Тема занятия: Звуко – буквенный состав слова.
Цель: уточнение знаний детей о звуковом составе слова, его буквенном составе.
Задачи: совершенствовать умение анализировать состав слов и синтезировать отдельные буквы (звуки) в слова;
обогащать словарный запас детей;
развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Оборудование: карточки с заданиями по количеству учеников.
Ход занятия.
Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на звук М.
2. Беседа:
- Из чего состоят слова?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Есть ли буквы, которые не обозначают звуков?
3. Послушайте слова. Определите количество звуков. Запишите слова. Обведите гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.
Дом, лес, рис, кот, липа, парк, рысь, лыжи, щетка, маска, весело, кисель.
План диагностических мероприятий
№
Методика
I. Диагностика устной речи
1
Прослушивание устных высказываний
Цель
Определение общих параметров
звучащей речи:
темп,
ритм,
тембр,
интонационная выразительность,
громкость звучания,
внятность.
2
3
4
5
1. Повторение слов со звуком в начале, середине,
конце слова, в стечениях согласных.
2. Называние картинок с изображениями предметов.
Определение наличия нарушенного
звукопроизношения в отраженной и
самостоятельной речи.
1. Повторение пар слов со схожими по
артикуляторным признакам звуками.
2. Называние предметов на парных картинках, в
названии которых содержатся звуки, различные по
одному из критериев (глухостьзвонкость, твердость
мягкость и пр.)
Повторение слов различного слогового состава
Определение уровня развития
фонематического восприятия в
отраженной и самостоятельной речи.
Определение наличия нарушения
слоговой структуры слова.
1. Выделение первого, последнего и заданного
(например, четвертого) звука в слове.
Определение уровня развития
языкового анализа и синтеза.
2. Определение заданного звука (звук, который
находится после/до четвертого звука, звука [м] и пр.)
3. Составление слов из заданных звуков (следующих,
как по порядку, так и вразброс)
6
1. Проверка навыков словоизменения:
образование существительных множественного
числа;
употребление существительных в родительном и
творительном падежах (в единственном и во
множественном числе);
согласование числительных и прилагательных с
Исследование уровня
сформированности лексико
грамматических категорийсуществительными.
2. Проверка навыков словообразования:
Образование уменьшительноласкательных слов
суффиксальным способом;
Образование названий детенышей;
Образование относительных прилагательных от
существительных;
Образование притяжательных прилагательных;
Образование глаголов префиксальным способом.
7
1. Составление фраз (предложений) по
предъявляемым рисункам.
2. Составление фраз на основе слухового
восприятия.
3. Составление предложений из слов в начальной
форме.
4. Умение услышать и исправить ошибку в
синтаксической конструкции.
8
1. Прослушивание и пересказ рассказа.
2. Составление рассказа по серии картин.
II. Диагностика письменной речи
9
Чтение текста с оцениванием:
техническую сторону (побуквенное, послоговое,
синтетическое);
смысловую сторону (понимание прочитанного:
высокое, среднее, низкое).
10 Проведение письменных работ:
1. диктанта,
2. списывание.
III. Диагностика функционального базиса речи
11 Корректурная проба Бурдона
12
1. Методика проверки слухоречевой памяти:
прослушать и повторить 10 слов в той же
последовательности.
2. Методика проверки зрительной памяти: запомнить
и воспроизвести один из четырех рядов с шестью
Определение уровня
сформированности синтаксического
строя
Выявление уровня развития связной
речи
Определение сформированности
навыка чтения
Оценивание состояния письма с
определением количества и характера
ошибок
Оценка состояния внимания (свойства,
концентрация, переключаемость)
Оценка состояния памяти:
вид;
объем;
состояние кратковременной ифигурами.
13
1. Распознавание целого предмета и его частей.
2. Распознавание наложенных друг на друга
предметов.
3. Демонстрация правой/левой части тела, лица, а
также задание на определение той же части тела в
отраженном виде, как на собеседнике, так и на
картинке.
14
1. Методика «Простые аналогии».
2. Методика «Четвертый лишний».
долговременной памяти.
Оценка особенностей восприятия и
представления с целью определения:
• вида восприятия,
• состояния ощущения схемы своего
тела,
• состояния зрительно
пространственные представлений,
• состояния латеральных
представлений.
Определение уровня развития
мышления ребенка: развитие
логического, словеснологического
мышления, способности к обобщению и
классификации, пониманию аналогий
IV. Диагностика регулятивной сферы
15 Навыки самоконтроля оцениваются в рамках
исследования познавательной деятельности
Выявление механизмов регуляции
поведения