Литературный КВН по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Оценка 4.6

Литературный КВН по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
08.05.2018
Литературный КВН по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Внеклассное мероприятие проводится после изучения повести «Капитанская дочка» в 8 классе. Такое мероприятие позволяет охватить все аспекты изучения произведения, познакомиться с дополнительными источниками: – раскрыть тему и идею произведения; – проанализировать историческую ситуацию в стране того периода; – дать характеристику героев; – показать особенность языка, художественные средства для раскрытия образов героев.
Литературный КВН по повести А.Пушкина Капитнаская дочка.doc

МБОУ «Кадетская школа г. Сосногорска»

 

Литературный КВН

по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

 

 

 

 

Автор: Дмитриенко В.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска

 

Литературный КВН

по повести А.С.Пушкина   «Капитанская дочка»

       Внеклассное мероприятие  проводится  после изучения повести « Капитанская дочка» в 8 классе.  Такое мероприятие позволяет охватить все аспекты изучения произведения, познакомиться с дополнительными источниками:

 – раскрыть тему и идею произведения;

 – проанализировать историческую ситуацию в стране того периода;

 – дать характеристику героев;

 – показать особенность языка, художественные средства для раскрытия образов  

    героев.

Цель

Воспитывающая: воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев.

Развивающая: способствовать  развитию и обогащению речи учащихся;  творческих возможностей, умению выделять главное, обобщать и делать  выводы.

Обучающая: формирование отношений учащихся к событиям и героям повести;  умение находить в художественных произведениях черты реальных событий, анализировать реальность и вымысел.

Используемое оборудование

портрет  А.С.Пушкина, презентация по теме «Исторические персонажи в произведениях А.Пушкина»,  иллюстрации учащихся, реквизиты к инсценированию сцен из повести.

 Некоторые конкурсы предполагают предварительную работу:

- конкурс обложек

- инсценировка

- приготовления костюмов

- словарная работа.

На предварительном этапе команды выбирают себе название, предлагается по имени одного из героев книги: Маша Миронова, Петр Гринев, Емельян Пугачев. Готовится рассказ об этом герое.

Конкурс 1. Представление команд.

Конкурс 2. Обложка книги.

Конкурс 3. Разминка для капитанов.

Чьи это слова?

(по принципу «Звездного часа», надо поднять карточку с именем героя)

1.     « Молчи, хрыч! Ты, верно, пьян, пошел спать и уложи меня!» (П.Гринев)

2.     «Это необходимо для нашего брата служивого. В походе приедешь в местечко – чем прикажешь заняться? Поневоле пойдешь в трактир.» (Зурин)

3.     «Сторона мне знакомая, слава богу исхожена и изъезжена вдоль и поперек» (Пугачев)

4.     «Каков мошенник! Что смеет нам ещё нам предлагать! Выйти ему навстречу и положить к ногам его знамёна». ( Комендантша).

5.     «Капитанская дочь, не ходи гулять в ночь»? (Швабрин)

Чей это портрет?

1.     Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. На нём был оборванный армяк и татарские шаровары. (Пугачёв).

2.     Лицо её, полное и румяное выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелестно неизъяснимую. (Екатерина 2).

3.     Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно не красивым, но чрезвычайно живым. (Швабрин).

4.     Старик бодрый, высокого роста, в колпаке и китайчатом халате. (Комендант).

5.     Он сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась… (Пугачев).

6.     Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло – русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые так и горели. (Маша)

 Конкурс 4. Исторические  личности в повести.

Слово учителя:  Повесть «Капитанская дочка» имеет историческую основу, так как его героями являются исторические личности: Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II. Поэтому повесть «Капитанская дочка» можно назвать историческим произведением.  Вам было дано дом. задание – подготовить   презентацию и сообщения об исторических  личностях    повести «Капитанская дочка».  Во время презентации ( см. Приложение 1) представители команд комментируют их роль в истории, а затем отвечают на вопросы.

