Логопедическое занятие "Звуки Г - ГЬ. Буква Г" (1 класс)
Оценка 4.9

Логопедическое занятие "Звуки Г - ГЬ. Буква Г" (1 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—2 кл
17.01.2020
Логопедическое занятие "Звуки Г -  ГЬ. Буква Г" (1  класс)
Фронтальное логопедическое занятие в 1 классе с презентацией.
Звуки Г-Гь 1.docx

Логопедическое занятие "Звуки Г -  ГЬ. Буква Г"

(1  класс)

Цели  занятия:

Коррекционно-развивающие:

- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, предложения;

 -учить  дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;

-развивать  фонематический  слух и  восприятие;

 - развитие  лексико - грамматической  стороны  речи;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

- отработка  умения  согласовывать  свои  движения  с  действиями  других  детей, с  ритмом и  текстом;

- развитие  общей  и  мелкой  моторики

 

Коррекционно-образовательные:

- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи  прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;   числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
- продолжать работу по профилактике дисграфии;
- упражнять в подборе антонимов;

- обогащение  словарного  запаса;


Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
-воспитывать потребность детей к правильной речи.

 

 

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий: уметь  дифференцировать  звуки  по  твердости  и  мягкости,  уметь  проводить  звуко - слоговой  анализ,  определять  место  звука  в  слове, уметь  выделять звуки  среди  других  звуков,  в  слогах,  словах,  предложениях, уметь ориентироваться в способах согласования имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, имени  существительного  и  имени  числительного;  уметь  подбирать  антонимы, уметь  правильно  составлять  предложения.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успешной учебной деятельности; понимание необходимости учения, положительного к нему отношения, применение приобретенных навыков в практической деятельности.
Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, формулировать простые выводы.
Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Информационная: знание характеристики  звуков, артикуляции  звуков, навыки звуко-слогового  анализа,  знание  антонимов, число  им. существительного  (единственное  и  множественное),

Коммуникативные: навыки использования ответов для общения с учителем, учащимися; умение выражать радость, одобрение или желание сотрудничать с другими учениками, желание общаться.

Социальная: сотрудничество, работа в команде, желание применять полученные знания для достижения хороших результатов в учебе и в социальной жизни ребенка за пределами школы.

 

Оборудование:

разрезные картинки со звуком Г, Гь, индивидуальные  зеркала, цветные  ручки,  картинки гуся, гусёнка, гномика, профили  артикуляции  звуков, схема звукового  анализа,   прищепки (зеленые, красные, синие), слоговые  линеечки,  удочка,  рыбки  с  картинками,  цветные  магниты, презентация "Звуки  Г - Гь. Буква  Г.  Грибы", компьютерное  оборудование, интерактивная  доска,  проектор.

 

 

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята !. 

Цель: активизировать внимание детей.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем четко говорить,

И не будем мы спешить

 

II.  Развитие  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.  Работа  по  развитию  дыхания.

1. Развитие  мелкой  моторики.

Мышка  мыла-мыла  лапку:

каждый  пальчик  по  порядку.

Вот  намылила  большой,

Сполоснув  его  водой.

Не  забыла  и  указку,

Смыв  с  него  и  грязь , и  краску.

Средний  мылила  усердно-

Самый  грязный  был  наверно.

Безымянный  терла  пастой,-

Кожа  сразу  стала  красной.

А  мизинчик  быстро  мыла-

Очень  он  боялся  мыла!

2.  Массаж  лица (по  массажным  линиям):

- "лоб- ушки";

- "рисуем  брови";

- "наденем  очки";

- "нос - ушки";

- "подбородок - ушки";

- "нарисуем  усы";

- "веселый  клоун";

- "клювик";

- "румяна";

- "ушки"

- "пальцевой  душ".

3. Артикуляционная  гимнастика.

- Для  того,  чтобы  речь  стала  чистой  и  красивой, что  необходимо  делать?

 - Артикуляционную  гимнастику.

"Улыбочка" , "Трубочка",  "Качели",  "Часики", "Наказать  непослушный  язык",  "Горочка",  "Катушка ",  "Лошадка",  "Маляр" (зеркала).

4. Работа  по  развитию  дыхания  и  голоса.

- Голосовые  упражнения:  произносить на  одном  выдохе   а - у - и - о.

-  Дыхательные упражнения:

на вдохе- руки поднять через стороны вверх,

на выдохе- руки опустить: ааааааа

на вдохе- руки в стороны,

на выдохе- обхватить плечи, скрестив : оооооо

на вдохе- руки перед собой,

на выдохе- руки вниз: уууууу

 

II.  Развитие  произношения  и  обучение  грамоте.

1.  Актуализация  знаний.

 - Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (схемы  звуков)

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

-  Мы не можем звук увидеть,

   И не можем в руки взять.

   Звук мы можем только слышать,

   А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки?

- Звуки делятся на гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Обозначаем  красным  цветом.  Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Они  могут  быть  твердыми  и  мягкими.  Твердые  обозначаем  синим,  а  мягкие - зеленым  цветом.

