Методическая разработка мастер-класса
для педагогов
«Будущее детей – в наших руках! Семья и школа: грани сотрудничества»
Подготовила педагог-психолог I категории
МБОУ «Ольховская СШ»
Тимофеева И.Г.
Целью мероприятия является: психологическое просвещение родителей в вопросах значимости содействия важному для юношества процессу самоопределения, прогнозированию и конструированию дальнейшей жизни.
Задачи:
· в области представлений:
- актуализировать знания родителей о проблемах современной семьи, последствиях неправильного формирования ценностных установок у молодежи в отношении социально-психологической ориентации при подготовке к будущей семейной жизни,
- сформировать у родителей представление об основных возрастных задачах развития подростков: формировании самосознания, развитии качеств, позволяющих строить успешные отношения с другими, развитии навыков построения отношений, структурирование своей жизни.
· в области отношений – инициировать у родителей процесс осмысления собственной жизненной позиции в отношении семейного уклада жизни;
· в области поведенческих интенций:
- оптимизация отношения родитель – ребенок
-навыки конструированного отношения в решении жизненных задач
Целевая аудитория мастер класса. Разработка рассчитана на педагогов-психологов для проведения групповых консультаций с родителями старшеклассников.
Требования к материальному обеспечению мастер-класса. Оборудование – мультимедиа - проектор, ПК, экран, раздаточный материал в виде карточек, бумага, ручки.
План занятия
этап |
Продолжительность |
1.Введение |
10 мин |
Приветствие участников. |
|
Введение в проблему. Объяснение целей встречи. |
|
Включение в групповую работу. Принятие правил групповой работы. |
|
Создание доброжелательной атмосферы. |
|
|
30 мин |
-Интерактивная дискуссия по карточкам - Информационный блок1 -диагностика детско-родительских отношений - Упражнение- Визуализация: флештренинг «Ветер и цветок» - Информационный блок2 - Упражнение-энергизатор на построение партнерских отношений «Невидимая нить» - Информационный блок 3 |
|
3. Приобретение практических навыков -упражнение на саморефлексию. –упражнение «Лед и пламень». – упражнение – погружение с помощью визуализации. – упражнение «Языки принятия и непринятия» |
30 мин |
4. Завершение работы. Упражнение на саморефлексию: «Я- попробую, я – сделаю» |
10 мин |
Конспект занятия.
1.Введение. Приветствие участников. Введение в проблему. Объяснение целей встречи. Включение в групповую работу. Принятие правил групповой работы. Создание доброжелательной атмосферы.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о старшем школьном возрасте. Этот возраст является периодом, когда подростки острее ощущают приближение самостоятельной, взрослой жизни, в которой им придется делать свой выбор, в том числе и по построению семейной жизни. К сожалению, в современных условиях возникший кризис семьи, характеризуется следующей статистикой разводов ( В 2006 - 2008 годах в Волгоградской области браков было заключено всего лишь в 1,6 раза больше, чем зарегистрировано разводов. Количество разводов неуклонно приближается к количеству заключенных браков) и как следствие, неизгладимые последствия для детей и родителей:
n малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход
n Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из полных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость; В свою очередь отец гораздо меньше участвует в воспитании своих детей, вплоть до полного его отсутствия;
n проблема поиска нового брачного партнера, или налаживания личной жизни;
n проблема воспитания неродных детей. Прежде всего следует отметить, что дети от первого брака могут оказывать отрицательное влияние на согласие в новой семье. У приемного отца возникают проблемы в общении с ними, с их воспитанием, что ему сделать значительно труднее, чем родному отцу.
n чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки
n обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
n дети разведенных родителей зачастую подсознательно провоцируют разводы и в своих семьях;
n -стресс, длящийся не один месяц. Как результат увеличение количества болезней «на нервной почве», увеличение риска попадания в ДТП и в несчастный случай.
n -проблема свиданий с ребенком родителя (чаще отца), а также дедушки и бабушки со стороны отца. После развода, как минимум, половина людей остаются одинокими.
Те, кто вступил в брак повторно, часто находят в повторном браке, то, что с лихвой присутствовало и в первом браке. Среди причин, подтолкнувших людей к разводу, учеными было обнаружено, в том числе, и незнание разводящимися закономерностей семейной жизни.
Все это заставляет задуматься о том: А как сложится жизнь у Вашего ребенка? Обладает он теми качествами и знаниями, чтобы создать свою счастливую семью? В юном возрасте, когда кровь кипит, желания захлестывают разум и, кажется, что весь мир лежит у ваших ног, попытка помочь молодым людям не совершать чужих ошибок сродни попытке продать полушубок людям, парящимся в сауне.
Цель нашего мероприятия: найти общие грани сотрудничества между школой и семьей, чтобы, объединив усилия, мы могли сформировать у подростков установки, помогающие избежать трагических ошибок в жизни.
Для создания комфортной обстановки, я хочу предложить вам правила, соблюдение которых позволит всем нам с пользой провести это время.
1. Каждый имеет право высказаться по теме собрания и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей – работают все.
3. Мы хорошие друзья и воспитанные люди, умеем хранить свои и чужие секреты, не сплетничаем.
4. Мы доверяем друг другу.
Упражнение - «История имени». Я прошу Вас представиться по имени и рассказать, об истории, как оно было выбрано в вашей семье.
Ведущий: Спасибо, мне было приятно познакомиться с каждым из вас поближе, надеюсь, это поможет нам провести время в теплой доброжелательной обстановке.
Упражнение - ассоциации: А сейчас я прошу всех желающих предложить свою ассоциацию, которая у вас возникает с понятием: семья и школа.
Ведущий: А мне хочется объединить эти два понятия – словом – альбом.
Давайте вместе перелистаем страницы этого альбома, ведь в нашей жизни есть много похожих моментов, остановимся на некоторых из них.
Я предлагаю вернуться на n-ое лет назад. Самое важное событие в жизни каждой семьи – это рождение ребенка. И это чувство родительской любви становится самым важным на все последующие годы.
Человек появился на свет. (слайды из презентации «Все мы родом из детства») И перед каждым родителем возникает задача, сохранить его жизнь, сделать ребенка счастливым. Никто эту задачу не ставит, она появляется сама собой.
Идут годы и вот наступает день, когда в альбоме появляется страничка «Школа». Ребенок взрослеет и вот он уже подросток. Что мы знаем о нем?
2. Информационный блок.
2.1 Интерактивная дискуссия по карточкам «подросток» (приложение 1)
2.2. Содержание информационного блока 1 (приложение2)
2.3 Диагностика детско-родительских отношений (приложение 3).
Упражнение- визуализация: флештренинг «Ветер и цветок»
Давайте представим: Ребенок - цветок, его корни - традиции семьи, стебель – «вертикальные» взаимоотношения в семье, лепестки - качества будущего семьянина, и от того, как ребенок воспитывается в семье, какие ценности усваивает, будут зависеть и эти качества.
2.5 Содержание информационного блока 2 (приложение 4).
2.6 Упражнение-энергизатор на построение партнерских отношений с родителями «Невидимая нить»
Эффективность просветительской работы школы и ее влияние на сознание подростков, определяется так же, исходя из того, являются ли педагоги – референтной группой для подростка. Своеобразную помощь в этом вопросе могут оказать родители.
Ведущий: У меня в руках клубок, передавая его, я прошу Вас оставлять в руках нить и при этом называть качества, которые вы бы хотели видеть в педагогах ваших детей. В процессе упражнения все родители образуют единый круг, связанный одной нитью.
Ведущий, получает клубок обратно, отрывает нить и связывает ее концы.
Ведущий: А теперь я прошу Вас представить, что в разговоре с ребенком вы характеризуете педагогов перечисленными качествами, пусть даже авансом. Это в первую очередь нужно вашим детям.
( Очень важно в разговоре с детьми о личности преподавателей, обесценивать негативные высказывания, которые вы зачастую слышите, что «они такие и сякие», «непрофессионалы» и т.п., постарайтесь найти в нас положительные качества, может быть, приписав даже нам несуществующие, ценные для вас качества)
Ведущий: Мы, родители и педагоги, сегодня, в тесном, почти семейном кругу, связанные одной невидимой нитью.
