Мастер-класс для психологов "Маскотерапия"
Оценка 4.8

Мастер-класс для психологов "Маскотерапия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
психологическая работа
8 кл—11 кл +1
02.02.2021
Мастер-класс для психологов "Маскотерапия"
Занятие по созданию масок
маскотерапия.doc

Мастер-класс

 

Тема: «Моя привычная маска»

 

Пояснительная записка.

 

Актуальность маскотерапии для человека.

Лицо человека — это своеобразная "визитная карточка", которую он предъявляет миру. "Лицо" и "личность" — эти слова не случайно являются однокоренными. Ведь на наших лицах эстампами времени запечатлены все те "черты и резы", которыми в избытке снабжает человека его прошлое. К сожалению, зачастую индивидуум забывает о том, каково в действительности его истинное лицо, предпочитая прятаться за искусственно созданными личинами. К счастью, метод маскотерапии позволяет пролить свет на подлинную природу каждого из нас и наладить гармоничное взаимодействие с персональной внутренней Самостью.

Известно, что направление арт-терапии (в сферу которой традиционно включается и маскотерапия в том числе) начало активно развиваться ещё с подачи великого Галена, рекомендовавшего жаждущим исцеления пациентам прибегать к художественному творчеству. Впоследствии, уже в XX веке арт-терапию стали успешно применять в своей профессиональной деятельности врач Адриан Хилл и психолог Карл Густав Юнг. Именно они заронили в плодородную почву арт-терапии зерно идеи, гласящей: "В любом скульптурном материале творящий ищет своё собственное лицо…"

Сам же метод маскотерапии считается относительно молодым: создан он был около 20 лет назад психиатром Гагиком Назлояном, в настоящее время возглавляющим московский институт маскотерапии. Примечательно, что если ранее маскотерапия применялась в основном в целях лечения тяжёлых психотических состояний, то ныне, благодаря ученику Назлояна Сергею Кравченко, данный метод успешно используется для индивидуальной и групповой психодиагностики и психотерапии.

Примечательно, что в рамках метода маскотерапии зачастую применяются техники психосинтезасимволдрамы,а также телесно-ориентированной терапии. Последнее совершенно не случайно. Ведь в процессе взаимодействия с тем или иным человеком мы в первую очередь "считываем" адресуемые нам невербальные телесные микросигналы, реализуемые в том числе и посредством мимики. Лицо подчас является своеобразным "проектором" посланий тела. А если тело зажато тисками социальных условностей и психологических травм, это накладывает свой отпечаток и на "личину".

В результате лицо превращается в некую презентационную маску, совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся на самом деле. Метод маскотерапии даёт возможность посмотреть со стороны на эту маску, познакомиться с ней ближе — и сделать выводы относительно того, какой личная субъективность может казаться зрителям театра моей души, в каком свете Я могу представать перед Другими.

Помимо этого, маскотерапия даёт возможность для отшлифовки уже имеющейся системы знаков, состояний, и отношений, в совокупности являющей наше истинное Лицо. Создавая с помощью скульптурного пластилина те или иные маски, образы, и формы, человек, обретая самоидентификацию, обретает вместе с ней и возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации. Не случайно создатель метода маскотерапии в своё время утверждал: "Чем реалистичнее изображение лица, тем совершеннее восприятие мира и своего Я".

Одной из самых ужасающих проблем современной культуры является тотальная обезличенность. В нашей повседневной жизни это приводит к стиранию индивидуальности и утрате многих значимых ориентиров. Однако, личность, невзирая на тяготы и беды существования, всегда стремится к обретению Лица — как бы мучительно это порой не было (ведь не случайно автопортрет создаётся художником в наиболее сложные для него годы). Ибо благодаря маскотерапии на горизонтах нашего существования проступают яркими красками новые яркие смыслы.

 

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, упражнения, диагностические методы.

 

Задачи:

Обучающие:

·       познакомить с методом маскотерапии, как с одним из молодых в арт-терапевтической практике;

·       обучить созданию масок и психологическому эффекту терапии.

