Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
2. Гражданско-патриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Литературное чтение
Урок 93.
Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
Тема: Любимые герои сказок.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 3
Проверка домашнего задания.
1. Обсуждение планов.
2. Устные рассказы о братце Кролике.
3. Беседа:
– Кто прочитал другие сказки, в которых главный герой – братец Кролик?
– Каким мы видим братца Кролика в этих сказках?
4. Ученики по желанию рассказывают прочитанные ими сказки дядюшки
Римуса.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 2 3 2 1
1. Работа с иллюстрациями (с. 68).
а) – Рассмотрите предтекстовую иллюстрацию.
– Таким ли вы себе представляете братца Кролика?
– Какой момент в сказке выбрал художник для этой иллюстрации?
– Найдите и прочитайте этот отрывок.
б) – Рассмотрите остальные иллюстрации.
– Как художник передал внутреннее состояние героев?
– Если бы мы могли услышать, что говорят «горе»рыбаки, то что бы мы
услышали? (Например, Медведь: «Вот она! Попалась!»; Лис: «Осторожно,
не упустите. Сейчас я луну сачком поддену».)
– Как об этом сказано в тексте? (Ученики зачитывают отрывок.)
в) Показ иллюстраций к другим сказкам дядюшки Римуса. Обсуждение.
2. Чтение сказок из «Сказок дядюшки Римуса».
1. Чтение учителя.
– Я тоже люблю эти сказки и хочу прочитать вам две из них.
(Рекомендуется прочитать сказки «Смоляное чучелко» и «Как братец
Кролик перехитрил братца Лиса».)
СМОЛЯНОЕ ЧУЧЕЛКО
– Что же, Лис никогданикогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? –
спросил Джоэль на другой вечер.
– Было и так, дружок, чутьчуть не поймал. Помнишь, как братец Кролик
надул его с укропом?
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
© ООО «Баласс», 2012
2Вот вскоре после этого пошёл братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из
неё человечка – Смоляное Чучелко.
Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под
куст. Только спрятался, глядь – идёт по дороге вприскочку Кролик: скок
поскок, скокпоскок. Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел
Чучелко, удивился, даже на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а
братец Лис – он лежит тихо.
– Доброго утра! – говорит Кролик. – Славная погодка нынче.
Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.
– Что ж это ты молчишь? – говорит Кролик.
Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко – оно ничего не сказало.
– Да ты оглох, что ли? – говорит Кролик. – Если оглох, я могу погромче
кричать.
Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.
– Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу! – говорит Кролик.
Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко – оно ничего не сказало.
– Когда тебя спрашивают, надо отвечать, – говорит Кролик. – Сейчас же
сними шляпу и поздоровайся, а нет – я с тобой разделаюсь посвойски!
Чучелко молчит, а Братец Лис – он лежит тихо.
Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове
кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко.
А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.
– Отпусти сейчас же, а то ударю! – говорит Кролик.
Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла. Чучелко – ни гугу, а братец
Лис – он лежит тихо.
– Отпусти, не то я тебе все кости переломаю! – так сказал братец Кролик.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
3способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Но Чучелко – оно ничего не сказало. Не пускает и только. Тогда Кролик
ударил его ногами, и ноги прилипли. А братец Лис лежит тихо.
Кролик кричит:
– Если не пустишь, я буду бодаться!
Боднул Чучелко – и голова прилипла. Тогда Лис выскочил изпод куста.
– Как поживаешь, братец Кролик? – говорит Лис. – Да что ж ты не
здороваешься со мною?
Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в
боку закололо.
– Ну, сегоднято мы пообедаем вместе, братец Кролик! Нынче я и укроп
припас, так что ты у меня не отвертишься, – сказал Лис.
...Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.
– Старый Лис съел братца Кролика? – спросил мальчик дядюшку Римуса.
– А кто их знает, – ответил старик. – Сказкато кончена. Кто говорит –
братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит – нет. Слышишь, мама
зовёт тебя. Беги, дружок.
2. Беседа.
– Что нового из этой сказки вы узнали про братца Лиса? А про братца
Кролика?
