Урок по математике в 5В классе
«Решение задач с помощью уравнений»
(c использованием критериального оценивания)
Методическая проблема
Формирование компетенции математической грамотности «умения распознавать проявления математических понятий, объектов» в рамках изучения темы «Углы. Измерение углов».
Цель урока: создание условий для осознанного и уверенного владения навыком составления уравнений при решении текстовых задач.
Образовательные задачи урока:
- учить решать задачи на вычисление углов;
- учить анализировать условие задачи на предмет соответствия действительности.
Развивающие задачи урока:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
- развивать умение самооценивания и оценивания одноклассников;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение сотрудничать при решении учебных задач.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать культуру умственного труда;
- воспитывать культуру коллективной работы;
- воспитывать упорство в достижении цели.
Тип урока – урок закрепления.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Актуальность поставленной цели
При решении геометрических задач пятиклассники испытывают затруднения при использовании рисунка для решения задачи, часто не могут в тексте задачи выделить те условия, которые связывают величины углов, а также условие, на основании которого возможно решение. Данный урок в значительной мере способствует решению этой проблемы.
Место урока в тематическом планировании
В соответствии новыми федеральными государственными стандартами изучается тема «Углы. Измерение углов». На ее изучение отводится 5 часов. Это заключительный урок по данной теме.
Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения
На уроке созданы условия для реализации основных принципов личностно-ориентированного обучения. Это выражено в следующем:
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов решения задачи без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- стимулирование учащихся к оцениванию своей работы и работы одноклассников;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание ситуации выбора и успеха;
- создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся;
- создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Результат деятельности учащихся
Результатом деятельности учащихся на уроке является понимание сути решения задач на нахождение углов, осознанный и вдумчивый подход к анализу условий задач и отбору этих условий для связи между величинами, а также умение оценивать ответы одноклассников, понимать критерии оценивания своих ответов. Своеобразным «продуктом» деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.
Доброе утро. Приготовились и начинаем урок.
2. Мотивация урока.
Цель: формирование и повышение учебной мотивации.
Ребята, на уроках истории вы изучаете древние цивилизации. И из тех древних времен к нам пришла притча.
Так и мы сегодня отправляемся работать.
3. Устная работа.
Цель:
- подготовить учащихся к деятельности на основном этапе урока;
- развивать логическое мышление, умения обобщать, классифицировать, строить умозаключения;
- развивать умение взаимооценки по известным критериям оценивания.
Ребята, я напоминаю вам про критерии оценивания устной речи, они все у вас есть.
Критерий соответствия высказывания по теме; критерий полного ответа; критерий грамотности речи; критерий использования предметной терминологии.
Внимательно слушаем все ответы и оцениваем работу друг друга.
Задание 1. Какое слово лишнее? Почему?
А) Фигура, луч, точка, градус, прямая.
Б) Прямой, смежный, тупой, угол, развернутый, острый.
Задание 2.
Чьи ответы вам понравились? Почему?
Работа в парах «учитель – ученик».
Задание 1. Сначала ребята первого варианта являются учениками и рассказывают, как с помощью транспортира построить угол определенной величины своему соседу по парте – учителю. Затем меняемся ролями, и ученик объясняет, как измерить данный угол. При оценивании используем наши критерии оценивания устной речи.
Задание 2. А теперь, сначала вы все ученики. Задание: измерить углы на своем листе (1вариант – 1 строчка, 2 вариант – 2 строчка), потом вы все учителя: проверить выполненную работу.
Но для проверки нам необходимо составить предметные критерии для оценивания работы:
Критерии оценивания записываются на доске:
1) точно измерить величину угла;
2) обозначить угол;
3) правильно записать название угла, его градусную меру и вид.
Ребята, кто готов объяснить отметку, которую он поставил однокласснику?
А продолжим работу, используя слова известного учёного Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Но еще мне очень нравятся слова британского педагога, философа Джонни Локка: «Правильно мыслить более ценно, чем многое знать. Сегодня на уроке мы с вами, как обычно, будем учиться рассуждать, мыслить, слышать друг друга.
4. Постановка целей урока.
Цель: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся.
Ребята, как вы думаете в как еще можно использовать наши знания по теме углы? Сегодня мы с вами продолжим решать задачи.
Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока «Решение задач, связанных с углами».
Значит, сегодня на уроке перед нами стоят следующие задачи.
С помощью учеников учитель формулирует задачи урока. Вот возможные варианты.
- Учиться решать задачи.
- Учиться составлять чертежи по условию задачи.
5. Закрепление решения задач.
Цель:
- вырабатывать навык анализа условия задачи на необходимость и достаточность данных для решения;
- развивать творческие способности школьников.
Задание 1. (фронтальная работа)
Задание 2. Решение задачи у доски, самооценивание.
Задание 3. Решите задачи у доски, оценивание одноклассниками.
Но прежде приступить к решению второй задачи, давайте подумаем, чем отличаются представленные задачи? (нет рисунка). Значит, прежде чем приступать к решению задачи нам необходимо построить чертеж.
Давайте придумаем критерии, по которым мы будем оценивать построение рисунка.
Записываются на доске:
1) чертеж построен по условиям задачи, соблюдая вид угло;
2) записаны все точки и обозначения;
3) отмечены известные величины углов;
4) определено, что необходимо найти.
6. Физкультминутка.
Цель: предупреждение нарушений осанки, профилактика усталости.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать творческие способности учащихся.
Задание 1. Решить задачу. Самооценка ответа.
9. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Цель: способствовать формированию умения анализировать собственную деятельность по достижению поставленной цели.
Оцените свою работу сегодня на уроке.
Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).
Вам для этого помогут слова:
Я узнал…
Я почувствовал…
Я увидел…
Я сначала испугался, а потом…
Я заметил, что …
Я сейчас слушаю и думаю…
Мне интересно следить за…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.