Логопедическое занятие "Звуки Г - ГЬ. Буква Г" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Фронтальное логопедическое занятие в 1 классе с презентацией.
Иконка файла материала Звуки Г-Гь 1.docx

Логопедическое занятие "Звуки Г -  ГЬ. Буква Г"

(1  класс)

Цели  занятия:

Коррекционно-развивающие:

- познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, предложения;

 -учить  дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;

-развивать  фонематический  слух и  восприятие;

 - развитие  лексико - грамматической  стороны  речи;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;

- отработка  умения  согласовывать  свои  движения  с  действиями  других  детей, с  ритмом и  текстом;

- развитие  общей  и  мелкой  моторики

 

Коррекционно-образовательные:

- учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи  прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;   числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
- продолжать работу по профилактике дисграфии;
- упражнять в подборе антонимов;

- обогащение  словарного  запаса;


Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, критичное и осознанное отношение к речи;
-воспитывать потребность детей к правильной речи.

 

 

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Познавательные УУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий: уметь  дифференцировать  звуки  по  твердости  и  мягкости,  уметь  проводить  звуко - слоговой  анализ,  определять  место  звука  в  слове, уметь  выделять звуки  среди  других  звуков,  в  слогах,  словах,  предложениях, уметь ориентироваться в способах согласования имени существительного и имени прилагательного в роде, числе, падеже, имени  существительного  и  имени  числительного;  уметь  подбирать  антонимы, уметь  правильно  составлять  предложения.

Личностные УУД: адекватное понимание причин успешной учебной деятельности; понимание необходимости учения, положительного к нему отношения, применение приобретенных навыков в практической деятельности.
Коммуникативные УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных задач, формулировать простые выводы.
Регулятивные УУД: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока:

Информационная: знание характеристики  звуков, артикуляции  звуков, навыки звуко-слогового  анализа,  знание  антонимов, число  им. существительного  (единственное  и  множественное),

Коммуникативные: навыки использования ответов для общения с учителем, учащимися; умение выражать радость, одобрение или желание сотрудничать с другими учениками, желание общаться.

Социальная: сотрудничество, работа в команде, желание применять полученные знания для достижения хороших результатов в учебе и в социальной жизни ребенка за пределами школы.

 

Оборудование:

разрезные картинки со звуком Г, Гь, индивидуальные  зеркала, цветные  ручки,  картинки гуся, гусёнка, гномика, профили  артикуляции  звуков, схема звукового  анализа,   прищепки (зеленые, красные, синие), слоговые  линеечки,  удочка,  рыбки  с  картинками,  цветные  магниты, презентация "Звуки  Г - Гь. Буква  Г.  Грибы", компьютерное  оборудование, интерактивная  доска,  проектор.

 

 

Ход занятия:

I. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята !. 

Цель: активизировать внимание детей.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Будем четко говорить,

И не будем мы спешить

 

II.  Развитие  общей,  мелкой  и  артикуляционной  моторики.  Работа  по  развитию  дыхания.

1. Развитие  мелкой  моторики.

Мышка  мыла-мыла  лапку:

каждый  пальчик  по  порядку.

Вот  намылила  большой,

Сполоснув  его  водой.

Не  забыла  и  указку,

Смыв  с  него  и  грязь , и  краску.

Средний  мылила  усердно-

Самый  грязный  был  наверно.

Безымянный  терла  пастой,-

Кожа  сразу  стала  красной.

А  мизинчик  быстро  мыла-

Очень  он  боялся  мыла!

2.  Массаж  лица (по  массажным  линиям):

- "лоб- ушки";

- "рисуем  брови";

- "наденем  очки";

- "нос - ушки";

- "подбородок - ушки";

- "нарисуем  усы";

- "веселый  клоун";

- "клювик";

- "румяна";

- "ушки"

- "пальцевой  душ".

3. Артикуляционная  гимнастика.