Развивающие:

·        развивать творческое мышление и воображение;

·        стремление к личностному росту;

Воспитательные:

·        воспитывать гармонично развитую личность.

 

Целевая аудитория — психологи, родители, педагоги

Время: 45 минут

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, маска для определения шизофрении, цветная бумага, карандаши, ватманы, маски

 

План занятия.

 

п\п

Содержание.

Время

Ресурсное обеспечение

1.

Упражнение «Давайте познакомимся – 5 вещей».

 

10 минут

группа

2.

Упражнение «Я-надеюсь, я - ожидаю»

7-10 минут

группа

3.

Правила работы группы

3 минуты

Презентация, правила

4

Упражнение «История»

5 минут

Бумага, карандаши

5

Упражнение «Мозговой штурм»

5 минуты

Группа, плакат для записи

6

Информационное сообщение о маскотерапии

 

10 минут

презентация

7

Диагностика «Маска Чаплина»

 

5 минут

Презентация, фрагмент из ютюба

8

Упражнение «Зеленая Маска».

5 минут

Презентация, рассказ о себе

8

Нейрогимнастическое упражнение «Гусеница» (ломбада)

3 минуты

 

группа

9

Фрагменты фильма «Маска»

7 минут

группа

10

Арт-терапевтическое упражнение «Моя маска»

15 минут

группа

11

Рефлексия занятия

5-7 минут

группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Упражнение «Давайте познакомимся- 5 вещей» (10 минут)

 

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, запоминание имен, создание позитивной атмосферы, сближение друг с другом, развитие творческого мышления

 

Инструкция:

Назовите свое имя и пять вещей, которые любите, только одним словом.

Например Я-Виктория, люблю картошку, мармелад, детей, психологию, улыбки

 

2. Упражнение «Я-надеюсь, я- ожидаю» (7 минут)

 

Цель: помочь участникам точнее сформулировать свои надежды и ожидания, способствовать тому, чтобы участники максимально открыто делились мыслями и чувствами.

 

Инструкция:

Напишите на цветочках  свои надежды и ожидания от мастер-класса. подписывать листочки не надо. И давайте создадим из надежд и ожиданий цветочную поляну.

 

3.  Правила работы группы (3 минуты)

 

Цель: формирование единого рабочего пространства, выработка правил поведения в группе на протяжение  всего тренинга

 

Инструкция: «Жизнь — есть игра» Уильям Шекспир. В любой игре есть правила, которые либо создают участники, либо принимают уже установленные. Наш тренинг тоже своеобразная игра, поэтому предлагаю создать правила нашей Т-группы.

 

«Правила»

·        правило «здесь и сейчас»

·        консенсус одного участника

·        правило поднятой руки

·        активность

·        откровенность

·        конфиденциальность

·        безопасность

·        правило «Стоп»

·        возможность помолчать

·        безоценочность суждений

·        правило «Пирога» (четкость и точность высказываний)

 

4.Упражнение «История» (5 минут)

 

Цель: объединение команды, создание творческой позитивной атмосферы

 

Инструкция:

объединяемся в три группы по принципу цитрусовые: лимон, апельсин, мандарин

За 5 минут каждая каждая команда сочиняет о себе историю, используя реальные данные.

Например: "Мы живем в Туле, Казани и Москве. Дома у нас 9 собак, 14 кошек, 2 попугая и 1 черепаха. Трех наших мам зовут Ольгами, а еще у нас два папы по имени Саша" По истечении назначенного времени каждая команда выбирает рассказчика, и команды как бы меняются местами, и рассказывают друг про друга.

 

5. Упражнение «Мозговой штурм» (5 минут)

 

Цель: сбор как можно большего количества идей в процессе коллективного генерирования, освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении творческой задачи, развитие понятийного и творческого мышления.

 

Инструкция: дайте определение понятию «Что такое маскотерапия?»

