Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—2 кл
09.03.2019
В современных социально-экономических условиях в нашей стране сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое, особое развитие. По отношению к таким гражданам в российском законодательстве с 2007 года существует термин ОВЗ – граждане с ограниченными возможностями здоровья. Применительно к школьному обучению, мы можем рассматривать этих детей, как учащихся с особыми образовательными потребностями.
У большинства учеников с ОВЗ наблюдается снижение познавательной активности, незрелость в развитии эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень работоспособности, некритичное отношение к дефекту, а зачастую и неумение контролировать результаты собственной деятельности.
В настоящее время общество и государство пересматривает свой подход к образованию и развитию таких детей. Если для простого обывателя термин «инклюзия» не всегда знаком, то в речи педагогов и чиновников уже прочно закрепились такие понятия, как «доступная среда» и «инклюзивное образование».
конспект.docx
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА
ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.
Нас трое: ты, я и болезнь.
Если ты объединишься с болезнью,
то я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я,
то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.
В современных социальноэкономических условиях в нашей стране
сложилась стойкая тенденция к росту числа детей, имеющих так называемое,
особое развитие. По отношению к таким гражданам в российском
законодательстве с 2007 года существует термин ОВЗ – граждане с
ограниченными возможностями здоровья. Применительно к школьному
обучению, мы можем рассматривать этих детей, как учащихся с особыми
образовательными потребностями.
У большинства учеников с ОВЗ наблюдается снижение познавательной
активности, незрелость в развитии эмоциональноволевой сферы, сниженный
уровень работоспособности, некритичное отношение к дефекту, а зачастую и
неумение контролировать результаты собственной деятельности.
В настоящее время общество и государство пересматривает свой
подход к образованию и развитию таких детей. Если для простого обывателя
термин «инклюзия» не всегда знаком, то в речи педагогов и чиновников уже
прочно закрепились такие понятия, как «доступная среда» и «инклюзивное
образование».
Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление
индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с
ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с
ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Как
показывает опыт, лучше всего социализация и адаптация таких детей в
коллективе проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Немаловажную роль в этом процессе играет состояние развития устной
речи таких детей. Изза малопонятной, неразборчивой, торопливой или
замедленной речи налаживание контакта у такого ребёнка с детским
коллективом может осложниться. И здесь на одну из первых ролей выступает
деятельность учителялогопеда и дефектолога.
Чаще всего у детей с ОВЗ речевое недоразвитие является вторичным
дефектом на фоне основного заболевания. Как правило, это обуславливает
наличие дизартрического компонента различной степени выраженности. В
связи с этим основным условием успешности коррекционнологопедической
работы является индивидуализация логопедических занятий. В дальнейшем,
по мере освоения таким ребенком речевых навыков его постепенно
1 необходимо вводить в групповые и подгрупповые занятия со сверстниками.
Например, на этапе постановки и закрепления звука в слогах и словах занятия
должны быть строго индивидуальными. А вот для дальнейшей автоматизации
полезно будет выполнение заданий в парах или в группах.
К сожалению, работа с такими детьми не может сводиться только к
формированию и закреплению речевых навыков. Волейневолей логопед будет
вовлечен в работу по коррекции первичного дефекта. Поэтому в
логопедические занятия в обязательном порядке должны быть включены
упражнения на развитие общей и мелкой моторики, координации,
двигательные упражнения на развитие силы, работоспособности, мышечной
выносливости. Необходимо уделить особое внимание развитию навыков
самоконтроля и саморегуляции. Изза недостатков физического и
психического развития таким детям выполнение заданий часто дается
нелегко. Поэтому инклюзия на логопедических занятиях предусматривает
дополнительную мотивацию для закрепления положительного результата. Для
активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать различные
активные методы, приёмы и технологии обучения.
Использование здоровьесберегающих технологий. Здоровье –
главный дар, который можем получить от природы. В работе с детьми с ОВЗ
здоровьесбережение является основным компонентом всей системы
коррекционного воздействия. Здесь перед специалистом встаёт задача не
только повысить результативность коррекционноразвивающей работы, но и
стимулировать
сохранить и укрепить здоровье воспитанников,
работоспособность,
снятию
психоэмоционального напряжения.