- Для  того,  чтобы  речь  стала  чистой  и  красивой, что  необходимо  делать?

 - Артикуляционную  гимнастику.

"Улыбочка" , "Трубочка",  "Качели",  "Часики", "Наказать  непослушный  язык",  "Горочка",  "Катушка ",  "Лошадка",  "Маляр" (зеркала).

4. Работа  по  развитию  дыхания  и  голоса.

- Голосовые  упражнения:  произносить на  одном  выдохе   а - у - и - о.

-  Дыхательные упражнения:

на вдохе- руки поднять через стороны вверх,

на выдохе- руки опустить: ааааааа

на вдохе- руки в стороны,

на выдохе- обхватить плечи, скрестив : оооооо

на вдохе- руки перед собой,

на выдохе- руки вниз: уууууу

 

II.  Развитие  произношения  и  обучение  грамоте.

1.  Актуализация  знаний.

 - Сегодня на занятии мы познакомимся с новыми звуками. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы? (схемы  звуков)

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

-  Мы не можем звук увидеть,

   И не можем в руки взять.

   Звук мы можем только слышать,

   А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки?

- Звуки делятся на гласные и согласные.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Обозначаем  красным  цветом.  Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Они  могут  быть  твердыми  и  мягкими.  Твердые  обозначаем  синим,  а  мягкие - зеленым  цветом.

-  Гласные тянутся к песенке звонкой.

   Могут заплакать и зарыдать.

   В темном лесу звать и аукать,

   Но не желают свистеть и ворчать.

   А согласные согласны

   Шелестеть, шептать, скрипеть,

   Даже фыркать и шипеть,

   Но не хочется им петь.

- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?

2. Введение  в тему.

Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.

-Откройте конвертики, у вас разрезаны картинки.
-Соберите картинки.
-Назовите свои картинки, выделяя голосом 1 звук.

 - Гусь,  гитара,  груша,  гриб,  гном,  крокодил  Гена.

- Назовите, какой звук есть во всех этих словах?

-  звуки  Г,  Гь.

- Значит  с  какими  звуками  мы  сегодня  познакомимся,  с  какой  буквой?

- Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.

- Ребята, откройте  тетради  и  запишите число  и  тему  занятия.

 - Какое сегодня число, месяц, день недели?

 - Сегодня  на  занятии  мы  будем  учиться  различать  два  звука  Г - Гь. 

 3. Знакомство со звуками Г-ГЬ.

Отгадайте мою загадку:


По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

 

- Кто это? (картинка  гуся)

- Гусь


-Как гогочет гусь?

- Га-га-га.


-Назовите 1 звук в слоге: га?

 - Первый  звук - Г.

 - Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили  артикуляции  звуков).


Губы в улыбке, зубы обнажены, разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.

 4. Характеристика  звука. 

 - Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда?

- Да.

-Что мешает?

- Задняя  часть  спинки  языка  упирается  в  мягкое  нёбо, образует  горочку.  Воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом.

- А если встречается преграда, значит звук Г какой?

- Согласный.

-А теперь проверьте звонкий или глухой? Как  обозначаем?

- Голос включается - звук  звонкий, колокольчик.

-В  слоге ГА, звук Г твёрдый или мягкий?  Как  обозначаем?

 - Твердый, синий  цвет.

- Сделайте  общий  вывод.

 - Звук  Г - согласный,  твердый,  звонкий.  Обозначаем  синим  цветом  и  колокольчик.

 - Запишите  в  тетради  схему  звука  Г.

-Скажите, как зовут детёныша у гуся?  (картинка  гусёнка)

- Гусёнок.

-Как гогочет гусёнок: ГЯ

- А гусёнок гогочет: ГЯ-ГЯ-ГЯ
-Назовите 1 звук в слоге ГЯ?

 -Первый  звук  - ГЬ.

- Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка (профили  артикуляции  звуков).

