Лоскутная аппликация. Пасхальный натюрморт.

  • docx
  • 10.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лоскутная аппликация- конспект к уроку ИЗО-5 кл..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

Декоративное искусство в современном мире.
Лоскутная аппликация.
«Пасхальный натюрморт»

(План-конспект урока по ИЗО в 5 классе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила: учитель ИЗО

                                                                     МБОУ «СОШ № 55»

                                                       г. Чебоксары

                                                            Николаева Е. А.

 

2025 год.

 

Тип урока: комбинированный (изучение нового материалы, практическая работа).

Цель урока: создать условия для овладения учащимися базовыми навыками лоскутной аппликации и осознания себя как творца собственного произведения.

Задачи:

 Образовательные:

- познакомить учащихся с историей и видами лоскутной аппликации как декоративно-прикладного искусства;

- сформировать понятия: «аппликация», «лоскутная аппликация», «шаблон», «фон»;

- обучить основным приемам выполнения ручной лоскутной аппликации

(подготовка ткани, работа с шаблоном, наметка, пришивание, наклеивание);

- научить безопасным приемам работы с иглой, ножницами.

Развивающие:

- развить мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;

- развить творческие способности, художественный вкус, фантазию, чувство цвета и композиции;

- развить пространственное мышление и навыки планирования работы;

- развивать внимательность, аккуратность и усидчивость.

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к декоративно- прикладному творчеству, народным традициям;

- воспитать уважение к труду, терпение и настойчивость в достижении цели;

- формировать эстетическое восприятие к окружающему миру;

- воспитать бережное отношение к инструментам и материалам;

- поощрять самостоятельность и уверенность в своих силах «ты сам мастер!»).

Метапредметные связи: история (промыслы), ИЗО (композиция, цветоведение), экология (использование материалов).

 

Материалы и оборудование:

- для учителя: образцы лоскутных аппликаций (разной сложности), презентация, видео о лоскутной аппликации, шаблоны простых форм (куличи разной величины, пасхальные яйца, цветы), ткань, фетр, ножницы, булавки, мел, клей (ПВА, клей - карандаш), простой карандаш, экран;

- для учащихся: лоскуты хлопчатобумажной ткани разных цветов и с разными узорами (отутюженные), (можно фетр, если нет кусочков ткани), ножницы, простой карандаш, (клей ПВА, клей-карандаш), линейки, шаблоны (выданные учителем).

Зрительный ряд: презентация «Лоскутная аппликация», работы учащихся прошлых лет, фотографии «Пасхальный натюрморт».

Литературный ряд: стихи современных поэтов.

 

Ход урока:

1. Организационный момент

- Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие материалов и инструментов на рабочих столах).

Пасха. Празднично кругом. 
Чистотой сверкает дом. 
Вербы на столе и пасха... 
Так светло и так прекрасно! 
Яйца крашеные всюду, 
И кулич стоит на блюде... 
Мама в фартуке из ситца 
Приглашает всех садиться 
И отведать угощение 
В честь Христова воскресения. (Г. Антипина)

- Создание эмоционального настроя: «Сегодня мы с вами станем настоящими мастерами и попробуем создать интересную творческую работу своими руками, посвященную, вы уже догадались, празднику Светлой Пасхи». И сделаем эту работу в технике лоскутной аппликации.

2. Актуализация знаний и мотивация

- «Ребята, скажите пожалуйста: что такое аппликация?»

 (Ответы: пришивание, наклеивание кусочков ткани, деталей на фон).

- «Какие материалы понадобятся для создания аппликации?» (Бумага, кусочки кожи, кусочки ткани, листья и т.д.)

- «Видели ли вы когда-нибудь изделия из лоскутков? Что это было?»

(Одеяла, подушки, панно, коврики).

Лоскутными аппликациями можно украсить одежду, обувь предметы интерьера и быта. Особенно хорошо подобные аппликации преображают детскую одежду.  Также тканевыми   аппликациями можно украшать  детские игрушки.

- Демонстрация, показ образцов лоскутных аппликаций.  «Как вы думаете, как это сделано? Хотели бы научиться создавать такую красоту сами своими руками?»

Формулировка темы: «Сегодня мы будем осваивать искусство лоскутной аппликации. И помните - вы сами мастера своего творения, мастера декоративно-прикладного искусства».

Тема урока: «Лоскутная аппликация. Пасхальный натюрморт».

 

3. Изучение нового материала

1). Краткая история и значение: рассказ (сопровождаемый презентацией, картинками) о традициях лоскутного шитья и аппликации в разных культурах.

2). Основные понятия: объяснение и показ.

