Л.Н. Толстой "Филипок"
Оценка 4.8

Л.Н. Толстой "Филипок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
11.04.2022
Л.Н. Толстой "Филипок"
Открытый урок
Л. Н. Толстой «Филипок».docx

Открытый урок

Тема урока: Л. Н. Толстой «Филипок»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: познакомить с произведением Л.Н.Толстого «Филипок».

Задачи урока:

  • Познакомить с новыми фактами биографии Л.Н. Толстого;
  • Познакомить с содержанием рассказа Л. Н. Толстого;
  • Учить восстанавливать текст произведения по деформированному плану;
  • Учить определять главную мысль рассказа Л.Н. Толстого.
  • Работать над навыками осмысленного, правильного чтения.
  • Учить работать с текстом.

Планируемые результаты:

Предметные:

·       Научатся воспринимать на слух произведение;

·       Научатся давать характеристику героям;

·       Научатся соотносить смысл пословицы с текстом;

·       Научатся давать характеристику героям.

Метапредметные:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • Определять степень успешности своей работы на уроке.

Личностные:

  • Умение осознавать и определять свои эмоции, эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Проявлять интерес к чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки для работы в парах, картинный план для работы в группах, смайлики для рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

I. Организационный момент.

Звенит звонок,

Зовёт нас на урок.

Урок сейчас пойдёт,

В мир знаний поведёт.

Слайд 1.

- Ребята, поприветствуйте наших гостей, садитесь.

- Начнем урок с хорошего настроения, как у нашего солнышка.

II. Актуализация знаний.

Слайд 2.

- На уроках чтения мы совершаем путешествие в мир книг.

- В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

- Как вы понимаете это высказывание?

(Книги учат человека выражать свои мысли, заставляет думать размышлять. Книги учат, как надо правильно поступать в тех или иных ситуациях.)

 

III. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, и в конце урока ответим на вопрос: «Чему учит нас это произведение?» (вопрос на доске).

IV. Организация познавательной деятельности.

1)Подготовка к первичному восприятию произведения.

Слайд 3.

- Перед вами репродукция картины Николая Богданова-Бельского.

- Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине?

(На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.)

- Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?

(Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.)

-Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение задачи.

- Ребята, предположите, о чем мы сегодня будем читать?

(Сегодня мы будем читать произведение о школе.)

- Подумайте, а кто учится в этой школе?

(Наверное, крестьянские дети.)

 

- Кто же является автором произведения, которое сегодня будем читать и анализировать?

- На этот вопрос вы сможете ответить, когда прослушаете рассказ. Карточка ученику

Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Кто этот писатель?

Этот писатель – Лев Николаевич Толстой.

Слайд 4.

- Мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?

(Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А помогали ему дочери.)

- Какие его произведения вы уже знаете? («Старый дед и внучок», «Котенок», «Три медведя»)

- Пришла пора узнать название нашего рассказа.

Слайд 5.

- Разгадайте ребус. (Филипок.)

- Молодцы, ребята. Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Слайд 7.

 (Это интересно! В заимствованных именах собственных с двойной согласной: написание одной согласной в уменьшительных формах: Филипп - Филипок, Филипка, Филипчик.
В современном языке больше распространена форма с двойным п - Филиппок)

-Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик.)

-Он взрослый или маленький? Почему вы так решили? (Маленький, его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.)

- Посмотрите на обложку книги и предположите о чем будем сейчас читать? Ответы.

 

 Словарная работа.

-В тексте нам могут встретиться непонятные слова. Предлагаю вам выполнить задание на доске.

Словарик с.215

Падённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.

Слобода – большое село, деревня.

Пострелёнок – непоседа, шалун.( Наш Пострел везде успел)

Что значит «полы»? Прочитайте.

Во весь дух – быстро.

Бедовый –шустрый,смелый.

 

2) Первичное восприятие.

Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения учитель задает вопросы. Прием предвосхищения.

- Откройте учебник на с.112.

 - Сейчас мы начнем читать произведение.

Во время чтения рассказа будьте внимательны.

Я буду делать остановки и задавать вам вопросы, а вы – отвечать на них.

 

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти.

-Что произошло дальше?

Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу. — Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке.

-Что случилось потом?

Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.

Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок.

-Что сделал Филипок?

Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

-Куда побежал Филипок?

Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится. 

-Что же было дальше?

Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь.

-Что увидел Филипок?

Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.

— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал.

-Как вы думаете, ушёл ли Филипок домой или остался? Что сделал учитель?

Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.

— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.

— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.

Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.

— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.

— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?

Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.

С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.

3) Проверка первичного восприятия. Прием «пирамида критики»

-Понравился ли вам рассказ?

1. О чем/ком произведение? (о мальчике)

2. Какой у произведения характер? ( Реалистичный/жизненный; поучительный - Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.

3. Место и время действия. (Изба, слобода – дворы, школа)

4. Главные события.

(Скука дома, путь в школу, погоня собак, знакомство с учителем)

5. Гл.герои, какие они?(Мальчик - маленький, непоседа, непослушный, любознательный. Учитель – добрый.)

6. Что чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (Осуждение, переживание, интерес, недоумение, радость, согласие с учителем.)