Губы в улыбке, зубы обнажены, кончик языка лежит внизу и упирается  в  нижние  зубы. Спинка  языка  образует  горочку.

-Расскажите про звук ГЬ.

 - Звук  Гь - согласный,  звонкий,  мягкий.  Обозначается  зеленым  цветом,  колокольчик. 

 - Запишите  схему  звука  Гь  в  тетради.

5. Упражнение в произношении звуков Г-ГЬ.

- Сейчас мы отправимся в путешествие. Вы  любите  путешествовать?

 - Да.

 - Тогда  вперед!

А кто будет путешествовать вместе с нами вы должны догадаться, я назову слово по звукам, а вы должны сказать кто это : Г, А, Н, С.  (картинка  гуся)

 - Это  ГАНС - гусь.

 - Г, И, Г, А.

 - Это  ГИГА - гном.

 Выделение звуков. 

 - Ганс  собирается  в  дорогу.  Поможем  ему  собрать  звуки. 

Ловим звук (хлопаем  в  ладоши)

А) среди других звуков: О, К, Г, Б, М, Ш, Ть,  Сь,  Гь,  Дь,  Кь,  Гь….
Б) среди слогов: ГА, ДА,ГЕ,  ТО, ГИ,  ЛЫ, АГ, АШ,  ОГ, ОК.

 Введение сюжета в занятие.

Гансу гном  принёс подарки-
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо  не сказал.


-За это гном Ганса превратил в крошечного гусёнка и сказал: «Если пройдёшь через все испытания, станешь опять большим»

А  какие  испытания  нам  надо  пройти  вместе  с  Гансом  мы  узнаем  после  физкультминутки.

 

Физминутка.

Грач качался в гамаке (наклоны в сторону),

Гуси - в волнах на реке (наклоны вперед- назад).

Мимо голуби летели (покачивание руками).

И на веточку присели (приседание)

Веточка качается (покачивание руками).

Неплохо получается.

 

- А  вот  и  1  испытание - чистоговорки. 

- Ганс идёт по лугу и проговаривает  чистоговорки.  Давайте и мы поможем Гансу проговорить  чистоговорки.  Читаем  громко  и  четко.

Ги–ги-ги – потеряли сапоги

Гу–гу-гу – гуси  на лугу

Га-га-га – зеленые  луга

Ге-ге-ге – картошка в пироге

Го-го-го – кричит ослик: Иго – го

2  вариант.  Проговорить  предложения.

Я гуляю по лугу.
Ты ……
Вы…..
Мы….
Он….
Она…..
Они….

 - Мы  справились  хорошо  и  помогли  Гансу  пройти  1  испытание!

 2   испытаниеДифференциация звуков Г -ГЬ  в  словах.

  Гном  велел  Гансу  поймать  много  рыбок  на  обед.

- Ребята,  вы  должны  поймать  рыбку. Но  рыбки  необычные,  а  с  картинками.  Вы  должны  назвать  картинку,  определить  место  звука (Г, Гь)   в  слове  (в  начале,  в  середине,  в  конце)   и  сказать  какие  это  звуки  (твердые  или  мягкие).

 Упражнение  "Поймай  рыбку".

- Молодцы, мы  прошли 2 испытание !

- А вот вам задание - 3 испытание:


3  испытание - Игра «Наоборот»

Тихо - громко

Веселый - грустный

Сытый - голодный

Сладкий - горький

Ласковый - грубый

Редкий - густой

Чистый - грязный

Шершавый - гладкий

Мелкий - глубокий.

- Молодцы, мы помогли пройти Гансу  3  испытание.

 

4  испытание - Звуко-слоговой анализ слов.

- Ганс плывёт на корабле.
  Вдруг на море буря.
  Ганс воскликнул: «Быть беде!
  Неужто утону я?


- Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов : Ганс, Гига.

Работа  слоговыми  линеечками (звуко - слоговой  анализ  слов)

Работа  в  паре.

