Мастер – класс: «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Важнейшей составляющей современной образовательной технологии деятельности метода обучения, которую я внедряю в своей практике, является использование рефлексии. Поэтому тема моего мастер – класса «Приёмы рефлексии учащихся в начальной школе». Цель: повышение мотивации коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Каково значение этого термина, ставшего очень употребительным в последнее время? Словари приводят следующие толкования:
Рефлексия - это обращение назад; б) размышления о своём внутреннем; в) размышление, самообладание, самопознание. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов (словарь иностранных слов); г) осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению (в социальной психологии); д) самоанализ деятельности и её результатов (в современной педагогической науке).
В современном образовательном учреждении каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончился урок, коллективно-творческое дело, праздничная программа. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок? Что узнал нового? Задача педагога - узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий - очень важный момент при обучении ребят приемам эффективной деятельности (мыслительной, совместной в группе и др.).
Рефлексияпредполагает ретроспективную оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали) .
Дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос о том, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, проявляют эмоциональную связь друг с другом и ведущим (педагогом).
Когда ребенок начинает задумываться о себе, он сталкивается с тем, что ему недостает какой-то информации, знаний, умений. Педагог говорит с ребенком об этом, отвечает на его вопросы и иногда заполняет этот дефицит.
На каждом этапе какой-либо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что - нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование(овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Рефлексия собственных действий, эмоционального состояния способствует развитию самосознания. Она знакомит ребенка с миром чувств, предоставляет ему возможность отслеживания своих состояний в школе, в отношениях со сверстниками, в домашних условиях. Научившись понимать и принимать себя, дети учатся понимать и принимать других.
Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель обучения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Вашему вниманию я хочу представить некоторые приёмы проведения рефлексии, которые я использую в своей практике.
« По цепочке»
Дети становятся в круг. Передавая из рук в руки по часовой стрелке мягкую игрушку, высказывают мнение о проведённом занятии, ктд. Замечено, что, сжимая что-нибудь в руках, намного легче преодолеть волнение.
«Пять пальцев»
Каждому ребёнку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать над следующими вопросами:
1)Мизинец – «мысль»: какие знания и опыт я сегодня приобрёл
2)Безымянный – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3)Средний – « состояние духа»: каким было моё настроение и от чего оно зависело
4)Указательный – «услуга»: чем порадовал людей и помог
5)Большой – «бодрость тела»: что я сделал для своего здоровья
« Свободный микрофон» в проведении этой техники я предлагаю принять участие вам. Держа в руках микрофон выскажите своё мнение о введении в школах внеурочной деятельности.
Дети высказываются о проведённом мероприятии, уроке, держа в руках микрофон.
« Если бы я был…»
Ребятам задаётся вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…
Исправил…
Сделал…
Добавил…
Похвалил…
« Фотосъёмка»
Учитель задаёт ситуацию: «Ребята, представьте, что сегодня весь урок (день, мероприятие) снимал фотограф. Всё, что мы делали сегодня, он заснял на фотоплёнку. Но, увы, из-за неумелости фотографа плёнка засветилась. Давайте сейчас попробуем восстановить каждый кадр этой плёнки.
ü Самые яркие, весёлые кадры
ü Кадры, которые получились не очень.
Происходит обсуждение удач и неудач.
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное.
Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая –
отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него
настроение.
«Звездочки» в проведении этой техники я предлагаю
принять участие вам.
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на
уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на
доску и т.д.
«Светофор»
После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по
вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем
(сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка,
тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит
оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки
вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Комплимент» в проведении этой техники я предлагаю
принять участие вам.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним
из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым
качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг
друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой
вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании
личностной значимости каждого.
«Эмоционально – художественная рефлексия»
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым.
Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Эмоционально – музыкальная рефлексия».
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать
композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная.
Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того,
как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в
начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока:
остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
« Гора настроения»
Рисуется гора. Задача учащихся – определить настроение соответственно высоте горы.
« Шаровое настроение»
Предлагается детям надуть шарик своего настроения.
«Фоторефлексия».
Современному учителю доступны такие технические средства, как цифровые фото и видео камеры и компьютер. Во время урока делаю несколько фотографий (их количество зависит от занятости учителя на конкретном уроке). В конце урока фотографии просматриваем. Можно организовать просмотр на фоне музыкального сопровождения, или в тишине, или сопровождая его вопросами, беседой, иногда даже смехом. У ребенка включаются процессы непроизвольной самооценки, таким образом, развиваются навыки рефлексивной деятельности.
«Поляна».
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Упражнение «Мне нужно…».
-Очень часто в том деле, которым мы занимаемся, нам нужна помощь, совет, поддержка. Когда мы этой помощи не получаем, то испытываем много неудобств: снижается качество вашей работы, расходуется больше сил и времени на решение каких-то вопросов…. Всем знакома такая ситуация? Сейчас подумайте каждый о своей работе. Задайте себе мысленно такие вопросы:
1) В чём конкретно мне требуется помощь извне (от администрации, психолога, других педагогов, родителей и т.д.)?
Например: в изготовлении пособий, оформлении кабинета, организации внеурочных мероприятий, приглашении на открытые занятия, мастер-классы…
2) Что мне нужно для улучшения качества моей работы, но пока этого нет?
- Отвечать на них будем вслух, по очереди, передавая друг другу клубок ниток. Тот, кто уже высказался, придерживает у себя нитку, а клубок, разматывая, передает дальше.
Выслушиваем всех. Когда закончил последний участник, начинаем сматывать клубок обратно, при этом говорим следующую фразу:
«Я сказала, что мне нужно... (кратко повторяет своё первое высказывание), для этого я могу... (называет, что для этого сама может сделать)».
(Упражнение позволяет педагогу осознать, что надо не только ждать помощи от других, но и самому занять активную позицию: спрашивать, брать ответственность на себя, проявлять инициативу и т.п.).
«Уборка в доме»
Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока,
определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором-
мусорная корзина. Каждый участник получает два цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что было актуально, полезно, интересно,
и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в
корзину.
Итог
В завершении хочется сказать о том, что предложенные приёмы рефлексии можно использовать не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, а также использовать как подведение итога родительского собрания.
Рефлексия предоставляет возможность более детально, тщательно подготовить следующий урок, следующее родительское собрание, очередное внеклассное мероприятие с учётом мнений, замечаний, впечатлений предыдущего урока, собрания, мероприятия.
Если у вас настроенье хорошее,
То дружно хлопайте в ладоши.
Данная тема актуальна всегда!
Если согласны, то крикните «ДА»!
Знанья, если пригодятся, если будешь применять,
Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.