Декоративное
искусство в современном мире.
Лоскутная аппликация.
«Пасхальный натюрморт»
(План-конспект урока по ИЗО в 5 классе)
Выполнила: учитель ИЗО
МБОУ «СОШ № 55»
г. Чебоксары
Николаева Е. А.
2025 год.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материалы, практическая работа).
Цель урока: создать условия для овладения учащимися базовыми навыками лоскутной аппликации и осознания себя как творца собственного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей и видами лоскутной аппликации как декоративно-прикладного искусства;
- сформировать понятия: «аппликация», «лоскутная аппликация», «шаблон», «фон»;
- обучить основным приемам выполнения ручной лоскутной аппликации
(подготовка ткани, работа с шаблоном, наметка, пришивание, наклеивание);
- научить безопасным приемам работы с иглой, ножницами.
Развивающие:
- развить мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;
- развить творческие способности, художественный вкус, фантазию, чувство цвета и композиции;
- развить пространственное мышление и навыки планирования работы;
- развивать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к декоративно- прикладному творчеству, народным традициям;
- воспитать уважение к труду, терпение и настойчивость в достижении цели;
- формировать эстетическое восприятие к окружающему миру;
- воспитать бережное отношение к инструментам и материалам;
- поощрять самостоятельность и уверенность в своих силах «ты сам мастер!»).
Метапредметные связи: история (промыслы), ИЗО (композиция, цветоведение), экология (использование материалов).
Материалы и оборудование:
- для учителя: образцы лоскутных аппликаций (разной сложности), презентация, видео о лоскутной аппликации, шаблоны простых форм (куличи разной величины, пасхальные яйца, цветы), ткань, фетр, ножницы, булавки, мел, клей (ПВА, клей - карандаш), простой карандаш, экран;
- для учащихся: лоскуты хлопчатобумажной ткани разных цветов и с разными узорами (отутюженные), (можно фетр, если нет кусочков ткани), ножницы, простой карандаш, (клей ПВА, клей-карандаш), линейки, шаблоны (выданные учителем).
Зрительный ряд: презентация «Лоскутная аппликация», работы учащихся прошлых лет, фотографии «Пасхальный натюрморт».
Литературный ряд: стихи современных поэтов.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие материалов и инструментов на рабочих столах).
Пасха.
Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха...
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде...
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения. (Г. Антипина)
- Создание эмоционального настроя: «Сегодня мы с вами станем настоящими мастерами и попробуем создать интересную творческую работу своими руками, посвященную, вы уже догадались, празднику Светлой Пасхи». И сделаем эту работу в технике лоскутной аппликации.
2. Актуализация знаний и мотивация
- «Ребята, скажите пожалуйста: что такое аппликация?»
(Ответы: пришивание, наклеивание кусочков ткани, деталей на фон).
- «Какие материалы понадобятся для создания аппликации?» (Бумага, кусочки кожи, кусочки ткани, листья и т.д.)
- «Видели ли вы когда-нибудь изделия из лоскутков? Что это было?»
(Одеяла, подушки, панно, коврики).
Лоскутными аппликациями можно украсить одежду, обувь предметы интерьера и быта. Особенно хорошо подобные аппликации преображают детскую одежду. Также тканевыми аппликациями можно украшать детские игрушки.
- Демонстрация, показ образцов лоскутных аппликаций. «Как вы думаете, как это сделано? Хотели бы научиться создавать такую красоту сами своими руками?»
Формулировка темы: «Сегодня мы будем осваивать искусство лоскутной аппликации. И помните - вы сами мастера своего творения, мастера декоративно-прикладного искусства».
Тема урока: «Лоскутная аппликация. Пасхальный натюрморт».
3. Изучение нового материала
1). Краткая история и значение: рассказ (сопровождаемый презентацией, картинками) о традициях лоскутного шитья и аппликации в разных культурах.
2). Основные понятия: объяснение и показ.
«Аппликация» - техника декора, где детали из одного материала прикрепляются (пришиваются, приклеиваются) на фон. Для создания лоскутной аппликации лучше использовать натуральные ткани различной фактуры, но для декоративных элементов можно взять и кусочки синтетической ткани.
При шитье аппликации используют несколько видов стежков: петельный, тамбурный или гладьевой шов.
Как правило, основой служат картон, белая или цветная бумага, дерево.
