Частное образовательное учреждение «Татнефть – школа»
Мастер – класс:
«Логоритмика в системе коррекции речевых нарушений
У детей дошкольного возраста».
Подготовила:
Музыкальный руководитель (хореограф)
Нукина Ольга Михайловна
Высшая квалификационная категория
г. Альметьевск
2022г.
Изучив программу Т.Э. Тютюнниковой, я стала чаще использовать в работе с детьми игры с речевой поддержкой и звучащими жестами, цель которых – развитие, как ритмического слуха, развитие мелкой и крупной моторики детей. Основная направленность развития обшей и мелкой моторики на музыкальных занятиях — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента и коррекция нарушений речи.
Также использую игры с предметами, где дети обучаются не только умению игры на инструментах самостоятельно, но и которые помогают закреплять танцевальные навыки с предметами.
Приведем несколько примеров игр, которые могут использовать в своей педагогической деятельности музыкальные руководители, хореографы, а также логопеды на своих занятиях.
1.Этюд «Каменный звук»
Детям раздаются по два камешка. Педагог предлагает рассмотреть и определить их по форме, по цвету, по ощущениям (теплый, холодный, тяжелый, легкий, шершавый, гладкий). Педагог задает определенный ритмический рисунок. Дети вместе с педагогом отбивают ритм камешкам, приговаривая: «Каменный звук, каменный звук, тук-тук-тук…» Ритмический рисунок задается от простого к сложному и украшается звуком, движением и голосовой интонацией, динамическими оттенками.
2.Этюд «Меня зовут»
Педагог предлагает детям каждому расскрасить свое имя. Предлагает выбрать цветные карандаши. В воздухе рисуют свое имя.
1 вариант: МА -ША
2 вариант: МА-ШЕНЬ-КА
3 вариант: Прохлопать ритмически свое имя
МА -ША – 2 хлопка или 1 хлопок
Далее дети простукивают свое имя звучащими жестами (хлопки, шлепки, щелчки, притопы).
3.Игра с пуговицами тр.11
Все пуговицы парами по числу детей. На 20 детй 10 пар.
Для малышей можно использовать сырные цветные коробочки.
1 часть. Дети ходят по залу, любуются и меняются пуговицами.
2 часть. Находят свою пару и стучат пуговицами друг об друга.
У этой модели 2 момента:
1.Игровой
2.Социализация.
Дети приучаются сотрудничать друг с другом, а не соперничать.
4.Танец-игра со шляпами тр.16
Игра способствует социализации, ребенок делится с другими детьми, потому что ему сейчас дадут другую шляпу взамен своей.
20 детей надевают 10 шляп на палочки. Все дети расходятся под музыку врассыпную, собирая шляпы палочками. Музыка останавливается. У кого шляпа на палочке, те выходят в центр круга, надевают шляпки и танцуют произвольный танец. А остальные отбивают ритм палочками в такт музыки, лицом в круг или парами.
5.Игра - танец с лентами тр.3
(Французский вальс)
1 Вариант: Все дети держат в руках по одной гафрированной ленте. Под музыку свободно перемещаются по залу, машут ленточками. Затем объединяются в пары, соединяют свободные руки. Руки с ленточками выполняют взмахи к себе и от себя. (3 раза). Далее меняют руки, опять взмахи 3 раза.
2Вариант: Дети бегут по кругу, лента в правой руке. Далее объединяются по четверкам, тройкам, двойкам (по заданию педагога). Свободные руки согнуты в локте, соединяются, делают 4 взмаха леточками и кружатся звездочкой.
6.Этюд «Радуга-дуга»
Дети свободно двигаются по залу, машут ленточками и проговаривают слова, которые можно наложить на любую мелодию.
-Здравствуй, Радуга-дуга, под тобой лежат луга.
-Ты повисла коромыслом,
- Я красивую такую, очень быстро нарисую.
Дети выстраиваются по заданию педагога - в 1 шеренгу, колонну. Ленточки распределяются через одного. У одних - в правой, у других - в левой руке. Все машут ленточками.
7.Этюд «Цветочная полянка»
Предварительно педагог разучивает стихотворение «Гусеница»,
Форма, которой – имитация сюжета стихотворения совместно с ведущим.
«Расскажи стихи руками!»
- Этот странный дом без окон у людей зовется кокон
Свит на ветке этот дом, дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму, а зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна, просыпайся соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком, гусенице не до сна,
Стала бабочкой она!
Педагог расстилает «полянку» из легкой зеленой ткани.
Вокруг «полянки» рассаживаются дети. Педагог совместно с детьми мастерят из фантиков «бабочек» и рассаживают их на полянку. Затем дети декламируют стихи с соответствующими движениями по тексту и по окончания стихотворения на последнюю строчку дети берут ткань за края, делают взмах и выпускают бабочек в полет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.