Литературный салон в 10-12 классах
Цель вечера: расширенное знакомство с поэзией М.Ю. Лермонтова;
развивать интерес к творчеству и личности великого русского поэта;
воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова и его семьи; мультимедиа, авторские пейзажи, музыкальное сопровождение, сольное исполнение романсов на стихи Лермонтова.Литературный салон "Знакомство с поэзией М. Ю. Лермонтова" 10 класс
Литературный салон в 1012 классах
Цель вечера: расширенное знакомство с поэзией М.Ю. Лермонтова;
развивать интерес к творчеству и личности великого русского поэта;
воспитывать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова и его семьи; мультимедиа,
авторские пейзажи, музыкальное сопровождение, сольное исполнение романсов на
стихи Лермонтова.
Формы и методы: слово учителя, индивидуальная работа, презентация, сольное
исполнение романса, танец, инсценирование.
1. Ведущий: Сегодня здесь собрались истинные любители поэзии М.Ю.
Лермонтова
2. Ведущий: Лермонтов! И сразу вспоминаешь его необыкновенные стихи
образы, которые с детства остаются с нами на всю жизнь.
1. Ведущий. Читая Лермонтова строки,
Я снова вижу пред собой
Утес, сосну и парус гордый,
Слегка летящий над волной.
Душа становится крылатой
И вслед за парусом летит спросить,
Что ищет он в пустыне
Зачем от счастья он бежит?
Но не спешит ответить парус,
Томясь в бездействии пустом,
Что бури ищет он жестокой,
Что счастье видит в ней одной .
2 ведущий. Имя Лермонтова знакомо каждому русскому человеку. Недавно в
Москве находилась делегация деловых людей из очень далекой страны и там был
один коммерсант российского происхождения, но в таком поколении, что не зналрусского языка. Он всем рассказывал, что в детстве мать пела ему какую то
песню, но он ее забыл и мелодию и слова, а помнит одно только первое слово.
Какое же это слово? – спросили у него.
Вихожу, – выговорил коммерсант.
И тотчас ему спели известный романс.
«Выхожу один я на дорогу…»(исполняет учащийся)
2 ведущий. У самого Лермонтова получилось трагичнее. Его мать умерла, когда
мальчику было 3 года. Зрительного образа матери у Лермонтова не осталось, но
он помнил ощущение песни, которую она ему пела, но он так и не вспомнил ее,
хотя был убежден, что вспомнил бы, если бы услышал.
1 ведущий. Забытая песня матери (но все же не забытая значит) породила
светлую и мощную струю в поэзии Лермонтова, по установившейся традиции все
сборники стихов открывает стихотворение «Ангел».
2 ведущий . «Ангел» это точка, где пробился из глубин души родник поэзии
великого поэта. Потом его поэзия превратилась в поток, отразивший в себе и
родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и луну, плывущую по небу. Потом вольются
в поэтический поток лирические, эпические, социальные, философские мотивы
«О синие горы Кавказа!», « Нет, я не Байрон!»
1 ведущий. А потом ссылки на Кавказ в действующую армию, где Лермонтов
отважный офицер, награжденный золотым оружием за храбрость и отпуском в
Россию, и опять ссылка за дуэль в 1840 г.
А ехать так не хочется, он понимает, что настоящее его дело – это русская
литература.
2 ведущий . Стоя у окна гостиной Карамзиных, где собрались проводить его
самые близкие друзья, Лермонтов, наблюдая холодные краска заката, облака,
несущиеся по небу «тучки», пишет два стихотворения , полные грусти и
негодования: «Тучи», « Прощай, немытая Россия»
1. Ведущий. Лермонтов был глубоко народен, уже в самых ранних проявлениях
своего гения можно было б сказать, созревая и мужая, он становился все
народнее, все глубже. Родная история интересовала его не праздно, чувство
родной истории в нем жило всегда.
Твой стих, как божий дух, носился над землей.
И отзвук мыслей благородныхЗвучал ,как колокол, на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных
Отсюда и «Песня про купца Калашникова» и «Родина» и «Бородино» и «Казачья
колыбельная» (чтение наизусть)
2 ведущий. А вот строфа, от которой берет эстафету последний гигант русской
литературы Л. Н. Толстой
Тянулись горы, и Казбек
Сверкал главой остроконечной
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек…
Чего он хочет? Небо ясно,
Под небом места хватит всем.
Но бесконечно и напрасно
Один враждует он… Зачем?
1. Ведущий. Существует известный феномен: одни говорят, что больше любят
поэзию Пушкина, другие – Лермонтова. Что любовь к Лермонтову юношеская, а к
Пушкину в более зрелом возрасте. Ктото сравнивает поэзию Лермонтова с
горной рекой, а Пушкина – полноводной равниной. Ну скажем, Волга и Терек.
Конечно, все здесь условно. Не вина Лермонтова в том, горный поток его поэзии
не вырывается из теснин и не превращается в могучее полноводное течение.
