Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)
Оценка 5

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
26.02.2018
Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)
Данный материал помогает учителю раскрыть своеобразие пьес А.Н.Островского. Изучая "Грозу", как обязательное произведение, стоит заинтересовать учащихся обсудить главные темы и в этой пьесе. В работе отражены все сюжетные, композиционные особенности пьесы. Очень подробно проанализирован образ главной героини и ее поступков. Есть возможность учащимся сравнить себя с одним из героев. В конце работы предложены темы для творческой работы.
Литературоведческий анализ произведения.doc
Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского «Бесприданница».                 Главным произведением, на примере которого долгое время старшеклассники  знакомились с творчеством драматурга, была «Гроза»,а «Бесприданницу» программа по  литературе рекомендовала для самостоятельного чтения.                Программа по литературе 1991 года предложила изучать в 10 классе «Грозу» или  «Бесприданницу»­ по выбору учителя и учащихся. В этом году мы с 10 классом изучили  «Грозу», и, оказалось, что темы, которые затрагивает Островский в пьесе, важны и  интересны. Ребята сами попросили на уроках внеклассного чтения разобрать  «Бесприданницу».                 Оказалось, что «Бесприданница» тематически близка к «Грозе». Пьеса отражает  главные конфликты своего времени. Пьеса интересна учащимся и тем, то в ней ставятся  коренные вопросы бытия, которые начинают интересовать молодое поколение: о счастье, о  жизненном идеале и бескомпромиссном следовании ему, о любви и подлинно человеческом отношении к ней, о моральной ответственности каждого за свои поступки. Созвучен  нашему времени и образ сильной и гордой героини, мечтающей о нравственно чистой  жизни, большой любви.                 Задача моей работы­ раскрыть своеобразие анализа «Бесприданницы» в школе с  учетом ее родовой и жанровой специфики, законов, которыми руководствовался  драматургический писатель при создании своих пьес.                Основой работы над пьесой, центром её должен стать характер Ларисы.  Прослеживая развитие конфликта, ученикам под руководством учителя нужно прочесть  пьесу так вдумчиво, чтобы осознать логику поведения главной героини , психологическую  сложность и внутреннюю цельность ее характера. Наряду с этим, по ходу нарастания  конфликта, идет работа над уяснением характеров других действующих лиц.             Помня о специфике драматического произведения, в анализ «Бесприданницы»  необходимо включить задания с установкой на мысленное представление прочитанного в  сценической форме. Хорошо бы было посмотреть сценическую постановку.               Изучению пьесы предшествует самостоятельное прочтение ее учениками дома.  Чтобы выяснить первые читательские представления десятиклассников о героях и  характер отклонения их впечатлений от авторского замысла, можно предложить им  написать сочинение «Мои мысли о Ларисе Огудаловой», а в конце его сформулировать  вопросы к учителю о том, что осталось непонятным в содержании пьесы.           Во вступительном слове учитель, рассказывая об эпохе создания пьесы, ее  творческой истории, может подчеркнуть, что сам драматург называл «Бесприданницу»  «большой оригинальной пьесой», которую он старался «отделать самым тщательным  образом». Завершение пьесы удовлетворило драматурга как художника, не встретил он  никаких затруднений при получении разрешения драматической цензуры на ее постановку.  Более того, первое ознакомление публики с пьесой в чтении А.Н.Островского утвердило  его в мысли, что все признали «Бесприданницу» лучшим из всех его произведений.          Предметом внимания учащихся в начале изучения пьесы становится ее заглавие,  афиша, авторская ремарка, характеризующая время и место происходящих событий,  осознается их роль в произведении. Чтобы ученики осмыслили описание обстановки  первого действия как средства характеристики эпохи, быта большого города, перед ними  ставятся  вопросы: «Почему местом действия драматург выбрал городской бульвар и  площадку перед кофейной? Для чего автор в характеристику места действия вводит  пейзаж( вид на Волгу, на большое пространство, леса и села)?» После выяснения роли пейзажа как драматургического элемента пьесы ученикам  дается задание вдуматься в смысл и назначение ремарок.         