Разыгрывается ситуация с натяжением нити: одновременно, и каждый на себя.
Ведущий: Что произойдет, если каждый будет тянуть эту нить на себя, она порвется, многие будут чувствовать себя некомфортно.
Делается вывод, что только вместе семья и школа смогут оказать подросткам эффективную помощь в жизненном самоопределении.
2.7 Содержание информационного блока 3 (приложение 5).
3. Приобретение практических навыков
3.1. Упражнение на саморефлексию.
3.2 Упражнение- погружение.
Ведущий: Я предлагаю вам немного отдохнуть, а заодно и настроиться на дальнейшую работу.
«Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию — оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, и рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете его надежное тепло. Затем вы отпускаете руку и весело убегаете вперед, но не далеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова, держась за руки, идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Кто-нибудь хочет рассказать, о том, что чувствовали во время упражнения?
В этом сюжете актуализируется чувство привязанности и переживание потери, хотя и мгновенной, близкого человека. Ситуация может пробудить в участниках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком осознать, что значит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, как велика его роль для формирования уверенности в жизни.
3.3 Упражнение «Лед и пламень»
Материалы: доска и маркер, лист бумаги и ручка для каждого участника.
Ведущий дает инструкцию: «Запишем на доске десять главных эмоциональных характеристик человека, которые делают его в семье подарком для всех.
Записав эти качества, перейдем к эмоциям прямо противоположным, тем, которые несут угрозу для семейного мира и спокойствия. Запишем и их на доске. Обсудим полученные списки, и, если группа их «утвердит», попросим каждого участника тренинга переписать на свои листы в столбик результат совместной деятельности.
Теперь разлинуем оставшуюся свободной часть листа. Каждому из членов вашей семьи выделите отдельный столбик. Не забудьте оставить место и для себя. Получится таблица, где слева — эмоциональные состояния и качества, а справа ряд -колонок «я», «муж», «сын», «дочь», «свекровь»... Записывайте людей, которые участвуют в создании семейного климата.
Теперь против каждого
качества в каждой из колонок:
ставьте оценку по десятибалльной системе.
Начните с себя, затем проанализируйте степень проявления качеств у родных и близких.
Озвучьте от имени членов вашей семьи оценки по одному или нескольким пунктам. К примеру:
- Я — бабушка. Я приношу в семью высокий уровень тревожности, потому что...
Кроме того, мои чувства сопричастности оценены в 9 баллов, потому что...
- Я- дочь- в высоком – 9 б.- плюсе у меня чувство радости, ведь….
Среди минусов- высокий балл по «несдержанности», это объясняется тем, что…
В итоге работы перед глазами возникает эмоциональная карта семьи с ее островками спокойствия и нестабильными зонами. Полезно продолжить работу и после занятий, расспросив домашних о том, какие оценки они поставили бы вам и сами себе. Насколько близки ваши оценки к самооценке близких, а так же их мнение о вас к вашей самооценке.
Обсуждение:
Что упражнение дало вам в понимании себя и вашей семьи?
Чего в этой карте больше, какая атмосфера характеризует вашу семью?
Были ли вещи, которые открылись вам по-новому? Что заставило обрадоваться? Задуматься? Что огорчило?
3.4 Упражнение «Язык принятия» и «язык непринятия»
Знакомство с феноменом «принятия», с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение «языка принятия» и «языка непринятия».
1. Информационная часть. Психолог рассказывает о зонах принятия, о принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, свойств родителя и качеств ребенка зависит соотношение зон принятия и непринятия. Группа вместе выявляет те факторы, от которых зависит это качество. Психолог с участниками группы обсуждает «язык принятия» и «язык непринятия», поясняя разницу конкретными примерами. Сюда входят такие параметры, как:
1) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») — и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
2) временное качество («Сегодня у тебя задание не получилось») — и постоянное («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
3) невербальные проявления (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
Совместно с группой психолог составляет список элементов «языка принятия» и «языка непринятия». К этой работе надо привлечь всех участников, по ходу дискуссии проясняя представления группы о принятии и непринятии. Участники группы как бы отвечают на вопрос: «Как ребенок узнает, что мы принимаем или, наоборот, не принимаем его?» Ниже приведены примеры результатов таких изысканий группы.
«Язык принятия» |
«Язык непринятия» |
Оценка поступка, а не личности Похвала. Комплимент Временный язык Ласковые слова Поддержка Выражение заинтересованности Сравнение с самим собой Одобрение Согласие Позитивный телесный контакт Улыбка. Контакт глаз Доброжелательные интонации Эмоциональное присоединение Поощрение Выражение своих чувств Отражение чувств ребенка |
Отказ от объяснений Негативная оценка личности Сравнение не в лучшую сторону Постоянный язык Указание на несоответствие родительским ожиданиям Игнорирование Команды Приказы Подчеркивание неудачи Оскорбление Угроза Наказание «Жесткая» мимика Угрожающие позы Негативные интонации |
В таблицу вошли вербальные и невербальные проявления «языка принятия» и «языка непринятия». На занятиях родители отмечают, как легко формулировать фразы на «языке непринятия» («ну просто соскальзывают с пера») и сколько усилий, творческих поисков требуется, чтобы сформулировать фразу на «языке принятия», особенно если передается не просто согласие и одобрение, а элемент несогласия и педагогики.
4. Психолог предлагает группе поэкспериментировать с «языком принятия» и «языком непринятия». Для этого участники группы чертят в своих дневниках следующую таблицу.
Фраза ребенка |
Ответ на «языке непринятия» |
Ответ на «языке принятия» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее психолог предлагает каждому сказать какую-то фразу от лица ребенка, а члены группы и психолог записывают ее и свой ответ сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». После того как фразы записаны и родители заползли таблицы, ведущий просит одного из родителей войти в роль ребенка и произнести свою фразу. Остальные родители ему отвечают — сначала на «языке непринятия», а потом на «языке принятия». Нужно попросить родителя, изображающего ребенка, фиксировать ответы, которые вызывают у наиболее сильные чувства. Для усиления «впечатления» все родители стоят, а «ребенок» сидит. После того как родитель побывал «ребенком», психолог предлагает ему поде литься теми впечатлениями, которые у него возникали.
В ходе работы важно акцентировать внимание родители на том, что согласие и принятие не одно и то же. Легко демонстрировать принятие, во всем соглашаясь; гораздо труднее не соглашаясь, все-таки вселить в него уверенность в том, что его принимают, с ним считаются, несмотря на разные точки зрения.
3.5 Одно из важных умений в общении с детьми это умение правильно выражать чувства, используя технику « Я – высказывания».
«Я-высказывания» — условие однозначности и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению и улучшению взаимоотношений с детьми.
Психолог знакомит родителей с моделью я-сообщения, которая состоит из трех основных частей:
1) событие (когда..., если...);
2)личная реакция (я чувствую...);
3) предпочитаемый
исход (мне хотелось, чтобы...
предпочел...; я был бы рад...).
В общении может использоваться не полная форма я-сообщения, а укороченная («Мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор», «Когда я вижу грязные руки, у меня мурашки по спине бегают»). Первоочередная цель я-вы-сказываний — не заставлять кого-то что-то сделать, а передать свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее.
Психолог предлагает родителям потренироваться в применении я-сообщений таким образом: один из родителей описывает какой-то факт неприемлемого поведения ребенка, а остальные формулируют я-сообщения, записывая их в тетрадь, и затем предъявляют в кругу. Другой вариант: психолог зачитывает приготовленные заранее ты-сообщения, а задача участников — переформулировать их в я-сообщения.
