Подгрупповое коррекционно-развивающее логопедическое занятие во 2 классе по теме: «Звук и буква К».
Цель: Формирование навыка дифференцировать звук и букву К.
Задачи:
1.учить различать звук [К] ;
2.выделять звук [К] в ряду других звуков, слогов, слов;
3.уточнить характеристики данных звуков;
4.учить дифференцировать букву К на письме;
5.развивать зрительное восприятие;
Оборудование: предметные картинки, карточки с письменным заданием для каждого ребёнка, разрезные картинки, «тактильные буквы».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь за парты.
2. Введение в тему занятия.
На доске висят картинки, на которых изображены курица, корова, кошка.
Логопед: Назовите, что изображено на картинках на доске.
Ученики: Ответы
Выделение первого звука в словах: курица, корова, кошка
Логопед: Какой звук стоит первым в названиях этих слов?
Ученики: Звук [К]
Логопед: Напишите эту буквы в воздухе.
Ученики: выполняют инструкцию
Логопед: Ребята, вы догадались какая тема занятия?
Ученики: Ответы
Логопед: Правильно! Молодцы!
3. Собери картинку.
Логопед: Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем разрезная картинка, которую Вам необходимо собрать.
Ученики собирают разрезную картинку.
Логопед: Кого вы видите на картинке?
Логопед: Верно. Это Карлосон. Он сегодня пришел к нам на урок и принёс много интересных заданий.
4. Уточнение артикуляции звука [К] .
Логопед: Произнесите звук К. В каком положении зубы? В каком положении губы, язык? Как проходит воздух?
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука К ? (не дрожит)
Ученики: ответы
Логопед: Дайте характеристику этим звукам. Звук [К] – согласный, твердый, глухой,
Ученики: ответы
5. Характеристика букв К.
Логопед: Напишите пальцем в воздухе букву К.
Ученики: Выполняют задание
Логопед: Ребята, из каких элементов состоит эта буква?
Ученики: Ответы
Логопед: А теперь попробуйте написать носом эту букву.
Ученики: Выполняют задание
6.Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Карлосон просит вас сделать артикуляционную гимнастику.
«Широкий язык — узкий язык», «Киска сердится», « Трубочка»
Логопед: Вы большие молодцы! Справились все с этим заданием!
7. Игра «Узнай звук» (определить наличие / отсутствие заданного звука в ряду других звуков).
Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [К] среди других звуков:
Г, к, н,с,г,ф,в,к,м,ч,ю,н,к,г,к,
Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [К] в слогах:
На-ка-гу-гы-но-ко-го-со-ку-ну-гу-ка
Логопед: Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к] в словах:
Дом-гость-кость-гусь-куст-нога-нос-рука
8. Составь букву.
Логопед: У нас на столе лежат доски на резинках. Составьте букву К, используя резинки. Молодцы! На столе расположены рисунки. Выберите те изображения, где есть буква К.
Ученики: выполняют инструкцию.
9. Определить позицию звука в слове.
Логопед: Определи место звука [К] в словах и распредели их по вагонам. В последний вагон самостоятельно придумай слова.
Кабан,краб,веко,бак,казна,калитка,букет,жук,банк,бокал
В начале слова |
В середине слова |
В конце слова |
Придумай |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логопед: Сколько слов получилось в каждом вагоне? Ученики: ответы
Логопед: Молодцы! С заданием справились!
10. Соотнесение звука с буквой.
Логопед: Как на письме обозначим звук [К]?
Ученики: буквой К, к
Логопед: На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит-
Буквой К на нас глядит.
Логопед: Посмотрите на картинку. Это печатная и прописная буква К. (плакаты с печатной и прописной буквами К на доске).
Пишем букву К:
- прописной заглавной;
- прописной строчной.
10. «Зашумленные картинки».
Логопед: Назови картинки и раскрась букву К.
Логопед: Обведи букву К в красный квадрат.
Логопед: Назовите изображенные предметы. Закрасьте предметы, в которых есть буква К – красным цветом.
Логопед: Молодцы! Вы справились!
11.Физ.минутка
Логопед: Вы устали? Давайте встанем, проведем физическую минутку.
Мы шли, шли.
Следы нашли.
Наклонились, поднялись – дальше пошли.
На счёт раз - согнуться, разогнуться.
На счёт два – подтянуться.
На счёт три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
На счёт пять - тихо сесть.
12. Игра «Один-много».
Логопед: Карлосон предлагает поиграть в интересную игру. Я называю предмет в единственном числе, а вы называете во множественном числе.
Кот-коты
Книга-Книги и т.д
Логопед: Вы справились с этим нелегким заданием! Молодцы!
Задание 13. «Найди правильно написанные буквы»
Логопед: Найди правильно написанные букву К обведи ее по контуру.
Задание 14. «Зашумленные буквы».
Логопед: Найди буквы К и обведи красным цветом.
Логопед: Найди предметы, в которых есть буква К и раскрась их.
Задание 15. «Тактильные буквы».
Логопед: Разделитесь по два человека. Ваш напарник должен закрыть глаза, а вы даете потрогать ему предмет. Какая форма у предмета?
Возьмите палец вашего напарника и проведите по написанной букве. А теперь проведите в воздухе букву, по полученным ощущениям, проговорите ее вслух. Поменяйтесь ролями и поменяйтесь буквами.
16. Зрительная гимнастика
Логопед: Ребята, у Карлосона устали глаза. А у вас устали? Проведем гимнастику для глаз. Следите глазами за направлением указки.
Ученики: выполняют инструкцию.
Логопед: Двигаем глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмуримся и посчитаем до десяти. Представим себе большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
Ученики: выполняют инструкцию.
Задание 17. «Запиши и подчеркни»
Логопед: Вставь пропущенные буквы к – н. Прочитай
стихотворение. Подчеркни букву К – одной чертой.
Рыб___а плавает в водице.
Рыб___е весело играть.
Рыб___а, рыб___а – балов___ица,
Я хочу тебя поймать.
Рыб___а хвости__ом мах__ула,
__рош__у хлеб__ую взяла.
Рыб__а хвости___ом мах__ула.
Рыб__а раз, и уплыла!
Задание 18. «Найди спрятанные слова».
Логопед: Незнайка подготовил для нас интересное задание. Но когда он собирался к нам, слова слились в одно большое. Нам нужно разделить эти слова.
Танкпесокносилкикоровакурицакрест
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра 19. Пальчиковая гимнастика (выполнять одновременно двумя руками с проговариванием слов).
Логопед: Разомнем наши пальцы.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнечный денёк!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!»
Задание 19. «Наложенные предметы»
Логопед: Назовите изображенные предметы. Заштрихуйте те рисунки, в которых есть буква К.
Задание 20. Графический диктант.
Логопед: Перед вами листы, и краткие указатели. Найдите точку на листе – это будет начало рисунка. Теперь следуя указателю нарисуйте рисунки. Что у вас получилось?
Ученики: выполняют инструкцию.
21. Итог занятия.
Логопед: Карлосон благодарит вас за активное участие на уроке.
-Какую тему мы сегодня проходили?
- Как вы считаете, со всеми заданиями справились?
- Какие задания вызвали трудности?
- Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!
Список используемых источников:
1. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.