Мастер-класс
Тема: «Моя привычная маска»
Пояснительная записка.
Актуальность маскотерапии для человека.
Лицо человека — это своеобразная "визитная карточка", которую он предъявляет миру. "Лицо" и "личность" — эти слова не случайно являются однокоренными. Ведь на наших лицах эстампами времени запечатлены все те "черты и резы", которыми в избытке снабжает человека его прошлое. К сожалению, зачастую индивидуум забывает о том, каково в действительности его истинное лицо, предпочитая прятаться за искусственно созданными личинами. К счастью, метод маскотерапии позволяет пролить свет на подлинную природу каждого из нас и наладить гармоничное взаимодействие с персональной внутренней Самостью.
Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена, рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"
Сам же метод маскотерапии считается относительно молодым: создан он был около 20 лет назад психиатром Гагиком Назлояном, в настоящее время возглавляющим московский институт маскотерапии. Примечательно, что если ранее маскотерапия применялась в основном в целях лечения тяжёлых психотических состояний, то ныне, благодаря ученику Назлояна Сергею Кравченко, данный метод успешно используется для индивидуальной и групповой психодиагностики и психотерапии.
Примечательно, что в рамках метода маскотерапии зачастую применяются техники психосинтеза, символдрамы,а также телесно-ориентированной терапии. Последнее совершенно не случайно. Ведь в процессе взаимодействия с тем или иным человеком мы в первую очередь "считываем" адресуемые нам невербальные телесные микросигналы, реализуемые в том числе и посредством мимики. Лицо подчас является своеобразным "проектором" посланий тела. А если тело зажато тисками социальных условностей и психологических травм, это накладывает свой отпечаток и на "личину".
В результате лицо превращается в некую презентационную маску, совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся на самом деле. Метод маскотерапии даёт возможность посмотреть со стороны на эту маску, познакомиться с ней ближе — и сделать выводы относительно того, какой личная субъективность может казаться зрителям театра моей души, в каком свете Я могу представать перед Другими.
Помимо этого, маскотерапия даёт возможность для отшлифовки уже имеющейся системы знаков, состояний, и отношений, в совокупности являющей наше истинное Лицо. Создавая с помощью скульптурного пластилина те или иные маски, образы, и формы, человек, обретая самоидентификацию, обретает вместе с ней и возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации. Не случайно создатель метода маскотерапии в своё время утверждал: "Чем реалистичнее изображение лица, тем совершеннее восприятие мира и своего Я".
Одной из самых ужасающих проблем современной культуры является тотальная обезличенность. В нашей повседневной жизни это приводит к стиранию индивидуальности и утрате многих значимых ориентиров. Однако, личность, невзирая на тяготы и беды существования, всегда стремится к обретению Лица — как бы мучительно это порой не было (ведь не случайно автопортрет создаётся художником в наиболее сложные для него годы). Ибо благодаря маскотерапии на горизонтах нашего существования проступают яркими красками новые яркие смыслы.
Методы: групповая дискуссия, игровые методы, упражнения, диагностические методы.
Задачи:
Обучающие:
· познакомить с методом маскотерапии, как с одним из молодых в арт-терапевтической практике;
· обучить созданию масок и психологическому эффекту терапии.
Развивающие:
· развивать творческое мышление и воображение;
· стремление к личностному росту;
Воспитательные:
· воспитывать гармонично развитую личность.
Целевая аудитория — психологи, родители, педагоги
Время: 45 минут
Оборудование: мультимедийное оборудование, маска для определения шизофрении, цветная бумага, карандаши, ватманы, маски
План занятия.
№ п\п |
Содержание. |
Время |
Ресурсное обеспечение |
1. |
Упражнение «Давайте познакомимся – 5 вещей».
|
10 минут |
группа |
2. |
Упражнение «Я-надеюсь, я - ожидаю» |
7-10 минут |
группа |
3. |
Правила работы группы |
3 минуты |
Презентация, правила |
4 |
Упражнение «История» |
5 минут |
Бумага, карандаши |
5 |
Упражнение «Мозговой штурм» |
5 минуты |
Группа, плакат для записи |
6 |
Информационное сообщение о маскотерапии
|
10 минут |
презентация |
7 |
Диагностика «Маска Чаплина»
|
5 минут |
Презентация, фрагмент из ютюба |
8 |
Упражнение «Зеленая Маска». |
5 минут |
Презентация, рассказ о себе |
8 |
Нейрогимнастическое упражнение «Гусеница» (ломбада) |
3 минуты
|
группа |
9 |
Фрагменты фильма «Маска» |
7 минут |
группа |
10 |
Арт-терапевтическое упражнение «Моя маска» |
15 минут |
группа |
11 |
Рефлексия занятия |
5-7 минут |
группа |
1. Упражнение «Давайте познакомимся- 5 вещей» (10 минут)
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, запоминание имен, создание позитивной атмосферы, сближение друг с другом, развитие творческого мышления
Инструкция:
Назовите свое имя и пять вещей, которые любите, только одним словом.