 - Ганс - 4  буквы,  4  звука.

[Г] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[а] - гласный,  (красная прищепка)

[н] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[с] - согласный,  твердый,  глухой  (синяя  прищепка)

 - Сколько  гласных  звуков?

 - 1  гласный - А.

 - Какое  есть  правило  для  определения  слогов?

 - Сколько  в  слове  гласных  столько  и  слогов. 

 - В  этом  слове  1  слог.

 - Сколько  согласных  звуков?

 - Согласных  звуков - 3.

 - Определите  место  звука  Г?

 - Звук  Г  стоит  в  начале  слова.

- Гига - 4  буквы,  4  звука.

[Г  ] - согласный,  мягкий,  звонкий (зеленая  прищепка)

[и] - гласный   (красная   прищепка)

[Г] - согласный,  твердый,  звонкий (синяя  прищепка)

[а] - гласный   (красная   прищепка)

 

 - В  этом  слове  2  гласные,  значит  2  слога.

- Звук Г - твердый,  в  начале  слова.

 - Звук  Гь - мягкий,  в  середине  слова.

- Молодцы, мы опять помогли Гансу.

 

5 испытание - Знакомство   с   буквой Г .

- А  какой  буквой  обозначается  звуки  Г, Гь?

- Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.

Рассмотрите букву на  слайде.
-На что похожа буква?

- На  гуся.
-Посмотрите на гусыню Она вытянула шею, изображая букву Г.

- Молодцы,  мы с вами выполнили ещё одно испытание!

 

Образование множественного числа существительных.

5  испытание - Игра « Один - Много»

 Нам  предстоит пройти  еще  одно  испытание.

1  вариант.  

Огурец – огурцы,

голубь - голуби,

ягода - ягоды,

магазин - магазины,

город - города,

гараж - гаражи,

гусь - гуси,

гость - гости,

гора - горы,

газета - газеты,

попугай - попугаи.

 

2  вариант.   Сосчитай предметы , чётко произнося звук Г.

Один голубь, 2…, 5, Одна пуговица, 2,5, Одно гнездо, 2,5.

6  испытание. Работа  с  предложением.

 - Чтобы  расколдовать  гуся  Ганса  нам  предстоит  выполнить  последнее  испытание - составить  правильно  предложение.  Слова  в  предложении  "не  дружат" (стоят  не  по - порядку).

Деформированное  предложение :  Галя, Гена,  много,  и,  набрали,  грибы.

-  Предложение:  Галя  и  Гена  набрали  много  грибов.

- Назовите  слова со  звуками  Г, Гь.

 - Галя, Гена, грибы.

III.  Развитие  лексико - грамматической  стороны  речи.

7  испытание -  "Грибы.  Съедобные  и несъедобные  грибы".

- Ребята,  а  вы  знаете  какие  грибы  можно  собирать, а  какие  нельзя?

 - Можно  собирать  только  съедобные  грибы.  Нельзя  трогать  и  собирать  ядовитые  грибы.

 -  Беседа.  "Грибы.  Съедобные  и несъедобные  грибы".

 - Молодцы,  ребята!  Мы  выполнили  все  испытания  гнома. 

-  Ганса гном расколдовал,
   Прежний рост ему отдал.
   Воротился Ганс домой
   Он не маленький – большой!

IV. Итог занятия.  Рефлексия

- С какими звуками мы сегодня познакомились?
 - Угадайте  о  каком  звуке  я  говорю (дается  характеристика  звуков  Г, Гь).

 - Для  чего  вам  надо  это  знать?
 - Что  понравилось  на  занятии?

 - Что  бы  вы  хотели  узнать  на  следующем  занятии?

- Как  бы  вы  оценили  свою  работу  на  занятии?

(зелёные   гусята – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные  гусята – не справился с заданием, у меня грустное настроение,  синие   - я  старался,  но  у  меня  не  все  получилось).



 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также