Маршрутный лист урока литературы "Олжас Сулейменов. "Последнее слово акына Смета". 8 класс
Оценка 4.6

Маршрутный лист урока литературы "Олжас Сулейменов. "Последнее слово акына Смета". 8 класс

Оценка 4.6
Домашнее обучение +1
docx
русская литература
22.02.2021
Маршрутный лист урока литературы "Олжас Сулейменов. "Последнее слово акына Смета". 8 класс
Маршрутный лист урока литературы "Олжас Сулейменов. "Последнее слово акына Смета". 8 класс
Сулейменов «Последнее слово акына Смета» урок лит 8 класс Документ Microsoft Word.docx

Урок №40

Инструкция к уроку для учащегося 8 класса

Инструкция: маршрутный лист может быть заполнен в электронном формате и отправлен на проверку учителю посредством системы «Кунделiк» или любого доступного мессенджера. При отсутствии такой возможности задания выполняются в тетради, фотографируются и отправляются учителю на проверку посредством доступного мессенджера.

Предмет

Русская литература, 8 класс

Ф.И.О. учителя

Кокова Алла Владимировна

Телефон WhatsApp

87779343495

Учебник

Русская литература: 8 класс -Г.З. Шашкина, В.В. и др. – Алматы: Мектеп, 2018 г.

Урок №40, тема

Олжас Омарович Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»

Цели обучения

 

8.1.2.1 понимать художественное произведение, критически осмысливая, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

8.2.2.1 определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике;

8.3.1.1, участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора;

8.3.3.1 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/проблематике/жанру, учитывая особенности национальной культуры.

Ф.И. учащегося

 

Тема: Олжас Омарович Сулейменов. «Последнее слово акына Смета».

Порядок действий

Ресурсы (заполняется учителем)

Выполнение

Изучи

Задание 1. Пройди по ссылке и посмотри видеоурок:

https://yandex.kz/video/preview/?filmId=14921142539787951652&text=2+%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B+%D0%9E%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%81+%D0%9E%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2.+%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE+%D0%B0%D0%BA%D1%8B%D0%BD%D0%B0+%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%C2%BB.&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Df7ItItK-C8I

https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2015/11/DB5C7iS2udvmnNVp/4.jpgОлжа́с Ома́рович Сулейме́нов (каз. Олжас Омарұлы Сүлейменов; род. 18 мая 1936, Алмата) — поэт, писатель-литературовед, Герой Труда Казахстана, народный писатель Казахской ССР (1990), общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Известность получил как автор лингвистических исследований, посвященных тюркским элементам «Слова о полку Игореве». По сценариям Олжаса Сулейменова поставлены фильмы «Земля отцов» (1966), «Синий маршрут» (1968), «Красная полынь» («Махамбет») о казахском поэте XIX века Махамбете Утемисове и «Ах, как интересно было в Петербурге» (о хане Жангире).

Олжаса Сулейменова причисляют к поэтам-шестидесятникам, его друзьями были Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский.

Сегодня мы поговорим с вами о произведении О. Сулейменова «Последнее слово акына Смета».

Словарная работа

Чалый – масть лошадей: серая, с примесью другой шерсти

Жаулык – белый платок замужних женщин

Молодка – (разг.) молодая замужняя женщина

Акын - поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, киргизов, ногайцев и каракалпаков

https://image.freepik.com/free-vector/kid-is-reading-a-book_7891-177.jpgПрочитай статью учебника «Олжас Омарович Сулейменов. «Поэт и ученый» (с.158-162) и посмотри дополнительный учебный материал:

https://yandex.kz/video/preview/?text=%D0%9E%D0%BB%D0%B6%D0%B0%D1%81%20%D0%9E%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%A1%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2.%20%C2%AB%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%20%D0%B0%D0%BA%D1%8B%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%C2%BB.&path=wizard&parent-reqid=1608628221996691-241973846266438168200260-production-app-host-sas-web-yp-30&wiz_type=vital&filmId=10799972087629100625

Тема стихотворения Олжаса Сулейменова "Последнее слово акына Смета": неожиданное решение старого акына Азербая, который должен был решить судьбу акына Смета, похитившего его жену.

Идея стихотворения: справедливый суд в соответствии с обычаями и оправданная месть за оскорбление не могут быть выше значения талантливого акына для общества.

Алибек, сын акына Азербая, доволен рад, что смог поймать акына Смета, укравшего жену отца. Он ждет справедливого суда: смерть похитителя должна смыть оскорбление. Понимая, что пришел его последний час, акын Смет поет, что ни о чем не жалеет, кроме того, что мало сделал в жизни и не довелось встретить другой такой же красавицы. Услышав песню, спокойно пропетую на одном дыхании, старый Азербай понимает, что неправильно оборвать жизнь талантливого молодого акына, который будет нести его песенную эстафету. Он великодушно отпускает его вместе со своей молодой красивой женой, да еще велит дать им коней. И делает это без раздумья и усилий, спокойно разъясняя причину раздосадованному сыну и всем присутствующим.

Поступок Азербая свидетельствует не только о чести «великого старика», но и о глубоком понимании роли (предназначения) поэтического слова в жизни народа. Не месть, а честь человека и поэта, понявшего, что предназначение акына Смета на этой земле – жить, чтобы творить, пробуждая «чувства добрые». Дар – это драгоценность народа. И погубить её никто не имеет права. Голос певца будет звучать «во дни торжеств и бед народных». Для Азербая честь и творчество превыше всего.

