силой страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нём видят” (Г.А.Гуковский).
II. Выступление учащихся на тему: «Замысел комедии Н.В.Гоголя “Ревизор».
1-й ученик. Николай Васильевич
Гоголь — замечательный русский писатель, умевший подметить и высмеять
отрицательные стороны российской действительности.
Наряду с Фонвизиным и Грибоедовым Гоголь стоял у
истоков создания репертуара русского национального театра. Его возмущали сплошь
переводные пьесы, которые ставились на сценах театров России. «Русского мы
просим! Своего давайте нам! Что нам французы и весь заморский люд?» — писал он
в 1835 году.
2-й ученик. «Ревизор» и был той комедией, где выведены на сцену «русские
характеры». «Наши плуты» были высмеяны, но сверх того были вскрыты общественные
пороки и социальные язвы, порожденные самодержавным строем. Взяточничество,
казнокрадство, лихоимство, распространенные среди чиновников всех уровней, были
с такой яркостью и правдивостью показаны Гоголем, что его “Ревизор” приобрел
силу документа, обличающего существующий строй не только своего времени, но
всей дореволюционной эпохи
3-й ученик. Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать
художественные типы, в которых каждый мог найти черты знакомых им людей. Сюжет
“Ревизора”, взятый из жизни, действующие лица, чуть не каждому кого-то
напоминавшие, а то и позволявшие в них узнавать себя, делали комедию
современной. Вся пьеса наполнена намеками, позволявшими зрителям ощущать
современную Гоголю действительность.
4-й ученик. Гоголь говорил, что
ничего не выдумывал в своей комедии. По его собственному признанию, только то
ему удавалось, что он брал из жизни. Говоря о “Ревизоре”, автор признавался: “Я
решил собрать все дурное, какое я только знал, и за один раз над всем
посмеяться”. Смеясь над отрицательными явлениями жизни, Гоголь заставляет
задуматься над ними, понять всю их зловредность и постараться от них
избавиться.
5-й ученик. В замечаниях для господ актеров Гоголь лаконично и точно дает
характеристики своим персонажам. Говорящие фамилии: Сквозник-Дмухановский,
Ляпкин-Тяпкин, лекарь Гибнер и откровенные реплики персонажей позволили Гоголю
“сорвать маску” благопристойности, ханжества и показать всю неприглядность
нечистоплотного на руку российского чиновничества.
III. Представление команд, членов жюри, ведущих.
Команда «Классики». Девиз:
Команда «Современники». Девиз:
Обмен эмблемами.
2 конкурс. «Разминка» (вопросы по тексту комедии командам).
1. Какой чин занимал Хлестаков на службе? (Коллежский регистратор - низший чин в России, 14 класса)
2. Какой сон приснился городничему? (Две черные огромные крысы)
3. Кто из героев ломал стулья? (Учитель истории)
4. Какое слово извратил Осип, называя героя "елистратишкой"? (Регистратор)
5. С кем сравнивал городничий больных в больнице? (С кузнецами)
6. Где висел охотничий арапник? (В суде)
7. Кого из
героев, по словам Аммоса Федоровича, в детстве мамка ушибла, и с тех пор от
него отдает немного водкой? (Заседателя суда)
8. Какой смысл вкладывал Осип в слово "галантерейное" обхождение?
(Галантный, любезный, вежливый)
Подведение
итогов 1 и 2 конкурсов. Слово жюри.
Оценки за первые три конкурса оформляются на доске.
Там же располагаются эмблемы команд.
3 конкурс. «Домашнее задание». Инсценировка эпизода из комедии.
«Классики» - действие 4, явление 7 . Действующие лица и исполнители: Хлестаков – Мусаев Расул, Бобчинский - Курбанов Газимагомед, Добчинский – Умалатова Камила.
«Современники» - действие 4, явление 5. Действующие лица и исполнители: Хлестаков – Кумбутаев Ильяс, Лука Лукич Хлопов – Ахмедов Гамал.
4 конкурс – для болельщиков.
Ляпкин-Тяпкин, Уховёртов, Свистунов, Сквозник-Дмухановский, Держиморда, Почтмейстер, унтер-офицерская вдова, Лука Лукич, слесарша, Бобчинский, Земляника, Абдулин.
Распределите героев по трём группам: обитатели, чиновники, полиция.
5 конкурс. Конкурс капитанов.
5.1. Объясните, почему Гоголь выбрал эпиграфом для своей комедии пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»?
5.2. Составьте 3 и более односоставных(!)предложений-характеристик героев, 1 – Хлестакова, 2 – городничего. ().
5.3. Вопросы капитанам:
1. Кто из писателей называл себя "крестным отцом "Ревизора"?