Выяснить своеобразие характеров главных героев и взаимоотношения между ними в  первом – втором явлении помогут вопросы: 1. Первыми появляются Кнуров и Вожеватов. Что это за люди? Сходства и различия  героев. 2. В какой момент их разговора молчаливый и Кнуров проявляет активность, почему?  Какими языковыми и интонационными средствами драматург передает его особую  заинтересованность замужеством Ларисы? 3. Почему Островский начинает действие с появления не главной героини, а Кнурова и Вожеватова? Что мы узнаем о ней из их разговора?          Центральный эпизод первого действия ­ объяснение Ларисы с Карандышевым –  можно дать для самостоятельного анализа. Учащиеся на основании ремарки к третьему  явлению, первых реплик Ларисы в разговоре с женихом должны определить ее душевное  состояние в момент первого появления. Почему она садится одна? О чем думает? Какой  они представляют ее внешне? Какие черты ее характера раскрывает Островский в этом  явлении? Цель задания – научить школьников вычитывать внутреннее содержание  драматургического образа: сущность характера, сокровенные думы и чувства, скрытые за  высказываниями вслух.          Работу над четвертым явлением учитель может организовать и с помощью таких  вопросов: 1. Как в самом начале диалога драматург раскрывает непонимание Карандышевым  чувств и мыслей своей невесты? 2. Что привело Ларису к необходимости высказаться? Как этот монолог  характеризует героиню? С какой интонацией надо его читать? 3. Почему Лариса, несмотря на то, что Паратов год назад обманул ее, исчез неизвестно куда, продолжает его любить? Каким человеком он ее кажется? С каким чувством  она рассказывает о нем?         В своем комментарии учитель подчеркивает, что диалог между Ларисой и  Карандышевым построен по принципу контраста. На первый план Островский выдвигает  внутреннюю чистоту Ларисы и ее любовь к Паратову.         Завершить анализ четвертого явления может рассказ учителя или ученика о Ларисе.    В пятом – седьмом явлениях первого действия перед нами предстает Паратов. Здесь  следует обратить внимание на противоречивость его натуры и психологически тонкое ее  раскрытие в пьесе. Нельзя при этом пройти мимо такой детали, как подробная авторская  ремарка о костюме Паратова.        Далее целесообразно прослушать сообщения учеников о Паратове: характеристику его  на материале первого действия и рассказ о гриме, костюме, манере говорить, держаться.  Следуя за сценической трактовкой этого образа, учитель в своем обобщении подчеркнет  сложность, силу и незаурядность характера Паратова, его положительные качества, чтобы  учащимся стали понятны любовь Ларисы, ее восхищение, гордость, преклонение перед его  волей, хладнокровием и талантливостью, чтобы они правильно восприняли их встречу во  втором действии, признание Ларисы в любви, ее поездку с ним за Волгу, осознали всю меру жестокости его чудовищного обмана.           Во втором действии нас более всего интересуют противоречия между Ларисой и  матерью, Ларисой и женихом, объяснение ее с Паратовым. Индивидуальные задания,  например, такие, как дать наиболее точное название диалогу Огудаловой с Кнуровым и  подготовить чтение его по ролям; сделать сообщение на тему:» Одиночество Ларисы в  родном доме», подчеркнув, что мать делает ее жизнь невыносимой; рассказать о Харите  Игнатьевне, ее «секретах и хитростях», ­ помогут выявить некоторые проблемы пьесы. Однако смысл самого драматического события этого акта – встречи Паратова с Ларисой –  лучше выявить коллективно. Учитывая двойственность паратовского облика (для Ларисы  он «идеал», для Карандышева и других – промотавшийся кутила, развратный человек),  учитель при анализе восьмого явления просит учащихся определить действенную линию  поведения героев, их душевное состояние и подумать над вопросами: «Поняла ли на этот  раз умная и чуткая сердцем Лариса его истинные чувства и намерения по отношению к  ней? Почему это объяснение усиливает драматизм ее положения, ее душевные мучения?»         Третий акт – кульминационный. При работе над ним важно проследить, как  развертывает Островский драму героини, под влиянием каких причин возникает у нее  решение «бежать…куда глаза глядят» из дома Карандышева, а потом «бежать» от него  самого. Поэтому учащиеся получают задание устно подготовить ответ на вопрос: «Как и  почему меняет Лариса свое отношение к жениху? Что окончательно убеждает ее в том, что он ничтожество?» Это задание поможет старшеклассникам понять как социально­ психологическую сущность характера Карандышева, так и мастерство драматурга в его  изображении.       