Ответь

https://st2.depositphotos.com/3921439/7769/v/950/depositphotos_77696078-stock-illustration-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpgЗадание 2.  Аналитическая работа над статьей «Поэт и ученый» (стр. 158-162 учебника), устно ответь на вопросы:

1.Что отличает лирику Олжаса Сулейменова?

2.Назови тему и основную идею стихотворения Олжаса Сулейменова «Последнее слово акына Смета».  

3. Подумайте, почему в стихотворении повторяются слова «не жалею…»?

4. Как проявляется своеобразие темы любви и чести в лирике Сулейменова?

5. Сравните стихотворение Сулейменова «Последнее слово акына Смета» и произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк». В чем сходство этих произведений и в чем своеобразие, различие?

Пройди по ссылке, проведи физминутку: https://www.youtube.com/watch?v=M4XSHVKXvmE

 


Выполни

https://i2.wp.com/blog.solignani.it/wp-content/uploads/2014/01/ibooks_ios_7_icon_update_by_hamzasaleem-d6stc29.pngЗадание 3.   «На пути к пониманию текста»

Ответьте письменно на вопросы в рабочей тетради (с.162):

1.       Прочитайте стихотворение О. Сулейменова «Последнее слово акына Смета», определите основной мотив произведения. По каким строкам вы смогли бы определить, что это произведение О. Сулейменова?

2.       Какова тема стихотворения?

3.       Как вы понимаете выражение «Что делился с добрым
полной чашей, а с недобрым - чаще, не жалею»?

4.       Почему Азербай не стал наказывать Смета за содеянное и даже даровал ему коней и свою младшую жену?

5.       Как вы понимаете смысл слов Азербая: «Мужчина Смет опозорил меня. Но поэт Смет продолжит славу Азербая».

https://i2.wp.com/blog.solignani.it/wp-content/uploads/2014/01/ibooks_ios_7_icon_update_by_hamzasaleem-d6stc29.pngЗадание 4.    «Под лингвистическим микроскопом» (Письменно)

Объясните роль антитезы (противопоставления) в произведении О. Сулейменова «Последнее слово акына Смета», приведите примеры, цитаты из текста.

Подсказка:

Песня построена как антитеза. Смет размышляет в ней о своей жизни и делит свои размышления так: первая часть перечисленного – о чём не жалеет, вторая – о чем жалеет…

Из сказанного (или пропетого) акыном перед читателями вырисовывается его душевная красота (а ведь в перечне его портретных деталей бросается в глаза эпитет «некрасивый»).

  • Перед нами человек, любящий свою землю, не избегающий «любой работы». Часто он бывал голодным, но делился последним с добрым и с недобрым («с недобрым – чаще»).
  • Не было «тихой подруги», а мечта о друге не сбывалась.
  • Не пришлось качать сына на колене
  • Часто грозила смерть

Эти детали жизни и судьбы певца рисуют человека незаурядного, доброго. О чем жалеет поэт?

О том, что погибнет молодым, а жизнь не повторить.

О том, что испытал любовь («не знал я никого милее женщины поэта Азербая»). Во весь голос звучит песня любви к миру и к женщине, милее которой не знал.

https://st2.depositphotos.com/3921439/7769/v/950/depositphotos_77696078-stock-illustration-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B8-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0.jpg

Вывод (записать в тетрадь):

1.    Антитеза прослеживается в словах Смета: жалею – не жалею. Она подчеркивает важность чувства любви в жизни персонажа, даже если она сопровождается грустью и тоской.

2.    Антитезу поэт использует при создании образов произведения: начинающий акын Смет и опытный, мудрый акын Азербай, который смог оценить по достоинству творчество юного. В этом случае антитеза показывает читателям ценность искусства.

3.Антитеза представлена в ситуациях: предполагаемая смерть за позорящий поступок – великодушный поступок обиженного мужа. В данном случае антитеза помогает понять, насколько непростым было принятое Азербаем решение. Поэт в нем побеждает опозоренного мужа.

4. Прослеживается противопоставление (антитеза) портрета и внутренней сути поэта. Внешняя некрасивость и внутренняя красота и величие человека.

 

 

 

Рефлексия

Теперь я знаю, что такое тема любви в литературе, композиция, художественное время, тема и идея произведения, характеристика персонажей произведения.

 

Теперь я умею определять тему и идею произведения, систему образов произведения, выражая своё мнение о проблематике. Умею, критически осмысливая, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию;

Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора, раскрывать особенности композиции лирики, развивать навыки внимательного чтения художественного текста, умения выделять основные элементы композиции.

Поставь знаки «+» или «-»

Домашнее задание

Прочитай другие стихотворения О. Сулейменова, выучи наизусть одно стихотворение.

 

 

 

 

Обратная связь от учителя

(словесная оценка и/или комментарий)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №40 Инструкция к уроку для учащегося 8 класса

Урок №40 Инструкция к уроку для учащегося 8 класса

Прочитай статью учебника «Олжас

Прочитай статью учебника «Олжас

Задание 4. «Под лингвистическим микроскопом» (Письменно)

Задание 4. «Под лингвистическим микроскопом» (Письменно)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021