«Ты-высказывание» |
«Я-высказывание» |
Почему я должна краснеть за тебя в школе? |
Я очень расстроилась сегодня, посмотрев журнал в школе. |
Почему ты играешь на компьютере? Ты уже выучил уроки? |
Когда я вижу, что ты вместо выполнения домашних заданий играешь на компьютере, я не знаю, как на это реагировать. |
Когда ты перестанешь отвлекаться на уроках? |
Я сегодня весь день расстраивалась по поводу записи в твоем дневнике о нарушении дисциплины. |
Тебе все равно, что я переживаю из-за твоей учебы. |
Я очень переживаю за каждый твой промах в учебе. |
Когда ты, наконец, поймешь, что учишься, прежде всего, для себя? |
Я беспокоюсь о твоем будущем, для которого очень важно быть образованным человеком. |
Когда ты перестанешь поздно приходить домой? |
Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься. |
Ведущий: Итак, мы обсудили с вами важные моменты в жизни подростков, поговорили о том, как влияет родительская семья на качества будущего семьянина и потренировались в построении эффективного взаимодействия с нашими подростками.
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что если мы хотим повлиять на выбор подростка, на формирование установок, необходимых для дальнейшей жизни, мы должны стать для подростка авторитетом, в самом хорошем смысле этого слова. А для этого мы должны быть едины семья и школа, родители-дети и педагоги.
4. Завершение работы.
Ведущий: Вы все знаете, что наши слова имеют силу. Я хочу попросить Вас выполнить следующее упражнение, которое так и называется «Сила слова»:
Каждый участник составляет предложение, в котором имеется слово «попробую». Участники называют по кругу свои предложения.
Затем ведущий просит участников произнести те же самые предложения, в которых слово «попробую» заменяются на слово «сделаю».
В конце упражнения участники обмениваются впечатлениями о своих переживаниях, возникших в ходе выполнения задания.
Итоговая рефлексия.
Ведущий: я прошу всех участников высказать свое мнение: что интересного и полезного Вы сегодня узнали.
Давайте поблагодарим друг друга дружными аплодисментами.
Приложение 1.
ПОДРОСТОК
Подростковый возраст: 10-19 лет
Процесс развития со времени появления вторичных половых признаков (пубертат) до
сексуальной и репродуктивной зрелости.
Психическое развитие и взросление - идентификация себя как взрослого
Переход от полной социально-экономической зависимости до относительной
независимости.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Ранний этап |
Средний этап |
Поздний этап |
Переход к подростковому |
Подростковый период: |
Переход к взрослому |
периоду: характеризуется |
сильное влияние со |
периоду: вхождение в роль |
половым созреванием (10- |
стороны сверстников (13-15 |
взрослых |
12 лет) |
лет) |
(16-19 лет) |
• вызов властям, |
• в семье преобладают |
• переход к училищу, |
семье, неприятие |
конфликты, |
институту или работе, |
родителей |
связанные с |
ко взрослому образу |
• одиночество |
зарождающейся |
жизни |
• резкие перемены |
независимостью |
• чаще всего |
настроения |
• меньшая |
удовлетворенность |
• обеспокоенность |
обеспокоенность |
своим внешним |
физиологическими |
своим внешним |
обликом |
изменениями |
обликом |
• сверстники |
• критический взгляд |
• чрезмерная |
оказывают меньшее |
на свою внешность |
физическая |
влияние на |
• крепкая дружба с |
'деятельность |
формирующиеся |
представителями |
вперемешку с |
ценности и |
одного с ними пола |
вялостью |
принимаемые |
• «Я нормальный9» |
• исключительная |
решения |
• «витают в облаках» |
верность |
• общение чаще всего |
• начало выработки |
сверстникам |
не в группе, а с |
своей системы |
• эксперименты - секс, |
отдельными людьми |
ценностей |
наркотики, друзья, |
• реальные цели в |
• «Никто меня не |
работа, рискованное |
области будущей |
понимает!» |
поведение |
профессии |
• частые перемены |
• начало осознания |
• взрослое отношение к |
мнения о том, кем |
своих сильных |
семье |
хочет стать в |
сторон и пределов |
• принятие этической и |
будущем |
своих возможностей |
моральной системы |
|
• увеличенные |
ценностей |
|
интеллектуальные и |
• осознание |
|
творческие |
последствий своих |
|
способности |
поступков |
Содержание информационного блока 1 (приложение 2).
Ведущий: Неудивительно, что это самый трудный период в жизни человека.
И перед подростком стоят определенные возрастные задачи, которые он более или менее успешно решает, независимо от того, знает ли он об их существовании или нет.
Однако в решении этих трудных задач подростку необходима грамотная помощь взрослых людей. Под словом «грамотная» имеется в виду не только знание этих задач и особенностей подросткового возраста, но и умение осуществлять помощь с душевной теплотой, терпением в приемлемой для подростка форме, учитывая основные потребности подростка:
1) потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;
2) потребность в четких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые, несмотря на бунт и сопротивление подростка, — без четких границ подростку трудно самостоятельно удерживаться от деструктивных форм поведения, трудно выстраивать внутренние позиции и успешно социализироваться;
3) потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не может и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;
4) потребность в интересных жизненных событиях — интерес — это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;
5) потребность в удовольствии — подросток изучает себя, свои чувства и ощущения, он стремится к чувственному обогащению, естественно, что удовольствия — это наиболее желаемые переживания;
6) потребность в уважении и признании — когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха во всех сферах его жизни;
7) потребность в общении и в принятии сверстниками — подросток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наиболее успешные модели поведения, помогающие ему самоутверждаться, чувствовать себя уверенно, получать любовь, симпатию, признание; подростку важно знать, что он ценен для окружающих, что его мнение имеет значение; он готов сделать все, чтобы реальная или воображаемая группа людей, к которой он хотел бы принадлежать (референтная группа), признала его «своим», даже если при этом придется наступить на горло собственному «Я»;
8) потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (которое основано на общей уверенности в себе) — именно неумение это делать ведет ко многим проблемам в жизни подростка, ограничивающим его самореализацию -и развитие, — к застенчивости, зависимости от дурного сообщества, переживанию беспомощности и никчемности, отказу от будущих профессиональных успехов и т. д.; подростки часто говорят о том, что после события долго продолжают подыскивать удачные выражения, способы действия (увы! Иногда бывает поздно что-то менять);
9) потребность в творческом самовыражении и самореализации — творческая самореализация — это сильнейшая струя в развитии подростка; если он находит возможность для удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные; творчески самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно, он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в четких границах своего творчества;
10) потребность в постановке жизненных целей — несмотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои личностные ресурсы в определенное русло.
Все эти потребности одновременно являются колоссальным ресурсом личности подростка. Поскольку потребность всегда создает определенное напряжение, подросток чрезвычайно активен, желание удовлетворить потребности постоянно держит антенны его души направленными на прием любой информации, которая поможет это сделать. Он открыт, гибок и готов к восприятию всего нового.
Давайте же попробуем разобраться в наиболее важных для подготовки к семейной жизни проблемах, неизбежно возникающих с приходом юности в системе отношений «родители и дети».
Именно семья остается на сегодняшний день важнейшей средой формирования личности. А такой, безусловно, важный фактор воспитания, как школа, по мнению опрошенных, разделил 2—3 место со средствами массовой информации (!), а литература и искусство по силе педагогического воздействия заняли последнее — 7 место (после товарищей, друзей, а также общественных организаций и трудовых коллективов — 4—5 место и самовоспитания— 6 место).
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая— это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям. Вторая — это внутри- и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, влияющий на социализацию человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Третья группа — это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Воспитание необходимых для семейной жизни качеств (таких, как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие) более всего и происходит в незримой, но чрезвычайно влиятельной области педагогики отношений, дефекты которой порождают последующие отклонения в поведении.
Именно нравственно-психологическое благополучие родительской семьи является главным фактором, определяющим стабильность семейного союза выросших в этой семье юношей и девушек.
Характер взаимоотношений супругов-родителей определяет установки на взаимоотношения, сложившиеся у их детей (от возвышенных представлений о любви, семье и браке в случае хороших взаимоотношений до равнодушно-циничного скептицизма в обратном случае), а стиль этих взаимоотношений зачастую усваивается как эталонный (включая способы разрешения конфликтов).
Важной областью отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и близлежащего семейного окружения — взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.
В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие. Сотрудничество — идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание н взаимоподдержку. Паритет— ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов. Соревнование — желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве. Конкуренция — стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. И наконец, антагонизм — резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.
