М. Пришвин "Моя Родина"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить детей с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк». Учебно-воспитательные задачи Образовательная: совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения, совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); Развивающая: развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать полноценному восприятию смысла произведения; Воспитательная: воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.
Иконка файла материала Пришвин М. Моя Родина.doc
Мерзімі. /Дата: 15.09 Сабақ. /Урок №: 8 Сабақ тақырыбы./Тема урока: М. Пришвин «Моя Родина». Сабақтың мақсаты. /Цель урока: познакомить детей с творчеством М.Пришвина, с понятием «очерк».  Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері. /Учебно­воспитательные задачи Білімді лік. /Образовательная: совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения,  совершенствовать умение работать с текстом (находить ответ на вопросы, используя текст); Дамытушылық./ Развивающая: развивать умение рассуждать, делать выводы, способствовать  полноценному восприятию смысла произведения; Тәрбиеліқ./ Воспитательная: воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, бережное отношение к ней.  Көрнекілісі. /Оборудование: тесты, информация о М.Пришвине, рисунки о Родине, выставка книг  М.Пришвина, портрет писателя, учебник «Литературное чтение». Сабақ барысы Ход урока 1. Ұйымдастыру кезеңі./ Орг. момент.   Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. ­ Сядете ровно, спинки выпрямите, улыбнётесь друг другу, начинаем урок. 2. Білім тексеру./Проверка знаний. 3. Жаңа тақырыпты бекіту. /Изложение нового материала. На доске: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.  Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. В. Степанов ­ Предлагаю прочитать так: 1 – й ученик читает вперёд на 3­4 слова, 2 – й следом, остальные ребята отслеживают, кто допустил меньше ошибок. ІІІ. Сообщение темы и постановка целей урока. ­ О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине) ­ Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, … ) ­ Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона,  отечество. ­ Тема урока будет связана со словом Родиной?  Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»  Постановка целей (на доске начало фраз) ­ Чему будете учиться, поставьте цель? 1. Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением) 2. Узнаю, определю… (жанр произведения) 3. Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно) 4.  Выскажу … (своё отношение)5. Учиться… (сотрудничать, активно работать) 1.Выставка рисунков о Родине ­Вы в своих рисунках отразили  значение для вас слова Родина. Посмотрите, какая красивая выставка у нас  получилась.  (выставка рисунков) ІV. Работа по теме урока.  1. Знакомство с биографией писателя: ­ На партах у вас лежит листочек с текстом, переверните его текстом к себе. ­ Предлагаю узнать немного о писателе Михаиле Михайловиче Пришвине.  Читаем: шёпотом, глазами (губами не шевелить), упражнение «Молния», в обычном темпе. Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 году, прожил 81 год. Он род ом был из бедной купеческой  семьи, проживавшей в Елецком уезде Орловской губернии. Михаил Пришвин получил хорошее естественно  ­ научное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем,  библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, а до этого был длительный путь накопления впечатлений,  писатель путешествовал по северным краям. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и  поля, реки и озера, в её птиц и зверей. Все произведения  писателя проникнуты большой любовью к природе. ­ Что узнали о Михаиле Пришвине? Давайте вспомним названия некоторых книг и произведений писателя. Многие из них вам знакомы. 3. На доске с помощью моделей обозначены жанры  произведения: стихотворение, рассказ, сказка, очерк, былина. – Посмотрите на модели, которыми обозначены жанры  произведений. Все ли знакомы ? ( Квадрат – очерк,  прикрепить на доску) Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни  людей, о Родине, природе, в котором сообщается о  реальных фактах и событиях. ­ Этот жанр на модели обозначается квадратом. 4. Словарная работа:  (чтение по слогам, целыми словами, объяснение смысла слов). Со­кро­ви­ща ­ сокровища (драгоценность)  Кла­до­ва­я ­ кладовая солнца Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов; 2) место, где сосредоточены какие­нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые). Про­буж­да­ет­ся ­ пробуждается (просыпается) 5.Работа по учебнику (с. 142, знакомство с текстом.) 1. Чтение очерка «Моя Родина». а) самостоятельное чтение б) первичное чтение произведения (по выбору учащихся). в) беседа после чтения: ­ Кто герой очерка? ­ Какое любимое занятие было у Пришвина? ­ Какое значение подходит к понятию «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу.  Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому). 6.Физминутка  Туман повис клоками  в саду и во дворе.  Поймать туман руками  решил я на заре.  Я взял его ладошкой и крепко­крепко сжал.  Но прыткий он как кошка. Он взял... и убежал.  Висит туман над речкой и дышит как живой,  Как белая овечка с кудрявой головой.И маленькие рожки на этой голове.  Но поутру остались лишь капли на траве... V Закрепление материала 1. Работа над содержанием текста. Рассмотрите план, восстановите последовательность событий, дополните план: Работа в парах. Проверка плана на доске. 1. Привычка вставать до солнца. 2. Вкусный чай. 3. «Охота» за наблюдениями. 1. Вкусный чай. 2. Привычка вставать до солнца. 3. «Охота» за наблюдениями. 4. Призыв к молодым друзьям. 2.Выборочное чтение: ­ Зачитайте, чем угостила Пришвина его мама? ­ Найдите в тексте ответ на вопрос: ­ Какая привычка сохранилась у автора, даже когда он жил в городе? (Вставать рано). ­ Куда уходил автор после чаю? (На охоту) ­ Прочитайте, в чём заключалась «охота» писателя? ( В находках) ­ К кому обращается автор, когда говорит «мои молодые друзья»?  3.Выразительное чтение хором, вместе с учителем. ­ К чему призывает автор? Найдите и прочитайте слова, которые выражают основную мысль рассказа.  (Охранять природу – значить охранять Родину.) ­ Какую помощь вы, можете оказать природе, чтобы её сохранить? (Сажать деревья, не мусорить, не  засорять природу, не ломать деревья, не ловить бабочек, останавливать тех, кто наносит вред  природе. VІ Обобщение и систематизация знаний 1.Выполняют задания теста – подчёркивают ответ. (Проверка, ставим плюс, если ответ правильный). 1. Мать угостила меня … а) чаем; б) кофе с молоком; в) чаем с молоком. 2. Потом и в городе … а) я вставал на заре; б) я вставал с первыми петухами; в) я вставал рано. 3. После чаю … а) я уходил на охоту; б) я уходил на работу; в) я уходил спать. 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … а) с драгоценными камнями; б) с великими сокровищами жизни; в) с большим богатством. 5. Я прочитал (а)… а) сказку; б) рассказ; в) очерк. Проверка 2.Работа с пословицами:­ Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее подходит по смыслу к произведению "Моя  Родина". Если дружба велика, будет Родина крепка. Береги землю родимую, как мать любимую. Тот герой, кто за Родину стоит горой. ­ Почему вы так думаете? (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей  родной земле, Родине). VІІ. Итог урока ­ Послушайте стихотворение. «Старик»  Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам  Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И том о лесе рассказать Как этот человек… М. Цуранов ­ Догадались, о ком это стихотворение? ­ С каким произведением Михаила Пришвина познакомились? ­ Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к  целям на доске) Я познакомлюсь… Узнаю, определю… ­ Предлагаю вам закончить предложения. VІІІ Рефлексия. ­ Я узнал (а)… ­ Я прочитал (а)… ­ Я учился (лась)… ­ Я понял (а)…. ІX  Домашнее задание:  Читать стр.58­59, отвечать на вопросы. Придумать свой рассказ о том,  как вы были в лесу.

Посмотрите также