 Сообщения участников:

Участник 1 команды: Обстановка в России18 века.

Предполагаемый ответ: Народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773-1774 годов, был ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление народа. Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повинностей на протяжении первой половины 18 века вызывали ожесточенное сопротивление крестьян. Главной его формой было бегство. Беглые уходили в казачьи области, на Урал, в Сибирь, на Украину, в северные леса. Нередко они создавали «разбойные шайки», которые не только грабили на дорогах, но и громили помещичьи усадьбы, уничтожали и документы на владение землей и крепостными. Не раз крестьяне открыто восставали, избивали и даже убивали своих господ, сопротивлялись усмирявшим их войскам. Окончательно утвердившиеся крепостные порядки только в 1762-1769 годах вызвали 120 крепостных выступлений.

 

Участник 2 команды: Биографическая справка о Емельяне Пугачёве

Предполагаемый ответ: Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице. В 1766г. был командирован в Польшу с командой есаула Елисея Яковлева для поиска и возвращения в Россию бежавших старообрядцев.

    В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря Пугачев отправился в поездку за рыбой в Яицкий городок, где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре с ним Пугачев впервые назвал себя спасшимся Петром III и обсуждал возможность организации побега скрывающихся участников восстания на Кубань. По возвращении в Мечетную слободу по доносу бывшего с ним в поездке крестьянина Филиппова Пугачева арестовали и направили для проведения следствия   в Казань. По дороге ему удалось бежать  на север,   где и переправился через Волгу.
        С выходом Пугачева на правобережье Волги начался подъем массового крестьянского движения. Восстание в поволжских губерниях было вызвано обнародованием пугачевских манифестов, провозглашавших освобождение крестьян от крепостной неволи, безвозмездную передачу земли народу и призывавших к истреблению дворянства. Восставшие крестьяне и посадские люди поволжских городов стали основным резервом пополнения повстанческого войска.
  Пугачев направился на Дон, надеясь найти там поддержку у донского казачества.  
        Пугачеву с двумя сотнями казаков удалось оторваться от погони и переправиться на левый берег Волги. Он повел отряд вглубь заволжской степи, не подозревая того, что среди казаков затаилась группа предателей, сговорившихся арестовать его, отконвоировать до первого крупного воинского поста и выдать в руки властей.  8 сентября 1774 года схватили Пугачева в лагере у реки Большой Узень и повезли в Яицкий городок.            Доставленный в Москву в железной клетке А.В. Суворовым, по санкционированному императрицей судебному приговору ("сентенции") от 9 января 1775, Пугачев был осужден на смертную казнь. Он был четвертован 10 января на Болотной площади в Москве.   

Участник 3 команды:  Роль  Екатерины II в истории Российского государства.

Предполагаемый ответ: Политика Екатерины II характеризовалась поступательным развитием. По восшествии на престол она провела ряд реформ (судебную, административную и др.). Территория Российского государства существенно возросла за счёт присоединения плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), Россия стала самой населённой европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). 

Экономика России продолжала оставаться аграрной. Доля городского населения в 1796 году составляла 6,3 %. Вместе с тем, был основан ряд городов (Тирасполь, Григориополь и др.)

   В 17731774 году произошло крестьянское восстание во главе с Емельяном Пугачёвым. Оно охватило земли Яицкого войска, Оренбургской губернии, Урал, Прикамье, Башкирию, часть Западной Сибири, Среднее и Нижнее Поволжье. В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия. Екатерина постаралась уничтожить все, связанное с бунтом и ее главарем. Само имя мятежника запрещалось произносить; Пугачевский архив был строжайше закрыт: Пушкину, допущенному к имперским архивам, спустя 60 лет после бунта, так и не удалось увидеть следственное дело самого Пугачева.

 

 Вопросы:

1.   В каких произведениях А.Пушкина встречается исторический персонаж Е.Пугачев?