-  Гласные тянутся к песенке звонкой.

   Могут заплакать и зарыдать.

   В темном лесу звать и аукать,

   Но не желают свистеть и ворчать.

   А согласные согласны

   Шелестеть, шептать, скрипеть,

   Даже фыркать и шипеть,

   Но не хочется им петь.

- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

2. Введение  в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.

 - Гусь,  гитара,  груша,  гриб,  гном,  крокодил  Гена.

- Назовите, какой звук есть во всех этих словах?

-  звуки  Г,  Гь.

- Значит  с  какими  звуками  мы  сегодня  познакомимся,  с  какой  буквой?

- Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

- Ребята, откройте  тетради  и  запишите число  и  тему  занятия.

 - Какое сегодня число, месяц, день недели?

 - Сегодня  на  занятии  мы  будем  учиться  различать  два  звука  Г - Гь. 

 3. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

Отгадайте мою загадку:


По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

 

- Кто это? (картинка  гуся)

- Гусь


-Как гогочет гусь?

- Га-га-га.


-Назовите 1 звук в слоге: га?

 - Первый  звук - Г.

 - Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили  артикуляции  звуков).


Губы в улыбке, зубы обнажены, разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

 4. Характеристика  звука. 

 - Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?

- Да.

-Что мешает?

- Задняя  часть  спинки  языка  упирается  в  мягкое  нёбо, образует  горочку.  Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом.

- А если встречается преграда, значит звук Г какой?

- Согласный.

-А теперь проверьте звонкий или глухой? Как  обозначаем?

- Голос включается - звук  звонкий, колокольчик.

-В  слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?  Как  обозначаем?

 - Твердый, синий  цвет.

- Сделайте  общий  вывод.

 - Звук  Г - согласный,  твердый,  звонкий.  Обозначаем  синим  цветом  и  колокольчик.

 - Запишите  в  тетради  схему  звука  Г.

-Скажите, как зовут детёныша у гуся?  (картинка  гусёнка)

- Гусёнок.

-Как гогочет гусёнок: ГЯ

- А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ?

 -Первый  звук  - ГЬ.

- Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили  артикуляции  звуков).

Губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка лежит внизу и упирается  в  нижние  зубы. Спинка  языка  образует  горочку.

-Расскажите про звук ГЬ.

 - Звук  Гь - согласный,  звонкий,  мягкий.  Обозначается  зеленым  цветом,  колокольчик. 

 - Запишите  схему  звука  Гь  в  тетради.

5. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

- Сейчас мы отправимся в путешествие. Вы  любите  путешествовать?

 - Да.

 - Тогда  вперед!

А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.  (картинка  гуся)

 - Это  ГАНС - гусь.

 - Г, И, Г, А.

 - Это  ГИГА - гном.

 Выделение звуков. 

 - Ганс  собирается  в  дорогу.  Поможем  ему  собрать  звуки. 

Ловим звук (хлопаем  в  ладоши)

А) среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, Ть,  Сь,  Гь,  Дь,  Кь,  Гь….
Б) среди слогов: ГА, ДА,ГЕ,  ТО, ГИ,  ЛЫ, АГ, АШ,  ОГ, ОК.

 Введение сюжета в занятие.

Гансу гном  принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо  не сказал.


-За это гном Ганса превратил в крошечного гусёнка и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»

А  какие  испытания  нам  надо  пройти  вместе  с  Гансом  мы  узнаем  после  физкультминутки.

 

Физминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается.

 

- А  вот  и  1  испытание - чистоговорки. 

- Ганс идёт по лугу и проговаривает  чистоговорки.  Давайте и мы поможем Гансу проговорить  чистоговорки.  Читаем  громко  и  четко.

Ги–ги-ги – потеряли сапоги

Гу–гу-гу – гуси  на лугу

Га-га-га – зеленые  луга

Ге-ге-ге – картошка в пироге

Го-го-го – кричит ослик: Иго – го

2  вариант.  Проговорить  предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

 - Мы  справились  хорошо  и  помогли  Гансу  пройти  1  испытание!

 2   испытаниеДифференциация звуков Г -ГЬ  в  словах.

  Гном  велел  Гансу  поймать  много  рыбок  на  обед.

- Ребята,  вы  должны  поймать  рыбку. Но  рыбки  необычные,  а  с  картинками.  Вы  должны  назвать  картинку,  определить  место  звука (Г, Гь)   в  слове  (в  начале,  в  середине,  в  конце)   и  сказать  какие  это  звуки  (твердые  или  мягкие).

 Упражнение  "Поймай  рыбку".

- Молодцы, мы  прошли 2 испытание !

- А вот вам задание - 3 испытание:


3  испытание - Игра «Наоборот»

Тихо - громко

Веселый - грустный

Сытый - голодный

Сладкий - горький

Ласковый - грубый

Редкий - густой

Чистый - грязный

Шершавый - гладкий

Мелкий - глубокий.