 

6.Информационное сообщение о маскотерапии (5 минут)

Маскотерапия – это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, его мимику у человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску. 
Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена, совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В племени к маскам относились серьезно, словно к живым объектам. Иногда они олицетворяли духов-защитников, отгоняли злые силы. Позже маски стали надевать на маскарадах, те, кто надевал их, прятал за масками свое настоящее лицо. 
Маскарадные маски были красивыми, праздничными и редко несли символическую нагрузку. От этого в обществе сложилось мнение, что маска всегда скрывает лицо. Есть устоявшиеся выражения "надел маску", то есть стал не искренним, перестал быть самим собой. 

Маски и их значение и влияние изучал еще Юнг, говоря о том, что это затрагивает глубинную природу человека. Маска помогает в исцелении, может выступать способом экспрессивной терапии. С помощью маски клиент может преодолевать страх самораскрытия, выражать внутреннее состояние, эмоции.

Например, «надевая» маску страха или вины, символически перенося эмоцию на маску человек учится управлять своим состоянием, надевая и снимая ее. Он может посмотреть на созданное им состояние со стороны. Можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободолюбивого и многие другие. Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая героический опыт. Так можно приобщиться и к тем энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал. Маска выступает проводником к ресурсам коллективного бессознательного. Важно, чтобы человек мог выдержать эту энергию, справиться с ее мощной силой. С маской можно устанавливать контакт, выстраивать диалог. Иногда при работе с масками у клиентов включается магическое мышление. Может включаться самовнушение, когда человек верит в целительность самой маски.

Направления маскотерапии.

1.     Маски, посвященные социальной роли. Создание недостатков в ролях, их предъявление, преодоление.

2.     Архетипические маски.

3.     Культурно-исторические образы, исторические личности.

4.     Гротескный образ, где юмор может быть защитой перед встречей с чем-то большим.

5.     Нечеловеческие образы, животные силы природы, маски тотемных животных.

6.     Маска, как средство поиска своей идентичности.

При работе со сложными масками возможно создание специального контейнера, где она будет храниться.

С помощью МАСКИ можно определить шизофрению. Тест называется «маска Чаплина»

Суть теста в следующем. Смотрим на маску.

       

         

7.     Упражнение «Зеленая Маска». 5-10 минут

 

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного мышления, трансформация негативных ощущений в положительные

 

Инструкция: надо одеть маску и рассказать историю про себя.

Рефлексия: какие ощущения, чувства? Вымышленная ли это история.

 

8. Нейрогимнастическое упражнение «Гусеница» (ломбада) (3 минуты)

Цель: развитие мозговой деятельности, снятие эмоционального напряжения

Инструкция: встаньте друг за другом, возьмите за талию предыдущего и танцуем ломбаду.

9.  Арт-терапевтическое упражнение «Моя маска» (15 минут)

 

Цель: стимуляция умственной активности, развитие креативного мышления, создание собственной маски.

 

Инструкция: создайте на основе шаблона собственную маску

            

10.Рефлексия занятия.

 

·        Что запомнилось на занятии?

·        Что было трудным?

·        Что удалось вам?

 


Мастер-класс Тема: «Моя привычная маска»

Мастер-класс Тема: «Моя привычная маска»

В результате лицо превращается в некую презентационную маску , совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся…

В результате лицо превращается в некую презентационную маску , совокупность представлений о том, какими мы должны выглядеть — но не о том, какими мы являемся…

Время: 45 минут Оборудование: мультимедийное оборудование, маска для определения шизофрении, цветная бумага, карандаши, ватманы, маски

Время: 45 минут Оборудование: мультимедийное оборудование, маска для определения шизофрении, цветная бумага, карандаши, ватманы, маски

Упражнение «Давайте познакомимся- 5 вещей» (10 минут)

Упражнение «Давайте познакомимся- 5 вещей» (10 минут)

Цель: объединение команды, создание творческой позитивной атмосферы

Цель: объединение команды, создание творческой позитивной атмосферы

Можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободолюбивого и многие другие

Можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободолюбивого и многие другие

Инструкция: создайте на основе шаблона собственную маску 10

Инструкция: создайте на основе шаблона собственную маску 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021