Логопедическое занятие на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (2 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
2 кл
11.03.2019
Групповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи (3 - 4 уровни речевого развития). Тип занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов. На занятии применяются групповая, парная и индивидуальная формы работы.
Конспект группового логопедического занятия.docx
для учащихся 2 класса, имеющих нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР
Конспект группового логопедического занятия
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Цель занятия: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о
правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; научить применять полученные
знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков
буквами.
Коррекционнообразовательные задачи:
совершенствовать умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять
перед написанием, подбирать проверочные слова, сравнивать парные по звонкостиглухости согласные
звуки в проверочном и проверяемом словах;
отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Коррекционноразвивающие задачи:
развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод; обогащать словарный запас
учащихся, развивать речь; находить способы решения проблем творческого характера; развивать
умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Коррекционновоспитательные задачи:
воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и
личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки,
содействовать формированию положительной мотивации к логопедическим занятиям через
использование игровых и занимательных упражнений.
Планируемые результаты (предметные):
Научатся проверять парные звонкие и глухие согласные на конце слова разными способами.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):
Регулятивные: осознают и формулируют тему и цели занятия, принимают и сохраняют учебную
задачу, контролируют и оценивают свою деятельность на занятии.
Познавательные: умеют строить устные высказывания, проводят сравнение и обобщение,
осознают и формулируют проблему.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера, доносить свою
позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
Личностные: осознают смысл своих учебных действий, свои возможности в учении, способы
адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; индивидуальная, парная,
групповая.
Оборудование: карточки с заданиями, бумага формат А4, картинкисимволы, маркеры, клей,
листы для самооценки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям и с хорошим настроением начнём наше занятие.
Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на занятие для того, чтобы….»
( выслушиваются ответы 3учся).
А я сегодня пришла на занятие для того, чтобы помочь вам открыть для себя новые знания и помочь
закрепить ранее полученные знания.
Итак, за работу!
II. Этап мотивации учебной деятельности учащихся.
Постановка цели и задач занятия. На доске: бп вф гк …)
Что можете сказать о написанных буквах? (Парные согласные, звонкие и глухие.)
Каких парных согласных не хватает? ( дт, жш, зс)
Какая орфограмма связана с ними? (правописание парных согласных на конце слова)
Сформулируем тему сегодняшнего занятия (Парные согласные звуки в конце слов)
Для нас это новая тема? (Нет)
Определите, на какой ступеньке вы находитесь по знанию о парных согласных на начало нашего
занятия? («Лесенка успеха»)
Поскольку тема для нас не новая, как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами
сегодня? (Тренироваться в проверке слов с парными согласными)
Соответственно, какие действия нам в этом помогут? (вывешиваю слова на доску)
ОПРЕДЕЛЯТЬ (место парного согласного в слове)
ИЗМЕНЯТЬ (слова для подбора проверочных слов)
НАХОДИТЬ (слова с парным согласным)
ОЦЕНИВАТЬ (свою деятельность)
Сегодня также мы с вами выполним минипроект – разработаем карту памяти по этой теме.
Для начала, я хочу, чтобы вы вспомнили правила совместной работы (работать дружно, быть
внимательным друг к другу, своевременно и качественно выполнять задания).
III. Этап актуализации знаний.
Всегда ли парный согласный надо проверять? (дети высказывают свои точки зрения)
Чтобы убедиться выполним задание…
Работа в парах
Вам надо найти и подчеркнуть слова, в которых парный согласный требует проверки.
Город, столбы, нож, лёд, снежок, следы, краб, арбуз.
Задание проверяется, анализируются ошибки, учащиеся делают вывод, что не все слова, в
которых встречаются парные согласные, требуют проверки.
Вывод:
Когда парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова, звонкий
согласный оглушается)
IV. Этап обобщения и систематизации знаний.
Как проверить парный согласный?
Давайте все вместе вспомним алгоритм проверки парных согласных (устно).
