План урока художественного труда
интегрированного с предметом «Самопознание»
Школа_________
Дата ___
Педагог_
Класс____
Кол-во уч-ся___
Тема «В гармонии с природой» ( самопознание )
« Выполнение пейзажа «Времена года» (художественный труд)
Ценность: любовь
Качества : доброта, уважение, забота об окружающей среде, бережное отношение к природе.
Цель интеграции: расширить представления учащихся о любви к природе,
создание на занятии атмосферы доброжелательности, сотрудничества, творчества. Использовать некоторые визуальные
элементы окружающего мира,
определяя простые способы выражения творческих идей.
Задачи:
- раскрыть ценностное отношение к природе как источнику красоты и гармонии;
-сформировать навыки изложения своих идей в творческой форме.
- развить умение понимать мир природы, развить художественный вкус;
- воспитать очень бережное отношение к природе, единства человека и природы
Ресурсы:
П.И. Чайковский «Времена года», слайды «Природа моего края», фотографии «Времена года»,
Андрей Петров:
« У природы нет плохой погоды»
http://mirpesen.com/ru/andrej-petrov/u-prirody-net-ploxoj-pogody.html#ixzz3rxKXFjSr
Ход урока:
Внешняя интеграция (использование методических приёмов урока самопознания)
1. Орг. момент. ( начинает учитель самопознания, т.е. -я)
Позитивный настрой.
Мысленная прогулка.
Ø Мы отправляемся в путешествие. Можете закрыть свои глазки. Представьте себе, что вы босиком бегаете по мягкой, зеленой лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зеленая травка гладит ваши ножки . Солнышко греет землю . Вы остро чувствуете запах цветов, трав, меда. А еще вы слышите, как журчит звонкий ручеек, поют веселые птички…
Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем Матушку-Природу. Развернем ладошки к солнышку. Закроем глазки… Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, легкую прохладу осенней земли. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вздохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место, сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворения. Откройте глаза и улыбнитесь.
1. Что почувствовали? Что представили? Какие были ощущения?
2.Беседа
Природа – неисчерпаемый источник красоты и вдохновения , и надо научиться видеть , слышать , понимать и беречь её. Когда человек осознает себя частью природы, она открывает ему все свои тайны и возможности. Иоганн Гете говорил: « Природа – единственная книга, на всех своих страницах заключающая высокое содержание». Очень важно, что бы человек научился читать и понимать эту книгу
1. Как вы понимаете смысл выражения « человек – часть природы»?
2. Является ли природа источником творческого вдохновения человека? Почему?
И тема нашего занятия сегодня « В гармонии с природой».
3. Цитата урока
Пойми живой язык природы,-
И скажешь ты: прекрасен мир!
И.Никитин
1. Для чего человеку нужно познавать неизведанный мир природы?
2. Что человек может сделать что бы сохранить всю красоту природу?
4. Творческая деятельность
-Художник пишет красивые картины, фотограф может запечатлеть мгновения красоты на фотографии, поэт напишет замечательные строки, композитор – душевную музыку, а музыкант ее исполнит. Мы тоже будем с вами хорошими творцами.
Природа – нас вдохновит и поможет стать творцами. И благодаря природе, которая красива во все времена года, мы творим всю свою жизнь.
(Сообщение темы по художественному труду- « Времена года»)
И сейчас мы переходим на выполнение пейзажа «Времена года»
Каждая группа получает карточку с надписью
А) лето
Б) осень
В) зима
Г) весна
Затем , дети под музыку Чайковского, рисуют пейзаж времени года, который им выпал.( Одна группа- выполняет один рисунок)
5.Просмотр видео слайда
на тему «Красота моего края » (учитель самопознания)
- Почему природа является источником вдохновения и красоты для человека?
- Что мы люди должны делать для того чтобы красота нашего родного края была все краше и краше?
6.Подарок учителя
Улыбка
Земли
Когда-то
давным-давно наша Земля была пустынным космическим телом, не было на ней ни
растительности, ни зверья. Мир Земли был бесцветно-серым и пустым. И вот
однажды задумал Творец оживить Землю. Рассыпал он по ней несметное множество
семян жизни и попросил Солнце обогреть их своим теплом и светом, а Воду -
напоить их живительной влагой.
Солнце принялось согревать посеянные семена жизни, Вода - поить, но они все не
всходили. И подумав, Творец понял, что они не захотели приходить в мир, где не
было красок. Тогда Творец повелел Радуге подняться над Землей и украсить её
своим разноцветьем. И над планетой повисла, разгораясь нежными красками,
высокая переливчатая Радуга. Втроем, Радуга, Солнце и Вода задумали подарить
Земле новый наряд. Солнце с любовью выткало полотно для наряда теплыми золотыми
лучами. Небо добавило красивой вышивки из синевы всех оттенков. А Радуга
подарила Земле добрые улыбки всех цветов радости. И превратились эти улыбки в
цветы.
С тех пор все земные полянки, луга и сады улыбаются людям разноцветными
цветами-улыбками. Одуванчики - золотистыми улыбками счастья. Гвоздики - алыми
улыбками радости. Колокольчики - сиреневыми улыбками любви.
Каждый день то тут, то там на Земле появляются все новые и новые цветы-улыбки, создавая на ней Радугу, подарившей им свои краски.
Вопросы для обсуждения:
- Как выглядела Земля в начале рассказа?
- Кто задумал оживить Землю?
- Почему
Творец решил это сделать?
- Кто и как помогал ему оживить планету?
- Изменилась ли Земля после его творения и как?
- Какие улыбки подарила нам Земля?
- Чему учит природа человека?
- Расскажите, в чем красота природы нашего края?
- А что мы можем сделать для того, чтобы сохранить улыбки Земли?
(заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы)
7. Домашнее задание
Найти пословицы и поговорки о природе и принести картины разных явлений природы.
8 Групповое пение
«У природы нет плохой погоды»
У природы нет плохой погоды -
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег - любое время года
Надо благодарно принимать,
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды -
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить,
Надо, не скорбя, благословить.
9. Заключительная минута тишины
– Сядьте, пожалуйста, удобно. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию.
Представьте, что вы услышали журчание веселого ручейка и звон лесных колокольчиков, песню жаворонка в бездонном и голубом небе, ласковый плеск волны.
Прислушайтесь к музыке природы, наслаждайтесь ее красотой. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.