К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т. е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов. Что ж, это тоже неплохо, хотя момент необходимой для паритета взаимовыгоды может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной — слишком важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций-то здесь как раз и недостает. Однако еще раз подчеркнем, что паритет — это все-таки неплохо.
Так же приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно, конечно, направлено на достижение действительно нужных и полезных и для семьи, и для общества в целом целей (как прекрасно было бы, если бы супруги соревновались друг с другом в проявлениях любви и помощи!). Однако наличие «семейной состязательности» зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей (особенно в неустойчивом юношеском возрасте), а в случае отсутствия выдержки, такта, да и простой уверенности в себе может переходить в конкуренцию.
И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни детей может быть сведен к следующему. Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений. Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т. е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей. В-третьих, резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей. В-четвертых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения. В-пятых, снижается способность ребенка к адаптации. В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм. В-седьмых, у него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.
В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Два других — авторитарный и демократический — образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом — коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений долго говорить не приходится.
Однако есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия,— та, которую мы бы определили как смысловую направленность взаимоотношений.
Направленность эта может быть трех типов. Первая — на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая — на взаимоотношения с другими людьми. И третья — на себя и самоудовлетворение. Преобладающая смысловая направленность прасемьи, как правило, воспроизводится впоследствии юношами и девушками в их собственных брачно-семейных отношениях — чаще по сходству, чем от противного, но в том-то и суть, что для благополучия их будущей совместной жизни в родительской семье должен проявляться своеобразный баланс всех этих трех направленностей при выраженном одновременном (одновременном!) преобладании первых двух из них. Иначе абсолютное доминирование деловой направленности может породить бездушных прагматиков, не принимающих во внимание эмоции и просто помыслы других; абсолютизация направленности на взаимоотношения приведет к излишней ориентации членов будущей семьи на создание и поддержание тесного круга «своих» — родных или близких, а то и «нужных» людей и реализации очередного варианта достаточно вредного мифа «мой дом — моя крепость», а преобладание индивидуалистической направленности сформирует эгоистов и себялюбцев, неспособных быть в семье полноценно счастливыми.
Однако формирование будущего семьянина в нравственно-психологическом аспекте отнюдь не определяется одной только «горизонтальной» областью педагогики семейных отношений — преобладающим их характером, стилем и направленностью. Не меньшее (если не большее) значение для усвоения адекватных брачно-семейных представлений имеют «вертикальные» взаимоотношения родителей и детей, в которых педагогика эта может либо дополняться, либо видоизменяться.
К сожалению, отношения эти в юношеском возрасте порой становятся излишне напряженными, что ощутимо препятствует усвоению юношами и девушками эталонов, норм и ценностей прасемьи.
По-видимому, исходной характеристикой этих отношений выступает степень и характер наметившейся эмансипации юношества от родителей, которые вкупе и определяют возможности для осуществления педагогических влияний. Нельзя не отметить, что большинство современных родителей считают эту эмансипацию неизбежной и с появлением первых ее признаков либо бессильно опускают руки, либо начинают «бороться» за своих детей с помощью запретов.
Однако за известной динамикой отношений детей с родителями, хорошо описываемой формулой «обними покрепче — пусти — отстань», просматривается несколько большее, чем избитая мысль о детской неблагодарности, а именно: связанное с возрастом изменение функций отношений.
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители?
Во-первых — источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых — властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В-третьих — образцом и примером для подражания. Ну, а в-четвертых — другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве — вторая, в младшем школьном возрасте— третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая.
Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком.
Теперь о пресловутой эмансипации детей от родителей. Явление это сложное и многоаспектное, поскольку осуществляется как бы в четырех измерениях, в сумме и составляющих сущность взаимоотношений между людьми. Эмансипация может касаться эмоциональной их ипостаси (когда эмоциональные связи детей и родителей постепенно разрываются или вытесняются связями с другими — дружбой, любовью); быть когнитивной по сути (если между детьми и родителями с каждым днем возрастает стена непонимания); происходить в поведенческом аспекте взаимоотношений (когда родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своего сына или дочери) и, наконец, просто быть нормативной (если те нормы и ценности, на которые ориентируются родители, становятся чуждыми их детям).
Что же лежит в основе возникающего отчуждения?
Во-первых, реально существующее изменение позиций в отношениях с подросшими детьми.
Но во-вторых, что гораздо важнее, неумение взрослых учесть эти изменения и нежелание сделать свои взаимоотношения с юношами и девушками отвечающими этим изменениям.
Слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность и принуждение; пренебрежение равноправным характером взаимоотношений с юностью; отказ от создания благоприятного морально-психологического климата. Все то, что крайне пагубно скажется и на воспитании юношей и девушек, и на наших взаимоотношениях с ними, и, разумеется, на их подготовленности к семейной жизни.
В соответствии с одной из позиций родители окончательно убеждают себя в том, что власть над детьми дана «от бога» (на худой конец — от природы), и начинают деспотически навязывать юности свои мнения, суждения, оценки и решения по хорошо всем известному, но далеко не всегда приемлемому принципу «Делай, как я». Позиция эта чревата серьезными последствиями, ибо, встретив сопротивление со стороны взрослых детей, родители в конце концов могут прийти к убеждению, что юношеский стиль жизни, так не соответствующий привычкам, вкусам и убеждениям взрослых, безнравствен и злонамерен, и в своих попытках исправить дело дойдут до жесткой регламентации.
Вторая крайность состоит в том, что родители начинают (чем дальше, тем больше) попросту побаиваться быстро взрослеющих и стремительно умнеющих детей и постепенно капитулируют перед ними; стремятся «не отстать от молодежи»; боятся получить от нее упрек в консерватизме и обретают в награду (в лучшем случае) снисходительную улыбку нового поколения.
Обе позиции чреваты нарушением нормальных взаимоотношений (озлобленностью и неприятием старших в первом случае; скептически-снисходительным, а то и презрительным отношением к ним во втором) между поколениями, а заодно и потерей взрослой стороной авторитета в глазах юности. Кроме того, это самое нарушение взаимоотношений неизбежно выльется в серьезнейшие дефекты воспитания семьянина, поскольку даже в случае благоприятных «горизонтальных» взаимоотношений усвоение необходимых для нормальной семейной жизни представлений станет невозможным, ибо нормы, ценности и образцы семьи будут воспроизводиться по принципу «от противного».
Родителям необходимо пересмотреть взгляды на вопросы власти и авторитета во взаимоотношениях с взрослеющими детьми, а именно — снижение роли власти и повышение роли авторитета.
В целом, любой авторитет является общепринятым и заслуженным доверием, которым пользуется кто-то у других людей. Именно доверие и составляет основу подлинного авторитета.
Принято различать три вида авторитета. Так называемый формальный авторитет порождается социальной ролью человека, когда каждый из нас, выполняя определенную социальную функцию, обязательно вступает при этом во взаимодействие с другими. Подобной формой авторитета взрослые еще недавно были наделены с избытком, ибо он является естественным содержанием таких социально-ролевых взаимоотношений, как Взрослый — Дитя, Родитель — Ребенок, Учитель — Ученик, Тренер — Член секции.
Но с наступлением юности подобная авторитетность начинает уменьшаться прямо пропорционально накоплению младшими опыта и знаний, их стремительному продвижению по лестнице социализации.
И в связи с этим, право же, не стоит запаздывать с углублением и упрочением второго вида авторитета, более глубокого и действенного. А именно — функционального, опирающегося на эрудицию, компетенцию, опыт, знания и успешность в деятельности. Прежде всего этот авторитет нужен родителям и учителям, поскольку первые, по мнению некоторых юношей и девушек, «сильно отстают от жизни», а вторые «дальше своего предмета ничего не видят».
Лучше же всего для нас, взрослых (да и для юности тоже), было бы, если бы нам удалось овладеть третьим, высшим видом авторитета — личным. Ответ на вопрос, каким образом взрослые могут завоевать у юношей личный авторитет, может быть дан при анализе четырех его слагаемых.
