Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН
Оценка 5

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
1 кл
01.03.2017
Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН
Фонетико-фонематическое недоразвитие это расстройство процессов связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми нарушениями, которые были вызваны дефектами восприятия и произношения фонем. Всем известно, что грамматически правильная речь это не только показатель того, что ребёнок готов к обучению в школе, но и залог успешности ребёнка в овладении грамотой и чтением.Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции
Логопедическая работа с детьми.docx
Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН Фонетико­фонематическое   недоразвитие   это   расстройство   процессов связанных с формированием произношения у детей, страдающих различными речевыми   нарушениями,   которые   были   вызваны   дефектами   восприятия   и произношения фонем.                   Всем известно, что грамматически правильная речь это не только показатель   того,   что   ребёнок   готов   к   обучению   в   школе,   но   и   залог успешности ребёнка в овладении грамотой и чтением.                         Фонематический   слух   ­   это   тонкий,   систематизированный   слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».         Понятие   «фонематический   слух»   следует   отличать   от   понятия   «фонематическое   восприятие».   Фонематическое   восприятие   –   это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие   помогает   ответить   на   эти   вопросы.   Правильное   развитие фонематического   слуха   и   фонематического   восприятия   лежат   в   основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Влияние  нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.   Речь детей с ФФН характеризуется неправильным  произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков   на   более   простые   по   месту   и   способу   артикуляции   (например,   р заменяется на л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д.). В ряде случаев ребенок может   правильно   произносить   изолированный   (т.е.   отдельный)   звук,   а   в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16­20 звуков. Такие нарушения   звукопроизношения   у   детей   непосредственно   обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.       Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:  недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;  недостаточное различение значительного количества звуков из разных   при   относительно   сформированном   их фонетических   групп   произношении;  глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может   выделить   их   из   состава   слов,   определить   последовательность звуков в слове.           Наряду   с   нарушенным   звукопроизношением   у   детей   с   фонетико­ фонематическим   недоразвитием   речи   наблюдаются   ошибки   в   слоговой структуре   слова   (это   количество   и   порядок   слогов   внутри   слова)     и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Нередко   отдельные   дети   с   ФФН   затрудняются   в   произношении   слов   со сложной   слоговой   структурой   и   со   стечением   согласных,   а   также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала   они   искажают   звуко­слоговой   рисунок   слов:   опускают   слоги, переставляют   их   местами   и   заменяют,   могут   пропустить   или,   наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.   Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.      Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко­слоговой состав слов,   что   может   привести   к   появлению   стойких   ошибок   при   овладении письменной речью. Основными задачами коррекционного обучения являются следующие:  Формирование звукопроизношения.    Развитие фонематического слуха.   Подготовка к обучению грамоте.  Логопедическая работа начинается с уточнения артикуляции имеющихся у детей (сохранных) звуков.  Организационно занятия проводятся как фронтально (со всей группой), так и индивидуально.  Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего года в определенной системе по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На этих занятиях прежде всего отрабатывается произношение гласных звуков: у, а, и, э, о, затем  простых  согласных: п, п’, к, к’, л’, х, с, с’, з, з’ и вновь поставленных звуков: ц, т, б, б’, д, д’, г, г’, ш, л, ж, р, р’, ч, щ. В процессе развития звукопроизношения у детей воспитывается внимание к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать   в   памяти   воспринятый   на   слух   материал,   слышать   звучание собственной   речи   и   исправлять   свои   ошибки.   Наряду   с   упражнениями   на закрепление   поставленных   звуков   постепенно   вводятся   упражнения   на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф­в, с­ з,   п­б,   т­д.   к­г,   ш­ж); свистящие   и   шипящие (с­ш,   з­ж);фрикативные   и аффрикаты (с­ц); плавные и вибранты (р­л, р’­л’); мягкие и твердые (с­с’, з­ з’ и др.).  С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти в системе   обучения   предусматриваются   специальные   упражнения,   которые можно разделить на две группы. Одна   группа   упражнений направлена   только   на   восприятие,   речи—дети отвечают на вопросы при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание   воспринятых   на   слух   рядов   слов,   специально   подобранных инструкций   и   другого   речевого   материала.   Эти   упражнения   особенно необходимы   в   самом   начале   обучения,   когда   активный,   правильно произносимый словарь детей ограничен. Вторая группа упражнений, имея те же цели, предусматривает не только правильное восприятие лексического материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений; заучивание наизусть различного речевого материала в связи с закреплением правильного звукопроизношения.  