– Как, повашему, закончится эта история?
– Сравните свои предположения со сказкой.
3. Чтение учителя.
КАК БРАТЕЦ КРОЛИК ПЕРЕХИТРИЛ БРАТЦА ЛИСА
– Дядюшка Римус, – спросил Джоэль вечером, когда старик как будто
ничем не был занят, – скажи, когда Лис поймал Кролика Чучелком, он не
убил его и не съел?
– Разве ж я не рассказывал тебе об этом, дружок? Ну да, я ведь сонный
© ООО «Баласс», 2012
4был, и в голове у меня всё спуталось, и мама как раз позвала тебя. О чём же
мы тогда толковали? Помню, помню. Ты, никак, и глазки уже трёшь?
Нет, плакать по братцу Кролику погоди. Даром, что ли, он был такой
шустрый? Ты послушай, что дальше будет.
Приклеился, значит, братец Кролик к Чучелку, а Старый Лис ну кататься
по земле, ну хохотать. А потом говорит:
– Сдаётся мне, братец Кролик, на этот раз я тебя поймал. Может, я и
ошибаюсь, но кажется мне, что поймал. Ты всё тут скакал и потешался
надо мной, но теперь конец твоим шуткам. И кто просил тебя лезть не в
своё дело? И зачем сдалось тебе это Чучелко? И кто это прилепил тебя к
нему? Никто, никто в целом свете! Никто не просил тебя, а просто ты сам
взял и влепился в это Чучелко! И сам ты во всём виноват, братец Кролик!
Так и надо тебе, так и будешь сидеть, пока я не наберу хворосту и не зажгу
его, потому что я, конечно, зажарю тебя сегодня, братец Кролик.
Так сказал Старый Лис.
А Кролик отвечает так смирно, послушно:
– Делай со мной что хочешь, братец Лис, только, пожалуйста, не вздумай
бросить меня в этот терновый куст. Жарь меня, как хочешь. Братец Лис,
только не бросай меня в этот терновый куст.
– Пожалуй, слишком много возни с костром, – говорит Лис. – Пожалуй, я
лучше повешу тебя, братец Кролик.
– Вешай, как хочешь высоко, братец Лис, – говорит Кролик, – только бы ты
не вздумал бросить меня в этот терновый куст.
– Верёвкито у меня нет, – говорит Лис, – так что, пожалуй, я утоплю тебя.
– Топи меня так глубоко, как хочешь, братец Лис, – говорит Кролик, –
© ООО «Баласс», 2012
5только не бросай меня в этот терновый куст.
Но братец Лис хотел расправиться с Кроликом покрепче.
– Ну, – говорит, – раз ты боишься, как раз и брошу тебя в терновый куст.
– Где тебе! – говорит братец Кролик. – С Чучелкомто я слишком тяжёл,
не добросишь.
Схватил Лис Кролика за уши да как тряхнёт! Отклеилось, упало Чучелко.
– А вот и доброшу, – говорит Лис. Как размахнётся, как бросит Кролика в
серёдку тернового куста, даже треск пошёл. Встал Лис на задние лапы,
смотрит, что будет с Кроликом. Вдруг слышит – кличет его ктото.
Глядь – там, на пригорке, братец Кролик на брёвнышке, нога на ногу,
сидитпосиживает, смолу из шерсти вычёсывает щепкой.
Понял тут Лис, что опять остался в дураках. А братцу Кролику позлить его
охота, он и кричит:
– Терновый куст – мой дом родной! Братец Лис! Терновый куст – мой дом
родной!
Вскочил и пропал, как сверчок в золе.
4. Беседа.
– Что помогло спастись братцу Кролику?
– Когда говорят: «Только не бросай меня в терновый куст»?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2012
6ΙΙΙ
. Итог.
– Почему же братец Кролик – любимый герой сказок американских негров?
– Сделайте вывод, каких сказочных героев мы называем любимыми.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
Придумать достойную братца Кролика хитрость и устно сочинить сказку с
данным сюжетом или проиллюстрировать любую из прослушанных сказок
(на выбор).
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
Деятельность учащихся:
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
7