Выделяют следующие виды аппликаций:
- по форме: объёмная и плоская;
- по цвету: одноцветная(монотонная), многоцветная и чёрно-белая;
- по тематике: предметная, сюжетная и декоративная.
«Фон» - основа, на которую нашиваются или приклеиваются детали.
«Шаблон» - трафарет (выкройка) для обведения контура детали из ткани.
3). Материалы и инструменты - демонстрация инструментов на столе, объяснение безопасной работы с ножницами.
4). Технология выполнения лоскутной аппликации (поэтапный показ учителем).
4. Физкультминутка.
«Иголочка и ниточка»
- (Разминка пальцев): руки вперед, ладони вниз. Поочередно с силой сжимаем пальцы в кулак («наматываем нитку») и резко разжимаем («нитка оборвалась»). (3-5 раз).
- «Острые иголки» (Разминка для глаз и шеи): стоим прямо. Представьте, что нос - это иголочки. «Вышиваем» узор в воздухе: медленно рисуем носом круги (по часовой, против часовой), восьмерки, прямые линии. (3-4 разных движения).
5. Практическая работа. «Пасхальный натюрморт».
1). Инструктаж: еще раз проговариваются этапы работы и идет напоминание о технике безопасности.
Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Хранить ножницы в футляре;
2. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми;
3. Нельзя держать ножницы острыми частями вверх, а также не
использовать их при ослабленном центральном креплении;
4. При работе внимательно следить за направлением резки;
5. Во время работы нужно удерживать материал левой рукой так, чтобы
пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с иглами, булавками:
1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (игольнице,
подушечке, коробочке), не оставлять их на рабочем месте, ни в коем
случае не брать иголку, булавки в рот и не вкалывать их в одежду. Не
оставлять иголку и булавки в изделии;
2. Использовать при шитье наперсток;
3. Не использовать в работе ржавые иглы и булавки;
4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в
направлении от себя;
5. Куски сломанных иголок или булавок собирать и выбрасывать,
завернув в бумагу;
6. Считать количество взятых булавок перед началом работы и
количество булавок по окончании работы, оно должно совпадать;
2). Самостоятельная работа учащихся.
Этапы работы:
- выбор шаблона, выданного учителем;
- подбор лоскутков по цвету;
- обводка шаблона на изнанке ткани;
- вырезание деталей аппликации;
- компоновка на фоне (плотный картон);
- фиксация деталей булавками;
- приклеивание (клей ПВА, клей-карандаш) деталей к фону по замыслу.
Учитель контролирует процесс работы, помогает, исправляет, хвалит.
3). Мини - выставка работ учащихся. За 5 минут до окончания урока (даже если не все закончили) ребята выкладывают свои работы на парты. Ведется краткий обзор.
4). Рефлексия.
На доске нарисован контур лоскутного одеяла. Учащимся раздают бумажные «лоскутки» 3 -х цветов:
- зеленый: «Все получилось, я доволен, понял тему»;
- желтый: «Были трудности, но я справился, нужно еще потренироваться»;
- красный: «Многое не понял, не получилось, нужна помощь».
Учащиеся прикрепляют каждый свой «лоскут» на общее «одеяло». Учитель визуально оценивает общий настрой и понимание.
5). Вопросы по теме, проверка полученных знаний:
- «Что нового вы узнали сегодня?»
- «Что было самым интересным? Что самым сложным?»
- «Довольны ли вы своей работой? Почему?»
- «Что такое аппликация?»
(«Аппликация» - техника декора, где детали из одного материала прикрепляются (пришиваются, приклеиваются) на фон).
- «Какие материалы используют для аппликаций?»
(Для создания лоскутной аппликации лучше использовать натуральные ткани различной фактуры, но для декоративных элементов можно взять и кусочки синтетической ткани).
- «Где можно применить лоскутную аппликацию?» (Ответы ребят: украшение открытки, панно, детской одежды, сумок и т. д.»
6. Подведение итогов урока.
«Сегодня каждый из вас на этом уроке был в роли мастера декоративно-прикладного искусства. Вы сделали первый шаг в удивительный мир лоскутного творчества своими руками. Посмотрите, как много красивых и интересных работ у нас получилось из простых лоскутков. Тема была одна для всех, но вам удалось сделать работы разными и неповторимыми. Вы молодцы! Продолжайте творить!»
Домашнее задание: закончить аппликацию (если не успели завершить). Придумайте эскиз для более сложной аппликации.
7.
Уборка рабочих мест.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.