Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Л.Н.Андреев. «Кусака».
Цели: Воспитывать чуткость ко всему живому, ответственность за «братьев наших
меньших»
Развивать операции логического мышления: анализ, умение делать выводы, сравнивать;
связную речь, навыки просмотрового чтения.
Дать понятие «сострадания», познакомить с некоторыми биографическими фактами
писателя, проанализировать рассказ «Кусака», определить его тему, идею, образы героев,
роль пейзажа.
1.Орг.момент
I. Вступительное слово учителя.
Машет радостно хвостом,
Когда идёт хозяин в дом.
У неё удел таков -
Дом хранить от чужаков.
Кто там очень громко лает,
Никого в дом не пускает?
Злая видимо, однако,
Ведь зовут её – (Собака) Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “собака”? Друг
Какие впечатления вызвал у вас рассказ «Кусака»?
Какие вопросы у вас возникли? О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, отношении к
ней людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.
На эти вопросы мы сегодня будем искать ответы. Сначала познакомимся с писателем.
2. Личность писателя. Презентация.
Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по
профессии землемер, умер, когда Андреев учился в гимназии. Трудное материальное
положение с юношеских лет и ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое
недовольство окружающей жизнью.
Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками,
ремесленным людом, прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость и
заискивание составляло повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему
нездоровому.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского
университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.
Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в Петербурге.
Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную,
литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей
России начала XX века.
3. Обсуждение рассказа «Кусака». Параллельное составление в тетрадях
цитатного плана.
Часть I. Возможное заглавие: «Она никому не принадлежала».
1. Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно
ярко? (I абзац).
2. Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям? Как удар человека,
которому она поверила, изменил ее дальнейшую жизнь и характер? (С тех пор собака не
доверяла людям, которые хотели ее приласкать и, поджав хвост, убегала, а иногда со
злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось
отогнать ее».)
Часть II. Возможное заглавие: «У нее отняли ее непримиримую злобу».
1. Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны? Сбылась ли мечта собаки? Как
она получила своё имя?
2. Что можете сказать о дачниках? Прочитайте 4 абзац. Как складывались ее отношения с
приехавшими дачниками? Отчего дачники стали добрее? ( На них так действовала
окружающая природа). Почему Кусаке «было больно от непривычной ласки, словно от
удара»?
Изменилась ли собака? (Внешне и внутренне)
3. Как Кусака выражала людям свою преданность? (Бдительно сторожила дачу).
4. Как в жизнь Кусаки вошла любовь?
Составление таблицы «Какой была Кусака» (1 ст.) и какой стала (2 ст.)
Какой была Кусака
Какой стала Кусака
никому не принадлежала
не было собственного имени
грязная, некрасивая, покрытая
засохшей грязью
в одиночестве копила страх и злобу
не доверяла людям, убегала,
злобно ворчала
принадлежала людям
было собственное имя
длинная шерсть очистилась, почернела и
стала лосниться, как атлас
не могла выразить восторга, благодарности
и любви
всей собачьей душою расцвела Кусака Физкультминутка.
Часть III. Возможное заглавие: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».
1. Что стоит за этими словами? (У нее теперь было имя, она принадлежала людям
и могла им служить, она больше не была одинока!)
2. Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?
3. Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие
собаки? (Последствия перенесенных обид. Ничто не проходит бесследно).
Часть IV. Возможное заглавие: «Жаалко».
1. Как мама убедила Лелю, что собаку придется оставить? Согласны ли вы с ее
доводами? (Вопервых, некуда. Вовторых, обещали породистого щенка). Значит, было,
куда! Просто к собаке относились, как к вещи — без жалости и сострадания).
2. Почему Лёля не попрощалась с Кусакой?
3.Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе Почему в историю
Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (Человек часто жесток не только по
отношению к собаке, но и к человеку).
Часть V. Возможное заглавие: «Собака выла».
Как реагировала собака на отъезд дачников?
Примирилась ли собака со своим одиночеством? А чтобы это доказать, обратимся к
тексту.
Читаем главу со 2 абзаца. Как состояние природы помогает понять состояние собаки?
Повтор слов: собака выла, что он обозначает? Почему в этих словах такая
безысходность? Сможет ли Кусака вновь когданибудь поверить людям?
4. Обобщение. Вопросы:
Как вы думаете, если бы Кусака жила в других условиях, была бы у неё такая кличка?
Опять вернёмся к словам песни. Кто же создал «собачью» жизнь Кусаке?
Вспомните, кто еще из русских писателей создал образы четвероногих друзей?
(А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму»)
Кто виноват в одиночестве Кусаки?
Ребята, известный французский писатель, лётчик, погибший в годы Второй мировой
войны, Антуан де СентЭкзюпери сказал: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Как вы понимаете эти строки?
Можно ли дачников назвать ответственными за Кусаку?
Какое качество им присуще? (сострадание и бессердечие как критерий нравственности
человека.
Сострадать = со(вместе, совместно) + страдать; таким образом, сострадать =
разделять чужую боль).
Сострадание жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Бессердечный чуждый мягкости, сердечности в отношениях с людьми, жестокий.
Нравственность правила, определяющие поведение; духовные и душевные
качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нужно ли сострадание в жизни? И кому это надо в первую очередь?
« В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же
душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и
равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни» (Л.Андреев)
А как можно было решить проблему с собакой?
Если бы собака жила в других условиях, была ли у нее такая кличка? Такие ли уж злые
собаки, как в загадке? Ребята, проанализировав рассказ, мы должны определить идею (основную мысль)
рассказа. Как вы думаете, в чём она состоит?
(Автор призывает нас быть сострадательными и милосердными и к людям, и к животным.)
Неужели в нашей жизни не встречаются люди, способные помочь животным, пожалеть их?
(Рассказ учителя о женщине, которая бескорыстно помогает собакам. Статья и
фотография из газеты «Панорама города».
5. Вывод: Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то,
что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта
жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только
окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.
В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не
должны.
6. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвал
рассказ Л. Андреева?»
Дополнительно. Прочитать рассказ Л.Толстого «Бешеная собака». Определите, в
чем сходство этого рассказа и рассказа Л.Андреева
Синквейн
Оценки
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.