- Молодцы, мы помогли пройти Гансу  3  испытание.

 

4  испытание - Звуко-слоговой анализ слов.

- Ганс плывёт на корабле.
  Вдруг на море буря.
  Ганс воскликнул: «Быть беде!
  Неужто утону я?


- Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов : Ганс, Гига.

Работа  слоговыми  линеечками (звуко - слоговой  анализ  слов)

Работа  в  паре.

 - Ганс - 4  буквы,  4  звука.

[Г] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[а] - гласный,  (красная прищепка)

[н] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[с] - согласный,  твердый,  глухой  (синяя  прищепка)

 - Сколько  гласных  звуков?

 - 1  гласный - А.

 - Какое  есть  правило  для  определения  слогов?

 - Сколько  в  слове  гласных  столько  и  слогов. 

 - В  этом  слове  1  слог.

 - Сколько  согласных  звуков?

 - Согласных  звуков - 3.

 - Определите  место  звука  Г?

 - Звук  Г  стоит  в  начале  слова.

- Гига - 4  буквы,  4  звука.

[Г  ] - согласный,  мягкий,  звонкий (зеленая  прищепка)

[и] - гласный   (красная   прищепка)

[Г] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[а] - гласный   (красная   прищепка)

 

 - В  этом  слове  2  гласные,  значит  2  слога.

- Звук Г - твердый,  в  начале  слова.

 - Звук  Гь - мягкий,  в  середине  слова.

- Молодцы, мы опять помогли Гансу.

 

5 испытание - Знакомство   с   буквой Г .

- А  какой  буквой  обозначается  звуки  Г, Гь?

- Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите букву на  слайде.
-На что похожа буква?

- На  гуся.
-Посмотрите на гусыню Она вытянула шею, изображая букву Г.

- Молодцы,  мы с вами выполнили ещё одно испытание!

 

Образование множественного числа существительных.

5  испытание - Игра « Один - Много»

 Нам  предстоит пройти  еще  одно  испытание.

1  вариант.  

Огурец – огурцы,

голубь - голуби,

ягода - ягоды,

магазин - магазины,

город - города,

гараж - гаражи,

гусь - гуси,

гость - гости,

гора - горы,

газета - газеты,

попугай - попугаи.

 

2  вариант.   Сосчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.

6  испытание. Работа  с  предложением.

 - Чтобы  расколдовать  гуся  Ганса  нам  предстоит  выполнить  последнее  испытание - составить  правильно  предложение.  Слова  в  предложении  "не  дружат" (стоят  не  по - порядку).

Деформированное  предложение :  Галя, Гена,  много,  и,  набрали,  грибы.

-  Предложение:  Галя  и  Гена  набрали  много  грибов.

- Назовите  слова со  звуками  Г, Гь.

 - Галя, Гена, грибы.

III.  Развитие  лексико - грамматической  стороны  речи.

7  испытание -  "Грибы.  Съедобные  и несъедобные  грибы".

- Ребята,  а  вы  знаете  какие  грибы  можно  собирать, а  какие  нельзя?

 - Можно  собирать  только  съедобные  грибы.  Нельзя  трогать  и  собирать  ядовитые  грибы.

 -  Беседа.  "Грибы.  Съедобные  и несъедобные  грибы".

 - Молодцы,  ребята!  Мы  выполнили  все  испытания  гнома. 

-  Ганса гном расколдовал,
   Прежний рост ему отдал.
   Воротился Ганс домой
   Он не маленький – большой!

IV. Итог занятия.  Рефлексия

- С какими звуками мы сегодня познакомились?
 - Угадайте  о  каком  звуке  я  говорю (дается  характеристика  звуков  Г, Гь).

 - Для  чего  вам  надо  это  знать?
 - Что  понравилось  на  занятии?

 - Что  бы  вы  хотели  узнать  на  следующем  занятии?

- Как  бы  вы  оценили  свою  работу  на  занятии?

(зелёные   гусята – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные  гусята – не справился с заданием, у меня грустное настроение,  синие   - я  старался,  но  у  меня  не  все  получилось).



 

Скачано с www.znanio.ru

Логопедическое занятие "Звуки

Логопедическое занятие "Звуки

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс :

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс :

Ход занятия: I . Оргмомент. -

Ход занятия: I . Оргмомент. -

Артикуляционная гимнастика. -

Артикуляционная гимнастика. -

Звуки делятся на гласные и согласные

Звуки делятся на гласные и согласные

Какое сегодня число, месяц, день недели? -

Какое сегодня число, месяц, день недели? -

Голос включается - звук звонкий, колокольчик

Голос включается - звук звонкий, колокольчик

А) среди других звуков: О, К, Г,

А) среди других звуков: О, К, Г,

Он…. Она….. Они…. - Мы справились хорошо и помогли

Он…. Она….. Они…. - Мы справились хорошо и помогли

Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги

Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой

Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой

Назовите слова со звуками

Назовите слова со звуками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020