Первое из них — это частота и качество контактов с другими. Личный авторитет человека тем выше, чем чаще и лучше он общается с окружающими его людьми, для которых он желает стать авторитетным. Но раз так, родителям (да и учителям тоже) следует присмотреться к себе и своим подопечным и максимально честно ответить на два непростых вопроса: достаточно ли часто мы с ними общаемся и можно ли считать это общение благоприятным? Не случилось ли так, что наши контакты стали весьма эпизодическими и — как это ни печально —в основном сводятся к внушениям, нотациям, дознаниям и наказаниям?
Второе слагаемое личного авторитета — это информированность о делах других. Увы, нельзя не посетовать на то, что мы, взрослые, очень мало знаем о делах и поступках юношей и девушек. Отчасти из-за естественной для этого возраста скрытности. Но более всего из-за нашей лености, невнимания к другим и нежелания хоть на время встать на их место или точку зрения, из-за самоубийственного комплекса эгоцентричности, избавиться от которого никогда не поздно, но всегда необходимо...
Третье слагаемое —это степень понимания и уровень решения вопросов личной жизни тех, у кого мы намерены заслужить авторитет. Значит, если мы пытаемся заслужить его у младших, то их личная жизнь никоим образом не должна проходить мимо нашего внимания — внимания благожелательного, терпеливого, добродушного, понимающего и, если можно так выразиться, равного, т. е. ни в коей степени не высокомерного или авторитарного.
И наконец, четвертое слагаемое — это наша активность в самосовершенствовании и совершенствовании окружающей действительности. Думать о том, что наши усилия по внедрению в жизнь «разумного, доброго и вечного» пренебрежительно не замечаются, а то и отвергаются юношами и девушками, есть глубочайшее заблуждение. Даже в критически-негативном своем состоянии они всегда восхищаются теми, кто самореализовался, кто воплотил и воплотился, гордятся такими людьми и берут с них пример...
Вот здесь-то и настала пора вернуться к вопросу о власти взрослых над юностью и разобраться в ее психологической подоплеке. В современной психологии подразделяют власть, которая может осуществляться во взаимодействии двух или более людей, на шесть типов.
Первый из них — это принуждающая власть, вытекающая из возможности наказания. Второй — власть вознаграждающая, следующая из возможности получения чего-то нужного и приятного. Третий тип получил название легитимной, или, иначе, узаконенной, власти — изначально естественно дарованной родителям и другим взрослым (помните про формальный авторитет?), но тающей в юношестве, как снежный ком под лучами весеннего солнца.Далее в этом перечислении мы пересечем незримый водораздел, отделяющий авторитарные, деспотические по сути типы власти от демократических, куда более человечных.
Итак, четвертый тип власти — это власть экспертная, основанная на несомненных, заверенных в высоких инстанциях знаниях в какой-то области (если хотите — власть диплома). Тип пятый — информационная власть, базирующаяся на наличии у ее носителя какой-либо нужной и важной информации (просим не путать: власть, основанная на фразах типа «Не сделаешь — всем расскажу о том, что...», является не информационной, а принуждающей; подлинно информационную власть легко можно увидеть в сложной ситуации, когда кто-то один лучше других знает, как из нее выйти). И наконец, шестой тип— власть референтная, целиком и полностью связанная с тем, что человека выбрали в качестве эталона и оттого всецело согласны поступать в соответствии с его указаниями, целесообразность которых сомнений, естественно, не вызывает.
А теперь остановимся и вместе поразмыслим: а какой тип власти можно и должно использовать во взаимоотношениях взрослых и юности? Что касается «можно», то в общем-то все, — вот только ускользающая легитимная власть вряд ли обеспечит нам успех во взаимодействиях с взрослеющими детьми; власть принуждающая разверзнет между нами пропасть антагонизма; а чересчур назойливое применение власти вознаграждающей в конце концов приведет к тому, что наши подопечные начнут использовать нас, взрослых, так же бездумно и эгоистично, как время и вещи... А вот информационная власть, существование которой в данном конкретном случае трудно оспорить (несмотря на нынешний информационный взрыв, наш опыт в жизненных вопросах неизмеримо выше юношеского), позволит нам не только сохранить, но даже и упрочить ускользающее влияние (конечно, если она не будет реализовываться в занудливых нотациях и констатациях прописных истин), так же как и власть экспертная, проявлять которую нам, правда, придется избирательно (мы не можем одновременно иметь дипломы по всем областям знаний). Идеальным же будет, если мы сможем заслужить референтную власть, стать не только советчиком, но и эталоном для подрастающего поколения.
Есть ли такая возможность у взрослых? Безусловно, да.
Юность крайне нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если она найдет его в своем ближайшем окружении— одном из родителей, учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать поиски «на стороне». Однако возможно это при наличии двух необходимых (и, к сожалению, не всегда достаточных) условий.
Первое — это наша способность быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие со стороны скептически настроенного подрастающего поколения.
Ну, а второе — это правильно выбранный стиль взаимоотношений с ними: следующий важный момент, на который учителю следует обратить внимание родителей.
Мы не случайно уделили столько внимания власти и авторитету взрослых.
По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений.
Как вы уже знаете, все их многообразие психологи делят на три основных — демократический, авторитарный и попустительский. При первом из них — демократическом — взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.
При втором — авторитарном — общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его «под настроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой «дистанции».
При последнем же стиле — попустительском—во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».
С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них (особенно в юношестве) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых — истиной в последней инстанции.
Следует отметить, что стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении — в первом случае и строгости и наказании — во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семейного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, па другом — зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.
Не правда ли, прослеживается интересная закономерность? Стиль взаимоотношений взрослых с детьми оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания — воспитания взаимоотношениями. Почему это происходит? Главным образом потому, что именно в общении со взрослыми юность более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет их психический склад и закапчивающие свое формирование свойства личности.
Обратимся теперь к анализу другой сферы семейных отношений — хозяйственно-бытовой, которая непосредственно формирует важнейшую совокупность брачно-семейных представлений юношей и девушек о правах и обязанностях супругов, распределением домашних дел и бюджета и тому подобных вопросах.
К сожалению, нельзя не посетовать на серьезное неблагополучие в этой области педагогики семейных отношений. И результаты исследований, и житейские наблюдения свидетельствуют о свойственных большинству семей неопределенности и ситуативности в выполнении домашних дел и полной бесплановости внутрисемейной экономики, негативно сказываются на формировании юношей и девушек как будущих семьянинов.
Эффективность семьи в подготовке юношей и девушек к семейной жизни во многом определяется положением, которое они в ней занимают, т. е. прежде всего наличием четкой определенности прав и обязанностей, участием в обсуждении семейных проблем и информированностью о внутри- и внесемейных проблемах. К сожалению, во многих семьях этого нет, и результатом подобного (осознанного или бессознательного) отстранения юношей и девушек от выполнения бытовых обязанностей и участия в обсуждении общесемейных дел и проблем обычно выступает их низкая включенность в семью, своеобразное отчуждение и отстранение от нее, проявляющиеся далее в потере семьей влияния на их поведение, помыслы и чувства. Социологические исследования показывают, что более половины городских школьников участвуют только в трех, не требующих особых знаний и умений видах домашних дел — покупке продуктов, уборке дома и мытье посуды. Приготовление пищи, починка одежды и бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе, проверка выполнения домашних заданий у младших — словом, все то, что реально способствует формированию сознательного отношения к семейной жизни, подготавливает к выполнению всего связанного с нею комплекса функций, для большинства из них остается «тайной за семью печатями».
Самое же, пожалуй, парадоксальное заключается в том, что ученики десятых –одиннадцатых классов — без пяти минут семьянины — имеют меньше домашних обязанностей, чем лишь эпизодически задумывающиеся о браке и семье семи-девятиклассники!
Что же касается участия детей в жизни семьи, то здесь иначе как вопиющими нельзя назвать результаты опроса московских работниц, из которого следует, что только в 1 проценте семей дети принимали участие в решении вопросов о текущих расходах, в 9 процентах— о покупке дорогостоящих вещей, в 13 процентах — о летнем отдыхе и в 8 процентах — о досуге!