Например Я-Виктория, люблю картошку, мармелад, детей, психологию, улыбки
2. Упражнение «Я-надеюсь, я- ожидаю» (7 минут)
Цель: помочь участникам точнее сформулировать свои надежды и ожидания, способствовать тому, чтобы участники максимально открыто делились мыслями и чувствами.
Инструкция:
Напишите на цветочках свои надежды и ожидания от мастер-класса. подписывать листочки не надо. И давайте создадим из надежд и ожиданий цветочную поляну.
3. Правила работы группы (3 минуты)
Цель: формирование единого рабочего пространства, выработка правил поведения в группе на протяжение всего тренинга
Инструкция: «Жизнь — есть игра» Уильям Шекспир. В любой игре есть правила, которые либо создают участники, либо принимают уже установленные. Наш тренинг тоже своеобразная игра, поэтому предлагаю создать правила нашей Т-группы.
«Правила»
· правило «здесь и сейчас»
· консенсус одного участника
· правило поднятой руки
· активность
· откровенность
· конфиденциальность
· безопасность
· правило «Стоп»
· возможность помолчать
· безоценочность суждений
· правило «Пирога» (четкость и точность высказываний)
4.Упражнение «История» (5 минут)
Цель: объединение команды, создание творческой позитивной атмосферы
Инструкция:
объединяемся в три группы по принципу цитрусовые: лимон, апельсин, мандарин
За 5 минут каждая каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные.
Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и команды как бы меняются местами, и рассказывают друг про друга.
5. Упражнение «Мозговой штурм» (5 минут)
Цель: сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи, развитие понятийного и творческого мышления.
Инструкция: дайте определение понятию «Что такое маскотерапия?»
6.Информационное сообщение о маскотерапии (5 минут)
Маскотерапия –
это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного
состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, его мимику у
человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние
здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску.
Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена,
совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В племени к маскам
относились серьезно, словно к живым объектам. Иногда они олицетворяли
духов-защитников, отгоняли злые силы. Позже маски стали надевать на маскарадах,
те, кто надевал их, прятал за масками свое настоящее лицо.
Маскарадные маски были красивыми, праздничными и редко несли символическую
нагрузку. От этого в обществе сложилось мнение, что маска всегда скрывает лицо.
Есть устоявшиеся выражения "надел маску", то есть стал не искренним,
перестал быть самим собой.
Маски и их значение и влияние изучал еще Юнг, говоря о том, что это затрагивает глубинную природу человека. Маска помогает в исцелении, может выступать способом экспрессивной терапии. С помощью маски клиент может преодолевать страх самораскрытия, выражать внутреннее состояние, эмоции.
Например, «надевая» маску страха или вины, символически перенося эмоцию на маску человек учится управлять своим состоянием, надевая и снимая ее. Он может посмотреть на созданное им состояние со стороны. Можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободолюбивого и многие другие. Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая героический опыт. Так можно приобщиться и к тем энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал. Маска выступает проводником к ресурсам коллективного бессознательного. Важно, чтобы человек мог выдержать эту энергию, справиться с ее мощной силой. С маской можно устанавливать контакт, выстраивать диалог. Иногда при работе с масками у клиентов включается магическое мышление. Может включаться самовнушение, когда человек верит в целительность самой маски.
Направления маскотерапии.
1. Маски, посвященные социальной роли. Создание недостатков в ролях, их предъявление, преодоление.
2. Архетипические маски.
3. Культурно-исторические образы, исторические личности.
4. Гротескный образ, где юмор может быть защитой перед встречей с чем-то большим.
5. Нечеловеческие образы, животные силы природы, маски тотемных животных.
6. Маска, как средство поиска своей идентичности.
При работе со сложными масками возможно создание специального контейнера, где она будет храниться.
С помощью МАСКИ можно определить шизофрению. Тест называется «маска Чаплина»
Суть теста в следующем. Смотрим на маску.
7. Упражнение «Зеленая Маска». 5-10 минут
Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления, трансформация негативных ощущений в положительные
Инструкция: надо одеть маску и рассказать историю про себя.
Рефлексия: какие ощущения, чувства? Вымышленная ли это история.
8. Нейрогимнастическое упражнение «Гусеница» (ломбада) (3 минуты)
Цель: развитие мозговой деятельности, снятие эмоционального напряжения
Инструкция: встаньте друг за другом, возьмите за талию предыдущего и танцуем ломбаду.
9. Арт-терапевтическое упражнение «Моя маска» (15 минут)
Цель: стимуляция умственной активности, развитие креативного мышления, создание собственной маски.
Инструкция: создайте на основе шаблона собственную маску
10.Рефлексия занятия.
· Что запомнилось на занятии?
· Что было трудным?
· Что удалось вам?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.