 а) «»Песня о вещем Олеге»,  б) «Капитанская дочка»  в) «Медный всадник».                   г) «Историей пугачевского бунта»,

2. Какое действие Пугачева последовало после слов «Казнить так казнить, миловать так миловать»?

а) Казнь капитана Миронова и его жены;

б) Прощает Швабрину его обман;

в) Отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области.

3.  Когда произошла последняя встреча Гринева и Пугачева?

            а) Когда Пугачев разрешил Гриневу уехать с Машей.

            б) Во время   боя, когда Пугачев был схвачен.

            в) За минуту до казни плененного бунтовщика.

 4. С какой целью Пугачев рассказывает П.Гриневу сказу   об орле и вороне?

           а) он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но

              яркую,  не "питаясь мертвечиной", а "напившись живой крови".

           б) скоротать время и развлечь Гринева.

           в) напугать Гринева своей жестокостью.

 5. Что  предсказал  сон Петра Гринева?

а)  намек на сложность и силу образа Пугачева.

б) предупреждение, что не стоит ехать в крепость.

в) предсказание плохой погоды.

6. Где  Маша Миронова впервые увидела ЕкатеринуII?

          а) Проезжающей в карете  б)  Гуляющей по парку с собачкой.  в) Во дворце.

7. Что объединяет Пугачева и Екатерину в отношении к Гриневу? 

    а) Они его выслушали.

    б) Они проявили к нему милость.

    в) Они позволили ему делать, что он захочет.

8.  Какую просьбу Екатерина II сдержала, говоря: “Я рада, что могла сдержать вам

     своё слово и    исполнить вашу просьбу”?

               а) Принять Машу Миронову у себя во дворце, 

               б) Оказать милость Петру Гриневу,

               в) выделить денежное содержание для Маши.

Конкурс 5. Знатоки русского языка.

 

В повести А.Пушкина масса слов, которые современному читателю могут показаться незнакомыми. Задания командам – перевести слова на русский:

Прапорщик -

младший офицерский чин в царской армии

Колодник -

арестант, узник в колодках

Челобитье -

прошение

Сикурс -

помощь

Бельмес -

ничего

Супостат -

враг

Наперстник -

любимец

Призреть -

взять под опеку

Ходатай -

заступник

Извет -

клевета

Пращур -

предок

Кистень -

старинное ручное оружие

Погост -

кладбище

Алтын -

старинная русская монета (з коп.)

Оказия -

случай

Кавалер -

награждённый орденом

Стремянный -

слуга, ухаживающий за лошадью

Недоросль -

молодой человек, не состоявшийся на службе

 

Конкурс 6. Знатоки пословиц.

а) Команды расшифровывают пословицы на листах бумаги:

1)     Если тебя на перемене случайно толкнули, и ты ударился головой об стенку, в ответ открой широко рот и …закуси крепко свой палец.

 (Заткни топор за спину).

2)     Чтобы тобой гордились твои внуки, надо уже с детского садика быть примерным ребёнком. (Береги честь и  смолоду).

3)     Парнокопытное животное, предназначенное для перевозки груза и перемещения в пространстве, на конечностях, число которых равно квадрату как < четного числа, иногда ходит не очень ровно.

(Конь о четырех ногах да спотыкается).

4)     Если тебе на булочку не хватило 2 рубля и ты их попросил у соседа, то завтра, если ему не хватит 5 тысяч на компьютер, ты поможешь ему.

(Долг платежом красен).

5)      Если ты принял решение, то должен выполнить его во что бы то ни стало. Однако если ты передумал, то и тогда стой твердо на своей позиции.

(Казнить так казнить, миловать так миловать).

6)       Тебе может крупно повезти:  кирпич не свалиться тебе на голову, сосед не подложит кнопку на стул, учитель не поставит двойку.

(Господь не выдаст, свинья не съест).

7)     Если ты приложил много сил и выучил урок, то обязательно получишь 5.  За эту оценку мама купит тебе велосипед.

(Будет дождик – будут и грибки, будут грибки – будет и кузов).