(А.С. Пушкин)
2. Назовите единственное "честное, благородное лицо" комедии, по
словам автора. (Смех)
3. Каков эпиграф к комедии "Ревизор"? ("На зеркало неча пенять,
коли рожа крива")
4. Чиновники какого города особенно ненавидели Гоголя за комедию
"Ревизор"? (Миргорода)
Подведение итогов конкурсов болельщиков и капитанов.
6. «Ты мне, я тебе». Вопросы для соперников (по 5 вопросов).
«Классики».
1. Как зовут Хлестакова?
2. Кому в Петербург написал Хлестаков?
3. Как объяснил почтмейстер то, что он
распечатал письмо Хлестакова?
4. Какой условный чин даёт Бобчинский
Хлестакову в диалоге с Добчинским?
5. Кто такая Февронья Петровна
Пошлёпкина?
«Современники»
1. Что сделал Аммос Фёдорович первым
делом, когда пришёл к Хлестакову?
2. Цвет, который больше всего идёт
Анне Андреевне, по её убеждению.
3. Как зовут ту, которая принесла
Хлестакову «ковёр самый лучший»?
4. Место первой встречи Бобчинского и
Добчинского с Хлестаковым .
5. Название рыбы, которую мечтает
попробовать городничий в Петербурге.
Подведение итогов конкурса.
7. Конкурс сочинений-миниатюр.
Напишите сочинение-миниатюру по мотивам комедии "Ревизор". Главное условие: в сочинении должны быть использованы преимущественно односоставные предложения (5-7 минут).
Подведение итогов конкурса сочинений.
8. Конкурс по карточкам с репликами героев
а) Определить, кому из героев
принадлежат данные слова:
1. "Пусть каждый возьмет в руки по улице... черт возьми, по улице - по
метле!.." (Городничий)
2. "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность
градоправителя". (Городничий)
б) Закончить фразу:
...Больные "выздоравливают, как..." (мухи) (А.Ф.Земляника)
"...И в ином случае много ума хуже, чем бы его...совсем"(не
было). (Городничий)
9. Блиц-турнир "Кто первый?"
1. С кем из писателей Хлестаков, по его словам был "на дружеской ноге"? (С Пушкиным)
2. Как охарактеризовал Хлестакова почтмейстер после того, как прочитал письмо? (Ни то, ни се)
3. Кто из чиновников доносил на своих приятелей, других чиновников, в беседе с Хлестаковым? (Земляника)
4. Кого называл городничий "сороками короткохвостыми, сморчками короткобрюхими"? (Добчинского и Бобчинского)
5. Кто из героев не знал ни слова по-русски? (Доктор Христиан Иванович)
6. В каком из присутствующих мест сторожа завели гусей? (В суде)
7. Кто из героев брал взятки борзыми щенками? (Аммос Федорович, судья)
8. Кто из героев "делал гримасы"? (Один из учителей)
Подведение итогов 8 и 9 конкурсов.
10.Конкурс «Письмо Хлестакова».
Командам вручаются "письма", в которых находятся карточки с цитатами, характеризующими героев комедии устами Хлестакова. Задание: определить, к кому из героев относятся данные характеристики. Ответы сдаются в письменном виде жюри.
На конверте адрес: Санкт-Петербург, в Почтамтскую улицу, в доме под номером 97-ым, поворотя во двор, в третьем этаже направо г-ну Тряпичкину Ивану Васильевичу, Саратовская губерния, село Подкатиловка, Хлестаков Иван Александрович
1. ".. .Глуп, как сивый мерин". (Городничий)
2. ".. .Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, так же, подлец, пьет горькую". (Почтмейстер)
3. ".. .Совершенная свинья в ермолке". (А.Ф.Земляника)
4. ".. .Протух насквозь луком". (Л.Л.Хлопов)
Подведение итогов 8 - 10 конкурсов.
11. «Немая сцена». Импровизированная постановка последней сцены комедии
Командам вручается текст с последними словами жандарма. Подведение итогов инсценировки.
IV. Подведение итогов КВН
Дополнительные вопросы:
1. Чем лечили в больнице, по словам Артемия Филипповича? (Не столько медикаментами, сколько честностью и порядком)
2. Откуда, по словам Хлестакова, ему доставляли суп в кастрюльке? (Из Парижа)
3. Кто из героев «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет обворовать, поддевал на узду»? (Городничий)
4. В течение какого срока находился на должности судьи Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин? (30 лет)
5. Кому принадлежат слова: «Чего смеетесь? Над собою смеетесь?..» (Городничему)
6.
Кем видела своего мужа Анна
Андреевна после того, как дочь их, Марья
Антоновна, станет женою Хлестакова? (Генералом)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.