 

Наводящие вопросы:

1) Кто помог Ф.войти в школу? (Бабка пристыдила)

2) Что Ф.сделал, когда вошел в школу? (Снял шапку, так было раньше принято, значит он был воспитанным)

3) Каким Ф.увидел учителя?(В красном шарфе)

4) Почему Ф.не мог ничего сказать? (Испугался, что учитель прогонит)

5) Отчего Ф.заплакал? (Обидно, что если учитель не разрешит остаться)

6)Кто поддержал мальчика? (Ребята)

7) Когда Ф.осмелел? (Когда учитель похвалил его)

8) За что? (За знание букв)

9) Что изменилось в жизни Филиппка в конце?(Ф. стал ходить с ребятами в школу.)

- Пофантазируйте и придумайте, что произошло с Филиппком дальше. Каким он стал учеником?.

4)Физкультминутка.

5)Работа в парах. Вспомним правила работы в парах.  Когда пара заканчивает работу, они поднимают руки «домиком».

 

- На столе у вас лежат карточки со словами.

Выберете те, которые характеризуют мальчика. Приступили к работе.

 

У детей карточки: маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышленый, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, целеустремлённый.

Проверим, какие слова вы выбрали.

Дети читают слова.

Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?

Слайд 9

 

 

 

смелый

один отправился в школу

бесстрашный

не испугался собак

робкий

смутился перед незнакомым человеком

смышленый

научился складывать буквы, когда читал брат

любознательный

стремился в школу

целеустремленный

очень хотел учиться

-Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

6) Работа в группах.

-Теперь разделимся на три группы (по рядам). И вместе вы выполните последнее задание урока.

-Перед вами и на доске план, в котором нарушена последовательность событий в рассказе. Исправьте ошибки. Проверим вашу работу.

План:

1. Скучно дома.

2. Филипок отправляется в школу.

3. Знакомая дорога.

4. Опасная часть дороги.

5. Встреча с учителем.

6. Ты погоди хвалиться…

 

Слайды с картинками.

V. Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок.

С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто автор этого произведения?

Что нового узнали?

Какие бы черты характера вы хотели бы воспитать в себе?

 

-В начале урока мы поставили перед собой цель узнать:

«Чему учит нас это произведение?».

Так чему же учит нас это произведение?

Чему учит произведение Филипок: рассказ "Филипок" учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.)

 

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу.

Дети оценивают свою работу с помощью смайликов.

Слайд 12.

Какая из пословиц подойдет к нашему произведению?

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Друзья познаются в беде.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Слайд 13.

Наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

                               ,,           

               ФИ          СА=П      

 

 

 

Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Кто этот писатель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

маленький

 

 

ленивый

 

настойчивый

 

взрослый

 

 

робкий

 

 

грустный

 

самостоятельный

 

 

любознательный

 

весёлый

 

смелый

 

 

смышленый

 

целеустремлённый

 

бесстрашный

 

глупый

 

 

 

маленький

 

 

ленивый

 

настойчивый

 

взрослый

 

 

робкий

 

 

грустный

 

самостоятельный

 

 

любознательный

 

весёлый

 

смелый

 

 

смышленый

 

целеустремлённый

 

бесстрашный

 

глупый

 

 

 

маленький

 

 

ленивый

 

настойчивый

 

взрослый

 

 

робкий

 

 

грустный

 

самостоятельный

 

 

любознательный

 

весёлый

 

смелый

 

 

смышленый

 

целеустремлённый

 

бесстрашный

 

глупый

 

 

 

 

 

 

План:

 

Встреча с учителем.

 

Опасная часть дороги.

 

Ты погоди хвалиться…

 

Скучно дома.

 

Знакомая дорога.

 

Филипок отправляется в школу.

 

План:

 

Встреча с учителем.

 

Опасная часть дороги.

 

Ты погоди хвалиться…

 

Скучно дома.

 

Знакомая дорога.

 

Филипок отправляется в школу.

 

План:

 

Встреча с учителем.

 

Опасная часть дороги.

 

Ты погоди хвалиться…

 

Скучно дома.

 

Знакомая дорога.

 

Филипок отправляется в школу.

 


 

Открытый урок Тема урока:

Открытый урок Тема урока:

План урока: I . Организационный момент

План урока: I . Организационный момент

Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик

Как вы думаете, кто такой Филипок? (Филипок-это крестьянский мальчик

Тогда учителю жалко его стало

Тогда учителю жалко его стало

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием

ФИ СА=П

ФИ СА=П

маленький ленивый настойчивый взрослый робкий грустный самостоятельный любознательный весёлый смелый смышленый целеустремлённый бесстрашный глупый маленький ленивый настойчивый взрослый робкий грустный самостоятельный любознательный весёлый смелый смышленый…

маленький ленивый настойчивый взрослый робкий грустный самостоятельный любознательный весёлый смелый смышленый целеустремлённый бесстрашный глупый маленький ленивый настойчивый взрослый робкий грустный самостоятельный любознательный весёлый смелый смышленый…

План: Встреча с учителем

План: Встреча с учителем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2022