1. Читаю слово …
2. Выделяю последний согласный звук …
3.Определяю, является ли он парным
4. Изменяю слово так, чтобы после согласного стояла гласная или –н
5. Пишу букву, которую чётко слышу…
6. Графически обозначаю орфограмму
V. Этап закрепления знаний.
Давайте проверим, как работает наш алгоритм.
1) самостоятельная работа
Посмотрите на карточку, сформулируйте задание (вставить букву, подобрать проверочное
слово, выделить графически)
Моро.. …, лоша..ь …, рука.. …,
хле.. …, мор... …. гря..ь … (взаимопроверка по кругу)
Как проверяли парный согласный?
2) Физминутка
Игра «Руки – ноги» (один хлопок – команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка –
команда ногам: нужно встать или сесть).
Упражнение на дыхание (глаза закрыты ,вдох через нос, выдох через рот, 3 раза)
3) Работа в парах сменного состава
Давайте вспомним, какие способы проверки парных согласных в конце слова вы знаете? Сейчас будете работать в парах сменного состава
Задание: подчеркнуть слова, являющиеся проверочными к выделенному слову.
На карточках записаны слова:
тетрадь – тетрадка, тетрадочка
глаз – глазки, глазной
бровь – бровки, нет брови
шкаф – шкафчик, шкафы
Объясните, какой способ проверки вам попался.
Итак, сделаем вывод, какие способы проверки парных согласных мы знаем?
1. один – много (зубзубы)
2. назови ласково (зуб – зубик)
3. Писать правильный ответ
Нам поможет слово НЕТ (зуб – (нет) зуба)
4. Чтобы написать на 5,
Надо признак подобрать (Подобрать однокоренное слово, отвечающее на
вопросы: Какой? Какая? Какие?) зуб – зубная
4) Групповая работа
Выполняя следующее задание, вы должны еще раз показать прочность ваших знаний и умений.
Я хочу попросить вас помочь мне. Один неграмотный зверек писал письмо своему другу и
допустил много ошибок. Прочитайте это письмо в группах. Помогите найти слова с ошибками.
Работайте красной пастой, исправляя ошибки
(группе выдается текст письмо).
Здравствуй, крод! Я пробежал через лук. Справа от меня был голубой прут. Я залез в огорот
и нашёл там клат. Это были редиз и кабачог. Я взял для тебя корнеплот.
Енод
(9 ошибок)
Кто и кому писал письмо? Сколько ошибок вы нашли? В каких словах допущены ошибки (называют
слова и проверяют их устно)
5) Упражнение «Пружинки» профилактика плоскостопия.
Что за странные пружинки упираются в ботинки? (учся приподнимают носки, пятки
Ты носочки опускай, на пружинки нажимай, прижаты к полу)
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок – отдыхай!
Зрительная гимнастика снятие напряжения с глаз.
6) Творческая работа – создание картыпамяти «Как проверить парный согласный»
Сейчас я вас попрошу вспомнить все, о чем мы говорили, и создать картупамяти по теме «Парные
согласные на конце слов».
Картапамяти это план помощник, который помогает хорошо усвоить информацию и помогает
вспомнить правило.
Расположите лист бумаги формата А4, воспользуйтесь условными обозначениями, маркерами.
Опорой вам будет алгоритм.
Теперь при выполнении упражнений по этой теме картапомощник будет с вами рядом.
VII. Этап подведения итогов. Рефлексия.
Настало время подведение итогов.
Давайте вспомним, как звучала тема сегодняшнего занятия?
Какую цель мы ставили в начале занятия? (Научиться писать слова с парными согласными)
Удалось ли ее добиться?
Сейчас вернемся к нашей лесенке успеха определите, на какой ступеньке вы теперь находитесь по
своим знаниям проверки парных согласных?
У кого есть продвижение по ступенькам?
Ребята, давайте оценим нашу работу на занятии. Для этого закончите, пожалуйста, мое предложение
– «если бы я был волшебником, я бы исправил….., добавил…., похвалил….. Я тоже хочу сказать всем вам– «спасибо за работу!»
Логопедическое занятие на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (2 класс)
Логопедическое занятие на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (2 класс)
Логопедическое занятие на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (2 класс)
Логопедическое занятие на тему "Правописание парных согласных в корне слова" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.