(наизусть из поэмы «Демон» , драмы «Маскарад»)
2 ведущий . Однако вернемся к лирике М. Ю. Каждый, кто прочел и стихи, и
роман «Герой нашего времени», и поэмы, мог прийти к выводу, что через всю
свою жизнь Лермонтов пронес одну единственную неизменную любовь к одной
женщине. Конечно, были светские увлечения, встречи, и он адресовал свои стихи,
не скрывая их имен: А. Столыпина, М. Щербатова, В. Сушкова , но был и
таинственный адресат, имя которой открылось только в 20ом веке. И все мы его
знаем Варенька, Варвара Александровна Лопухина.
Стихи, обращенные к ней: «Нищий», « На севере диком», «Сон» и др.(наизусть по
выбору)
1.Ведущий. Варенька Лермонтова тоже любила, почему же они не поженились?
Вероятнее всего, они были почти ровесники, 16 лет девушка тогда уже невеста, а
юноша…Они были рождены друг для друга, но не для брака, а для любви,мужчины так рано не женились , Пушкин 30 лет, Толстой в 34 года. Представьте,
если бы Варенька ждала до 30ти лет –это уже старая дева! Как бы то ни было,
оба унесли свою любовь в могилу, Варвара Александровна пережила Лермонтова
на 10 лет и умерла в возрасте 36 лет. «Незабудка». «Морская царевна»,
«Измученный тоскою».
Есть ряд имен в человеческой истории, негативная известность или слава, к
которым пришли не сами по себе, а потому лишь что они роковым образом
соприкоснулись с другими личностями. « Назовут меня, сразу же назовут и тебя».
Таковы в русской истории Дантес и Мартынов.
Убийство Лермонтова можно назвать подлым.
2 ведущий . Да, были секунданты и тем не менее, дуэли тогда были
обыкновенные. 8 дуэлей из 10 кончались ничем. Важно было выйти к барьеру и
выдержать выстрел. Чаще всего стреляли в сторону, вверх, пожимали руки и
ехали пить шампанское. Никто не придавал серьезного значения и этой дуэли.
Никто, кроме убийцы. Не взяли доктора…
Лермонтов не хотел стрелять, он стоял подняв пистолет дулом вверх, но
Мартынов спокойно прицелился и убил Лермонтова наповал прямо в сердце.
Погасло синее небо. В одно мгновение погибли все замыслы. Все погибло на
пороге зрелости, т.е. в самом начале. Последние его стихи: «Сон», «Утес»,
«Пророк».
Шедевры один другого лучше «Утес», «Мы снова встретились»(наизусть)
Сколько бы ни прошло десятилетий, ни одно русское сердце не примирится с
гибелью поэта.
Он пал. Россией смерть его оплакана.
Давно друзья ушли по одному
И новым плугом та земля распахана, что там , в скитаньях, грезилась ему.
Ни песни старой, ни былого облика
Все давность убрала и забрала
Лишь самолет, ныряющий сквозь облако,
Порой напомнит горного орла.
А он, с теченьем управляясь яростным,
Одолевая времени предел,Опять, опять плывет под белым парусом
Напоминая нам , что был поэт.
1. Ведущий. В раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он
увидел синеглазую светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие
дети, а там она! С 10 летним мальчиком от этих синих(ангельских) глаз случился
почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все хотел спросить
у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он ее до сих пор не забыл?
Так и жил со смутным воспоминанием чего то прекрасного, почти божественного
«И звуков небес заменить не могли и ей скучные песни земли.»
2. Ведущий. Обратите внимание, что из двух непроницаемых бездн, проблеском
между которыми являются человеческая жизнь, люди все время заглядывают в
ту ,которая ждет, а не в ту, которая осталась позади, смутно надеясь, что их там
ждет какое то продолжение.
1. Ведущий. Лермонтов же прожил свою жизнь так, как будто он что то знал и о
чем то помнил:
« Я счет своих лет потерял»
« Когда я мог забыть, что незабвенно»
«Что без тебя мне вечность эта?»
«Забыть? забвенья не дал Бог»
2. Ведущий. Лермонтов обладал удивительным ощущением космоса. Он первый
из русских поэтов посмотрел на землю с космической высоты. До него все
смотрели снизу вверх на облака, на звезды, на кометы, птиц. Пушкин, правда,
посмотрел вниз, но только с высоты Кавказа «Кавказ подо мною». Разве это
высота?
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал,
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял
И глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял. (чтение наизусть)1. Ведущий. Можно спросить у наших космонавтов, а с какой высоты Казбек
покажется ограненным алмазным камешком, а Дарьяльское ущелье, где
поместится только змея?
2. Ведущий. Космосом веет и от стих я «Выхожу один я на дорогу».
Туман кремнистый, путь, пустыня, и звезда с звездою говорит.
А земля? Спит земля в сиянии голубом!
Это на не «холмах Грузии» лежит ночная мгла.
1. Ведущий. Но в большую литературу М. Ю. вошел со стихотворением «Смерть
поэта», восприняв смерть А. С. Пушкина как личную трагедию, прямо обвиняя в
его гибели царское окружение.
Рефлексия: инсценировки «Исповедь Мцыри» (из поэмы «Мцыри»), Арбенин и
Нина (драма «Маскарад»),вальс из драмы «Маскарад».