Тема «Логарифмическая функция»
Тема «Логарифмическая функция» входит в кодификатор элементов контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена. В базовый уровень включены задачи на преобразование логарифмических выражений, решение простейших логарифмических уравнений и неравенств. Профильный уровень содержит, кроме названных задач, задачи с прикладным характером, содержащие логарифмическую функцию, исследование логарифмической функции с помощью производной и смешанные задания.
Это означает, что задания по теме «Логарифмы» требуют от учащихся глубоких знаний и свободное владение навыками их решения. Отсюда следует актуальность темы исследования.
При изучении темы «Логарифмические уравнения и неравенства» в учебнике алгебры и начал анализа должны быть освещены следующие понятия и вопросы:
1. Понятие логарифма.
2. Свойства логарифмов.
3. Десятичные и натуральные логарифмы.
4. Формула перехода от одного основания к другому.
5. Правила действия с логарифмами.
6. Тождественное преобразование логарифмов.
7. Логарифмическая функция и ее свойства.
8. Решение логарифмических уравнений.
9. Решение логарифмических неравенств.
10. Решение систем логарифмических уравнений.
Используя определение логарифма, свойства логарифмической функции (область определения, возрастание и убывание), а также свойства логарифмов, формулу перехода от одного основания к другому учащиеся должны уметь решать простейшие логарифмические уравнения, неравенства и системы уравнений.
Весь материал рассматривается на примерах.
Пример 1. Решите уравнение
log2 (x2+4x+3) =3
Решение: ОДЗ: x2+4x+3˃0; ОДЗ: х˂ -2 или х ˃ -1
x2+4x+3=8
x2+4x-5=0
x1=1 входит в ОДЗ; x2=-5 входит в ОДЗ.
Ответ. 1; -5.
Пример 2. log5 (2x+3) = log5 (x+1)
Решение: ОДЗ: x>-1
2x+3= x+1
x=-2 не входит в ОДЗ.
Ответ: корней нет
Пример 3. logx (x2-2x+2) =1
Решение: ОДЗ: x>0; x≠1
x2-2x+2=x
x2-3x+2=0
x1=1; x2=2
x1=1 – не входит в ОДЗ. Ответ:2
Пример 4.
Решение: ОДЗ: x>0
Приведем к основанию 5
log5x = t
t2- 2t – 3 = 0
t1=3; t2=-1
log5x=3 ; log5x=-1
x=125; x=0,2
Ответ: 0; 0,2.
Пример 5. 51-3x =7
Решение: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 5
и получим 1-3х = log57
x=
На уроке рассматриваются решения логарифмических неравенств, предварительно повторив возрастание (убывание) логарифмической функции и вырабатывается навык в их решении.
Тема «Логарифмическая функция» входит в кодификатор элементов содержания по математике для составления контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена, представленного в таблице 1.
Таблица 1
Элементы содержания темы «Логарифмическая функция» в спецификации заданий ЕГЭ профильного (базового) уровня
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы |
1.3.1. |
Логарифм числа |
1.3.2. |
Логарифм произведения, частного, степени |
1.3.3. |
Десятичный и натуральный логарифмы, число е |
1.4.5. |
Преобразование выражений, включающих операцию логарифмирования |
2.1.6. |
Логарифмические уравнения |
2.2.4. |
Логарифмические неравенства |
3.3.7. |
Логарифмическая функция, ее график |
3.3.8 |
Смешанные уравнения. |
В общей сложности в базовый уровень задания по теме «Логарифмическая функция» могут быть в базовом уровне включены в 3 задания из 20, и в профильном уровне - в 8 заданий из 19, включая смешанные уравнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Поскольку старшие подростки предъявляют повышенные требования к окружающим и к себе, то системе обучения старших школьников нужна продуманная во всех деталях модель современной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося.
При решении логарифмических уравнений их приводят к решению алгебраических уравнений, используют свойство логарифмов: если логарифмы двух чисел по одному и тому же основанию равны, то равны и сами эти числа. Отдельные логарифмические уравнения приводятся к алгебраическим уравнениям с помощью ввода новой неизвестной величины. Отдельные уравнения решаются методом почленного логарифмирования, в случае необходимости применяют формулу для перехода от одного основания логарифмов к другому
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.