способствовать восстановлению сил,
Учёт ведущей деятельности. Для ребёнка дошкольного и младшего
школьного возраста основным занятием, поглощающим почти всё его время,
является игра. Именно в процессе игры у него возникает множество
неотложных вопросов. А это значит, что наибольшую потребность в речи
ребёнок испытывает во время игры. Учитывая это очень обстоятельство,
работу по преодолению нарушений речи у дошкольников и младших
школьников проводят в процессе игр. Ребенок включается в логопедическую
игру и незаметно для себя постепенно преодолевает имеющиеся у него
речевые нарушения.
Опора на сохранные звенья. У детей с ОВЗ снижен уровень слуховой
памяти, внимания, восприятия. Учитывая эти моменты, работу по развитию
речи нужно вести, опираясь на сохранные звенья, т.е. в данном случае на
зрительный анализатор.
Насыщенность наглядным материалом служит
залогом успешной работы логопеда в достижении положительного результата.
Примером тому могут быть карточкикартинки, игрушки, различные пособия
в том числе и интерактивные и т.п.
2 Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. В первую очередь,
педагог должен в своей работе отталкиваться от индивидуальных
возможностей ребенка. Определение «зоны ближайшего развития» (по Л.С.
Выготскому) в работе с такими детьми становится особенно значимым.
Пошагово двигаясь к конечной цели, коррекционный специалист наблюдает за
тем, насколько крепко ребенок усвоил материал и только после этого
приступает к изучению и отработке следующего.
Внедрение инновационных технологий. Современные дети не мыслят
своего существования без интернета и компьютера. Внедрение компьютерных
технологий в коррекционноразвивающую практику – обязательное
требование времени.
Использование современных информационных
технологий помогает идти в ногу со временем, насытить коррекционное
занятие интересным и полезным материалом. Логопед имеет возможность
самостоятельно создавать наглядноигровые пособия с учетом
индивидуальных возможностей ребёнка и уровня его интеллектуального и
физического развития.
Воздействие на микросоциальное окружение. Важно, чтобы родители
не перекладывали на плечи узких специалистов ответственность за развитие
такого ребёнка. Невозможно переоценить значение семьи ребёнка с ОВЗ в
формировании его речи. С первых дней необходимо вовлекать семью в
логопедическую работу. Для этого стоит приглашать родителей, бабушек и
т.д. на занятие. Объяснять основные моменты логопедической работы.
Рекомендуется давать домашние задания для закрепления наработанных
навыков. Если такое задание преподносится в форме игры, то воспринимается
ребёнком не как работа, а как развлечение. Таким образом, в коррекционный
процесс оказывается вовлечено все близкое окружение ребенка с ОВЗ.
Однако, здесь необходимо учитывать один очень важный момент. Если
логопед дает домашнее задание ребёнку, то он почти на 100% должен быть
уверен, что ребёнок справится с заданным материалом, поэтому этот
материал необходимо предварительно совместно проработать.
Использование мотивационных установок. Создание положительного
эмоционального фона главнейший фактор, который служит залогом успеха
любой педагогической деятельности. Еще Альберт Эйнштейн писал:
«Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут
способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать».
Научить можно только того ученика, которому нравится учиться.
Логопедическое занятие не должно вызывать у него отвращения и неприятия.
Заканчивать занятие нужно в тот момент, когда ребёнок еще не понял, что он
устал, чтобы у него в следующий раз было желание вновь прийти в кабинет
логопеда. Различного рода занимательные, соревновательные, игровые,
сюрпризные моменты помогут разрядить обстановку и сделают работу
3 интересной даже для ребенка со сниженным уровнем развития высших
психических функций.
Процесс социализации и адаптации школьника с ОВЗ в образовательной
среде не может протекать стихийно. Он в обязательном порядке должен
управляться педагогами и проходит через постепенное включение ребенка в
учебную и развивающую деятельность. Грамотные интеграция и инклюзия
детей с ОВЗ в среду сверстников обязательно принесут положительные
результаты, как в образовательном, так и в коррекционном процессе.
4
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.