Кто несет за это ответственность? В большинстве случаев— сами родители. Нет, они вовсе не отказываются от мысли о привлечении детей к выполнению домашних дел (только 8 процентов опрошенных в Москве считают основной обязанностью детей учебу, в связи с чем, по их мнению, детей нужно освобождать от бытовых хлопот). Однако, находя участие своих детей в хозяйственно-бытовой сфере важным и нужным, современные родители не ищут времени, сил и возможностей на серьезное включение юношей и девушек в материальную и экономическую жизнь семьи. Впрочем, дело здесь не столько в силах, сколько в желании, Отметим в связи с этим, что то, что в подобном воспитании мы готовим юношей и девушек к выполнению своих ролей в будущей семье, обусловливает необходимость их ориентации на сбалансированное, посильно-равное распределение бытовых обязанностей между мужем и женой. Между тем 40 процентов мальчиков и 24 процента девочек из опрошенных социологами считали, что домашнюю работу можно разделить на мужскую и женскую. Однако значение подлинно справедливого (т. е. не примитивно-равного, а учитывающего интересы, склонности, возможности, способности, навыки и умения каждого члена семейного союза) распределения обязанностей давно уже доказано, вследствие чего работа по формированию семьянинов обязана включать и этот важный момент. Исходное здесь — выработка комплекса навыков, позволяющих не только девушкам, но и обязательно юношам также быть готовыми к выполнению максимально широкого круга семейных дел. Проблема эта тем более актуальна, что, по данным социологов, среди девятиклассников московских школ 47 процентов мальчиков и 19 процентов девочек не умеют чинить одежду, а соответственно 20 и 19 процентов — готовить.
Укажем также, что, направляя родителей на «хозяйственно-бытовое» воспитание юношей и девушек, учителю следует ориентировать их и на выполнение некоторых обязательных правил.
Привлечение детей к семейному труду следует осуществлять не через временные, ломающие своей стихийностью их собственные замыслы и намерения, поручения, а через постоянные обязанности, которые, наоборот, будут способствовать развитию навыков разумного планирования своего времени, обязательного, точного и тщательного учета склонностей и интересов детей.
Следует принимать во внимание их возрастные особенности, что предполагает возможность взглянуть на поручаемое дело детскими глазами («А под силу ли оно?»). И, конечно же, необходимо постепенное — без рывков и шараханий — и тщательное обучение выполнению тех действий, которые отныне вменяются в их обязанности.
Однако хотелось бы подчеркнуть, что подготовка к семейной жизни отнюдь не должна сводиться к обучению преимущественно хозяйственным знаниям и навыкам. Едва ли не главное здесь заключается в ознакомлении юношей и девушек (и соответствующей их подготовке) с теми психологическими трудностями, которые неизбежны в семье. Конечно, подготовка к этим трудностям может осуществиться и стихийно — как результат осмысления неудачного опыта первых браков (известно же, что стабильность повторных браков несколько выше, чем первых, что обычно и объясняется более ответственным к ним отношением). Однако будет куда лучше, если она явится результатом целенаправленной работы с представителями вступающего в жизнь поколения. Жаждущую «урагана чувств» юность следует в семейных вопросах ориентировать не только на любовь, но и на ответственность — за себя, за другого, за будущих детей и, конечно же, за выполнение связанных с браком и семьей социальных функций.
В заключение остановимся на одном важном моменте в педагогике семейных отношений — на роли отца в семье. Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребенка увеличивается. В частности, в школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики подростка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребенка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах. (Примеры жизненных ситуаций.)
2.3 Диагностика детско-родительских отношений (приложение 3).
Методика, которую мы предложили старшеклассникам, направлена на изучение степени удовлетворенности юношей и девушек жизнью в своей семье. Не очень высокие результаты, полученные у большинства старшеклассников, могут свидетельствовать о низкой мотивировке на брак, это еще раз заставляет нас задуматься о наших взаимоотношениях с подростками.
Итак, Вы окружаете свое чадо любовью и заботой, стараетесь создать все условия для его гармоничного развития. Но иногда интересы родителей и ребенка не совпадают, и возникает непонимание. Почему так случается?
Чтобы ответ прозвучал убедительно, предлагаем вам с помощью нашего теста вспомнить свое собственное детство. Подумайте, происходили ли с вами описанные ситуации, когда вы были ребенком? Если согласны с утверждением, подчеркните «Да». Если в вашей жизни не было подобных случаев, подчеркните «Нет». Если трудно вспомнить, как было на самом деле, представьте себе наиболее вероятное положение дел.
1. Я всегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу
2. Меня в детстве стригли, не спросив на то моего желания
3. Даже в детстве я был уверен, что без меня никто не трогает мои игрушки
4. Я раздражался, если во время стирки мама вытряхивала мои вещи из карманов
5. Меня никогда не заставляли есть насильно, как других детей
6. Я часто огорчался, когда родители наводили порядок в моих вещах
7. Родители обычно меня спрашивали, что я предпочел бы поесть на завтрак, обед или ужин.
8. У меня всегда было место (стол, сундучок, коробка), где я мог спрятать дорогие мне предметы
9. Мне не нравилось, если без разрешения брали мою чашку, расческу или другие личные вещи
10. Случалось, я обижался, когда взрослые начинали серьезный разговор и выставляли меня в другую комнату
11. Мне не нравилась семейная традиция донашивать хорошие вещи, доставшиеся от других детей
12. Взрослые почему-то считали, что могут войти в ванную или туалет, когда там ребенок, и не разрешали закрывать дверь на замок
13. Когда была приготовлена вкусная еда, взрослые считали необходимым накормить меня ею, даже преодолевая мое сопротивление
14. Я переживал оттого, что взрослые ошибочно думали, будто в детстве любую вещь можно заменить другой
15. Меня раздражало, если в моей комнате наводили порядок
16. Мне не нравилось, что взрослые ходят через ту комнату, где я играю с друзьями
17. В детстве казалось, что маленьких детей везде ждут огорчения: даже надевая шапку или завязывая шарф, взрослые умудрялись зацепить за ухо или вырвать волосы
18. Мне не нравилось, когда взрослые в детстве старались меня пощекотать или ущипнуть
19. В нашей семье считалось важным тратить деньги не только на самое необходимое, но и на то, чего очень хочется ребенку (дорогие книги и приборы - бинокль, словарь, - без которых можно было обойтись)
20. Я не любил, когда во время моих занятий кто-то из близких стоял у меня за спиной и смотрел мне через плечо
Если вы набрали меньше 13 баллов
Вам хорошо понятно, что это значит, когда кто-то, пусть даже очень близкий, нарушает границы вашего личного пространства. Человек испытывает потребность иметь собственную «суверенную территорию» уже в очень раннем возрасте! И в физическом, и в психологическом плане. Взрослые часто недооценивают потребность ребенка побыть наедине с самим собой, иметь собственные предпочтения в одежде, еде, играх, друзьях. Им кажется, что дети слишком малы, чтобы испытывать настоящие чувства, слишком мало знают, чтобы выбирать, слишком «неразумны», чтобы иметь право голоса, и, наконец, слишком «незрелы», чтобы понимать, что происходит вокруг. Отвечая на тест, вы, наверное, вспомнили, как это обидно, когда тебя не принимают всерьез! В такие моменты ребенок получает сигнал о том, кто же он - любимая игрушка или человек, заслуживающий, чтобы его слушали и слышали. В подростковом возрасте, когда потребность ощутить себя полноценным человеком возрастает, нарушение родителями границ личного пространства, пусть даже из лучших побуждений, может испортить отношения в семье.
Если вы набрали больше 13 баллов
Вам в детстве повезло, взрослые были достаточно тактичны и с уважением относились к вам как к личности. Однако.. . это еще не значит, что повезло вашим детям. Присмотритесь, может ли ваш ребенок украсить свою комнату по своему вкусу, спокойно ли вы относитесь к тому, что его интересы и предпочтения отличаются от ваших, за кем остается последнее слово в спорах, следуете ли вы когда-нибудь советам своего ребенка и т.д. и т.п. Нередко оказывается, что родители воспринимают ребенка лишь как свое продолжение, часть самих себя, одобряют то, что соответствует их ожиданиям, и не приемлют то, что кажется им чуждым. Между тем, как бы ни был прекрасен пример родителей, каждый человек, особенно в наше время, хочет иметь свое собственное Я. Только такой человек ощущает полноту своего существования, способен к осмысленному выбору и, наконец, в состоянии разумно, без истерического сопротивления и слепого протеста, учиться у родителей тому, что может пригодиться ему в дальнейшей жизни. Как ни парадоксально, но пока вы не научитесь слышать своего ребенка, он не сможет услышать и вас, ведь борьба за свое Я отнимает у него все силы.