 

-  В это время болельщики отвечают на вопросы – отгадывают другие пословицы:

1)Быстрее едешь не когда не доберёшься.  (Тише едешь – дальше будешь).

2)Мало счастья – много вопросов.  (Семь бед – один ответ).

3)Орлица поучает цыплят. (Цыплята курицу не учат).

 

 

4) Ненавидишь спотыкаться – коньки точи.

   (Любишь кататься – люби и саночки возить).

5) Зайцу уши есть мешают.  (Волка ноги кормят).

6) Много людей в лесу – целый партизанский отряд.  (Один в поле не воин).

7) Имей 1 рубль и у тебя не будет ни одного друга. 

   (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).

8) Безделье лентяя любит. (Дело мастера боится).

9) Лиса и волк друзья.  (Гусь свинье не товарищ).

10) Высвободить руки из песцовой муфты. (Держать в ежовых рукавицах).

 

  

1)     Береги платье слову, а честь смолоду. (Отец Гринева).

2)     Лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. (Савельич).

3)     Зашёл к куме, да засел в тюрьме. (Пугачев).

4)     Поп в гостях, черти на погосте. (Пугачев).

5)     Утро вечера мудренее. (Пугачев).

6)     Будет дождик – будут и грибки, будут грибки – будет и кузов. (Пугачев).

7)     Худой мир лучше доброй ссоры. (Иван Игнатьич).

8)     Господь не выдаст, свинья не съест. (Пугачев).

9)     Конь о четырёх ногах, да спотыкается. (Савельич).

10) Казнить так казнить, миловать так миловать. (Пугачев).

11)С лихой собакой хоть шерсти клок. (Савельич).

12)Кто ни поп, тот батька. (Пугачев).

Конкурс 7. Конкурс рисунков. К какому эпизоду повести  относится эта иллюстрация? (см. Приложение2)

Конкурс 8. Конкурс вопросов.

-         Команды задают друг другу вопросы, приготовленные дома.

Конкурс 9. Конкурс реклам - что могли бы прорекламировать герои повести «Капитанская дочка».

Конкурс 10. Ожившие герои книг. Инсценировка сцен из повести.

1 команда – сценка в доме Гриневых ( 1 глава)

2 команда – сценка ссоры Гринева и Швабрина (4 глава)

3 команда – сценка встречи Маши Мироновой с Екатериной II (14 глава)

Жюри подводит итоги, отмечает лучших участников, художников, артистов.

Заключительное слово учителя: «Капитанская дочка»   дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания.   В нем нашли яркое отражение жизнь народа,  восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II.  Как автору удалось это написать, мы узнали во время сегодняшней игры. Вы показали знания, смекалку, проявили взаимовыручку. Очень хочется верить, что слова «Береги честь смолоду…» станут и вашим девизом. Спасибо за работу!

 

 

В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени.   

Проблематика “Капитанской дочки” необычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально-бытовые стороны жизни дворянства, обязанности дворянства перед народом, государством и своим сословием – таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в повести. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Историческая повесть о XVIII веке, вместе с тем, является политическим романом 30-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством – крестьянское восстание – дано в “Капитанской дочке” в наиболее развернутом виде. Противоречия внутри самого дворянства привлекают внимание в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставший и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством – все это отражено в романе.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Кадетская школа г. Сосногорска»

МБОУ «Кадетская школа г. Сосногорска»

Литературный КВН по повести

Литературный КВН по повести

Каков мошенник! Что смеет нам ещё нам предлагать!

Каков мошенник! Что смеет нам ещё нам предлагать!

Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы

Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы

Прикамье , Башкирию , часть Западной

Прикамье , Башкирию , часть Западной

Конкурс 5. Знатоки русского языка

Конкурс 5. Знатоки русского языка

Господь не выдаст, свинья не съест)

Господь не выдаст, свинья не съест)

Гринева и Швабрина (4 глава) 3 команда – сценка встречи

Гринева и Швабрина (4 глава) 3 команда – сценка встречи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018