По мере овладения новыми звуками детей постепенно знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’ дети подбирают прилагательным .  При   дифференциации   звуков р­л логопед   подбирает   словосочетания,   в которых дети употребляют существительные в определенных падежах.  существительные     к   В   это   же   время   вводятся   разнообразные   упражнения   на   составление   и распространение   предложений   по   вопросам,   опорным   словам,   по демонстрации действий.  Постепенно   в   предложения   включают   предлоги,   особенно   те,   которые   не всегда правильно употребляются детьми: над, из­за, из­под, между, через. Далее   логопед   начинает   включать   в   занятия   упражнения   в   пересказе, заучивании текстов, составлении рассказов по картине, серии картин.  На   каждом   фронтальном   занятии   проводятся   упражнения   по   подготовке детей к анализу звукового состава слова. Сначала внимание дошкольников привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова (Хлопни в ладоши, если услышишь звук у; если услышишь слово со звуком т; слог со звуком п и т. п.; Отбери картинки, в названии которых есть звук ” и т. п.).  Постепенно   от   умения   слышать   отдельный   звук   в   составе   слова   детей подводят   к   овладению   навыками   полного   звукового   анализа   простейших односложных слов.  Предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. Так,   первоначальная   подготовка   к   анализу   включает   в   себя   следующие разделы:   выделение первого ударного гласного звука (а, о, у, и) в начале слова. На   материале   этих   звуков   детям   дается   первое   представление о том, что   звуки   могут   быть   расположены   в   определенной последовательности.   Дети   определяют   количество   звуков   и   их последовательность в звукосочетаниях;   выделение   первого   и   последнего   согласного   звука   в   односложных словах (кот, мак); анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок;   выделение   в   слове   ударного   гласного   из   положения   после согласного(Кот, Танк),   овладение   звуковым   анализом   и   синтезом   прямых   слогов   типа са, а также односложных слов типа суп, сок, сук.  По   мере   овладения   детьми   этими   навыками   во   фронтальные   занятия включают   все   большее   количество   упражнений   сочетающих   в   себе закрепление   поставленных   звуков   с   осознанным   анализом   и   синтезом звукового состава слов. Эта работа помогает быстрейшему введению в речь поставленных звуков.  Постепенно основной единицей изучения становится слово. Детей учат делить слово   на   слоги,   используя   в   качестве   зрительной   опоры   схему.   Сначала обозначается все слово, затем слоги и далее звуки. Дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных, двусложных и трехсложных слов без стечения   согласных   и   со   стечением   (ваза, панама,   стул,   кошка,   стакан, капуста и др.). Дети   узнают,   что   в   слове   столько   слогов,   сколько   гласных звуков.   По   мере   обучения   осуществляется   переход   к   полному   анализу   и синтезу   слов   без   помощи   схемы.   Параллельно   проводятся   упражнения   на преобразование слов путем замены одного звука другим (кот — рот и т. п.). В   это   же   время   дети   усваивают   термины   “слог”,   “слово”,   “предложение”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый”, “мягкий”, “звонкий”, “глухой” (согласные звуки).  В   результате   многочисленных   упражнений   на   правильное   произношение звуков, на анализ и синтез звукового состава речи дети оказываются хорошо подготовленными   к   овладению   чтением.   Теперь   перед   ребенком   ставятся новые   задачи:   освоить   буквенные   обозначения   звуков,   научиться   сливать буквы в слоги, усвоить сознательное, беглое, послоговое чтение.  Эффективным приемом обучения является чтение по следам анализа: слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, затем оно делится на слоги и звуки и далее следует обратный процесс —соединение звуков в слоги и чтение слова по слогам. Необходимо строго следить за тем, чтобы   ребенок   читал   с   л   и   т   н   о.   Сначала   воспитывается   навык одновременного   восприятия   двух   букв,   затем   трех.   Очень   важно   следить, чтобы   дети   понимали   каждое   прочитанное   ими   слово,   а   позднее   и предложение,   Для   тренировочных   упражнений рекомендуется использовать составленные из букв слоговые ряды, специально подобранные слоги и слова, оформленные в виде таблиц.    небольшой   текст. Обучение   складыванию   слов   из   разрезной   азбуки   сочетается   с   обучением письму. По следам звукового анализа и синтеза дети пишут печатными буквами, а потом   читают   написанное   (слова,   предложения,   небольшие   рассказы).  Большое внимание уделяется разнообразным упражнениям на преобразование слов (составить из данных букв ряд слов; путем добавления букв сложить новые слова; вставить в слово недостающие буквы и др.).  Итак, к концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза   слов   разной   слоговой   структуры,   уметь   читать   и   писать   слова, предложения   и   небольшие   тексты   с   последующим   объяснением   смысла прочитанного. Кроме того, дети практическим путем усваивают некоторые правила правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложений. Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у младших школьников полноценную речь.

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН

Логопедическая работа с детьми, имеющими ФФН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017