2.5 Содержание информационного блока 2 (приложение 4).
Итак, влияние семьи в подростковом возрасте постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Особенно большие сдвиги происходят в характере сексуального поведения и ценностей подростков. Во второй половине XX в. практически во всем мире произошло снижение возраста сексуального дебюта. Хотя раннее начало сексуальной жизни и сегодня часто сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, последствия этого зависят как от социальных условий, так и от индивидуальных, личных особенностей подростка.
Убедившись в неэффективности внешнего контроля за подростковой сексуальностью, педагоги и психологи возложили надежды на сексуальное просвещение. Вначале некоторые думали, что с этим справится родительская семья, но надежды не оправдались.
Даже в первобытных обществах, где функции четко распределены, подготовкой подростков к половой жизни занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, специально облеченный этими обязанностями.
Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором неловко чувствуют себя и родители, и дети.
Хотя в современном обществе семейный разговор на сексуальные темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше, сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.
По данным последнего опроса 15 - 17-летних , почти половина из них (и 56 процентов из тех, кто уже расстался с девственностью) никогда не обсуждали своих сексуальных решений с родителями.
Родители 37 процентов сексуально активных подростков даже не подозревают об этой стороне жизни своих детей. 20 процентов родителей узнали об этом случайно, со стороны. 28 процентов опрошенных подростков сообщили родителям о своем сексуальном дебюте постфактум. До своего сексуального дебюта говорили с родителями о сексе только 11 процентов опрошенных.
Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но сексуального образования она не дает. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, а прежде всего школа, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении.
Предпринимаемые в этом направлении усилия дают положительные плоды, особенно в том, что касается уменьшения количества абортов и профилактики ИППП и ВИЧ-инфекции. Всемирная организация здравоохранения проанализировала, как влияют на поведение школьников разные действующие программы сексуального просвещения. Оказалось, что ни одна из них не способствует ускорению начала сексуальной жизни учащихся: школьный курс либо отсрочивает начало половой жизни, либо делает ее более упорядоченной. Сексуально активные школьники, прошедшие соответствующий курс, ведут себя менее рискованно, чем их хуже образованные сверстники, что подтвердили результаты опроса среди 1600 школьников 10 - 11-х классов из 41 школы. Хотя сексуальная активность провинциальных подростков несколько ниже, чем в столицах, в 16 - 17 лет она быстро нарастает. А знаний о безопасном сексе у них нет. Только 15 процентов матерей и 4 процента отцов говорили с детьми на сексуальные темы.
Школу как важный источник сексуальной информации назвали только 7 процентов опрошенных. Большую часть информации о сексуальной жизни подростки получают из книг и журналов (53 процента), телевидения и радио (38 процентов), от друзей (33 процента) и от собственных любовников (35 процентов). Информация эта несистематична и во многом недостоверна (на российском телевидении нет ни одной просветительской программы).
Это сказывается на сексуальном поведении подростков. 42 процента девушек не пользовались при первом сношении никакой контрацепцией, а 13 процентов пользовались самым ненадежным методом (прерванное сношение). Гормональными пилюлями при первом сношении пользовались только 2,2 процента, а при последнем - 6,4 процента опрошенных сексуально искушенных девушек. Для сравнения: среди опрошенных в 1998 г. немецких подростков не воспользовались контрацепцией при первом сношении только 11 процентов девочек!
По справедливому замечанию Эверта Кеттинга, сексуальное поведение российских подростков принадлежит к XXI в., а их сексуальное сознание и знания остаются на уровне середины 1950-х годов. Продолжение нынешней сексуальной политики (точнее - заменяющей ее антисексуальной истерии) в сочетании с другими неблагоприятными условиями (низкий уровень жизни, низкая рождаемость, высокая детская смертность, низкая культура здоровья и особенно традиционная нечувствительность россиян к факторам социального и личного риска) увеличивают вероятность физического вымирания и деградации страны.
2.7 Содержание информационного блока 3 (приложение 5).
Мы уже говорили, что самоопределение подростка начинается со стремления отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей. Это начало психологического отделения от семьи. Несмотря на пугающие тенденции, такое стремление — нормальный период взросления. Без такого сложного и, в общем-то,по-настоящему опасного периода невозможно становление ни одного человека. Родители должны быть готовы к нему и научиться отделять стремление к собственному спокойствию от истинной помощи взрослого друга, который позволяет подростку рисковать, но всегда рядом и всегда может остановить (когда степень риска грозит не простым «набиванием шишек», а серьезными жизненными последствиями) и помочь выйти из сложной ситуации. В этом состоит истинная поддержка родителей.
Коротко опишем этапы психологического отделения подростка от родительской семьи.
1 -й этап. У подростка возникает конфликт между существующей зависимостью от семьи и стремлением к автономии. Его ожидания в отношении родителей противоречивы. С одной стороны, он сопротивляется прежним проявлениям заботы и ласки, а с другой —хочет, чтобы его баловали. Поведение его тоже противоречиво. То он груб, упрям и непослушен, то требует внимания, ластится к маме, по-детски капризничает, плачет; то смотрит детские «мультики», то высказывает глубокие, серьезные суждения по различным вопросам. Любое ужесточение требований и запреты вызывают эмоциональные взрывы. Попытки «отпустить вожжи» вызывают упреки в равнодушии.
2-й этап. Подросток все больше старается доказать родителям и самому себе собственную независимость. Он критикует все, что делается и говорится родителями и другими авторитетными взрослыми. Чем больше родители стараются влиять на своего ребенка, тем больше он сопротивляется этому. Этот период будет длиться до тех пор, пока родители не признают факт взросления подростка.
3-й этап. Когда подросток почувствует, что родители признали его право на независимые суждения, решения и поступки, и начнет ощущать вокруг себя свободное пространство, он может переживать вместо радости свободы одиночество, страх потери любви родителей, может возникать чувство вины перед ними, сменяющееся раздражением и даже гневом, после проявления которого наступает угнетение, депрессия. Этот этап переживается легче, если родители гордятся взрослеющим ребенком и радуются его достижениям, поддерживают его в трудные периоды.
4-й этап. Постепенно бурные эмоциональные проявления отступают, и подросток меняет отношение к своим родителям (разумеется, если родители своим поведением не затормаживают процесс взросления подростка). Он уже чувствует достаточное внутреннее обособление и теперь рассматривает родительскую семью немного со стороны. Если родители помогают ему в этом, он устанавливает близкие отношения с семьей уже на новом уровне.
Приложение 6 . Дополнительный материал к практической части тренинга -
Упражнение: «Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь»
Если родители испытывают трудности с сыном или дочерью, то, весьма вероятно, нужно выбрать одно из двух утверждений (а может быть, и то и другое):
1. Родители определенно не справляются со своей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
2. Родители берут на себя ответственность руководить жизнью ребенка, что является уже не их заботой, но прямой обязанностью самого ребенка.
Нужно взять бумагу и карандаш и составить по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит родителей в поведении ребенка. Можно включить в него восемь, девять и даже больше пунктов.
Например:
- Поздно ложится спать.
- Лжет.
- Не убирает за собой (с доски для нарезки хлеба не смахивает крошек), оставляет грязную посуду,
- Не кормит своих домашних животных, не убирает за ними.
- Берет без спроса вещи родителей.
- Одевается неряшливо и т.д.
Теперь, когда список готов, еще раз надо просмотреть его и выбрать все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на родителей. Этот перечень можно назвать перечнем событий жизни ребенка, например: поздно ложится спать.
Родители часто испытывают озабоченность по этому поводу, ибо ребенку необходим отдых, чтобы вовремя встать утром и быть бодрым в детском саду или школе. Конечно, если дети поздно ложатся спать, то на следующий день у них слипаются глаза, появляется вялость и сонливость - все это неблагоприятные последствия для жизни ребенка, и совершенно ясно, что они влияют на жизнь родителей.
