М. Айтхожина. «Отчий край». Ф. Онгарсынова. «Степь широкая».
Оценка 4.6

М. Айтхожина. «Отчий край». Ф. Онгарсынова. «Степь широкая».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
11.03.2018
М. Айтхожина. «Отчий край». Ф. Онгарсынова. «Степь широкая».
Цель: Обучающая: познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести ра¬боту по чтению и анализу произведения; восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка; закрепить понятие «Отчий край»; Развивающая: развивать выразительное чтение; Воспитательная: воспитывать любовь к Родине. Тип урока: изучение новой темы. Методы: словесный. Ожидаемые результаты: предметные: осознанное, правильное и выразительное чтение, умение самостоятельно определить тему и идею стихотворения; личностные: эмоциональное восприятие содержания текста, понимание и высокая оценка степ-ной красоты, чувств автора; системно-деятельностные: самостоятельная оценка собственных достижений в чтение, анализе и интерпретации нового произведения. Межпредметные связи: изобразительное искусство, пение.Цель: Обучающая: познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести ра¬боту по чтению и анализу произведения; восприятию и осмыслению содержания, темы и идеи отрывка; закрепить понятие «Отчий край»; Развивающая: развивать выразительное чтение; Воспитательная: воспитывать любовь к Родине. Тип урока: изучение новой темы. Методы: словесный. Ожидаемые результаты: предметные: осознанное, правильное и выразительное чтение, умение самостоятельно определить тему и идею стихотворения; личностные: эмоциональное восприятие содержания текста, понимание и высокая оценка степной красоты, чувств автора; системно-деятельностные: самостоятельная оценка собственных достижений в чтение, анализе и интерпретации нового произведения. Межпредметные связи: изобразительное искусство, пение.
урок № 2 М. Айтхожина. Отчий край. Ф. Унгарсынова. Степь широкая..docx

Дата: _________________

Класс: ________________

 

Урок № 2

 

Тема урока: М. Айтхожина. «Отчий край». Ф. Онгарсынова. «Степь широкая».

 

Цель:

Обучающая:

*     познакомить учащихся с текстом стихотворения, провести ра­боту по чтению и анализу произведения;

*     восприятию и осмыслению содер­жания, темы и идеи отрывка;

*     закрепить понятие «Отчий край»;

Развивающая: развивать выразительное чтение;

Воспитательная: воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы: словесный.

Ожидаемые результаты:

предметные: осознанное, правильное и выразительное чтение, умение самостоятельно определить тему и идею стихотворения;

личностные: эмоциональное восприятие содержания текста, понимание и высокая оценка степной красоты, чувств автора;

системно-деятельностные: самостоятельная оценка собственных до­стижений в чтение, анализе и интерпретации нового произведения.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, пение.

Оборудование:  

*        «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

*        «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

*        портреты поэтесс М. Айтхожиной, Ф. Онгарсыновой. Картины художников или слайды к содержанию стихотворе­ний, кюй Курмангазы «Сары-Арка».

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Продолжаем знакомиться с произведениями казахстанских поэтов о просторах Казахстана.

III. Мотивация учебной деятельности.

Стихи, рассказы, романы о родной земле пишут поэты, писатели, ху­дожники создают прекрасные полотна, на которых изображены прекрасная земля, ее степи, реки, родники.

IV. Актуализация опорных знаний.

Проведем небольшую викторину. Вспомним произведения о Родине, о родных казахстанских просторах:

а) Родная степь, души моей прохлада,

С тобой слились надежды и мечты...

б) Вся земля в проводах, космодромах, гектарах и станциях...

в) Не в широте степей твое величье.

Ты мне близка иною красотой:

г) Взглядом край родной окинь

-Всюду зелень, всюду синь!

Видишь ели, словно мачты,

Утром смотрят на восток.

V. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя. Марфуга Айтхожина стоит в одном ряду с такими вескими казахскими поэтами, как Фарида Онгарсынова, Олжас Сулейменов и другие, а ее творчество известно далеко за пределами Казахстана.

М. Айтхожина – автор 20 поэтических сборников, лауреат Государственной премии.

 

2. Чтение стихотворения учителем. Стр. 4-5.

3. Беседа на основе первых впечатлений: Мы знакомы со словом «тулпар».

     Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.

     Тулпар помещен на герб Республики Казахстан. Какие времена сравнивает поэтесса? Какая мечта волновала предков?

     Видео о тулпаре.

 

4. Чтение стихотворения.

а) чтение каждой строфы;

б) комментированное чтение.

      Мольба о влаге, терпя все притесненья, был с печалью ветер, край не знал счастливой доли.

      Теперь он, как батыр, узнавший волю:

      Над головой белеют облака,

      И нет печали, нет тоски и боли.

 

5. Анализ стихотворения.

¾    Что сравнивала автор? Прежнее время и новое.

¾    Как мы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?

¾    Это выражение - скрытое сравнение (метафора).

¾    Тулпар как символ счастливой и свободной жизни.

¾    Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».

 

VI. Физминутка.

VІІ. Первичная проверка знаний и способов.

¾    Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?

¾    Почему к вершинам гор уходят деятельности тропы?

¾    С чем сравниваются глаза сестры?

 

VIІІ. Продолжение работы над усвоением новых знаний.

1. Знакомство с Фаридой Онгарсыновой, ее творчеством.

2. Чтение стихотворения учителем (варианты: подготовленными уча­щимися).

3. Словарная работа.

Предки – древние предшественники по роду;

мираж – обманчивый призрак;

прозябание – жалкая, бедная жизнь.

4. Повторное чтение стихотворения учащимися.

5. Анализ произведения.

¾    Что делает стихотворение особенным, ярким?

¾    Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветра в ушах, свист погони.

¾    Что можно сказать о героях стихотворения?

¾    Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.

¾    Какие чувства они испытывают?

¾    Ощущение воли, простора, счастья.

 

IХ. Первичная проверка знаний и способов деятельности.

¾    Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?

¾    Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука прозябанья»?

¾    С чем сопоставляется степь?

¾    В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?

 

Х. Закрепление знаний.

1. Сравнить два стихотворения. Главная мысль стихов. Что общего и в чем различие?

2. Выразительное чтение стихотворений.

3. Работа с заданиями учебника.

4. Просмотр картин художников или слайдов с изображением степи.

5. Прослушивание кюя Курмангазы «Сары-Арка».

4. Работа в тетради.

Сопоставление с пейзажем в тексте.


XІ. Рефлексия. Устные высказывания.

¾    Мне показалось, что стихотворение очень грустное...

¾    Понравились красивые выражения в тексте.

¾    Сегодня я почувствовал...

¾    Мне хотелось тоже лететь на коне по степи.

 

XII. Домашнее задание.

 

стр. 6-7 - выразительное чтение стихотворения; нарисовать рисунок к стихотворению.


 

Дата: _________________ Класс: ________________

Дата: _________________ Класс: ________________

Чтение стихотворения учителем

Чтение стихотворения учителем

XІ. Рефлексия. Устные высказывания

XІ. Рефлексия. Устные высказывания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018