«Аппликация» - техника декора, где детали из одного материала прикрепляются (пришиваются, приклеиваются) на фон. Для создания лоскутной аппликации лучше использовать натуральные ткани различной фактуры, но для декоративных элементов можно взять и кусочки синтетической ткани

При шитье аппликации используют несколько видов стежков: петельный, тамбурный или гладьевой шов.

Как правило, основой служат картон, белая или цветная бумага, дерево.

Выделяют следующие виды аппликаций:

- по форме: объёмная и плоская;

- по цвету: одноцветная(монотонная), многоцветная и чёрно-белая;

- по тематике: предметная, сюжетная и декоративная.

 

«Фон» - основа, на которую нашиваются или приклеиваются детали.

«Шаблон» - трафарет (выкройка) для обведения контура детали из ткани.

3). Материалы и инструменты -   демонстрация инструментов на столе, объяснение безопасной работы с ножницами.

4). Технология выполнения лоскутной аппликации (поэтапный показ учителем).

 

4. Физкультминутка.

«Иголочка и ниточка»

- (Разминка пальцев): руки вперед, ладони вниз. Поочередно с силой сжимаем пальцы в кулак («наматываем нитку») и резко разжимаем («нитка оборвалась»). (3-5 раз).

- «Острые иголки» (Разминка для глаз и шеи): стоим прямо. Представьте, что нос - это иголочки. «Вышиваем» узор в воздухе: медленно рисуем носом круги (по часовой, против часовой), восьмерки, прямые линии. (3-4 разных движения).

5. Практическая работа. «Пасхальный натюрморт».

1). Инструктаж: еще раз проговариваются этапы работы и идет напоминание о технике безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Хранить ножницы в футляре;

2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми;

3. Нельзя держать ножницы острыми частями вверх, а также не

использовать их при ослабленном центральном креплении;

4. При работе внимательно следить за направлением резки;

5. Во время работы нужно удерживать материал левой рукой так, чтобы

пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками:

1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (игольнице,

подушечке, коробочке), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем

случае не брать иголку, булавки в рот и не вкалывать их в одежду. Не

оставлять иголку и булавки в изделии;

2. Использовать при шитье наперсток;

3. Не использовать в работе ржавые иглы и булавки;

4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в

направлении от себя;

5. Куски сломанных иголок или булавок собирать и выбрасывать,

завернув в бумагу;

6. Считать количество взятых булавок перед началом работы и

количество булавок по окончании работы, оно должно совпадать;

2). Самостоятельная работа учащихся.

Этапы работы:

- выбор шаблона, выданного учителем;

- подбор лоскутков по цвету;

- обводка шаблона на изнанке ткани;

- вырезание деталей аппликации;

- компоновка на фоне (плотный картон);

- фиксация деталей булавками;

- приклеивание (клей ПВА, клей-карандаш) деталей к фону по замыслу.

Учитель контролирует процесс работы, помогает, исправляет, хвалит.

3). Мини -  выставка работ учащихся. За 5 минут до окончания урока (даже если не все закончили) ребята выкладывают свои работы на парты. Ведется краткий обзор.

4). Рефлексия.

На доске нарисован контур лоскутного одеяла. Учащимся раздают бумажные «лоскутки» 3 -х цветов:

- зеленый: «Все получилось, я доволен, понял тему»;

- желтый: «Были трудности, но я справился, нужно еще потренироваться»;

- красный: «Многое не понял, не получилось, нужна помощь».

Учащиеся прикрепляют каждый свой «лоскут» на общее «одеяло». Учитель визуально оценивает общий настрой и понимание.

5). Вопросы по теме, проверка полученных знаний:

 - «Что нового вы узнали сегодня?»

- «Что было самым интересным? Что самым сложным?»

- «Довольны ли вы своей работой? Почему?»

- «Что такое аппликация?»

(«Аппликация» - техника декора, где детали из одного материала прикрепляются (пришиваются, приклеиваются) на фон).

- «Какие материалы используют для аппликаций?»

(Для создания лоскутной аппликации лучше использовать натуральные ткани различной фактуры, но для декоративных элементов можно взять и кусочки синтетической ткани)

- «Где можно применить лоскутную аппликацию?» (Ответы ребят: украшение открытки, панно, детской одежды, сумок и т. д.»

6. Подведение итогов урока.

«Сегодня каждый из вас на этом уроке был в роли мастера декоративно-прикладного искусства. Вы сделали первый шаг в удивительный мир лоскутного творчества своими руками. Посмотрите, как много красивых и интересных работ у нас получилось из простых лоскутков. Тема была одна для всех, но вам удалось сделать работы разными и неповторимыми. Вы молодцы! Продолжайте творить!»

Домашнее задание: закончить аппликацию (если не успели завершить). Придумайте эскиз для более сложной аппликации.

7. Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также