Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 2
Тема урока: М. Айтхожина. «Отчий край». Ф. Онгарсынова. «Степь широкая».
Цель:
Обучающая:
познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести работу по чтению и анализу произведения;
восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка;
закрепить понятие «Отчий край»;
Развивающая: развивать выразительное чтение;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесный.
Ожидаемые результаты:
предметные: осознанное, правильное и выразительное чтение, умение самостоятельно определить тему и идею стихотворения;
личностные: эмоциональное восприятие содержания текста, понимание и высокая оценка степной красоты, чувств автора;
системно-деятельностные: самостоятельная оценка собственных достижений в чтение, анализе и интерпретации нового произведения.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, пение.
Оборудование:
* «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
* «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.
* портреты поэтесс М. Айтхожиной, Ф. Онгарсыновой. Картины художников или слайды к содержанию стихотворений, кюй Курмангазы «Сары-Арка».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Продолжаем знакомиться с произведениями казахстанских поэтов о просторах Казахстана.
III. Мотивация учебной деятельности.
Стихи, рассказы, романы о родной земле пишут поэты, писатели, художники создают прекрасные полотна, на которых изображены прекрасная земля, ее степи, реки, родники.
IV. Актуализация опорных знаний.
Проведем небольшую викторину. Вспомним произведения о Родине, о родных казахстанских просторах:
а) Родная степь, души моей прохлада,
С тобой слились надежды и мечты...
б) Вся земля в проводах, космодромах, гектарах и станциях...
в) Не в широте степей твое величье.
Ты мне близка иною красотой:
г) Взглядом край родной окинь
-Всюду зелень, всюду синь!
Видишь ели, словно мачты,
Утром смотрят на восток.
V. Усвоение новых знаний.
1. Слово учителя. Марфуга Айтхожина стоит в одном ряду с такими вескими казахскими поэтами, как Фарида Онгарсынова, Олжас Сулейменов и другие, а ее творчество известно далеко за пределами Казахстана.
М. Айтхожина – автор 20 поэтических сборников, лауреат Государственной премии.
2. Чтение стихотворения учителем. Стр. 4-5.
3. Беседа на основе первых впечатлений: Мы знакомы со словом «тулпар».
Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.
Тулпар помещен на герб Республики Казахстан. Какие времена сравнивает поэтесса? Какая мечта волновала предков?
Видео о тулпаре.
4. Чтение стихотворения.
а) чтение каждой строфы;
б) комментированное чтение.
Мольба о влаге, терпя все притесненья, был с печалью ветер, край не знал счастливой доли.
Теперь он, как батыр, узнавший волю:
Над головой белеют облака,
И нет печали, нет тоски и боли.
5. Анализ стихотворения.
¾ Что сравнивала автор? Прежнее время и новое.
¾ Как мы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?
¾ Это выражение - скрытое сравнение (метафора).
¾ Тулпар как символ счастливой и свободной жизни.
¾ Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».
VI. Физминутка.
VІІ. Первичная проверка знаний и способов.
¾ Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?
¾ Почему к вершинам гор уходят деятельности тропы?
¾ С чем сравниваются глаза сестры?
VIІІ. Продолжение работы над усвоением новых знаний.
1. Знакомство с Фаридой Онгарсыновой, ее творчеством.
2. Чтение стихотворения учителем (варианты: подготовленными учащимися).
3. Словарная работа.
Предки – древние предшественники по роду;
мираж – обманчивый призрак;
прозябание – жалкая, бедная жизнь.
4. Повторное чтение стихотворения учащимися.
5. Анализ произведения.
¾ Что делает стихотворение особенным, ярким?
¾ Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветра в ушах, свист погони.
¾ Что можно сказать о героях стихотворения?
¾ Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.
¾ Какие чувства они испытывают?
¾ Ощущение воли, простора, счастья.
IХ. Первичная проверка знаний и способов деятельности.
¾ Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
¾ Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука прозябанья»?
¾ С чем сопоставляется степь?
¾ В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?
Х. Закрепление знаний.
1. Сравнить два стихотворения. Главная мысль стихов. Что общего и в чем различие?
2. Выразительное чтение стихотворений.
3. Работа с заданиями учебника.
4. Просмотр картин художников или слайдов с изображением степи.
5. Прослушивание кюя Курмангазы «Сары-Арка».
4. Работа в тетради.
Сопоставление с пейзажем в тексте.
XІ. Рефлексия. Устные высказывания.
¾ Мне показалось, что стихотворение очень грустное...
¾ Понравились красивые выражения в тексте.
¾ Сегодня я почувствовал...
¾ Мне хотелось тоже лететь на коне по степи.
XII. Домашнее задание.
стр. 6-7 - выразительное чтение стихотворения; нарисовать рисунок к стихотворению.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.