Помещая этот пункт в перечень событий жизни ребенка, надо учесть следующие его аспекты, которые влияют и на жизнь родителей:
- Ворчливый и раздражительный на следующий день, когда он недоспал.
- Не дает взрослым побыть наедине, нет покоя вечером и ночью.
- Требует, чтобы его разбудили на
следующее утро.
Желательно, чтобы в отношении перечня пунктов событий
жизни ребенка было предпринято следующее. Во-первых, надо отказаться от ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработать установки - ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях, надо дать ему понять и почувствовать это доверие со стороны взрослых.
Можно обнаружить, что выполнить данные инструкции довольно легко, и если на самом деле так произойдет, то уже одно это может привести к заметным изменениям проблем, существующих в отношениях родителей с сыном или дочерью.
Однако многие родители находят этот шаг чрезвычайно трудным. Тогда надо проделать рекомендуемое действие медленно, в своем темпе.
Вот как следует действовать, чтобы освободиться от этих пунктов и научиться доверять ребенку.
Сначала надо выбрать из перечня самый значительный пункт, ответственность за который можно без особого труда передать ребенку. Затем первоначально в воображении следует попрактиковаться несколько минут передаче в такого рода ответственности ребенку. Затем несколько раз проделайте в воображении следующие действия.
Представить, что ребенок совершает конкретный поступок. Как только родители почувствуют прежний, знакомый эмоциональный толчок - смесь беспокойства, гнева и беспомощности, надо сказать себе примерно следующее: «Я должен что-то сделать, но из того, что я могу предпринять, нет ничего, что было бы эффективным». После этого надо представить, что за свое поведение ответственен ребенок, а не родители. В таком случае они сразу почувствуют ощущение облегчения и свободы как от сброшенного со спины груза.
В этом состоянии облегчения и свободы желательно проявить интерес, любопытство к тому, как должен теперь вести себя ребенок, уже без родительского ощущения ответственности за него. Словом, можно с удовольствием ожидать разного рода проявления, например, он делает то, что относится к перечню событий его жизни. Можно заметить, что подросток сможет успешно разрешить возникшую проблему.
Затем надо отрепетировать обращение к сыну или дочери, в котором как бы передается ему или ей ответственность за данный пункт перечня.
Это обращение из уст матери может звучать примерно так: «Я беспокоилась и сердилась по поводу того, что в прошлый раз ты не пошел спать в десять часов, и пыталась заставить тебя. Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступила глупо. Я не могу заставить тебя сделать это, и, кроме того, все это действительно твое дело, так как влияет прежде всего на твою жизнь. Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения относительно того, когда идти спать. С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, это будет для тебя правильным. Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое дело».
Можно заметить: в этом обращении всего шесть предложений, в каждом из них подлежащим является местоимение «я», в обращении нет вопросительных предложений. Такого рода предложения называют «Я-высказываниями». Нужно как можно точнее придерживаться следующего: высказывать только то, что чувствует или собирается делать родитель, и не говорить сыну или дочери, что он или она может или должен (на) делать. Сформулировать это надо в виде «Я-высказывания» по возможности кратко, и не задавая вопросов (таких, как «Почему ты не хочешь ходить в школу?», «Хочешь я поговорю вместо тебя с твоим учителем?», «Ты ходил сегодня в школу?» и т.д.).
Далее нужно отрепетировать краткое высказывание в отношении тех аспектов, которые продолжают беспокоить. Например: « Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела; в то же время есть кое-что, чего я хочу. А хочу я, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца».
Обратите внимание на то, что и это обращение является очень лаконичным и целиком состоит из «Я-высказываний». В нем говорится о том, что чувствует, чего хочет, что собирается делать родитель. При этом надо быть точным и лаконичным в высказываниях.
Следует попрактиковаться в таких обращениях, пока не будет ясно, что оно больше не затрудняет. После этого можно отправляться к сыну или дочери, прямо и открыто заявить ему или ей, что принято определенное решение в отношении конкретной проблемы, и сформулировать это решение.
Затем на протяжении следующих нескольких дней или недель аналогичным способом надо передать ему или ей ответственность за остальные пункты из перечня событий жизни ребенка.
Реакция сына или дочери на все это может оказаться довольно неожиданной. Дети могут реагировать весьма по-разному: от радости до вспышек раздражения, от обвинений («Ты не заботишься обо мне!») до отсутствия какой-либо заметной реакции. Надо спокойно выслушать ребенка (что бы он ни говорил и ни делал в ответ на родительское обращение) и мягко повторить, что это именно то, что нужно сделать. При этом необходимо сконцентрировать внимание не столько на реакции ребенка, сколько на намерении родителя придерживаться «Я-высказываний», не задавать вопросов, говорить коротко.
Надо сказать, что и родители обнаруживают целый спектр реакций в ответ на саму идею того, что здесь предлагается. Некоторые из них испытывают немедленное облегчение. Многие скептически возражают: «Вы что же, считаете, что надо перестать присматривать за детьми - и только?», «Просто бросить ребенка на произвол судьбы?* Некоторые выражают озабоченность в связи с тем, что утрачивают ответственность за поведение ребенка: «Это же означает, что я должен (на) отказаться от своей обязанности быть воспитателем». Или: «Я отвечаю за своего ребенка!» Иногда родители говорят примерно следующее: «Если я сделаю все это, то ребенок возьмет надо мной верх». Все эти реакции естественны и понятны; они вытекают из чистосердечного стремления родителей сделать максимум возможного в деле воспитания.
Безотносительно к тому, насколько радостно, сердито или угрюмо прореагирует ребенок на заявление родителей и насколько тяжело или, напротив, легко взрослый проделает все это, первый шаг к разрешению проблемы сделан.
Приложение 7. к части 3.1. Упражнение на саморефлексию.
Мы можем помочь себе, а возможно, и своим детям, если вовремя зададим себе несколько вопросов:
1.Я подарила жизнь своему ребенку
или я подарила жизнь своего ребенка себе?
2. Я хочу, чтобы мой ребенок (заметьте, взрослый ребенок) стал ответственным и самостоятельным, даже если это доставляет мне беспокойство,
или я хочу только своего покоя, даже если для этого сделаю своего ребенка безответственным и беспомощным?
3.Я действительно уважаю своего ребенка и считаю, что он способен справляться со своими проблемами,
или я считаю, что он настолько хуже, глупее, слабее меняв его возрасте, что только я могла и сейчас могу справляться с проблемами — своими и чужими?
4.Я готова принять право моего ребенка на ошибки и не осуждать его, а лишь помочь разобраться в них, если он меня об этом попросит,
или я требую от своего ребенка божественной безупречности, оставляя право на ошибки лишь за собой?
5.Я хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, даже если это не соответствует моим представлениям о счастье,
или я хочу, чтобы его жизнь соответствовала моим представлениям о том, какой она должна быть, даже если при этом ребенок будет несчастлив?
И если вы ответили утвердительно на первые половины вопросов, вероятно, вам придется пережить немало волнений и тревог, пока ваши дети «встают на ноги». Но зато вы с полным правом сможете сказать:
«Я подарила жизнь моему ребенку,
и я подарила ребенка жизни ».
И заметьте, за подарки не требуют компенсации!
Приложение 8 к части 3.3.
Упражнение «Лед и пламень»
|
|||||||
№ п/п |
Эмоциональные характеристики человека, которые делают его в семье подарком для всех.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В итоге работы перед глазами возникает эмоциональная карта семьи с ее островками спокойствия и нестабильными зонами. Полезно продолжить работу и после занятий, расспросив домашних о том, какие оценки они поставили бы вам и сами себе. Насколько близки ваши оценки к самооценке близких, а так же их мнение о вас к вашей самооценке.
№ п/п |
Эмоции прямо противоположные, тем, которые несут угрозу для семейного мира и спокойствия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 9 к части 3.4 Упражнение «Язык принятия» и «язык непринятия»
|
||
Фраза ребенка |
Ответ на «языке непринятия» |
Ответ на «языке принятия» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.