Для понимания сюжетно­композиционного построения «Бесприданницы» большое  значение имеют в третьем акте одиннадцатое и двенадцатое явления. При анализе сцены  пения Ларисы уместны вопросы о теме, содержании исполняемого Ларисой романса, о  внутреннем смысловом подтексте его. Учитель должен обратить внимание учеников на  художественную целесообразность в данной ситуации именно такого приема  характеристики героини. Здесь естественен вывод об одаренности Ларисы.       Двенадцатое явление – кульминация пьесы, и при анализе это необходимо учитывать.  Поверив раскаянию Паратова, Лариса на его страстную многообещающую просьбу  соглашается оставить жениха и ехать кататься по Волге «сейчас или никогда».     Опираясь на текст, следует раскрыть этот поступок бесприданницы как проявление ее  самостоятельности, воли, героического самопожертвования в любви.     Подготовка к анализу финального акта пьесы может быть проведена в форме домашней  письменной работы по предварительному плану­заданию, направляющему мысль и  воображение учеников на выявление специфики драматического текста с учетом  литературного и театрального аспекта. Цель этих заданий­ организация углубленного  чтения и обучения приемам самостоятельного анализа драматургических средств  изображения персонажей пьесы. Этому помогут задания такого рода: 1. Проанализировать отрывок из диалога Ларисы с Паратовым, ответив на вопросы:  Какие приемы помогают драматургу достичь жизненности и правдивости в передаче предельного психологического напряжения героини? Как нужно произнести фразы в последней реплике, чтобы подчеркнуть ведущие черты характера Ларисы? 2. Определить роль ремарок, перебивающих монолог Кнурова, в передаче чувств и  переживаний Ларисы, раскрытии ее характера(восьмое явление) 3. Указать взаимосвязь монолога Ларисы(девятое явление) с седьмым, восьмым и  последующими явлениями и описать внешность и поведение ее в этом явлении.        На завершающем этапе изучения пьесы стоит обратить внимание на страдания и муки  бесприданницы, оскорбленной тем, что на нее смотрят не как на женщину, не как на  человека, а как «на вещь», доходят до высшей точки. Необходимо показать Ларису  активную, все своим существом протестующую против цинизма, эгоизма, жестокости,  которыми одарили ее накануне дня рождения Паратов, Кнуров и друг детства Вожеватов.  Внимательное чтение одиннадцатого­двенадцатого явлений убеждает учащихся о том, что  она, решительно отвергая мольбы и клятвы Карандышева, угрожающее требование «быть  его», не сделала ни малейшего движения к Кнурову. Искренняя радость, с которой Лариса  воспринимает выстрел и смерть, подтверждает, что она осталась верна себе, чистоте своих помыслов, определившемуся в девятом явлении «выбору пути»­ лучше умереть, чем  поступить против совести.        Изучение «Бесприданницы» завершается итоговой письменной работой. Учащимся  можно предложить следующие темы: 1. Проблема человеческого достоинства и власти денег в пьесе. 2. Трагедия истинной любви к ненастоящему человеку (Лариса и Паратов) 3. К какому из действующих лиц «Бесприданницы» подходит определение «человек­ вещь» 4. В чем видят смысл своей жизни герои «Бесприданницы»? 5. Паратов, как видит его Лариса, и истинное его лицо. 6. Сильный или слабый характер у Ларисы? 7. Смысл и художественные средства воплощения авторского отношения к  Карандышеву.        На заключительном этапе изучения «Бесприданницы» можно посмотреть кинофильм  Жестокий романс» и обсудить с учениками, как события и герои пьесы показаны в фильме  Э.Рязанова.       Изучение пьесы по такому плану поможет выявить сюжетно­композиционное  построение пьесы, дать ученикам представление о характере главной героини, близкое  Островскому, без чего не понять идейно­художественной композиции «Бесприданницы»  ­авторской мысли  об активности человека, его ответственности в выборе жизненного пути, о верности себе. И, наконец, работа над выявлением сценического богатства становится не  только процессом выявления идейно­художественного содержания этой драмы, ее  внутренних закономерностей, но и средством развития читательских навыков, навыков  углубленного, аналитического чтения, умения представить прочитанное, «увидеть»его в  сценической форме.

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)

Литературоведческий анализ произведения А.Н.Островского "Бесприданница" (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018